Научная статья на тему 'Особенности арт-терапии для больных с первым психотическим эпизодом на стационарном и амбулаторном этапах оказания помощи'

Особенности арт-терапии для больных с первым психотическим эпизодом на стационарном и амбулаторном этапах оказания помощи Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
245
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВЫЙ ПСИХОТИЧЕСКИЙ ЭПИЗОД / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART THERAPY / СТАЦИОНАРНЫЙ И АМБУЛАТОРНЫЙ ЭТАПЫ ЛЕЧЕНИЯ / INPATIENT AND OUTPATIENT STAGES OF TREATMENT / RST PSYCHOTICEPISODE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Гуменюк Л. Н., Кумельский Е. Д.

Разработаны методологические и организационные принципы арт-терапии для больных с первым психотическим эпизодом, базирующиеся на международных подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, медико-психологической концепции творчества как деятельности, актуализирующей адаптивные механизмы психологических защит и эмотивно-конструктивные стратегии преодоления болезненных факторов, точной разработке процессуально-технологических аспектов, фокусированных на решении конкретных задач. Арт-терапевтическое воздействие включает использование визуально-пластических средств, повествований, средств музыкальной и танцевально-двигательной экспрессии. Изобразительная деятельность выступает в качестве основополагающей. Длительность использования арт-терапевтических интервенций составляет 2 месяца на стационарном этапе лечения и 24 месяца на амбулаторном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Гуменюк Л. Н., Кумельский Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PSYCHOEMOTIONAL STATE OF THE PARAMEDICAL PERSONNEL WHO WORK WITH PATIENTS SUFFERING FROM THE DISEASES THAT ARE SOCIALLY SIGNIFICANT AND DANGEROUS FOR OTHER PEOPLE AND WHO SHOW THE SIGNS OF PROFESSIONAL MALADJUSTMENT

Therehave been developedthe methodological and organizational principles of the art therapy for patients with the rst psychotic episode. The principles are based on international approaches, biopsychosocial concepts of mental disorders development, medical and psychological concepts of creative work as an activity actualizing the adaptive mechanisms of psychological protection and emotive and constructive strategiesfor overcoming the painful factors, on the exact development of procedural and technological aspects which are focused on solving specic problems. The art-therapeutic eect involves the use of visual plastic means, stories, means of musical and dance and motional expression. The graphic activity is fundamental. The use of art therapy interventions lastsfor 2 months during the inpatient stage of treatment and for 24 months duringthe outpatient one

Текст научной работы на тему «Особенности арт-терапии для больных с первым психотическим эпизодом на стационарном и амбулаторном этапах оказания помощи»

УДК 616.89:615.851

ОСОБЕННОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С ПЕРВЫМ ПСИХОТИЧЕСКИМ ЭПИЗОДОМ НА СТАЦИОНАРНОМ И АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПАХ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

Гуменюк Л. Н., Кумельский Е. Д.

1Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Гуменюк Леся Николаевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», е-mail: lesya_gymenyuk@mail.ru

For correspondence: Lesya Gumenyuk, Dr. Sci. Medicine, Professor of the Department of Psychiatry, Narcology, Psychotherapy with a course of general and medical psychology at the Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia, е-mail: lesya_gymenyuk@mail.ru

Information about authors:

Gymenyuk L. N., http://orcid.org/0000-0002-0944-3591 Kumelskiy E. D., http://orcid.org/0000-0001-5090-4516

РЕЗЮМЕ

Разработаны методологические и организационные принципы арт-терапии для больных с первым психотическим эпизодом, базирующиеся на международных подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, медико-психологической концепции творчества как деятельности, актуализирующей адаптивные механизмы психологических защит и эмотивно-конструктивные стратегии преодоления болезненных факторов, точной разработке процессуально-технологических аспектов, фокусированных на решении конкретных задач. Арт-терапевтическое воздействие включает использование визуально-пластических средств, повествований, средств музыкальной и танцевально-двигательной экспрессии. Изобразительная деятельность выступает в качестве основополагающей. Длительность использования арт-терапевтических интервенций составляет 2 месяца на стационарном этапе лечения и 24 месяца - на амбулаторном.

Ключевые слова: первый психотический эпизод, арт-терапия, стационарный и амбулаторный этапы лечения.

THE FEATURES OF PSYCHOEMOTIONAL STATE OF THE PARAMEDICAL PERSONNEL WHO WORK WITH PATIENTS SUFFERING FROM THE DISEASES THAT ARE SOCIALLY SIGNIFICANT AND DANGEROUS FOR OTHER PEOPLE AND WHO SHOW THE SIGNS OF

PROFESSIONAL MALADJUSTMENT

Gymenyuk L. N., I<umelskiy E. D.

Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

Therehave been developedthe methodological and organizational principles of the art therapy for patients with the first psychotic episode. The principles are based on international approaches, biopsychosocial concepts of mental disorders development, medical and psychological concepts of creative work as an activity actualizing the adaptive mechanisms of psychological protection and emotive and constructive strategiesfor overcoming the painful factors, on the exact development of procedural and technological aspects which are focused on solving specific problems. The art-therapeutic effect involves the use of visual plastic means, stories, means of musical and dance and motional expression. The graphic activity is fundamental. The use of art therapy interventions lastsfor 2 months during the inpatient stage of treatment and for 24 months duringthe outpatient one.

Key words: first psychoticepisode, art therapy, inpatient and outpatient stages of treatment.

По материалам Всемирной организации здравоохранения, острый психоз является третьим из наиболее инвалидизирующих состояний, а основные психотические расстройства приводят к уменьшению продолжительности жизни в среднем на 10 лет. Начало заболевания, как правило, приходится на молодой возраст, что значительно нарушает общественную, профессиональную, се-

мейную активность пациента, а также ограничивает социальное функционирование (СФ) здоровых членов семьи. Согласно данным современных исследователей, повторные эпизоды в течение первого года возникают в 57,0-67,0 %, а на протяжении пяти лет - в 69,0-95,5 % случаев. Каждый последующий психотический эпизод, помимо значительных затрат, приводит к прогрессированию

болезни, существенному ухудшению когнитивных функций пациента и как результат - к ранней ин-валидизации [1-3]. Несмотря на «неспецифичность» клинических проявлений ППЭ, это состояние в полной мере отвечает критериям раннего реабилитационного вмешательства, существенным элементом которого, во многом определяющим социальную реинтеграцию больных (в соответствии с протоколом оказания медицинской помощи данному контингенту), является психотерапия. Наиболее эффективными методами психосоциального лечения больных с ППЭ признаны следующие: психообразование пациентов и их родственников, семейная терапия, тренинг социальных навыков и когнитивных функций, что подтверждено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, а также многолетним клиническим опытом [4-9]. В настоящее время в международных исследованиях указывается, что большим потенциалом обладает арт-терапия [10]. Вышесказанное обусловило актуальность проведения данной работы.

Цель данной работы - разработка принципов арт-терапии для больных с первым психотическим эпизодом на стационарном и амбулаторном этапах оказания помощи на основе комплексного анализа динамики клинико-психопатологических и патопсихологических особенностей данного контингента в процессе лечения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

На основании информированного согласия в соответствии со стандартами Этического комитета Российской Федерации осуществлено обследование 150 пациентов с острым полиморфным психотическим расстройством с симптомами шизофрении (Б23.1) в возрасте от 18 до 45 лет. Из них основную группу составили 75 человек, которым в традиционный комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий была включена арт-терапия, контрольную - 75 больных, которым арт-терапия не проводилась. Группы были гомогенны по клиническим и социально-демографическим характеристикам. В первую группу сравнения вошли 24, во вторую - 33 пациента из основной и контрольной групп соответственно, которые по объективным или субъективным причинам не приняли участие в терапевтической программе на амбулаторном этапе лечения. Средний возраст исследованных составлял 27,8±4,2 лет. По гендерным показателям исследованные распределились следующим образом: мужчины - в 2 раза в сравнении с женщинами больше (61,3±4,8 % и 38,6±4,8 % соответственно). На момент I этапа исследования большинство больных не состояли в браке - 65,3±4,8 %. Преобладающее число больных проживали с родителями или

родственниками - 70,0±4,6 %. По уровню образования обследованные распределились следующим образом: среднее - 49,3±5,0 % наблюдений; среднее специальное - 30,7±4,6 %, высшее - 12,7±3,3 % и незаконченное высшее - 7,3±2,6 %. Занятых физическим трудом со снижением квалификации было 20,6±4,0 %, без снижения квалификации работали 9,3±2,9 %, неквалифицированным физическим трудом были заняты 7,3±2,6 %, умственным трудом со снижением квалификации - 3,3±1,8 % человек. Параллельно со снижением квалификации у больных отмечалось снижение трудовой деятельности: не работали 59,3±5,0 %, имели постоянную работу 24,6±4,3 %, были заняты периодическим трудом 16,0±3,7 % лиц.

Средняя продолжительность стадии сверхвысокого риска составила 25,9±4,8 месяцев. Клиническая картина данного этапа была представлена психопатологическими и характерологическими изменениями. Психопатологические признаки имели полиморфную картину и выражались в эмоциональных нарушениях - 69,3±4,6 %, расстройствах мышления - 67,3±4,7 %, эффекторно-волевых нарушениях - 50,7±5,0 %, расстройствах восприятия

- 37,3±4,8 % и обеспокоенности соматическим состоянием - 36,0±4,8 %. Характерологические изменения проявлялись в виде очевидных признаков пассивности и подчиняемости - 67,3±4,7 %, зависимого поведения - 22,7±4,2 %, замкнутости

- 28,6±4,5 %, апатии - 14,3±4,5 %, реже непродуктивной гиперактивности - 5,1±2,2 %. Период собственно психотического эпизода имел следующую синдромологическую структуру: преобладающим был галлюцинаторно-параноидный синдром -40,7±4,9 %; у 28,7±4,5 % отмечался параноидный; у 27,3±4,5 % - депрессивно-параноидный и у 3,3±1,8 % человек регистрировался маниакально-параноидный синдром.

В соответствии с целью исследования в процессе работы использованы: структурно-функциональный и структурно-уровневый анализ, клинико-психопатологический, клинико-анамне-стический, клинико-катамнестический, психодиагностический, социодемографический, социально-демографический и статистический методы исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты комплексного анализа динамики клинико-психопатологических и патопсихологических особенностей больных с первым психотическим эпизодом в процессе лечения позволили сформулировать методологические и организационные принципы арт-терапии для данного контингента, базирующиеся на международных подходах, биопсихосоциальной концепции развития

психических расстройств, медико-психологической концепции творчества как деятельности, актуализирующей адаптивные МПЗ и эмотивно-кон-структивные стратегии преодоления болезненных факторов. К методологическим принципам относятся: системность; комплексность; дифференцированный (индивидуальный) подход; принцип непрерывности и перманентности; принцип этап-ности; принцип своевременности; принцип динамического мониторинга. К организационным: сеттинг; организация терапевтического процесса. Целью проведения арт-терапии у больных с ППЭ является мобилизация креативного потенциала личности для восстановления недостаточных или утраченных вследствие болезни когнитивных, эмоциональных, поведенческих и психосоматических ресурсов, формирования и совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействовать, адекватно использовать стилевые психологические защиты, избирать оптимальные копинг-стратегии совладания со стрессорами внутреннего и внешнего порядка, преодолевать социальное давление стигматизации и улучшать достижения в решениях проблем, что способствует социальной адаптации, ресоциализации и реинтеграции пациентов в общество. Задачи арт-терапевтического подхода: снижение интеллектуальной и эстетической ан-гедонии через связывание когнитивных логико-аналитических, экспрессивных эмоциональных и поведенческих игровых компонентов в арт-терапевтическую деятельность, ориентированную на успех; освоение навыков регуляции своих эмоциональных состояний, поведения посредством развития способности к самонаблюдению, самоинструктированию, совладающему внутреннему диалогу и самовыражению предлагаемыми изобразительными средствами; развитие гностической точности и дифференцированности восприятия текстуальных и контекстуальных компонентов образов - стимулов в визуальной и аудиальной модальностях, в вербальных повествовательных и невербальных ролевых коммуникациях через интерпретации смыслов, значений и оценок ситуаций; развитие психофизиологических свойств внимания и оперативной памяти посредством тренингов навыков концентрироваться на избранных объектах творчества, удерживать их во внимании в полном объеме и произвольно оперативно переключаться к работе с другими объектами, не теряя темпа и качества совершаемых действий; усиление коммуникативной направленности в совместном групповом творчестве (совместная деятельность в парах, навыки ассертивности, распознавание переживаний других членов группы, умение сопереживать); обучение эффективным стратегиям решения межличностных проблем через графическое и арт-пластическое ролевое моделирование стандартных

социальных ситуаций с использованием техники имажинации, ознакомление или припоминание, аналитическое обсуждение и проигрывание аналогичных примеров эффективного поведения персонажей художественных произведений, формирование индивидуальных галерей новых авторитетных образцов для подражания; отработка навыков социального поведения в групповых тренировках по заданным темам, регламентирующим точное воспроизведение реальных жизненных событий и ситуаций.

Арт-терапевтическая интервенция имеет долгосрочный характер и состоит из двух последовательных блоков: основного (интенсивного) - на стационарном этапе лечения и поддерживающего - на амбулаторном (внебольничном). Курс работы в рамках основного блока составляет 2 месяца, поддерживающего - 24 месяца. Интенсивный блок включает три этапа: психодиагностику и организационную подготовку, этап симптоматической коррекции и личностной реконструкции. Поддерживающий блок - этап поддержки позитивных изменений. Продолжительность этапа психодиагностики и организационной подготовки - 2 недели. Кратность использования арт-терапии - 2 раза в неделю в течение первых 11-14 дней пребывания пациентов в стационаре. Продолжительность этапа симптоматической коррекции - 2 недели. Кратность проведения сессий - 4 раза в неделю (8 занятий). Продолжительность этапа личностной реконструкции - 4 недели. Кратность использования арт-терапии - 3 раза в неделю (6 занятий) с последующим уменьшением до 2 раз в неделю (4 занятия). Продолжительность этапа поддержки позитивных изменений - 2 года. Кратность проведения сессий - 1 раз в неделю (96 занятий). Общее количество арт-терапевтических занятий -117. Длительность каждого сеанса в зависимости от этапа арт-терапии варьирует в пределах 45-90 минут. Адекватным является использование группового варианта арт-терапии, что способствует высвобождению личностных ресурсов, задействованию механизмов саморегуляции и выработке навыков полноценного общения. В рамках основного блока арт-терапия осуществляется в закрытых группах, поддерживающего - в частично открытых под руководством врача-психиатра/психотерапевта и медицинского психолога. Вариабельность ди-рективности ведущего зависит от этапа и уровня терапевтических изменений. При работе используется тематически-аналитический подход. Содержательная часть структуры занятия учитывает исходные возможности пациентов и меняется в зависимости от динамики группового процесса, продвижения в научении, что позволяет повышать уровень нагрузок на различные сферы личного функционирования больных и стимулировать

у них самораскрытие, развитие жизненных навыков, терапевтического потенциала группы. Усложнение достигается за счет экстенсивного фактора увеличения сенсорных модальностей - добавления к изобразительной деятельности музыкальных ау-диорецепций и кинестетических арт-пластических упражнений. Фактором интенсивности является увеличение психологической нагрузки, связанной с процессами актуализации визуальных, аудиальных и кинестетических ощущений, вербализации переживаемых эмоций, роста пассивных и активных интеракций в групповых коммуникациях, увеличения объема работы в парах, малых группах, а также обращение к рефлексивному анализу. Структура сессий включает три основных этапа: введение (настрой); этап выполнения основной работы по теме (творческая нагрузка), этап обсуждения (завершения). Каждое занятие включает повторяющиеся и уникальные упражнения. Сессии начинаются и заканчиваются одной и той же процедурой: в начале занятия каждый участник говорит несколько слов о своем настроении и делится впечатлением о предыдущем занятии, в конце - выполняется ритуал «коллективное рукопожатие», что позволяет создать благоприятный психологический климат в группе. Работа с больными проводится в специально оборудованном арт-терапевтическом центре с полным набором необходимых материалов и инструментов в специально выделенное время.

ОБСУЖДЕНИЕ

Цель этапа психодиагностики и организационной подготовки - определение мишеней арт-терапии и формирование комплайенса. Для формирования мотивированной заинтересованности в лечении, активации психологических реакций для работы в арт-терапевтической группе осуществляется краткосрочная психотерапевтическая интервенция с использованием комплайенс-терапии, в рамках которой проводится мотивационное интервьюирование. Используются следующие приемы: побуждающая презентация «анонсов» предстоящей работы в группе; активное выслушивание; подчеркивание преимуществ активного комплексного лечения. Пациенты знакомятся с техническими условиями проведения арт-терапии и своей ролью, которая требует выполнения предписаний согласно конвенционным обоюдосторонним терапевтическим правилам. Закладка условий комплайенса состоит также в определении частоты и длительности сеансов арт-терапии, примерного срока предлагаемого лечения и перспектив дальнейшей терапевтической поддержки. Этап психодиагностики и организационной подготовки подразумевает директивный стиль ведения занятий с поддерживающей позицией психотерапевта, низкой общей нагрузкой, внутриличностной направленностью

коммуникаций, низким уровнем интерактивности. Экспрессивные средства - изобразительное творчество (проективные свойства). Используется изобразительное творчество, преимущественно в примитивной экспрессивной форме, позволяющее получать диагностические сведения; обеспечивать процесс самораскрытия личностных свойств пациента, оказывать терапевтический эффект снятия эмоционального напряжения. Минимальная степень интенсивности нагрузки адекватна начальному периоду арт-терапевтических воздействий. Для осуществления целей самоэксплорации предлагаются простые задания выражения общего настроения с помощью изобразительных средств: наброски, линии, штриховка, цветовые пятна и т. д. Результаты индивидуальной работы интерпретируются избирательно либо носят характер индивидуального собеседования.

Цель этапа симптоматической коррекции -подготовка пациентов к презентации в группе на основе критической самооценки когнитивных, эмоциональных и социальных дисфункций. Групповая форма организации арт-терапевтического процесса на этапе симптоматической коррекции характеризуется директивным стилем ведения занятий с поддерживающей позицией психотерапевта, низкой общей нагрузкой, внутриличност-ной с постепенным усилением межличностной направленностью коммуникаций, ограниченной интерактивностью. Экспрессивные средства -изобразительное творчество, (примитивная экспрессия), рецептивная (фоновая) музыкальная терапия. В качестве фона используются седатиру-ющие и транквилизирующие свойства классических произведений, релаксационных композиций экологического транса. Тематическая направленность изобразительного творчества ориентирована на внутриличностные переживания. Арсенал изобразительных средств не расширяется, однако результатам творчества дается общая оценка не только руководителем, но и участниками группы. Основная психологическая нагрузка на данном этапе - взаимодействие в парах с целью совместного достижения определенного результата. Возрастание интерактивности группы опосредуется через возможности предоставлять свое творчество для всеобщего обозрения. Директивная роль руководителя заключается в предотвращении вну-тригрупповой интерперсональной напряженности, сохранении и усилении атмосферы доброжелательности, стимулировании открытости и эмпатии.

Цель этапа личностной реконструкции - восполнение дефицита когнитивных функций, восстановление эмоциональной синтонности и аллопси-хического резонанса, коррекция эффекторно-воле-вых расстройств. Этап личностной реконструкции подразумевает мягкий директивный стиль ведения

занятий с поддерживающей позицией психотерапевта, умеренной общей нагрузкой, внутри-личностной и межличностной направленностью коммуникаций, относительно высоким (умеренным) уровнем интерактивности. Экспрессивные средства - изобразительное творчество (имажи-нативная экспрессия), перцептивная музыкальная терапия, кинестетическая (арт-пластик) терапия. Включаются новые способы работы с образами -коллажи, аппликации. Благодаря этим средствам снимаются неловкость и стеснение, связанные с критическим отношением к своим художественным способностям, они позволяют участникам ощущать успех. Активный подбор музыкального материала позволяет моделировать рефлективную эмоциональность и передачу эмоциональных состояний в художественном творчестве. Сочетанное использование музыкальных и изобразительных средств позволяет больным лучше справляться с определением собственных синестезических эмоциональных реакций, а также вербализовать условия и причины их возникновения. В качестве экспрессивных средств используется художественное творчество в сочетании с релаксирующими музыкальными произведениями в формате классики и экологического стиля «New Age». Навыки обсуждения и отстаивания своей точки зрения, опосредованные через глубинную природу творчества, способствуют восстановлению общих факторов духовного роста, позволяют пересмотреть стереотипы психологических защит и стратегий совла-дания со своим эмоциональным состоянием. Происходит реконструктивное движение коррекции личностных свойств, усиление мотивационных составляющих активного преодоления апатических и депрессивных влияний негативной симптоматики, улучшение когнитивных способностей. Интерактивность в группе обладает тенденцией к нарастанию, что позволяет снизить уровень директивного контроля и укрепить у пациентов чувство уверенности в себе и ощущение самодостаточности. Важным фактором является директивная роль арт-терапевта, создающего атмосферу неизменности и стабильности в выполнении запланированных мероприятий. Формирующиеся коммуникации в закрытой группе по определению носят характер ясности, понятности и конгруэнтности в аффективно-когнитивном плане. Роль интерпретаций художественного творчества усиливается. Усвоение навыков уважительного отношения к инициаторам вынесенных на групповое обсуждение вопросов является инструментом тренировок навыков общения. Ненавязчивое вовлечение в дискуссии, поощрение к высказыванию собственного мнения служат способом систематической десенсибилизации страха самораскрытия и сопровождаются повышением уверенности в себе, ком-

пенсацией дефицита ассертивности. Усложнение задач по устранению недостатков проблемно-решающего поведения находится в поле проективных изобразительных методик. Моделируемые в рисунках пациентов ситуации через обсуждение проговариваются, доброжелательно комментируются и наполняются возможными вариантами реагирования. К завершающим занятиям этапа личностной реконструкции пациенты овладевают навыками свободной дискуссии, могут раскрыть суть собственных конфликтных переживаний, что способствует восстановлению отношений с родными, появлению реалистичных планов по возвращению на доболезненные социальные уровни функционирования.

Цель этапа поддержки позитивных изменений - развитие коммуникативных социальных функций и способности к кооперации, достижение высокого уровня социальной адаптации, восстановление уровня СФ и КЖ, ресоциализация и реинтеграция больных в общество. Групповая форма организации арт-терапевтического процесса на этапе поддержки позитивных изменений характеризуется недирективным стилем ведения занятий с поддерживающей позицией психотерапевта, высокой общей нагрузкой, межличностной направленностью коммуникаций, высокой интерактивностью. Экспрессивные средства - изобразительное творчество, групповые экспрессии, пер-фоманс, инсталляция, перцептивная музыкальная терапия, экзистенциальная и психоаналитическая музыкотерапия, кинестетическая хорео-панто-мимическая терапия. Психологическая нагрузка возрастает за счет усиления коммуникативных свойств группового творчества. В изобразительном поле создаются групповые перфомансы и инсталляции, отражающие сложные понятия непреходящих общечеловеческих ценностей (например, «Наш мир», «Мужчина и женщина», «Тело и душа», «Прошлое, настоящее и будущее», «Война и мир» и т. д.). К усилению актуализации эмоциональных состояний используется «корректный подход» во избежание гиперстимуляции, ведущей к обострению позитивной симптоматики. При недирективной позиции руководителя наблюдательные функции должны включать в себя активный контроль психологического состояния участников группового творчества, модерацию напряженности интеракций, своевременное переключение на другие каналы креативности. При избыточности энтузиазма в изобразительной деятельности («творческий перегрев») необходимо «объявлять» перерыв в этой сфере, который заполнялся воздействиями по аудиальным и кинестетическим каналам. Использование психоаналитических и экзистенциальных техник музыкальной перцепции способствует продолжению освоения навыков управления сво-

ей эмоциональностью. Попытки воспринимать и анализировать мелодические и гармонические свойства классических произведений сквозь призму передачи композитором в музыкальных образах тем Борьбы Добра и Зла, Всепобеждающей Силы Любви, Гармонии Мира мобилизуют нравственные силы больных на преодоление внутри-личностных конфликтов. Пересказ содержания услышанной музыки требует работы воображения и является глубоко личным событием. Обмен мнениями приобретает особую ценность, поскольку субъективные поправки воспринимаются скорее как дополнения, чем как возражения. На фоне сложившихся групповых взаимодействий эффективно применение кинестетических методик, включая сложные по драматургии хорео-пантомимические экспрессии.

Принципы отбора в группу: наличие мотивации у больных на преодоление осознанных дефицитов; гомогенный возрастной состав; состав группы - 8-10 человек; равные потенциальные реабилитационные возможности. Организация терапевтического процесса: структурированный стиль ведения - все занятия четко спланированы, продолжительность строго фиксирована, инструкции к упражнениям формируются предельно доступно и четко, во время работы соблюдается хронометрия и ведется видеопротокол; регуляция интенсивности эмоциональных и информационных нагрузок; поэтапное введение новых психотерапевтических техник; контроль за интериоризацией -экстериоризацией при выполнении упражнений (Ь^ее^аскгеЫюп); эмоциональное поощрение (подкрепление) при достижении заданного уровня мастерства - использование комплиментов, аплодисментов, вручение символических призов; создание и удержание высокого уровня положительных эмоций; все занятия обличены в игровую форму, что способствует непринужденному, дружественному фону общения; системность онтогенетических уровней - психомоторного, эмоционально-сенсорного, пространственно-образного и логико-аналитического; экспрессивность и им-прессивность - выражение собственных чувств и распознавание эмоциональности окружающих; соблюдение принципов эффективной критики при разборе ошибок: доброжелательность; уважительность; систематизация рефлексий с их последующим переводом в социально приемлемую внутренне не противоречивую форму диалогов, консенсусов, конвенций; ассертивность - отстаивание собственной точки зрения с соблюдением правил группы; стимуляция (удержание высокого уровня) креативности за счет избегания механических репрезентаций; постоянное повторение, закрепление и совершенствование полученных навыков и умений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработаны методологические и организационные принципы арт-терапии для больных с первым психотическим эпизодом, базирующиеся на международных подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, медико-психологической концепции творчества как деятельности, актуализирующей адаптивные механизмы психологических защит и эмотивно-конструктивные стратегии преодоления болезненных факторов, точной разработке процессуально-технологических аспектов, фокусированных на решении конкретных задач. Арт-терапевтическое воздействие включает использование визуально-пластических средств, повествований, средств музыкальной и танцевально-двигательной экспрессии. Изобразительная деятельность выступает в качестве основополагающей. Длительность использования арт-терапевтических интервенций составляет 2 месяца на стационарном этапе лечения и 24 месяца - на амбулаторном. Установлена зависимость терапевтической эффективности арт-терапевтических вмешательств от их длительности, условий применения и этапов лечебно-реабилитационного процесса.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишиев В. Д., Блажевич Ю. А. Некоторые критерии клинического прогноза приступов первого психотического эпизода с преобладанием симптомов аффективного регистра. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2017;3:57-63.

2. Каледа В. Г., Маричева М. А., Бархатова А. Н., Попович У. О. Субъективное отношение к болезни и психотерапевтические стратегии при первом психотическом приступе у юношей. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2013;113(10-1):23-28

3. Гарах Ж. В., Зайцева Ю. С., Гурович И. Я. Нейрофизиологические и вегетативные показатели моторного воображения у больных шизофренией и шизоаффективным расстройством. Социальная и клиническая психиатрия. 2015; 25(3):25-31.

4. Психосоциальная реабилитация как современный подход в лечении пациентов с первым психотическим эпизодом на примере Саратовской области. Вестник неврологии, психиатрии и наркологии. 2016; 7:14-20.

5. Гурович И. Я., Шмуклер А. Б. Первый психотический эпизод (проблемы и психиатрическая помощь). М.: МЕДПРАКТИКА-М; 2010.

6. Ландышев М. А. Психообразовательная работа с родственниками больных шизофренией с

частыми госпитализациями. Социальная и клиническая психиатрия. 2006; 3:99-103.

7. Марута Н. А., Явдак И. А., Каленская Г. Ю. Комплекс психосоциальных тренингов для пациентов с первым психотическим эпизодом. Х.: Полиграфист; 2010.

8. Абрамов В. А., Жигулина И. В., Ряполова Т. Л. Психосоциальная реабилитация больных шизофренией. Д.: Каштан; 2009.

9. Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии. Под редакцией Лиманкина О. В., Бабина С. М. М.: Таро; 2013:171-175.

10. Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии. Под редакцией Лиманкина О. В., Бабина С. М. М.: Таро; 2014:75-84.

REFERENCES

1.Mishiev D. V., Blazevic, Y.A. Some criteria for the clinical prognosis of seizures the first episode with a predominance of affective symptoms register. Psychiatry, psychotherapy and clinical psychology. 2017; 3:57-63.

2.Kaleda V.G., Marichev, M.A., Barkhatova A.N., Popovich U.O. Subjective attitude towards the disease and psychotherapeutic strategies in the first psychotic attack in boys. Journal of neurology and psychiatry named after S. S. Korsakov. 2013;113(10-1):23-28

3.Harah J.V., Zaytseva, Y.S., Gurovich, I.Y. Neurophysiological and vegetative indices of motor imaging in patients with schizophrenia and schizoaffective disorder. Social and clinical psychiatry.2015; 25(3):25-31.

4.Psychosocial rehabilitation as a modern approach in the treatment of patients with the first psychotic episode by the example of Saratov region. Journal of neurology, psychiatry and narcology. 2016; 7:14-20.

5.Gurovich I.Y., Shmukler A.B. the First psychotic episode (problems and psychiatric care). M.: MEDPRAKTIKA-M ;2010.

6.Landyshev M.A. Psychoeducation of relatives of schizophrenic patients with frequent hospitalizations. Social and clinical psychiatry. 2006; 3:99-103.

7.Maruta N.O., Yavdak I.A., Kalenskaya G.Y. Complex psychosocial training for patients with first psychotic episode. H.: Printers; 2010.

8.Abramov V.A., Zhigulina I.V., Ryapolova T.L. Psychosocial rehabilitation of patients with schizophrenia. D.: Chestnut; 2009.

9.Psychotherapy and psychosocial work in psychiatry. Edited Limankin O.V., Babin S.M.: Publishing house «Taro»; 2013:171-175.

10.Psychotherapy and psychosocial work in psychiatry. Edited Limankin O.V., Babin S.M.: Publishing house «Taro»;2014:75-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.