Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БЕЗОТКАЗНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР'

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОТКАЗНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ПРОКАЧИВАЕМОСТЬ / ФИЛЬТРЫ / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ФОРСУНОЧНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ / ФОРСУНКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Квашнин А.Б., Новицкая А.С.

В статье рассмотрены вопросы применения специальной техники МЧС России в условиях отрицательных температур с позиции низкотемпературной прокачиваемости топлива в топливных системах объектов техники. Рассмотрено влияние форсуночного подогревателя объектов специальной техники МЧС России на безотказность эксплуатации при отрицательных температурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Квашнин А.Б., Новицкая А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TROUBLE-FREE OPERATION SPECIAL EQUIPMENT OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA IN CONDITIONS OF NEGATIVE TEMPERATURES

The article discusses the use of special equipment of the Ministry of Emergency Situations of Russia in conditions of negative temperatures from the perspective of low-temperature pumping of fuel in the fuel systems of equipment facilities. The influence of the nozzle heater of objects of special equipment of the Ministry of Emergency Situations of Russia on the reliability of operation at negative temperatures is considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БЕЗОТКАЗНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР»

УДК 62

Квашнин А.Б.

канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ Новицкая А.С. младший научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОТКАЗНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы применения специальной техники МЧС России в условиях отрицательных температур с позиции низкотемпературной прокачиваемости топлива в топливных системах объектов техники. Рассмотрено влияние форсуночного подогревателя объектов специальной техники МЧС России на безотказность эксплуатации при отрицательных температурах.

Ключевые слова

Низкотемпературная прокачиваемость, фильтры, дизельное топливо, форсуночный подогреватель, форсунка.

Kvashnin A.B.

Candidate of Technical Sciences FSBI VNII GOChS (FC), Moscow, Russia Novitskaya A.S.

Junior Researcher FSBI VNII GOChS( FC),

Moscow, Russia

FEATURES OF TROUBLE-FREE OPERATION SPECIAL EQUIPMENT OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA IN CONDITIONS OF NEGATIVE TEMPERATURES

Annotation

The article discusses the use of special equipment of the Ministry of Emergency Situations of Russia in conditions of negative temperatures from the perspective of low-temperature pumping of fuel in the fuel systems of equipment facilities. The influence of the nozzle heater of objects of special equipment of the Ministry of Emergency Situations of Russia on the reliability of operation at negative temperatures is considered.

Keywords

Low-temperature pumpability, filters, diesel fuel, nozzle preheater, nozzle.

Для обеспечения готовности специальной техники МЧС России (СТ) в условиях отрицательных температур необходимо, чтобы применяемые топлива прокачивались в топливных системах в диапазоне от минус 5 °С окружающего воздуха и ниже. Согласно [1] СТ МЧС России хранится и в зимний, и в летний период, заправленная зимним дизельным топливом, а в районах с особо холодным климатом -арктическим дизельным топливом.

На СТ для быстрого запуска силовой установки используется форсуночный подогреватель. В связи с

этим актуальной задачей является изучение влияния качества дизельного топлива на работоспособность систем пуска СТ.

Форсуночные подогреватели устанавливаются в моторно-трансмиссионном отделении техники. Подогреватель обеспечивает прогрев теплоносителем картера двигателя и подогрев моторного масла в двигателе. Нагрев теплоносителя осуществляется в котле подогревателя за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива, забираемого из одного из топливных баков [2].

В работе [3] представлены результаты испытаний форсуночных подогревателей БТТ, которые проводились в два этапа:

- в холодильной камере, при температурах минус 40 °С, 30 °С, 20 °С;

- последующая эксплуатация при температуре, установившейся в системе охлаждения к началу испытания.

На первом этапе оценивались: эффективность работы подогревателей при подготовке двигателей к запуску, надежность и удобство пользования подогревателями, безопасность в пожарном отношении, расход горючего.

В ходе эксплуатации СТ оценивались: надежность работы подогревателей, удобство пользования и их пожарная безопасность, влияние системы подогрева на нормальную работу систем охлаждения и смазки при работе двигателя, степень нагарообразования в котлах подогревателей и периодичность очистки их от нагара, возможность очистки котлов подогревателей от нагара без демонтажа, надежность и прочность монтажа системы подогрева при движении танка, расход топлива.

Испытания проводились на топливной смеси, состоящей из 75 % керосина для автотракторной техники и 25 % зимнего дизельного топлива. В конструкции подогревателей были предусмотрены фильтры тонкой очистки.

В ходе испытаний установлено, что подогреватели работают ненадежно. Надежность форсуночного подогревателя зависит от безотказности его элементов [3]:

- форсунки;

- системы питания;

- спирали свечи накаливания.

Вероятнее всего, выход из строя форсунки происходит из-за закупоривания сопла механическими примесями и выкристаллизовавшимися парафинами дизельного топлива. Механические примеси могут присутствовать в топливе из-за отсутствия фильтра тонкой очистки в системе подогрева испытуемой техники.

Проанализировав имеющиеся исследования и работы по форсуночному подогревателю, можно сделать выводы:

- исследовательских работ по изучению недостатков работы подогревателей практически не ведется;

- использование форсуночного подогревателя в СТ для работы двигателя на дизельных топливах с депрессорными присадками невозможно;

- форсуночные подогреватели имеют конструктивные недостатки.

Конструкции подогревателей техники, на которой проведены испытания в работе [3], и современной отличаются незначительно. Главные изменения, внедренные за время эксплуатации форсуночных подогревателей, состоят в следующем [2]:

- форсунка подогревателя снабжена фильтром тонкой очистки;

- изменен материал спирали свечи накаливания;

- отвод отработанных газов из подогревателя осуществляется через днище машины;

- обеспечено полное сгорание топлива в камере сгорания котла.

Форсуночный подогреватель СТ является критическим элементом для запуска двигателя. Основное

предназначение форсуночного подогревателя - запустить двигатель при температуре окружающего воздуха ниже температуры холодного пуска моторного масла двигателей СТ. Только с началом работы подогревателя запускается двигатель, и начинают работать все системы силовой установки СТ, в том числе, и топливная система. Нередко для сокращения времени запуска СТ, предотвращения износа двигателя форсуночный подогреватель включают и при температурах выше температуры холодного пуска моторного масла двигателей СТ. Это приводит к сокращению периода эксплуатации форсуночных подогревателей, преждевременному выходу из строя деталей и узлов подогревателя.

Одной из основных причин выхода из строя форсуночных подогревателей является качество применяемого на СТ дизельного топлива [4]. Следовательно, необходим жесткий контроль за качественным состоянием дизельных топлив, применяемых на СТ.

В форсунке подогревателя предусмотрен встроенный фильтр тонкой очистки с тонкостью фильтрации близкой или равной с фильтром тонкой очистки топливной системы низкого давления двигателя СТ.

Подача дизельного топлива в форсуночный подогреватель происходит центробежным насосом топливной системы низкого давления двигателя СТ из наружного топливного бака изделия. Давление в системе и подача топлива в форсуночном подогревателе аналогична топливной системе низкого давления двигателя СТ.

Таким образом, исследовав конструкцию и основные режимы работы подогревателя в условиях отрицательных температур можно сделать вывод, что наиболее критичным моментом эффективной и безотказной работы подогревателя является качество применяемого дизельного топлива, которое должно свободно прокачиваться по топливной системе низкого давления объекта СТ и беспрепятственно подаваться в котёл подогревателя для подогрева двигателя. Это является основной задачей при обеспечении безотказной работы СТ МЧС России в условиях отрицательных температур. Список использованной литературы:

1. Руководство по хранению бронетанковой техники. - М.: Военное издательство. Министерство обороны, 1985 г. - 208 с.

2. Степанов Г.Ю. Танковые силовые установки. М.: ГАБТУ, Военное издательство, 1991 г. - 399 с.

3. Испытания унифицированного форсуночного подогревателя. Отчет по НИР. - М.: войсковая часть 68054. Министерство обороны, 1950 г. - 92 с.

4. Буреков М.М., Журкин Б.В. Особенности работы и использования силовых установок БТВТ в различных условиях эксплуатации. - М.: ВАБТВ, 1988 г. - 551 с.

© Квашнин А.Б., Новицкая А.С., 2023

УДК 620.16

Квашнин А.Б.

канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР

Аннотация

В публикации приведены результаты анализа проблем, связанных с подачей топлива в двигатель,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.