Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СЕМАНТИКИ ЦЕНТРА ГОРОДА БАКУ'

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СЕМАНТИКИ ЦЕНТРА ГОРОДА БАКУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурный знак / семантика / визуальный облик / культурные аспекты.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аймухан Султан Аянулы, Мауленова Гульнара Джупарбековна

анализ архитектурной семантики центральной части города Баку открывает перед нами глубокое понимание того, как формы и структуры городского пространства влияют на поведение и восприятие его обитателей. С помощью уникального языка архитектурных форм, знаков и символов город общается с жителями, задавая тон и настроение окружающей среды. Цель данного исследования заключается в изучении эволюции смысла и значений, вложенных в архитектурные формы центральной части города Баку. При этом используются методы анализа семиотических структур, позволяющие раскрыть механизмы воздействия архитектурных элементов на жителей и общество на протяжении исторических эпох. Данный анализ также учитывает влияние религиозных и культурных аспектов на формирование архитектурного облика города, включая в себя рассмотрение влияния зороастризма на архитектурную семантику Баку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СЕМАНТИКИ ЦЕНТРА ГОРОДА БАКУ»

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СЕМАНТИКИ ЦЕНТРА ГОРОДА БАКУ

Аймухан С.А.1, Мауленова Г.Д.2

1'Аймухан Султан Аянулы - магистрант;

2Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор,

кафедры «Архитектура»;

Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: анализ архитектурной семантики центральной части города Баку открывает перед нами глубокое понимание того, как формы и структуры городского пространства влияют на поведение и восприятие его обитателей. С помощью уникального языка архитектурных форм, знаков и символов город общается с жителями, задавая тон и настроение окружающей среды. Цель данного исследования заключается в изучении эволюции смысла и значений, вложенных в архитектурные формы центральной части города Баку. При этом используются методы анализа семиотических структур, позволяющие раскрыть механизмы воздействия архитектурных элементов на жителей и общество на протяжении исторических эпох. Данный анализ также учитывает влияние религиозных и культурных аспектов на формирование архитектурного облика города, включая в себя рассмотрение влияния зороастризма на архитектурную семантику Баку.

Ключевые слова: архитектурный знак, семантика, визуальный облик, культурные аспекты.

Город Баку имеет древнюю историю, уходящую корнями в древние времена. Первые упоминания о Баку датируются даже I веком до нашей эры. Баку процветал благодаря своему стратегическому положению на берегу Каспийского моря и близости к нефтяным месторождениям.

В период Средневековья, Баку был важным торговым и культурным центром на территории Закавказья и восточного побережья Каспийского моря. В XII веке город стал столицей Азербайджанского государства Атабеков. В этот период активно развивались ремесленные промыслы, торговля и культурная жизнь.

С XVШ века начинается период русского влияния, когда Баку становится частью Российской империи. Этот период характеризуется интенсивным развитием нефтяной промышленности, что привело к экономическому подъему и росту населения.

Особенно значимым стал XIX век, когда началась масштабная добыча и экспорт нефти. Баку стал одним из крупнейших центров нефтяной промышленности мира, привлекая инвестиции и специалистов со всего мира. Этот период также характеризовался активным строительством и формированием архитектурного облика города.

Таким образом, история зарождения города Баку связана с его важным географическим положением, экономическими и культурными факторами, а также активным влиянием различных цивилизаций и культурных течений на формирование его облика.

Эволюция архитектурной семантики города Баку сквозь эпохи

Архитектурная семантика города Баку прошла через несколько эпох, каждая из которых оставила свой отпечаток на его облике и символике. Рассмотрим ключевые этапы этой эволюции:

Средневековый период: в этот период архитектурный облик Баку был определен в основном влиянием восточных культур, таких как персидская и исламская. Характерные черты этого периода включают в себя изящные детали архитектуры, арочные проходы, мозаичные узоры и резьбу по камню. Примером такой архитектуры является Дворец Ширваншахов.

Нефтяной бум: с начала XIX века и до начала XX века происходит нефтяной бум, который приводит к интенсивному строительству и развитию инфраструктуры города.

Советский период: в период советской власти в Баку происходит интенсивное строительство социалистической инфраструктуры, включая жилые дома, общественные здания и промышленные объекты. Архитектура этого периода отличается функционализмом и унификацией, а также применением современных материалов, таких как железобетон и стекло.

Современный период: В настоящее время архитектурная семантика города Баку переживает новый виток развития. Город претерпевает значительные изменения в связи с масштабными строительными проектами, включая высотные здания, торговые комплексы и развлекательные центры.

Символика огня: в зороастризме огонь считается священным элементом, символизирующим чистоту и свет. Этот символ имеет отражение в архитектуре Баку через использование огненных мотивов и элементов декора. Например, огненные вышки нефтяных месторождений, а также факелы и лампады на фасадах зданий.

Рис. 1. Баку. Сураханы. Храм огнепоклонников. Открытка имперских годов (https://ru.wikipedia.org/wiki/Атешгях).

Устройство огненных храмов: в зороастризме существует традиция устройства огненных храмов, где постоянно горит огонь, символизирующий связь человека с божественным. В Баку такие храмы не сохранились, однако огонь как символ присутствует в архитектуре города через использование световых эффектов и огней в дизайне.

Рис. 2. Атешгях - храм огня (https://ateshgahtemple.az/ru/)

Ритуалы и обряды: Зороастризм предписывает ряд ритуалов и обрядов, связанных с огнем и природными элементами. Эти обряды могли оказать влияние на архитектурные формы и украшения, используемые в строительстве храмов и святилищ.

Философия и мировоззрение: Зороастризм представляет собой философскую систему, в основе которой лежат принципы добра и зла, света и тьмы. Эти принципы могли найти отражение в архитектуре Баку через использование контрастных элементов, символизирующих борьбу между добром и злом, светом и тьмой.

Центр города Баку - это живой музей архитектуры и истории, где каждый элемент обладает своей уникальной семантикой и символикой. Рассмотрим более подробно ключевые элементы семантики центра города Баку:

Ичери Шехер - это древний исторический район Баку, который олицетворяет богатое культурное наследие города. Здесь каждый камень, каждая улица, каждое здание хранит в себе вековые тайны и исторические события. Прогуливаясь по его узким улочкам и увидев древние каменные стены, вы погружаетесь в атмосферу средневекового города. Ключевым архитектурным памятником Ичери Шехера является Дворец Ширваншахов, который символизирует величие и могущество азербайджанской истории.

Центр Гейдара Алиева представляет собой современный архитектурный комплекс, являющийся символом современного развития и прогресса города Баку. Состоящий из Государственного центра Гейдара Алиева, Высотного здания Баку и других современных сооружений, этот комплекс является архитектурным воплощением современного взгляда на будущее. Высотное здание Баку, например, с его инновационным дизайном и современными технологиями, символизирует стремление города к высотам развития и процветания.

Рис. 3. Центр Гейдара Алиева (https://heydaraliyevcenter.az/#9_Foto_p7).

Набережная Баку - это одно из самых популярных мест отдыха и прогулок в городе, обладающее своей уникальной семантикой и символикой. Здесь расположены фонтаны, скульптуры и памятники, которые придают набережной особый шарм и красоту. Фонтаны, например, символизируют живительную силу воды и обновление, а скульптуры - историческое и культурное наследие города.

Дворец Ширваншахов, входящий в состав Ичери Шехера, является одним из самых величественных исторических памятников города. Его архитектурные элементы, такие как роскошные арки, украшенные стены и изысканные фрески, символизируют богатство и роскошь азербайджанской культуры. Этот дворцовый комплекс служил центром культурной и политической жизни средневекового Баку и продолжает привлекать внимание как исторический символ города.

Рис. 5. Дворец Ширваншахов (https://bangkokbook.ru/zametki/dvorec-shirvanshahov-baku-97-foto.html).

Каждый из этих элементов является неотъемлемой частью архитектурной семантики центра города Баку, воплощая его историю, культуру, прогресс и красоту. Заключение

Город Баку, с его богатой историей, архитектурным наследием и современными амбициями, является примером уникального симбиоза между прошлым, настоящим и будущим. Этот город стал местом, где встречаются и сливаются различные культурные, религиозные и архитектурные традиции, создавая уникальный архитектурный ландшафт и атмосферу.

Анализ архитектурного символизма Баку, начиная с его древних исторических корней и заканчивая современными инновационными проектами, позволяет нам лучше понять эволюцию города и его роль в формировании культурной и архитектурной среды. Элементы архитектурной семантики, такие как Ичери Шехер, Центр Гейдара Алиева, набережная Баку и другие, являются не только архитектурными объектами, но и символами культурного наследия и современности.

Влияние зороастризма на архитектуру Баку демонстрирует глубокие исторические связи этого города с древними религиозными и культурными традициями. Элементы символизма, такие как огонь в огнеходных башнях и другие, не только отражают эту связь, но и придают архитектуре Баку уникальный идентификационный маркер.

Список литературы

1. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. // пер. с исп. А.Г. Погоняйло и В.Г. Резник. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис». -1998. -432 с.

2. Абдулгаримова Т.Р. Декоративные особенности объемных композиций экстерьеров зданий г. баку, построенных в конце xix - начале xx веков-2012.

3. ЛотманЮ.М. Семиосфера. // СПб.: «Искусство - СПБ». -2000. -704 с.

4. Семантика городской среды [Электронный ресурс]. -URL: https://sribook.net/istoriya-sotsiologii-kniga/semantika-gorodskoy-sredyi-49674.html

5. Мирпулатова А.М. Современная архитектура баку: метафора, основанная на традициях культуры. -2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.