Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ СЕРВИСА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

ОСОБЕННОСТИ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ СЕРВИСА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / МАРКЕТИНГ / ЛОГИСТИКА / ПРОИЗВОДСТВО / ИЗДЕРЖКИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова А.

В статье автор рассматривает особенности аутсорсинга на современном этапе. Данное течение является актуальным в различных сферах деятельности организаций. Проводится подробный анализ применения аутсорсинга в сфере сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OUTSOURCING OF SERVICES AND HUMAN RESOURCES

In the article the author considers peculiarities of outsourcing at the present stage. This course is relevant in various fields of activities of organizations. More analysis is carried out outsourcing in the service industry.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ СЕРВИСА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

день составляет порядка 20%. в то время как в странах Евросоюза. I ШЛ. Китае этот показатель превышает 50%. Грудиться в данном бизнесе не более четверти трудовых ресурсов страны, а планируется не менее 50% экономически активного населения.

Поставлена правительством и довольно амбициозная задача по созданию в России 25млн. ВРМ (высокотехнологичных рабочих мест). И несмотря на то. что тго решение настораживает независимых аналитиков по недоучету стоимости, отсутствия инвестиций, а также социальных последствий процесса создания ИРМ. тем не менее, только обновление промышленности на качественно новой технологической основе будет играть первостепенную роль в модернизации российской экономики.

Конечно, необходимы инвестиции, как в основные фонды, так и в человеческий капитал, которые, к сожалению, постоянно уменьшаются. Так. например «Газпром» запланировал инвестиций на 2016год всего-7%, хотя в предшествующие годы инвестиции составляли около 20%., снизились инвестиции н таких государ-ственных концернов, как РЖД, «Ростех» и других- всё это не может способствовать реиндустриализации экономики.

Более того, очень слабо реализуется указ Президента РФ В. Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. согласно которого необходимо увеличить олю инвестиций в ВВП к 2015 г. до 25%: не созданы условия для •ффективного финансирования: не было предоставлено льгот для предприятий стимулирующих технологическое обновление, импор-тозамещение и т.д.

Так, несмотря на реформирование системы регулирования через внедрение административных регламентов, в настоящее время одним из основных препятствий на пути их эффективного внедрения выступают административные барьеры, прежде всего многочисленные согласовательные и разрешительные процедуры.[4]

Если, например, освободить от налога часть прибыли, которую пред-приятия направляют на инвестиции, разрешить ускоренную амортизацию, то можно по "■лучить дополнительные источники дохода для инвестирования в основные фонды. Существуют и другие источники инвестиций, которые не используются правительством

в полной мере.(целевые заемные средства, выпуск ценных бумаг) и др.

Для решения этих задач необходимо, прежде всего, повысить эффективность управления в рамках всей страны. Однако не менее важно использовать трудовой потенциал каждой организации, т.е. создать специальную систему управления, под влиянием которой на каждом предприятии могла форм п ароваться особая организационная культура - так называемые «неписаные» правила, которые строго исполняются всем персоналом организаций. Примером такой модели является «Рациональная модель трудовых отношений», которая внедрена на более чем 500-х предприятиях России. Эффективность персонала данных организаций определяется не оценкой персонала, не мотивацией и стимулированием, а формированием комплекса типовых правил, определяющих социально-трудовые отношения, после внедрения, которых формируется новая рациональная организационная культура, подобная органи (анионной культуре ведущих мировых компаний. В результате повышается дисциплина и исполнительность персонала, весь коллектив начинает слаженно работать, повышается производительность труда. Данные компании успешно внедряют энергосберегающие технологии, ISO. модернизацию оборудования, что повышает производительность труда п соответственно и эффективность всей производственной деятельности.

Литература:

1. Абрамов В.Л. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики России в контексте грядущего присоединения к ВТО // Современная конкуренция. 200Х. №3. С. 123-128.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер. 2001.234 с.

3. Береза В.М. Взаимосвязь заработной платы и производительности труда / Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Выпуск №4(56). Том 2. С. 169-173

4. Болоннн А.ГГ. Макушенко Л.В. К вопросу о динамике бюджетного финансирования федеральной адресной инвестиционной программы. Вестник АКСОР. 2015. №2(34).с.107-| 12.

УДК 334.012

ОСОБЕННОСТИ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ СЕРВИСА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ

Коновалова А., студентка БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье автор рассматривает особенности аутсорсинга на современном шапе. Данное течение яв ляется актуальным в ра иичных , ферах деятельности орган/наций. Проводится подробный анатз применении аутсорсинга в сфере сервиса.

Ключевые слова: аутсорсинг, маркетинг, логистика, производство, издержки, управление.

FEATURES OF OUTSOURCING OF SERVICES AND HUMAN RESOURCES

konovalova A., student. Bl HE KhMAD-Yugra «Surgut Stale Pedagogical University»

In the article the author considers peculiarities of outsourcing at the present stage. This course is relevant in various fields oj activities of organizations. More analysis is carried out outsourcing in the sen ice industry.

Keywords: outsourcing, marketing, logistics, production, costs, management

В Современном словаре маркетинговых понятий и определений понятие аутсорсинг определяется как передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. [3, с. I)

В настоящее время аутсорсинг распространен во многих сферах современного бизнеса. Аутсорсинг развит в разных областях, таких как информационные технологии, маркетинг, логистика, производство комплектующих, бухгалтерский учет и отчетность, управлении персоналом, административно- хозяйственное обслуживание. юридическая сфера. " Аутсорсинг не связан с самими физическим движением персонала из организации-работодателя в другую организацию, изменением для сотрудника фактического места работы, так как по самому договору аутсорсинга передаче подлежит не сам персонал, а бизнес-процесс или отдельная функция [6. с.64].

Для того, чтобы организации перейти на аутсорсинг, необходима тщательная подготовка, состоящая из определенного количества

этапов, которые отличаются своей продолжительностью для разных организации. [1, с. 652]

Основными этапами процесса перехода к аутсорсингу являются:

- экономическое обоснование принятия решения об аутсорсинге.

- выбор одного или нескольких поставщиков услуг.

- проведение предконтрактных работ и заключение контракта.

- переходный период.

- управление исполнением контракта.

- продление или завершение контракта.

В сфере бизнеса аутсорсинг зарекомендовал себя как эффективное средство повышения конкурентоспособности организаций.

К числу преимуществ относится:

- снижение себестоимости функций, передаваемых поставщику аутсорсннговых услуг;

- снижение необходимости в собственных сложных технологиях и процедурах;

- получение доступа к технологическим, интеллектуальным, техническим и другим ресурсам высокого профессионального уровня:

- сокращение инфраструктуры и издержек по её содержанию;

- возможность концентрироваться на основных направлениях деятельности организации;

- повышение гарантированных качественных услуг;

- экономия на рабочей силе, техническом персонале и обучении. возможность использовать высвободившиеся ресурсы для других видов деятельности.

I Ipouecc организации перехода на аутсорсинг требует тщательной подготовки и состоит из ряда этапов. продолжительность которых для разных организаций может быть различной. Однако, наряду с целым рядом преимуществ, аутсорсинг несет в себе и определенные риски такие, как возникновение зависимости от аутсорсера. потеря контроля над деятельностью и собственными ресурсами, риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания предприятия, ущерб имиджу, проблемы с потерей квалификации.

Аутсорсинг сферы услуг охватывает различные по своему содержанию виды деятельности организации, связанные с удовлетворением потребности общества в услугах, а также те обслуживающие бизнес-процессы, которые являются частью бизнес - системы и обеспечивают ее функционирование. Как правило, он связан с технологической специализацией производителей и расширением спектра сложных и наукоемких видов услуг. Отмечается значительный рост объемов деловых услуг (включая кредитно-финансовые и страховые), а также услуг телекоммуникации. |1.с. 126]

Существует два основных аспекта аутсорсинга, которые различаются направлением потока услуг:

- делегирование внешней организации - аутсорсеру функций обслуживания конечных потребителей, ранее выполнявшихся специальными службами, отделами, подразделениями организации - клиента (удовлетворение потребностей рынка):

- приобретение услуг специализированных организаций аутсорсеров по реализации функций, ранее выполнявшихся организацией-клиентом самостоятельно(удовлетворение внутренних потребностей организации- клиента).

В современной научной литературе представлено много разных вариантов классификации услуг. Наиболее авторитетный вариант приведен в документах Всемирной торговой организации (ВТО), в соответствии с положениями которой все услуги подразделяют на следующие секторы:

- транспортные услуги:

- туристические услуги;

- услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные):

- строительные услуги;

- услуги по страхованию;

- финансовые услуги;

- компьютерные и информационные услуги;

- лицензионные услуги:

- другие деловые услуги;

- персональные, культурные и рекреационные услуги;

- государственные услуги.

Другой вариант классификации услуг предлагает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Услуги в данном варианте сгруппированы следующим образом:

- транспортные услуга:

- услуги связи (куда входят телекоммуникационные и почтовые:

услуги);

- услуги складирования:

- услуги населению (социальные и личные);

- услуги госсектора (включая социальные):

- торговые услуги:

- услуги общественного питания;

- гостиничные услуга:

- деловые услуга (в том числе кредитно-финансовые, услуга

по страхованию и т.д.). [4]

Эти данные еще раз наглядно подтверждают важность указанной сферы бизнеса .тля развития экономики в целом.

Аутсорсинг сферы услуг представляет собой одну из наиболее прогрессивных тенденций современного менеджмента. Прежде всего, развитие аутсорсинга сферы услуг способствует наиболее полному удовлетворению запросов клиентов.

«Рынок потребителя» требует постоянного обновления продукта. при этом потребителю предлагается целый комплекс сопутствующих услуг. В процессы проектирования, производства. доставки, хранения, распределения продукта вовлечено множество отдельных организаций - аутсорсеров различных форм собственности, с различной государственной и территориальной принадлежностью. Кроме того, специализация на оказании услуг (аутсорсинге), формирование широкой поддерживающей инфраструктуры, развитие новых отраслей, связанных с использованием информационных технологий (например, электронной торговли), открывают в условиях глобализации новые возможности перед национальной экономикой, способствуют перетеканию трудовых ресурсов в непроизводственную сферу - развитию альтернативной занятости. Таким образом, например, в США в условиях расширения практики сокращений, развития производственного аутсорсинга и аутсорсинга сферы услуг экономика оказалась способна поддерживать стабильный уровень безработицы.

В бывших социалистических странах, включая Россию, сектор услуг был относительно неразвит (несмотря на крупные достижения в области образования и здравоохранения). Это положение объясняется целым рядом факторов, в частности:

- отсутствием полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг;

- медленной реакцией государственных производителей услуг на изменения в потребительском спросе;

- низким уровнем конкуренции между производителями услуг:

- государственной монополизацией многих областей сервиса, таких.

как банковское дело, страхование, внешняя торговля и др.;

- ограничительными барьерами на предоставление ряда услуг, например по торговле недвижимостью.

Поэтому в период перехода этих стран от централизованного планирования к рынку сектор услуг в их экономике растет особенно быстро, даже в условиях экономического кризиса и паления доходов населения. Это является, с одной стороны, следствием искусственного торможения развития этой сферы национальной экономики в прошлом, с другой стороны, ответом на потребности рынка (необходимость повышения качества и дифференциации обслуживания). Тем не менее, по уровню развития сферы услуг Россия еще значительно отстает от ведущих стран мира. [3, с. 2]

В связи с этим аутсорсинг сферы услуг как основа формирования эффективной рыночной инфраструктуры стран в период экономических преобразований, в том числе и для России, имеет особое значение.

Развитие информационных технологий способствует дальнейшей специализации аутсорсеров и расширению аутсорсинга сферы услуг. Аутсорсинг человеческих ресурсов (HR-Outsourcing) приобретает для организации первостепенное значение в связи с распространением современных технологий менеджмента человеческих ресурсов. Функции управления человеческими ресурсами (наем/увольнение, обучение и аттестация персонала, планирование карьеры, разработка политики мотивации и пр.) передаются в ведение специального подразделения организации.

Аутсорсинг этих функций позволяет существенно снизить расходы на содержание соответст вующих отделов и подразделений, а также обеспечить повышение качества менеджмента человеческих ресурсов и общего уровня корпоративной культуры.

Аутсорсинг человеческих ресурсов логически дополняет другие сферы применения аутсорсинга, так как среди рисков, связанных с использованием аутсорсинга, немаловажную роль играют: сокращение рабочих мест (важнейший социальный аспект, определяющий отношение к аутсорсингу как к элементу глобализации в большинстве экономически развитых стран); «размывание» имиджа организации: ослабление корпоративной культуры. Внимание, уделяемое эффективному менеджменту человеческих ресурсов западными специалистами, вызвано тесной взаимосвязью проблемы эффективности и конкурентоспособности с политическими, демографическими, социально-культурными факторами внешней среды организации. [I. с. 321]

Проблема эффективного менеджмента человеческих ресурсов при использовании аутсорсинга очень серьезна. Это связано, прежде всего, с тем. что аутсорсинг сферы производства или .¿•еры услуг часто связан со значительным сокращением штата арпшизации-клиента. Аутсорсинг человеческих ресурсов позволяет найти приемлемое решение в случае изменения структуры организации вследствие стратегических решений, связанных с сокращением и децентрализацией. "Ключевую роль в новой экономике занимает человек, его креативные способности и человеческий сапитал"[7].

Защититься от некачественных аутсорсннговых услуг и минимизировать риски при передаче деловых функций сторонней структуре можно при условии правильного заключения договора об уровне ответственности при предоставлении услуг (Servicc Level Xgreement - SLA). В этом договоре определяется профессиональная тветственность сторон и устанавливаются обязанности подрядчика в обеспечении надлежащего качества услуг и возмещении возможных убытков.

Литература:

1. Аникин, Б. А.. Рудая И.Л.. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. 2-е изд.. перераб. и доп. - М.: ИПФРА-М,. —320 с.

2. Егоршин. А. П., Основы управления персоналом [Текст] / "НИМБ" Нижний Новгород, - 2003, - 720 с.

3. Воронкова. О.В.. С'аталкнна. H.H.. Маркетинг услуг [Тсксг] / учебное пособие. - 2015 - Юс.

4. Шуклина, 3. Н., Современный словарь маркетинговых понятий и определений. [Текст] / Учебное пособие для студентов .- Брянск. БГУ, 2010, - 63 с.

5. Юрьев. С. В., Аутсорсинг как элемент современных экономических отношений в РФ [Текст] / Монография. - Санкт-Петербург. 2012,- 166 с.

6. Чернопятов, A.M. Маркетинг: учебник/A.M. Чернопятов- М.: Издательство "Палеотип", 2015.-348е.

7. Инновационное развитие России: возможности, проблемы, перспективы: Монография: [под ред. Л.А. Толстолесовой]. Новосибирск: Изд. АНС "СибАК". 2015.

УДК 004

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ HRM-СИСТЕМ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Пуст ова.юва М.И.. студентка БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье приведен анатз российского рынка HRM-cucmai и выбраны альтернативные варианты данного класса. Для этой челн пыли разработаны критерии оценки с точки зрения эффективности в сфере поддержки принятия управленческих решений. В результате 5ы ;а получена сравнительная таблица альтернативных вариантов информационных систем класса HRM и приоритетной выбрана «1С: Зарплата и управление персоналам 8».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: HRM-снстема, управление, персонал, анализ рынка

COMPARATIVE ANALYSIS OF HRM SYSTEMS IN SUPPORTING MANAGERIAL

DECISION-MAKING

Pustovalova ,M„ student, B1 HE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University»

In the article the analysis of the Russian market of HRM-systems and selected alternatives in this class. For this purpose there were developed evaluation criteria from the point of view of efficiency in the sphere of support of managerial decision-making. The result is a comparative table of alternative information systems of HRM and a priority class selected «1С: Salaiy and personnel management Н».

Keywords: HRM-system. management, personnel, market analysis

Программные продукты в сфере управления персоналом на современном этапе развития рыночных отношений, в первую очередь. оказывают поддержку администрации компаний и работникам кадровых служб, значительно повышая эффективность их работы. [ 11

В настоящей статье будут рассмотрены информационные системы типа HRV1. с точки зрения поддержки принятия управленческих решений.

HRM-системы (англ. Human Recourse Management systems) это системы управления персоналом, созданные с целью автоматизации кадровых процессов, а также обеспечения условий для работы с качественными показателями кадров. [2]

В настоящее время российскими компаниями используются как шрубежные. так и отечественные системы автоматизации управления персоналом, их выбор осуществляется согласно целям компании. При этом существенных различий по уровню функциональной оснащенности между этими системами нет. 11о итогам исследования ::ентра Tadviser. проведенного в 2014 году, как видно из диаграммы

578

365

181

132

(рис. 1), в которой отражено количество внедренных программных продуктов за год, в России основным фаворитом по использованию программного обеспечения в управлении персоналом считается один из рассмотренных в исследовании программных продуктов, «1С: Зарплата и управление персоналом 8». [3.4, 5]

Дтя проведения сравнительного анализа функциональных возможностей НИМ систем в сфере поддержки принятия управленческих решений были отобраны четыре информационные системы российского производства.[6]

Общая сравнительная характеристика программных продуктов представлена в таблице I.

Ключевой вывод по результатам исследования - это наличие развитого рынка программных продуктов в области принятия решений по управлению персоналом. Лидером среди программных продуктов в области комплексной автоматизации системы управления выступает «1С:Зарплата и управлении персоналом 8».

Широко представлены управленческие функции в программе «БОСС-Кадровнк». Компании - разработчику следует разработать

□ Компас: УП

■ Галактика ERP: Контур УП

□ БОСС-Кадровик

□ SAP ERP НСМ

■ 1С: ЗиУП 8

□ Другие

341

Рисунок I. Российский рынок IIRV1 систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.