Научная статья на тему 'Особенности автоматизации образовательной деятельности'

Особенности автоматизации образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
I-methods
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / EDUCATIONAL ACTIVITY / FEATURES AND AUTOMATION POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюк Анатолий Владимирович, Бабошин Владимир Александрович

Проведен анализ особенностей процессов управления образовательной деятельностью, связанных с доминированием человеческого фактора, преобладанием информационных процессов над материальными, низкой доступностью параметров образовательной деятельности для количественных измерений. В результате анализа особенностей деятельности определяются характеристики образовательной организации высшей школы. Приводятся возможности, обеспечиваемые за счет внедрения автоматизации управления образовательной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюк Анатолий Владимирович, Бабошин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF AUTOMATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

As a result of the analysis of the concept of "automated management system of the educational organization" and approaches to its interpretation, it is noted that the development of such a system in modern conditions is a very difficult task and requires the study of its features. An analysis is made of the features of educational management processes related to the dominance of the human factor, the predominance of information processes over material, low accessibility of the parameters of educational activity for quantitative measurements. As a result of the analysis of the features of the activity, the characteristics of the higher school's educational organization are determined. The opportunities provided by the introduction of automation of management of educational activities are given.

Текст научной работы на тему «Особенности автоматизации образовательной деятельности»

i-methods

том 11. № 2. 2019 http://intech-spb.com/i-methods/

Особенности автоматизации

ьнои деятельности

Костюк Анатолий Владимирович,

к.т.н., доцент, профессор кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, Россия, kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru

Бабошин Владимир Александрович,

к.т.н., доцент, доцент кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, Россия, boboberst@mail.ru

Проведен анализ особенностей процессов управления образовательной деятельностью, связанных с доминированием человеческого фактора, преобладанием информационных процессов над материальными, низкой доступностью параметров образовательной деятельности для количественных измерений. В результате анализа особенностей деятельности определяются характеристики образовательной организации высшей школы. Приводятся возможности, обеспечиваемые за счет внедрения автоматизации управления образовательной деятельностью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автоматизированная система управления, автоматизированная система управления, образовательная деятельность, особенности и возможности автоматизации.

АННОТАЦИЯ.

Информатизация образования, осуществляемая в современных условиях, является одним из ключевых факторов, способствующих повышению степени образованности и воспитанности людей, формированию у них современного мировоззрения, соответствующего новым условиям и проблемам становления информационного общества в XXI веке [1].

Сравнительно простой анализ информационных потоков в области образования подтверждает явное несоответствие между постоянно растущим объемом образовательной информации и используемой в настоящее время устаревшей технологией ее анализа и обработки [2]. В современных условиях необходимы средства и технологии, обеспечивающие своевременную качественную и оперативную обработку, как поступающей информации, так и информации, циркулирующей внутри, что потенциально возможно при использовании автоматизации [1,3].

В Большом энциклопедическом словаре термин «автоматизация» определяется как: «применение технических средств, экономико-математических методов и системы правления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации1».

Автоматизированная система управления образовательной организацией в соответствии с ГОСТ определяется как «информационная система, предназначенная для информационного обеспечения скоординированной деятельности по руководству и системному управлению образовательной организацией в соответствии с установленными требованиями к процессам и результатам образовательной деятельности2».

Комплексная информационная поддержка автоматизации управления образовательной организацией по-прежнему остается одной из важнейших задач информатизации образовательной деятельности [4-5]. Ее значимость и требования, которые предъявляются к средствам, решающим эту задачу, еще более возрастают в связи с необходимостью создания в образовательной организации информационно-аналитической системы (ИАС) на базе средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1].

Информационно-аналитическая система образовательной организации способствует решению следующих основных задач:

- создание единого информационного пространства образовательной организации (ОО) с формированием наиболее значимых информационных потоков;

- консолидацию в едином банке данных массивов, несущих информацию об образовательных, научных, воспитательных, хозяйственных и других процессах;

- создание условий для оперативной обработки входной информации, ее контроля и последующего анализа с помощью компьютерных средств;

- обеспечение возможности оперативного руководства образовательной деятельностью по итогам деятельности различных структурных подразделений;

- организацию и ведение внутреннего мониторинга как образовательной деятельности организации в целом, так и преподавательского состава, основываясь на анализе объективных данных.

Разработка современной автоматизированной информационно-аналитической системы управления образовательной деятельностью ОО представляет собой очень сложную задачу, которая сопряжена с большими материальными и интеллектуальными затратами и требует использования самых современных информационных технологий [6]. Во многих образовательных организациях высшего образования имеются программные комплексы, которые в той или иной степени решают задачи, относящиеся к управлению образовательной деятель-

1 Большой энциклопедический словарь.

2 ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики.

ностью, но необходимо отметить, что в современных условиях данная проблема далека от полного решения.

Образовательный процесс является ключевой функцией образовательной деятельности, и его эффективность оказывает существенное влияние на качество образования [7]. Следовательно, качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность преимущественно определяются организацией и содержанием образовательного процесса, эффективностью процесса передачи знаний и достоверностью контроля над их получением [8]. Поэтому возникает потребность в разработке систем, обеспечивающих автоматизацию образовательного процесса, которая за счет современных ИКТ обеспечит повышение уровня достоверности данных и сократит время на обработку больших объемов данных.

Под автоматизацией образовательной деятельности будем понимать процесс, направленный на внедрение и использование комплексов технических средств, систем и программных продуктов с целью организации информационного взаимодействия и создания оптимальных условий для управления образовательной деятельностью на базе средств ИКТ.

Автоматизация образовательной деятельности — это крайне важный процесс для перехода к управлению на новом уровне, обеспечивающем создание современных управляющих и организационных структур [9] образовательной организации (ОО), возможности взаимодействия между структурами. Правильное функционирование системы управления позволит исключить дублирование документов и действий, что значительно ускорит принятие своевременных и объективных решений. Система управления образовательной организацией и деятельностью, которую она осуществляет, способствует росту качества обучения, снижению затрат на управление и организацию образовательного процесса, а также обеспечению более интенсивного обмена информационными образовательными ресурсами [1].

Неуклонно растущее внимание к повышению эффективности образования в современных условиях наблюдается во многих странах, тем не менее, практические результаты и проводимые исследования указывают на то, что внедряемые новые информационные средства и технологии, в отличие от других областей деятельности, не обеспечивают существенного повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Это объясняется тем, внедрение инновационных средств и технологий не сопровождается существенными перестройками, как в области организации, так и области управления образовательной деятельностью. Отмеченные факторы выступают в качестве необходимых условий и их необходимо дополнить функциями и особенностями управляемой образовательной структуры [10]. Кроме того, целесообразно сформировать информационную систему (ИС) управления ОО, включающей эффективные средства, которые обеспечивали бы анализ управленческой и другой информации [3].

Несмотря на требования, предъявляемые к современной системе управления образованием, во многих образовательных организациях существуют проблемы, которые связаны с автоматизацией рабочего места, формализацией и систематизацией рабочей информации. Успешную деятельность образовательной организации, принимая во внимание сложность протекающих процессов, невозможно осуществлять без использования современных средств и методов автоматизированной обработки информации [1]. Решение отмеченных проблем возможно, если автоматизировать управленческие процессы образовательной организации и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Одной из ключевых особенностей современной образовательной организации высшей школы, являющейся организационной системой, является существенное превалирование протекающих информационных процессов в сравнении с материальными, поскольку основная часть, как области и средств образовательной деятельности, так и результатов деятельности в такой системе является информацией. Указанная особенность значительно усложняет математическое описание основных процессов функционирования образовательной организации,

так как для преобладающих информационных процессов является характерным сложная взаимосвязь между потребляемыми ресурсами (человеческими, временными, финансовыми и др.) и получаемыми результатами труда (научного, педагогического).

Важной отличительной чертой процессов управления ОО является невысокая доступность количественных измерений, поскольку ключевые процессы образовательной деятельности нематериальны и имеют высокую степень неопределенности, например категории подобные «знаниям», «умениям», «навыкам», «компетенциям» и т. п. Указанные особенности вызывают затруднения количественных измерений исследуемых параметров, что, в свою очередь существенно ограничивает применение, как методов оптимизации решений, так и мате-магических методов анализа.

Существенной особенностью, как образовательного процесса, так и деятельности ОО по сравнению с другими техническими и человеко-машинными системами является явное превалирование человеческого фактора. Не вызывает сомнения тот факт, что в образовательной деятельности обучающийся (человек) является ключевым объектом (предметом) этой деятельности, преподаватель (человек) является субъектом и основным средством деятельности, а подготовленный выпускник (человек) является главным конечным продуктом деятельности ОО [8].

Явное преобладание инерционных процессов, вызванных наличием человеческого фактора, формирует адаптивность и устойчивость системы, но обратной стороной медали является возникновение фактора случайности в процессах управления. Кроме того некоторую неопределенность и непредсказуемость в систему управления вносит эвристический характер мышления, который свойственный человеку.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что современную образовательную организацию высшей школы необходимо отнести к классу больших и сложных систем, особенностями которых является:

- многоцелевой характер функционирования, обусловленный одновременно реализуемыми технологическими процессами деятельности ОО, включающими подготовку специалистов, подготовку кадров высшей квалификации, проведение научных исследований, повышение квалификации;

- многомерность, которая определяется большим количеством различных подразделений, входящих в ее состав;

- многопрофильность, которая формируется большим числом специальностей и научных направлений, по которым готовятся специалисты и ведутся научные исследования.

Поэтому при проектировании автоматизированной информационной системы (АИС) необходимо использовать методологию разработки крупных информационных систем, методы функционального и имитационного моделирования.

Автоматизация управления образовательной деятельностью позволила бы:

- оптимизировать состав и содержание информационного и методического обеспечения образовательного процесса;

- повысить эффективность управления образовательной деятельностью;

- автоматизировать работу с основными и вспомогательными информационными процессами, а также осуществлять информационное телекоммуникационное взаимодействие;

- использовать современные компьютерные системы и технологии, обеспечивающие эффективную обработку, систематизацию, тиражирование и хранение информации, представленной в различной форме (текстовую, графическую, визуальную, речевую);

- предоставлять пользователям возможность поиска и доступа к информации, в том числе и образовательной, и осуществлять дистанционные коммуникации;

- систематизировать имеющиеся в организации материалы образовательного назначения, которые представлены в электронной форме, а также ссылки на сайты и порталы в Интернете, сделать проще процессы хранения, поиска и пересылки этих материалов;

- обеспечивать доступ обучающихся и преподавателей к средствам коммуникации, к внутренним и мировым информационным ресурсам;

- реализовать разделение прав доступа обучающихся, преподавателей и обслуживающего персонала к функциям и ресурсам системы.

В условиях модернизации образования особую значимость имеет автоматизация мониторинга качества образовательного процесса, качества выпускаемого специалиста.

Литература

1. КостюкА.В., Бобонец С. А. Информационные технологии в науке и образовании. М.: Купер Бук, 2018. 497 с.

2. Бобонец С.А., Костюк А. В. Информационное обеспечение административно-управленческой деятельности военной образовательной организации высшего образования // Современные проблемы науки и образования во внутренних войсках МВД России. СПб.: Изд-во СПВИ внутренних войск МВД России. 2015. С. 26-29.

3. Костюк А. В. Использование информационных систем в образовательном процессе. В сборнике: Тенденции развития материально-технического обеспечения военной организации государства в современных условиях // Материалы III Международной научно-практической конференции (16 февраля 2017 г.). B 2 ч. Пермь: Изд-во ПВИ войск национальной гвардии. 2017. С. 332-336.

4. Костюк А.В., Бобонец С. А. Особенности информационного обеспечения образовательного процесса» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 1(65). С. 152-156.

5. Костюк А.В., Примакин А. И. Информационная поддержка образовательного процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1. С. 170-174.

6. Шайдуров А. А. Информатизация образования // Теория и практика профессионального образования: поиск, инновации, перспективы. 2012. № 13. С. 131-137.

7. Якунин В. А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988. 159 с.

8. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 345 с.

9. Новгородова Н.Г., Редькина Б. А. Автоматизация образовательной деятельности профессионально-педагогического ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. 2004. № 3-2. C. 15-17.

10. Костюк А.В., Бобонец С. А. Модель единой информационно-образовательной среды // Научный альманах. 2016. № 8-1 (22). С. 133-136.

11. Зубенко Д.П., Зубренкова О. А. Направления автоматизации образовательной деятельности // Вестник НГИЭИ. 2016 № . 12(67). С. 7-11.

12. Федякова Н. Н. Совершенствование систем управления вузом // Интеграция образования. 2016 Т. 20. № 2 С. 198-210.

13. TatyanaI.A., LyubovA.K. Interactive technologies in electronic educational resources // International Education Studies. 2015. Vol. 8. No. 2. Pp. 186-194.

14. Шайдуров, А. А. Проблемы автоматизации деятельности высшего учебного заведения // Материалы IX международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 15-18 марта 2016 г.). Екатеринбург, 2016. С. 198-201.

15. Anisimova T. I., Krasnova L. A. Interactive Technologies in Electronic Educational Resources // International Education Studies. 2015. Vol. 8. No. 2. Pp. 186-194.

16. Фишер Н. В. Инновационные технологии в профессиональном образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. No. 1. Pp. 113-118.

PECULIARITIES OF AUTOMATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

KOSTYUK ANATOLY

St. Petersburg, Russia, kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru

PhD, Docent, Professor at the Department of Informatics and mathematics of St. Petersburg military Institute of national guard troops,

BABOSHIN VLADIMIR

St. Petersburg, Russia, boboberst@mail.ru

PhD, Docent, Associate Professor at the Department of Informatics and mathematics of St. Petersburg military Institute of national guard troops

ABSTRACT

As a result of the analysis of the concept of "automated management system of the educational organization" and approaches to its interpretation, it is noted that the development of such a system in modern conditions is a very difficult task and requires the study of its features. An analysis is made of the features of educational management processes related to the dominance of the human factor, the predominance of information processes over material, low accessibility of the parameters of educational activity for quantitative measurements. As a result of the analysis of the features of the activity, the characteristics of the higher school's educational organization are determined. The opportunities provided by the introduction of automation of management of educational activities are given.

Keywords: automated control system; educational activity; features and automation possibilities.

REFERENCES

1. Kostyuk A.V., Bobonts S. A. Informacionny'e texnologii vnauke i obrazovanii [Information technologies in science and education]. Moscow: Cooper Book, 2018 497 p. (In Russian)

2. Bobonts S.A., Kostyuk A.V. Informacionnoe obespechenie administrativno-upravlencheskoi deyatePnosti voennoj obrazovatePnoj organizacii vy'sshego obrazovaniya deyatePnosti voennoj obrazovatePnoj organizacii vy'sshego obrazovaniya [Information support of the administrative and managerial activities of the military educational organization of higher education]. Sovremenny'eproblemy' naukii obrazovaniya vo vnutrennix vojskax MVD Rossii [Modern problems of science and education in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Saint-Petersburg: SPVI publishing house of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015 Pp. 26-29. (In Russian)

3. Kostyuk A. V. IspoPzovanie informacionny'x sistem v obrazovatePnom processe [The use of information systems in the educational process. In the collection]. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Tendencii razvitiya material'notexnicheskogo obespecheniya voennoj organizacii gosudarstva v sovremenny'x usloviyax: materialy"' [Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference "Trends in the development of material and technical support of the state's military organization in modern conditions", February 16, 2017]. In 2 pt. Perm: National Guard Army Publ., 2017 Pp. 332-336. (In Russian)

4. Kostyuk A.V., Bobonts S. A. Osobennosti informacionnogo obespecheniya obrazovatePnogo processa [Features of

the information support of the educational process]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2015. No. 1 (65). Pp.152—156. (In Russian)

5. Kostyuk A.V., Primakin A. I. Informacionnaya podderzhka obrazovatePnogo processa [Information support of the educational process]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of SaintPetersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2016 No. 1 Pp. 170-174. (In Russian)

6. Shaidurov A. A. Informatizaciya obrazovaniya [Informatization of education]. Teoriyaipraktikaprofessional'nogo obra-zovaniya: poisk, innovacii, perspektivy' [Theory and practice of vocational education: search, innovation, prospects]. 2012 No. 13 Pp. 131-137. (In Russian)

7. Yakunin V. A. Obuchenie kakprocess upravleniya [Learning as a management process]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 1988 159 p. (In Russian)

8. Talyzina N. F. Upravlenie processom usvoeniya znanij [Managing the process of learning]. Moscow: Moscow State University Publ., 1984 345 p. (In Russian)

9. Novgorodova N.G., Redkina B. A. Automation educational activity vocational pedagogical of high school. Mezhdun-arodny'jzhurnal e'ksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2004. No. 3-2. Pp. 15-17. (In Russian)

10. Kostyuk A.V., Bobonts S. A. Model1 edinoj informacionno-obrazovatePnoj sredy~ [Model of a unified information educational environment]. Nauchny'j aPmanax [Scientific Almanac]. 2016. No. 8-1 (22). Pp. 133-136. (In Russian)

11. Zubenko D.P., Zubrenkova O. A. The direction of the automation of educational activities. Vestnik NGIE'I [Bulletin of NIERI]. 2016 No. 12(67). Pp. 7-11. (In Russian)

12. Fedyakova N. N. Sovershenstvovanie sistem upravleniya vuzom [Improving university management systems]. Inte-graciya obrazovaniya [Integration of Education]. 2016 Vol. 20. No. 2. Pp.198-210. (In Russian)

13. Tatyana I.A., Lyubov A. K. Interactive technologies in electronic educational resources. International Education Studies. 2015. Vol. 8. No. 2. Pp. 186-194.

14. Shajdurov A. A. Problems of automation of activity of higher educational institutions. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii" [Proceedings of the IX international scientific and practical conference "New information technologies in education", Ekaterinburg, 15-18 March 2016]. Ekaterinburg, 2016. Pp. 198-201. (In Russian)

15. Anisimova T.I., Krasnova L. A. Interactive Technologies in Electronic Educational Resources. International Education Studies. 2015. Vol. 8. No. 2. C. 186-194.

16. Fischer N. V. Innovative Technologies in Professional Education. Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogics and Psychology. 2010. No. 1. Pp. 113-118. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.