ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК КРУПНОГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ
К.Д. Грачев, студент
Московский автомобильно-дорожный государственный университет (МАДИ) (Россия, г. Москва)
Аннотация. В статье дано определение крупногабаритных грузов. Автором описаны основные группы автотранспортных средств используемых для перевозки крупногабаритного груза. Систематизированы ключевые особенности автомобильных перевозок грузов данного типа.
Ключевые слова: автомобильные перевозки, крупногабаритные грузы, транспортные средства.
В современных условиях в российском транспортном комплексе особое место принадлежит автомобильным перевозкам. В 2015 году данным видом транспорта было перевезено 5406 млн. тонн груза, в том числе крупногабаритного. В этой связи в значительной степени повышается актуальность исследования особенностей автомобильных перевозок крупногабаритных грузов.
Автомобильные перевозки крупногабаритных грузов регламентируются следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ [5];
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 [3];
- Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года №934 [4].
В целях выявления ключевых особенностей перевозок крупногабаритных грузов при помощи автотранспорта, необходимо определиться, какой же именно груз следует считать таковым. Так, в Российской Федерации на протяжении достаточно длительного времени действовала Инструкция по перевозке крупногабаритных
и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, в которой отдельной строкой было дано определение рассматриваемого термина. Под крупногабаритным грузом следует понимать транспортное средство, габариты которого с грузом или без него превышает следующие параметры [2]:
- допустимые массы;
- допустимые осевые нагрузки.
Все транспортные средства, используемые для перевозки крупногабаритного груза, можно объединить в две группы: Категория 1 - транспорт, который: группа А - автомобили, осевые массы которых наиболее нагруженной оси превышают 6-10 тонн, и эксплуатируются на дорогах 1-111 категории, а также на дорогах IV категории, дорожные одежды которых построены или усилены под осевую массу, равную 10 тоннам;
группа Б - автомобили, осевые массы которых не превышают 6 тонн, и предназначены для эксплуатации на любых дорогах.
Категория 2 - транспорт, который передвигается по мостовым сооружениям с основными параметрами, зафиксированными в таблице 1.
Таблица 1. Основные параметры автотранспортных средств, относящихся к катего-
рии 2 [1]
Нормативная нагрузка
на мостовое сооруже- Общая масса, т Нагрузка на ось, т База, м
ние
АК-11, Н-30, НК-80 > 80 > 20,0 < 3,6
Н-18 и НК-80 > 80 > 20,0 < 3,6
АК-8, Н-13, НГ-60 > 60 > 16,0 < 5,0
Н-10 и НГ-60 > 60 > 9,5 < 5,0
Н-8 и НГ-30 > 30 > 7,6 < 4,0
Переходя к рассмотрению ключевых особенностей автоперевозок крупногабаритных грузов, следует сказать, что их осуществление происходит исключительно в разрешительном порядке, то есть при оформлении специального разрешительного документа на движение транспорта данного типа.
Чтобы получить разрешение на перевозку крупногабаритных грузов необходимо грамотно оформить соответствующее заявление. При этом необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:
- вид предполагаемых перевозок;
- категорию груза;
- место расположения транспорта перевозчика.
Учет данных факторов оказывает непосредственное влияние на вид разрешительного документа. В настоящее время уполномоченные органы выдают один из следующих разрешительных документов:
- разовый;
- срочный.
Первый вид разрешительных документов выдается перевозчику на осуществление одой перевозки, в которой заранее установлен маршрут проезда. Кроме того, в разрешении фиксируются сроки, в течение которых эта перевозка будет произведена.
Вторая разновидность разрешений выдается только для перевозки грузов, относящихся к категории 1, сроком 1-3 месяца. Кроме того, в данном документе может быть указано конкретное число разрешенных перевозок данного вида, которые можно совершить в течение указанного в заявлении времени. Однако предельный срок не может превышать 3-х месяцев.
Заявление направляется в уполномоченный дорожный орган, который обслуживает территорию начала маршрута движения. Для перевозки крупногабаритных грузов, относящихся к категории 2, к заявлению прикладывается схема автопоезда. На этой схеме должно быть изображены все транспортные средства, которые принимают непосредственное участие в перевозке, количество осей и колес на них, их взаимное расположение, распределения нагрузки с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси.
При выборе маршрута транспортировки крупногабаритного груза в обязательном порядке должны быть определены грузоподъемность и основные габариты инженерных сооружений, расположенных по установленному маршруту. Такой ответственный подход позволит обеспечить максимальную безопасность перевозки, в том числе для перевозящего автомобиля и самого груза, и сохранность автомобильной дороги и инженерных сооружений.
В особых случаях возможность перемещения крупногабаритного груза, который по своим характеристикам относится к категории 2, может определяться специальным проектом, который предусматривает проведение специальных мероприятий по усилению инженерных сооружений и обеспечению мер безопасности перевозок.
Как правило, на согласование маршрута, по которому будет осуществлена перевозка крупногабаритного груза, отводятся следующие сроки:
- для категории 1 - до 7 дней;
- для категории 2 - до 20 дней.
Получив разрешение на перевозку крупногабаритного груза автотранспортом, перевозчик согласовывает ее с ГИБДД МВД РФ, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территории обслуживания которых начинается маршрут. В этот момент формулируются специальные требования, предъявляемые к порядку перевозки с учетом основных условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается специальный пропуск, предоставляющий право на движение. Согласование производится в срок, не превышающий 5 дней.
Следующая специфическая особенность, свойственная для автомобильных перевозок крупногабаритных грузов, заключается в том, что владельцы транспортных средств, которые перевозят крупногабаритный груз, должны возместить вред, причиняемый их автомобилем дорогам и дорожным сооружениям.
Размер возмещения рассчитывается в зависимости от следующих параметров:
- превышения установленных значений допустимой массы и осевых нагрузок транспортного средства;
- размера вреда;
- протяженности участков автодорог, по которым проходит конкретный маршрут;
- базового компенсационного индекса текущего года.
Еще одна специфическая особенность, касающаяся автомобильных перевозок крупногабаритных грузов, заключается в наличии некоторых запретов и ограничений по движению таких средств. Так, существуют следующие запреты:
- отклонение от заранее установленного маршрута;
- превышение предельно допустимой скорости движения;
- движение во время гололеда либо при видимости менее 100 метров;
- движение по обочине дороги (за исключение случаев, установленных разрешением);
- остановка вне стоянок, которые расположены за пределами дороги;
- дальнейшее движение при возникновении технической неисправности автомобиля, наличие которой может в значительной степени угрожать безопасности дорожного движения и окружающим лицам;
- выезд без разрешения.
Однако заблаговременно предвидеть все неблагоприятные ситуации, которые могут возникнуть на дорогах, невозможно. В этой связи, в случае, если во время движения возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение на движение по новому маршруту в установленном порядке.
Таким образом, по результатам проведенного исследования удалось систематизировать основные специфические особенности, характерные для автомобильных перевозок крупногабаритных грузов. Все это необходимо учитывать при организации транспортировки груза в обязательном порядке. В противном случае, есть большая вероятность столкнуться с нарушением закона, что, в свою очередь, несет ряд неблагоприятных последствий, в том числе увеличение расходов, задержка грузов, проблемы с правоохранительными органами и т.д.
Библиографический список
1. Батищев И.И., Можайская И.А. Нормативное правовое регулирование автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов // Автотранспортное предприятие. №4. 2010.
2. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом России 27.05.1996 (в ред. от 24.07.2012) // Российские вести. № 157. 22.08.1996. № 167. 05.09.1996.
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (в ред. от 24.03.2017) «О Правилах дорожного движения» // Российские вести. №227. 23.11.1993.
4. Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 №934 (в ред. от 27.12.2014) «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» // Российская газета. №222. 24.11.2009.
5. Федеральный закон от 30.06.2003 №87-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Российская газета. №128. 03.07.2003.
FEATURES AUTOMOBILE TRANSPORTATION OF OVERSIZED CARGO K.D. Grachev, student
Moscow automobile and road construction state technical university (MADI) (Russia, Moscow)
Abstract. The article defines the large-sized cargo. The author of the message is the main groups of vehicles for the transportation of bulky goods. The key features of road transport of goods of this type are systematized.
Keywords: road transport, oversized loads, vehicles.