Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ СИНАГОГ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ СИНАГОГ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
909
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА СИНАГОГ / ЕВРЕЙСКИЙ ОБЩИННЫЙ ЦЕНТР / МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ / ЭКЛЕКТИКА / РЕТРОСПЕКТИВИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Либерман Илона Юльевна, Шишова Александра Александровна

В статье рассматриваются истоки формирования еврейского храмового зодчества, исторические и социальные факторы, влияющие на формирование архитектурного образа синагог. Рассматриваются синагоги, построенные на территории современной России. Проанализирован архитектурный образ синагог в хронологическом порядке постройки в соответствии с тремя временными периодами, а также выявлены основные характерные черты для каждого из периодов. Анализ затрагивает стилистику здания, декоративные приемы во внешней отделке, особенности внутренней планировки и интерьерного решения. Описывается развитие функционального назначения синагоги в жизни общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SYNAGOGUE ARCHITECTURE IN RUSSIA

The article examines the origins of the formation of Jewish temple architecture, historical and social factors influencing the formation of the architectural image of synagogues. Synagogues built on the territory of modern Russia are considered. The architectural image of synagogues is analyzed in chronological order of construction in accordance with three time periods, and the main characteristic features for each of the periods are identified. The analysis touches on the stylistics of the building, decorative techniques in the exterior decoration, features of the interior layout and interior solutions. The development of the functional purpose of the synagogue in the life of the community is described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ СИНАГОГ В РОССИИ»

Столыпинский вестник №3/2022

ft

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 726.3.053.8

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ СИНАГОГ В РОССИИ

FEATURES OF SYNAGOGUE ARCHITECTURE IN RUSSIA

Либерман Илона Юльевна, бакалавр, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург Шишова Александра Александровна, бакалавр, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Liberman Ilona Yulievna, bachelor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Shishova Alexandra Alexandrovna, bachelor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Аннотация

В статье рассматриваются истоки формирования еврейского храмового зодчества, исторические и социальные факторы, влияющие на формирование архитектурного образа синагог. Рассматриваются синагоги, построенные на территории современной России. Проанализирован архитектурный образ синагог в хронологическом порядке постройки в соответствии с тремя временными периодами, а также выявлены основные характерные черты для каждого из периодов. Анализ затрагивает стилистику здания, декоративные приемы во внешней отделке, особенности внутренней планировки и

интерьерного решения. Описывается развитие функционального назначения синагоги в жизни общины.

Annotation

The article examines the origins of the formation of Jewish temple architecture, historical and social factors influencing the formation of the architectural image of synagogues. Synagogues built on the territory of modern Russia are considered. The architectural image of synagogues is analyzed in chronological order of construction in accordance with three time periods, and the main characteristic features for each of the periods are identified. The analysis touches on the stylistics of the building, decorative techniques in the exterior decoration, features of the interior layout and interior solutions. The development of the functional purpose of the synagogue in the life of the community is described.

Ключевые слова: архитектура синагог, еврейский общинный центр, мавританский стиль, эклектика, ретроспективизм в архитектуре. Keywords: synagogue architecture, Jewish community center, Moorish style, eclecticism, retrospectivism in architecture.

Во все времена основой еврейской жизни была община, поскольку только в сообществе возможна полноценная культурная, духовная и социальная жизнь, основанная на таких еврейских ценностях как образование, традиции, взаимоответственность и благотворительность. Для поддержания сплоченности общины создаются центры, совмещающие в себе несколько функций - синагоги.

Синагога в переводе с греческого языка означает «дом собрания». Так же называют домом молитвы или домом людей. Поэтому современные синагоги строятся не как отдельно стоящее сооружение, служащее местом общественного богослужения, а как часть еврейского культурного центра. Синагогой может стать комната в доме, скромное здание или роскошное

строение в любом архитектурном стиле. Главное правило - наличие окон, так как согласно священным писаниям, люди должны видеть небо.

Синагога— это не храм, а место для молитвы и ритуального чтения Торы. Там собирается иудейская община, там можно изучать священные тексты и отмечать праздники. Храмом синагогу иудей никогда не назовет: она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен.

Несмотря на почти полное отсутствие визуальных требований к архитектуре синагог, за тысячи лет истории еврейского народа сформировались определенные отличительные черты.

Отправной точкой еврейского храмового зодчества можно считать Мишкан. Согласно Торе, Всевышний дал Моисею четкие указания по устройству храма. Мишкан (Скиния) представлял собой переносной шатровый храм, окруженный оградой, занавешенной тканями. Во дворе располагался жертвенник. Вход на территорию двора и в сам шатер осуществлялся с Востока.

Рис.1. Изображение мишкана Пространство храма было разделено на две части: в одной из них, меньшей по размеру, хранился Ковчег Завета со Скрижалями, дарованными Моисею Всевышним. Данное помещение являлось святейшим местом храма, доступ в которое имел только первосвященник один раз в году, в День Искупления. Во втором помещении находились Жертвенник воскурения, золотая Менора, а также стол с ритуальными хлебами. Войти в шатер могли только

священнослужители, у остальных евреев был доступ лишь во двор храма. Шатер имел деревянную каркасную систему с плоской кровлей, в качестве внешних покрытий использовались шкуры животных. Деревянные брусья внутри шатра были отделаны золотом, а зонирование происходило посредством занавесей. Сборная конструкция обеспечивала легкость демонтажа и переноса на новое место.

- .....................

П п о

* 111 с5 □ 1 = ] Л

.....................

Рис.2. План мишкана Мишкан служил почти 500 лет, однако с началом правления царя Давида в конце 10 в. до н.э. началась новая глава истории храмового зодчества. Был захвачен город Иршалем, в последствии ставший столицей Иудейского царства - Иерусалимом. В новую столицу был перенесен Ковчег завета, а на священной горе Мориа воздвигнут алтарь. Царь Давид занимался разработкой планов будущего храма, а также заготавливал строительные материалы, однако строительство не было начато при его жизни. Возведение храма началось в 967 году до н.э. его сыном Соломоном.

Планировочная структура храма во многом была похожа на переносной Мишкан, однако Храм Соломона в отличии от всех предшествующих ему построек был выполнен из камня и имел характер постоянного здания. Храм располагался посреди двора, разделенного на две части (внешний и внутренний двор) Во внутреннем дворе находился жертвенник и бронзовая чаша для омовения священнослужителей. Внутренне пространство храма в отличие от Мишкана было разделено не занавесями, а каменными стенами. Храм состоял из трех анфиладных помещений: Притвора, Святилища и «Святая Святых», где хранился Ковчег Завета. По периметру здания за

исключением главного фасада располагалась трехъярусная галерея, предположительно использовавшаяся в складских целях.

Рис.3. План и разрез Храма Соломона Храм Соломона предназначался не для молитвы, а для жертвоприношения. Кроме того, он служил экономическим центром, как местом хранения казны центром судебной системы, то есть главной общественной точкой притяжения. Его можно назвать своего рода кластером или одним из первых многофункциональных общественных пространств.

В 6 веке до н.э. при захвате Иерусалима Навуходоносором 2 Храм Соломона был разрушен, а новый возведен спустя 70 лет. Новый храм во многом уступал предшествующему ему Храму Соломона. Во времена правления Ирода Великого в конце 1 века до н.э. храм был полностью перестроен.

Рис.4. План Второго Храма В 70 году н.э. Иерусалим был захвачен римлянами, а храм разграблен и сожжен. Это положило начало расселению евреев по всему миру. Говоря слово

«храм», мы можем иметь в виду различные места, созданные для молитвы или совершения обряда. Но для иудеев храм - это конкретное здание в Иерусалиме, которое было разрушено римлянами в 70 году н.э. и до сих пор не восстановлено. Иудейский храм может быть построен только на месте прежнего и лишь с приходом Мессии - потомком царя Давида, что освободит народ Израиля из-под власти других народов.

Архитектура синагог весьма разнообразна. Основополагающими формообразующими факторами выступают такие понятия, как «время» и «место». Стоит отметить, что у еврейского народа долгое время не было собственного государства. Иудеи подвергались гонениям, что способствовало их расселению по миру, в ходе чего сформировались еврейские подгруппы: сефарды и ашкеназы. (Сефарды - выходцы из Испании, ашкеназы -преимущественно из Германии и Польши.) Синагоги также разделяют на сефардские и ашкеназские, хотя с архитектурной точки зрения они имеют минимальные различия, а в основе лежит базовая архитектурная планировка, идентичная для обеих подгрупп.

Тем не менее, когда дело доходит до деталей, каждая синагога уникальна. Синагоги часто отражают архитектурные и художественные предпочтения того времени и культуры, в которой они были построены. В 19 веке среди ашкеназских синагог наблюдается тенденция к «восточности». По понятиям европейцев на тот момент понятие «восточности» наиболее четко отражал мавританский стиль. В то же время в сефардских синагогах преобладали черты, свойственные европейским храмам.

На территории России располагается 44 синагоги и 70 общинных центров. Каждая из них уникальна и имеет свои отличительные особенности. Был проведен анализ архитектурных особенностей в совокупности с временем постройки, а также социально-историческими, географическими и другими факторами.

По годам постройки синагоги России можно разделить на три основных периода: 1870-1890е года, 1900-1910е, современное строительство 1990-2010е. Стоит отметить, что расцвет строительства относится ко второму периоду начала 20 века.

Старейшая из ныне действующих синагог России - Иркутская синагога, была построена в 1882 году по проекту архитектора В.А. Кудельского на деньги, собранные местной еврейской общиной, однако после революции здание не использовалось по назначению. Синагога пережила 3 пожара, а в 2009 году были проведены реставрационные работы. Согласно дореволюционным

Рис.5. Здание Синагоги в Иркутске фотографиям, на данный момент здание имеет первоначальный облик. Отличительной особенностью является Т-образный план, вытянутый в сторону двора. Здание венчает небольшой купол со звездой Давида. Данная черта свойственна многим синагогам. По стилистике здание можно отнести к неоренессансу, получившего распространение в период историзма 19 века. Об этом свидетельствуют следующие черты: четкая симметрия, портики в выступающих ризалитах, арочные окна. Отделка первого этажа горизонтальными рельефными полосами напоминает рустовку. Стоит отметить, что несмотря на многие черты неоренессанса, яркое колористическое решение больше соответствует петровскому барокко, распространенному в архитектуре России в 18 веке.

Столыпинский вестник №3/2022

Интерьеры Иркутской синагоги выглядят скромно. В отделке применены светлая штукатурка и темное дерево. Согласно иудейским традициям запрещены изображения Всевышнего и пророков, поэтому в синагогах росписи стен имеют лишь декоративный характер и представлены растительными или геометрическими орнаментами. В синагоге Иркутска отсутствуют росписи за исключением свода потолка над главным залом: он расписан в виде неба с облаками.

Общей планировочной особенностью для всех синагог является разделение молитвенных залов на мужской и женский. Женщины как правило молятся на втором этаже, «балконе», за исключением праздника дарования Торы.

К тому же периоду относится Нижегородская синагога, построенная в 1883 году по проекту архитектора И.Ф. Неймана. Синагога в плане имеет простую прямоугольную форму. Изначально главный фасад был симметричен, однако позже была выполнена пристройка. Фасады синагоги выполнены в стиле эклектики. Эклектизм начал распространяться в России в 30-х годах 19 века. В качестве ответвления эклектики рассматривается направление символизма, в котором архитектура основана на образах. Фасад синагоги в Нижнем Новгороде выполнен в виде открытого свитка Торы, а купола символизируют навершия рулонов свитка. В декоративных элементах (пилястрах и обрамлении окон) прослеживаются черты неорусского стиля, что также говорит об эклектизме здания.

Рис.6. Здание Синагоги в Нижнем Новгороде

Интерьеры имеют то же стилевое решение, что и Иркутская синагога.

В 1893 году в Санкт-Петербурге была открыта Большая Хоральная Синагога. Проект принадлежит архитекторам А.В. Малову, Л.И. Бахману, И.И. Шапошникову. Работу также курировали Н. Бенуа и В.Стасов, по чьему совету синагога приобрела свой нынешний облик. В отличие от синагог этого периода, Петербургская синагога выполнена в ярко выраженном неомавританском стиле.

Рис.7. Здание Большой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге Данный стиль можно считать одним из проявлений периода историзма в архитектуре конца 19, начала 20 века. Он был вдохновлен испанским, португальским и исламским средневековым зодчеством. Среди характерных черт мавританского стиля - обилие стрельчатых и подковообразных арок, куполов, резьбы; Применение в отделке цветных витражей, изразцов, мозаики. Все эти элементы прослеживаются в Большой Хоральной Синагоге. Восточный колорит подчеркивается теплой цветовой гаммой здания в сочетании с голубым куполом.

Рис.8. Здание Синагоги в Калининграде

В 1896 году была построена Кенигсбергская синагога по проекту бюро «Cremer & Wolffenstein». На волне эклектизма здание стало удачным примером синтеза готики с мавританскими формами и неоренессансом. Здание было построено из красного клинкерного кирпича особого качества обжига. Черты готики были продиктованы окружающей немецкой застройкой.

Планировочная структура синагоги представляла собой «один главный центральный портал с тремя входными воротами и примыкавшими к нему по бокам двумя порталами меньших размеров. Центральную часть здания была перекрыта куполом со шпилем, на вершине которого располагалась звезда Давида. По обеим сторонам от главной башни располагались две остроконечные башенки меньших размеров с конусообразной крышей. Лицевой фасад здания украшало большое витражное окно округлой формы, с выложенной внутри него мозаикой звездой Давида. Внутри синагоги стоял большой орган, свод потолка венчали красивые колонны и ажурные люстры. Весь потолок был украшен лепниной и росписями» [5].

Во время бомбардировок Кёнигсберга английской авиацией в 1944 году и штурме города в 1945-м году, «здание Новой Либеральной синагоги получило серьезные повреждения и в послевоенные годы разобрано на кирпич до основания» [5]. Восстановление синагоги началось только в 2013 уже в городе Калининград. Строительство здания началось на старом немецком фундаменте. Фасад здания в точности повторяет довоенный облик, основное различие - новая цветовая гамма. Стоит отметить, что новое цветовое решение напоминает Синагогу Санкт-Петербурга.

Рис.9. План и разрез Синагоги в Калининграде

Московская Хоральная синагога построена в 1891 году. Ее облик сильно отличается от архитектурного решения синагог того периода. Главный фасад украшает портик с колоннадой, что свойственно архитектуре эпохи классицизма. До этого классицизм использовался в христианской храмовой архитектуре, поэтому использование данного стиля для синагоги -новаторство.

Рис. 10. Здание Большой Хоральной Синагоги в Москве Примечательно то, что по первоначальному проекту Семена Эйбушитца здание представляло собой купольную базилику. Однако после начала строительства поступила жалоба, что купол, увенчанный звездой Давида, оскорбляет чувства православных. Решено было убрать купол. Синагога вновь обрела купол после реконструкции в 2001 году.

Общие черты 1 периода:

• Эклектика, прослеживаются черты историзма (ретроспективная архитектура)

• Курс на «восточность»

• Планировочная структура похожа на базиликальный храм

• Наличие купола

• Симметричная композиция фасада

• «Яйцевидные» купола

В архитектуре России период времени 1900-1910е гг. - расцвет модернизма. Среди основных черт модерна обычно выделяют асимметрию, декоративные элементы на растительную и животную тематику, красочные витражи, мозаики и майолики, использование натуральных природных материалов, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописью и прикладных искусств.

В этот период происходит расцвет строительства синагог по всей России, что связано с появлением царского манифеста о свободе вероисповедания.

Рис. 11. Здание Синагоги в Воронеже Проект здания синагоги в Воронеже был разработан архитектором Мысловским в 1903 году. Оно так же, как и синагога в Петербурге выполнено в неомавританском стиле, который часто называют стилем синагог. Данный стиль должен был подчеркнуть ориентальное происхождение общины, связь с восточным прошлым и будущее переселение в Израиль. Здание в плане имеет прямоугольную форму. Главный фасад, обращенный на север выполнен полностью из красного кирпича, фланкируется двумя восьмигранными башнями с куполами. В отделке фасадов применялась характерная для данного стиля черта - чередующиеся полоски из белого и красного кирпича.

Однако после реставрации полосы были восстановлены лишь на южном фасаде. Сейчас за счет контраста материалов этот фасад выглядит более парадным.

Неомавританский стиль также повторяется в Самарской синагоге, построенной в 1908 году по проекту архитектора З.Клейнермана.

Рис.12. Здание Синагоги в Самаре Прямоугольное здание, напоминающее по своей форме ковчег, представляет собой трехнефную базилику. Центральный неф завершался куполом с навершием в виде шестиконечной звезды. Аналогичным образом венчались и башенки на центральном фасаде. Шестиконечная "звезда Давида" - наиболее часто встречающаяся на здании декоративная деталь. Она присутствует в оконных заполнениях, кирпичном обрамлении некоторых окон. В форме шестиконечной звезды расстекловано и большое круглое окно на главном фасаде.

В 1905 году была построена синагога в Челябинске. Здание прямоугольное в плане с выступом 3-гранной апсиды с венчающим и ложными арочными окнами.

Рис.13. Здание Синагоги в Челябинске

По углам восточного фасада акцентными доминантами выступают небольшие купола, что не соответствует канону мавританского стиля и синагог в целом. Высокие арочные окна 1-го этажа декорированы наличниками ордерных форм. Над ними располагаются круглые оконные проемы. Под профилированным карнизом проходит аркатурный фриз. В здании также прослеживаются черты неомавританского стиля. Исходя из дореволюционных фотографий, изначально синагога не была оштукатурена, все стены и декор были выполнены из красного кирпича.

Отличная по внешнему виду синагога была построена в городе Томск в 1902 году. Она находится на месте предшествующей ей деревянной синагоги, открытой в 1850 году.

Рис.14. Здание Синагоги в Томске Несмотря на нестандартное колористическое решение - светлый камень песочного цвета, здание также относится к неомавританскому стилю. Главной доминантой восточного фасада является цилиндрическая башня, увенчанная куполом со звездой Давида. Объем также подчеркнут декоративной стрельчатой аркой. Арочные окна обрамлены пилястрами. Композицию завершает массивный выносной карниз. Двухэтажное кирпичное здание имеет прямоугольную форму в плане с округлым выступом апсиды. Функционировала синагога лишь до 1929, когда была закрыта, как и многие другие синагоги России.

Во времена царской России евреи были угнетаемым народом. В государственной политике того времени господствовал антисемитизм -проявление «неприязни и предубеждения, основанные на религиозных либо

этнических предрассудках». По этой причине еврейским общинам в течение долгого времени не давали разрешение на строительство синагог. Ситуация улучшилась после Февральской революции 1917 года, когда евреи были уравнены в правах с прочими гражданам, но «во время гражданской войны вновь сильно пострадали от погромов». «В 1920-х годах в СССР была проведена кампания по борьбе с антисемитизмом. Но уже к середине 1920-х годов» советская власть стала стремиться к полной ассимиляции евреев.

В конце 1920-х и начале 1930-х годов, когда антисемитизм возник как государственная политика, в городах стали выходить постановления о закрытии синагог и передаче их «в распоряжение Горсовета под использование для дома культуры». И только в 1990-е здания синагог были возвращены еврейской общине.

Основные черты 2 периода:

• Расцвет неомавританского стиля

• Прямоугольная форма плана

• Главный (Восточный) фасад имеет осевую симметрию, центром которой является выступающий объем апсиды или ризалит

• Граненые купола

3 Период: 1990-е - наши дни

Новый виток строительства синагог в России начался в последнее десятилетие 20 века. Особенностью данного периода можно считать устройство синагог в составе общинных центров.

Общинные центры представляют собой многофункциональные комплексы, в которые могут входить еврейские школы, детские сады, библиотеки, молельные залы и др. Изначально слово «синагога» имеет значение «дом собраний», а значит помимо религиозного назначения также является еврейским общественным центром.

Так, например, в Уфе синагога открылась в здании еврейского культурного национального центра, построенного в 2007 году. Помимо

синагоги в центре находятся еврейский детский сад, гимназия, спортивный зал, музей памяти жертв Холокоста, бассейн для ритуальных омовений и благотворительная столовая.

Рис. 15. Здание Синагоги в Уфе

С 19 века Звезда Давида считается еврейским символом, который можно увидеть в каждой синагоге. Он был взят за основу архитектурного образа здания еврейского культурного центра в Уфе. В этом объеме располагается главное помещение центра - место для молитвы и ритуального чтения Торы.

Синагога на Большой Бронной в Москве была возведена в 1883 году по проекту архитектора М. Чичагова. Здание было выполнено, как и многие другие синагоги в мавританском стиле. Однако синагогу следует отнести к третьему периоду, т.к. в 1952 она подверглась почти полной перестройке. Позднее в 2004 году была произведена реконструкция, в ходе которой здание получило абсолютно новый силуэт. Была воссоздана часть исторического фасада, однако она отличается от оригинального: отсутствуют многие декоративные элементы, ризалиты.

Рис. 16. Здание Синагоги на Большой Бронной в Москве

Эта часть фасада закрыта стеклянной конструкцией, выполняющей роль тамбура. За счет тонированного стекла в светло время суток, когда нет внутренней подсветки историческая часть фасада трудно просматривается. Роль доминанты в новом здании играет округлая башня, символизирующая свиток Торы. В ней выполнено окно в углублении с ханукальным девятисвечником. Стиль новой части синагоги можно отнести к конструктивизму. В ходе реконструкции большое внимание было уделено интерьерам. Здание имеет световой фонарь в крыше в форме шестиконечной звезды, от которого «во все стороны расходятся изогнутые ламели из МДФ. С разных ракурсов - и снизу, и с балкона - остается ощущение цельности пространства. В то же время такая композиция обеспечивает хороший доступ света. Потолок многосветного вестибюля символизирует ту пустыню, которая за сорок лет превратила евреев из рабов в свободный народ.

Рис.17. Световой фонарь над молельным залом

В московском Парке Победы на Поклонной горе расположен мемориальный комплекс, построенный в память людей, погибших в годы Второй мировой войны. Комплекс также включает в себя синагогу и музей памяти жертв Холокоста. В музее хранятся документы и реликвии, свидетельствующие о геноциде еврейского народа. Комплекс является первым в России, посвященным еврейской истории.

Здание является ярким примером современной архитектуры синагог. Оно построено по проекту архитекторов Моше Зархи и Владимир Будаев в 1998

году. При входе в синагогу можно увидеть два распространенных еврейских символа: звезду Давида и каменный семисвечник.

Синагога состоит из двух частей: сверху действующая синагога, в подвальном этаже - зал, где находится музей Еврейского наследия и Холокоста. Молельный зал не имеет окон, что видно по фасаду здания. Свет в помещение попадает через фонарь в форме пирамиды на крыше, являющийся акцентом архитектурного облика мемориального комплекса.

Рис.18. Музей памяти жертв Холокоста на Поклонной горе Исторически Марьина Роща считалась еврейским районом. В 1926 году здесь было построено небольшое бревенчатое здание синагоги. Стоит отметить, что это была единственная синагога, построенная в стране за все время советской власти. В 80-х годах в здании открылось первое в Советском Союзе еврейское религиозное учебное заведение — иешива. В 1993 году синагога сгорела во время пожара. На ее месте в 2000 открылось здание Московского Еврейского общинного центра. Оно представляет собой современный 7-этажный дом с ярким стеклянным объемом по центру, спроектированный главным архитектором Тель-Авива И. Годовичем.

Рис.19. Еврейский общинный центр в Марьиной Роще, Москва

Это один из самых активных и оживлённых еврейских центров Москвы. В центре находится молельный зал на 2 000 мест, библиотека, выставочная галерея, тренажерный и концертный зал Амфитеатр, в котором проходят различные музыкальные выступления и встречи творческих коллективов.

Синагога - уникальное здание. Оно выполняет религиозную функцию, однако в отличии от мусульманских и христианских храмов, не имеет определенного архитектурного облика. Иногда по внешнему виду синагоги сложно догадаться о функциональном назначении здания. Главное в ее архитектуре - соответствие внутренних помещений правилам иудейской религии, таким как наличие естественного света, ориентация на восток и другое.

За прошедшие века изменилось функциональное наполнение синагог, они стали частью еврейских общинных комплексов. Основная философия таких комплексов - создание различных общественных пространств и синагоги под одной крышей позволяет объединить людей не только посредством богослужений, но и благодаря тесному общению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архитектура каждой синагоги уникальна, однако в 19-20 веках наиболее часто использовался мавританской стиль. Все синагоги имеют схожую планировочную структуру, развитую из базиликального храма. Особую роль как во внешнем, так и во внутреннем облике синагоги играет символика. Основной символ, повторяющийся в расстекловке окон и венчающий купола - Звезда Давида.

Литература

1. Боровик И. Мемориальная синагога на Поклонной горе // Moscovery.com: информация о городе Москва. URL: https://ru.moscovery.com/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80 %D0%B8%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%B0%D 1%8F-

D1 %81 %D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B 0-%D0%BD%D0%B0-

%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D 0%BE%D0%B9-%D0%B3/

2. Гладкова Ж. Религиозный центр на Большой Бронной улице в Москве // Качественная архитектура. 2010 URL: https://archi.ru/press/russia/31483/rekonstrukciya-zdaniya-sinago gi

3. Иерусалимский храм // this-was.com: исторические хроники.2017. URL: https://this-was.com/istoriya-ierusalimskogo-xrama

4. Прат Н. Путеводитель по еврейской цивилизации. // Альманах библиофила. 2001.№ 2. Иерусалим.

5. Скобей И. "Адат Исраэль", еврейская школа и гестапо: история здания синагоги на улице Октябрьская // livejournal.com: статьи на различные темы. 2018. URL: https://ivanskobey.livejournal.com/9608.html?replyto=17544

6. Титов В.С. Архитектура Палестины и Финикии // Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира. 1970. URL: http://archaic.totalarch.com/universal history of architecture/palestine and phenicia?ysclid=l4si4fv0aj 161029097

Literature

1. Borovik I. Memorial Synagogue on Poklonnaya Gora // Moscovery.com : information about the city of Moscow. URL: https://ru.moscovery.com/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80 %D0%B8%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%B0%D 1%8F-

D1 %81 %D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B 0-%D0%BD%D0%B0-

%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D 0%BE%D0%B9-%D0%B3/

2. Gladkova Zh. Religious center on Bolshaya Bronnaya Street in Moscow // High-quality architecture. 2010 URL: https://archi.ru/press/russia/31483/rekonstrukciya-zdaniya-sinago gi

3. The Jerusalem Temple // this-was.com : historical chronicles.2017. URL: https://this-was.com/istoriya-ierusalimskogo-xrama

4. Prat N. A guide to Jewish civilization. // Bibliophile's Almanac. 2001. No. 2. Jerusalem.

5. Skorbej I. "Adat Israel", Jewish school and Gestapo: the history of the synagogue building on Oktyabrskaya Street // livejournal.com : articles on various topics. 2018. URL: https://ivanskobey.livejournal.com/9608.html?replyto=17544

6. Titov V.S. Architecture of Palestine and Phoenicia // Universal History of architecture. Volume I. Architecture of the Ancient world. 1970. URL: http://archaic.totalarch.com/universal history of architecture/palestine and phenicia?ysclid=l4si4fv0aj161029097

© Либерман И. Ю., Шишова А. А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник»№3/2022.

Для цитирования: Либерман И. Ю., Шишова А. А. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ СИНАГОГ В РОССИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.