ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СЕМАНТИКИ ЦЕНТРА ГОРОДА БАКУ
Аймухан С.А.1, Мауленова Г.Д.2
1'Аймухан Султан Аянулы - магистрант;
2Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор,
кафедры «Архитектура»;
Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: анализ архитектурной семантики центральной части города Баку открывает перед нами глубокое понимание того, как формы и структуры городского пространства влияют на поведение и восприятие его обитателей. С помощью уникального языка архитектурных форм, знаков и символов город общается с жителями, задавая тон и настроение окружающей среды. Цель данного исследования заключается в изучении эволюции смысла и значений, вложенных в архитектурные формы центральной части города Баку. При этом используются методы анализа семиотических структур, позволяющие раскрыть механизмы воздействия архитектурных элементов на жителей и общество на протяжении исторических эпох. Данный анализ также учитывает влияние религиозных и культурных аспектов на формирование архитектурного облика города, включая в себя рассмотрение влияния зороастризма на архитектурную семантику Баку.
Ключевые слова: архитектурный знак, семантика, визуальный облик, культурные аспекты.
Город Баку имеет древнюю историю, уходящую корнями в древние времена. Первые упоминания о Баку датируются даже I веком до нашей эры. Баку процветал благодаря своему стратегическому положению на берегу Каспийского моря и близости к нефтяным месторождениям.
В период Средневековья, Баку был важным торговым и культурным центром на территории Закавказья и восточного побережья Каспийского моря. В XII веке город стал столицей Азербайджанского государства Атабеков. В этот период активно развивались ремесленные промыслы, торговля и культурная жизнь.
С XVШ века начинается период русского влияния, когда Баку становится частью Российской империи. Этот период характеризуется интенсивным развитием нефтяной промышленности, что привело к экономическому подъему и росту населения.
Особенно значимым стал XIX век, когда началась масштабная добыча и экспорт нефти. Баку стал одним из крупнейших центров нефтяной промышленности мира, привлекая инвестиции и специалистов со всего мира. Этот период также характеризовался активным строительством и формированием архитектурного облика города.
Таким образом, история зарождения города Баку связана с его важным географическим положением, экономическими и культурными факторами, а также активным влиянием различных цивилизаций и культурных течений на формирование его облика.
Эволюция архитектурной семантики города Баку сквозь эпохи
Архитектурная семантика города Баку прошла через несколько эпох, каждая из которых оставила свой отпечаток на его облике и символике. Рассмотрим ключевые этапы этой эволюции:
Средневековый период: в этот период архитектурный облик Баку был определен в основном влиянием восточных культур, таких как персидская и исламская. Характерные черты этого периода включают в себя изящные детали архитектуры, арочные проходы, мозаичные узоры и резьбу по камню. Примером такой архитектуры является Дворец Ширваншахов.
Нефтяной бум: с начала XIX века и до начала XX века происходит нефтяной бум, который приводит к интенсивному строительству и развитию инфраструктуры города.
Советский период: в период советской власти в Баку происходит интенсивное строительство социалистической инфраструктуры, включая жилые дома, общественные здания и промышленные объекты. Архитектура этого периода отличается функционализмом и унификацией, а также применением современных материалов, таких как железобетон и стекло.
Современный период: В настоящее время архитектурная семантика города Баку переживает новый виток развития. Город претерпевает значительные изменения в связи с масштабными строительными проектами, включая высотные здания, торговые комплексы и развлекательные центры.
Символика огня: в зороастризме огонь считается священным элементом, символизирующим чистоту и свет. Этот символ имеет отражение в архитектуре Баку через использование огненных мотивов и элементов декора. Например, огненные вышки нефтяных месторождений, а также факелы и лампады на фасадах зданий.
Рис. 1. Баку. Сураханы. Храм огнепоклонников. Открытка имперских годов (https://ru.wikipedia.org/wiki/Атешгях).
Устройство огненных храмов: в зороастризме существует традиция устройства огненных храмов, где постоянно горит огонь, символизирующий связь человека с божественным. В Баку такие храмы не сохранились, однако огонь как символ присутствует в архитектуре города через использование световых эффектов и огней в дизайне.
Рис. 2. Атешгях - храм огня (https://ateshgahtemple.az/ru/)
Ритуалы и обряды: Зороастризм предписывает ряд ритуалов и обрядов, связанных с огнем и природными элементами. Эти обряды могли оказать влияние на архитектурные формы и украшения, используемые в строительстве храмов и святилищ.
Философия и мировоззрение: Зороастризм представляет собой философскую систему, в основе которой лежат принципы добра и зла, света и тьмы. Эти принципы могли найти отражение в архитектуре Баку через использование контрастных элементов, символизирующих борьбу между добром и злом, светом и тьмой.
Центр города Баку - это живой музей архитектуры и истории, где каждый элемент обладает своей уникальной семантикой и символикой. Рассмотрим более подробно ключевые элементы семантики центра города Баку:
Ичери Шехер - это древний исторический район Баку, который олицетворяет богатое культурное наследие города. Здесь каждый камень, каждая улица, каждое здание хранит в себе вековые тайны и исторические события. Прогуливаясь по его узким улочкам и увидев древние каменные стены, вы погружаетесь в атмосферу средневекового города. Ключевым архитектурным памятником Ичери Шехера является Дворец Ширваншахов, который символизирует величие и могущество азербайджанской истории.
Центр Гейдара Алиева представляет собой современный архитектурный комплекс, являющийся символом современного развития и прогресса города Баку. Состоящий из Государственного центра Гейдара Алиева, Высотного здания Баку и других современных сооружений, этот комплекс является архитектурным воплощением современного взгляда на будущее. Высотное здание Баку, например, с его инновационным дизайном и современными технологиями, символизирует стремление города к высотам развития и процветания.
Рис. 3. Центр Гейдара Алиева (https://heydaraliyevcenter.az/#9_Foto_p7).
Набережная Баку - это одно из самых популярных мест отдыха и прогулок в городе, обладающее своей уникальной семантикой и символикой. Здесь расположены фонтаны, скульптуры и памятники, которые придают набережной особый шарм и красоту. Фонтаны, например, символизируют живительную силу воды и обновление, а скульптуры - историческое и культурное наследие города.
Дворец Ширваншахов, входящий в состав Ичери Шехера, является одним из самых величественных исторических памятников города. Его архитектурные элементы, такие как роскошные арки, украшенные стены и изысканные фрески, символизируют богатство и роскошь азербайджанской культуры. Этот дворцовый комплекс служил центром культурной и политической жизни средневекового Баку и продолжает привлекать внимание как исторический символ города.
Рис. 5. Дворец Ширваншахов (https://bangkokbook.ru/zametki/dvorec-shirvanshahov-baku-97-foto.html).
Каждый из этих элементов является неотъемлемой частью архитектурной семантики центра города Баку, воплощая его историю, культуру, прогресс и красоту. Заключение
Город Баку, с его богатой историей, архитектурным наследием и современными амбициями, является примером уникального симбиоза между прошлым, настоящим и будущим. Этот город стал местом, где встречаются и сливаются различные культурные, религиозные и архитектурные традиции, создавая уникальный архитектурный ландшафт и атмосферу.
Анализ архитектурного символизма Баку, начиная с его древних исторических корней и заканчивая современными инновационными проектами, позволяет нам лучше понять эволюцию города и его роль в формировании культурной и архитектурной среды. Элементы архитектурной семантики, такие как Ичери Шехер, Центр Гейдара Алиева, набережная Баку и другие, являются не только архитектурными объектами, но и символами культурного наследия и современности.
Влияние зороастризма на архитектуру Баку демонстрирует глубокие исторические связи этого города с древними религиозными и культурными традициями. Элементы символизма, такие как огонь в огнеходных башнях и другие, не только отражают эту связь, но и придают архитектуре Баку уникальный идентификационный маркер.
Список литературы
1. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. // пер. с исп. А.Г. Погоняйло и В.Г. Резник. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис». -1998. -432 с.
2. Абдулгаримова Т.Р. Декоративные особенности объемных композиций экстерьеров зданий г. баку, построенных в конце xix - начале xx веков-2012.
3. ЛотманЮ.М. Семиосфера. // СПб.: «Искусство - СПБ». -2000. -704 с.
4. Семантика городской среды [Электронный ресурс]. -URL: https://sribook.net/istoriya-sotsiologii-kniga/semantika-gorodskoy-sredyi-49674.html
5. Мирпулатова А.М. Современная архитектура баку: метафора, основанная на традициях культуры. -2022.