Научная статья на тему 'Особенности анималистического жанра'

Особенности анималистического жанра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2544
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анималистика / жанр / анималистический жанр / образ / животное / искусство. / animalistics / genre / animalistic genre / image / animal / art.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончарова В.Г.

Анималистика в искусстве – один из самых древних жанров. Его история начинается еще со времен палеолита и достигает своего расцвета лишь в XIX-XX веках. Изображения животных всегда были неотъемлемой частью живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Несмотря на это, исследований на тему анималистического жанра сравнительно мало. В данной статье рассматриваются разные жанры в теории искусств, сравнение обозначений животных образов, что позволит наиболее точно определить черты анималистического жанра, его особенности, сходства и различия среди жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the animalistic genre

Animalism in art is one of the most ancient genres. Its history dates back to the Paleolithic period and reaches its peak only in the XIX-XX centuries. Images of animals have always been an integral part of painting, sculpture, and decorative and applied art. Despite this, there is relatively little research on the topic of the animal genre. This article examines different genres in the theory of art, comparing the designations of animal images, which will allow us to most accurately determine the features of the animal genre, its features, similarities and differences among the genres.

Текст научной работы на тему «Особенности анималистического жанра»

УДК 7.03

Гончарова В.Г. студент магистратуры, кафедра станковая живопись, Луганская академия культуры и искусств им. М. Матусовского,

Луганск Goncharova V.G.

Master's student, department of Easel painting, Lugansk Academy of Culture and arts named after M. Matusovsky,

Lugansk

E-mail: luga-fish@mail.ru

Особенности анималистического жанра Features of the animalistic genre

Аннотация: Анималистика в искусстве - один из самых древних жанров. Его история начинается еще со времен палеолита и достигает своего расцвета лишь в XIX-XX веках. Изображения животных всегда были неотъемлемой частью живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Несмотря на это, исследований на тему анималистического жанра сравнительно мало. В данной статье рассматриваются разные жанры в теории искусств, сравнение обозначений животных образов, что позволит наиболее точно определить черты анималистического жанра, его особенности, сходства и различия среди жанров.

Abstract: Animalism in art is one of the most ancient genres. Its history dates back to the Paleolithic period and reaches its peak only in the XIX-XX centuries. Images of animals have always been an integral part of painting, sculpture, and decorative and applied art. Despite this, there is relatively little research on the topic of the animal genre. This article examines different genres in the theory of art, comparing the designations of animal images, which will allow us to most accurately determine the features of the animal genre, its features, similarities and differences among the genres.

Ключевые слова: анималистика; жанр; анималистический жанр; образ; животное; искусство.

Keywords: animalistics; genre; animalistic genre; image; animal; art.

Жизнь испокон веков неразрывно связано с природой, а особенно с миром животных. Наше мировоззрение строится на взаимодействии с окружающей нас средой, в том числе животным миром. Отношения человека и животного имеют свое начало еще в архаической культуре и с тех пор переживают постоянный трансформационный процесс. Это нашло свое отражение, в том числе, в изобразительном искусстве как одной из форм проявления культуры. Изобразительное искусство выражает отношения человека к животному посредством анималистического жанра.

Наиболее объективным понятием анималистики является следующее: это жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом изображения, в котором являются образы птиц и животных [1, с 5].Данная тема является очень обширной, для научного исследования.

Цель данной работы - выделить основные черты анималистического жанра и определить функциональность животных образов в изобразительном искусстве.

Есть ошибочное мнение, что анималистический жанр - это все картины, на которых есть изображение животного или множества животных, но это не так. Самостоятельность жанра выражается в том, насколько неотъемлемой частью батальных сцен, изображений охоты, портретов с животными, пейзажей является животное или птица. Насколько внимание автора сосредоточено на нем. Можно условно поделить произведения искусства на те, в которых анималистические образы присутствуют в других самостоятельных жанрах (бытовом, охотничьем, батальном, натюрморте и др.), и те, в которых анималистический образ выступает смысловым центром работы [4, с. 34]. Поскольку, данная грань понятия очень тонкая, можно сказать прозрачная, исследователи, часто соединяют значения, имея в виду под «анималистикой» все возможные изображения с животными, не вдумываясь и не постигая все значения и смыслы композиции. В связи с этим, не стоит удивляться, что

пейзажи со стаффажными фигурами зверей, сцены охоты, а также натюрморты, относятся к произведениям анималистического жанра.

На сегодняшний день среди отечественных художников-анималистов можно назвать такие имена: Атучин Андрей Анатольевич, Глухарёв Алексей Николаевич, Шустов Сергей Борисович. Что касается зарубежных авторов, то прекрасные полотна можно увидеть у Роберта Бейтмана, Джулиуса Адама, Карла Блендерса.

Мир фауны создает богатство эмоционально насыщенных образов. Стоит отметить, достаточно важный факт, о том, что будь это фотография, живописное полотно с изображением животных, скульптурное произведение неоспоримо вызывает сильный эмоциональный отклик у того, кто смотрит на данное произведение. Животный мир вызывает в человеке глубинный интерес, и, впоследствии, чувства умиления, нежности, либо сопереживания. Подобные реакции вызывают у зрителя как образы диких и хищных зверей, так и безобидных домашних питомцев. Это одна из необычных реакций нашего мозга, которая была подтверждена психологическими исследованиями [3].

Отображение животных в разных видах изобразительного искусства имеет свои особенности. Фотография очень четко передает мельчайшие детали, которые сложно поймать невооруженным глазом художника. Но благодаря этому, фотография лишена возможности к стилизации, которая может осуществлять усиленную эмоциональность художественного образа. Это свойство в полной силе своей развернулось в декоративно-прикладном искусстве, где образы животных могут приобретать формы как реалистичного характера, так и доходить до витиеватого узора, в котором в переплетениях узнаются знакомые фигуры. В классической живописи образ животного часто, как и образ портретируемого человека, передает глубину художественного замысла. Зверь или птица могут отображаться художником иначе, чем они существуют в реальности, но поддерживая при этом общий композиционный ритм картины (например «Дама с горностаем», 1489-1490, Леонардо да Винчи).

Определение жанра зависит и от форм функционирования персонажей-животных в искусстве, которые чрезвычайно разнообразны [4, с. 34]. Данная классификация связана с особенностями восприятия животных в определенную эпоху и культуру, а также значение образа, которые подразумевал автор. Жанр определяется целью создаваемого изображения и, соответственно, последующей интерпретацией образов.

Еще начиная с первобытного общества, просматриваются основные проблемы выживания и взаимодействия человека и животного. В эпоху палеолита зверь выступал как неотъемлемый атрибут промыслового быта человека, как знак охоты, добычи. В это время появляются первые изображения животных на стенах жилищ-пещер - линии, цветовые пятна, динамические движения образов. В это время зарождается анималистический жанр.

Древнему миру свойственна сакрализация связи животного и человека. Животное приобретает символический характер и тесно связано с религиозным культом. Примером послужит Древний Египет, пантеон богов которого представляет из себя наполовину людей, наполовину животных. Животное служит в изобразительном искусстве Древнего Египта как обозначение (символ) определенного божества. Древняя Греция не менее богата образами животных. В том числе, именно в Древней Греции популяризуется атрибутивный характер животного.

Возникновение и распространение жанра пейзажа стало толчком для развития, в том числе анималистики. Присутствие на картинах, обращенных к природе, животных - вполне естественный мотив [4, с. 34-35].

В изобразительном искусстве, животные выполняют следующие функции:

1. Религиозного символа.

Образы животных и птиц приобретают символические значения с приходом христианства. В период Средневековья становятся распространенными бестиарии - зоологические сборники, в которых были описания и изображения различных реальных или мифических животных. К

данным описаниям дополнялись аллегория и нравоучительное значение. Подобных персонажей часто использовали в качестве декора для архитектурных сооружений, яркие примеры соборов романского и готического стилей в Европе, соборы Владимиро-Суздальского княжества на Руси. [4, с. 35].

2. «Басенно»-нравоучительную - чаще всего антропоморфный и имеющий аллегорическое значение. Бестиарные животные Средних веков, были главными героями книжных миниатюр и носили светских характер. Приобретение антропоморфных черт и олицетворение высмеивания человеческих пороков и скверных характеров, имеют нравоучительный характер, а это очень не маловажное значение, учитывая, что большинство людей были малограмотными верующими. Подобное восприятие образа животных в искусстве прослеживается в творческих работах нидерландских художников: Иероним Босх, Питер Брейгель Ст, Давид Тенирс, которые наделили образы новыми аллегорическими значениями [4, с. 36]. Наделяя образы животных, человеческими характерами и пороками, продолжалась в народных поговорках и баснях, которые подкреплялись изображениями

Подобная традиция сохранилась и до более позднего времени, животные выступали в роли аллегории, имели «басенные» черты (что особенно ярко проявилось в творчестве американского художника Уильяма Бирда). Аллегория и символ животных к XV веку трансформируется в светское искусство. Животные все чаще начинают присутствовать в светских портретах, например, Ян ван Эйк в 1434 году пишет «Портрет четы Арнольфини», на полотне мы видим собаку, символизирующую преданность и благополучие в семье. В работе Тициана «Аллегории благоразумия» присутствуют символы льва, пса и кабана.

3. Элемента жанровых сцен - связанных с народными или придворными бытовыми сценами. Постепенное или плавное освобождение анималистических образов от символических значений. Творчество «малых голландцев» показывает интерес и увлечение жизнью народа и быта крестьян. Развитие жанровой живописи, где главную роль занимают темы охоты и портрет. На

первый план в странах Нидерланды и Фландрии выходит материальное благосостояние, что приводит к расцвету жанровой живописи. Изображения лесных зверей, собак, домашнего скота в работах Питера Пауля Рубенса, Франса Снайдерса. Присутствие животных становится неотъемлемой частью бытовых сцен. Соответственно, в XVII веке животные приобретают реалистическое значение. Именно нидерландская живопись, славится реалистическими и самостоятельными трактовками образов животных, которые приобретают роль спутника в жизни людей. Повышенный интерес к реальной жизни, участие в камерных жанровых сценах, являясь частью быта. Ж.Б. Шарден французский художник периода рококо выполнил «Избалованное дитя», где в центре композиции изображена собака. Что касается русской живописи, то XIX веке художники-передвижники, такие как И. Е. Репин, В. Е. Маковский и их бытовые сцены. Будучи частью быта, изображения животных стало одной из вечных тем жанровой живописи с XVII по XX век.

4. Атрибута в портрете - в светском, военном, охотничьем, придворном. Животные стали дополнением образов своих хозяев. Наиболее распространенные такие парадные портреты в XVI-XVII веках. Наиболее популярные изображаемые животные это лошадь и собака, ставшие реальными и неотъемлемыми частями образа полотна [4, с. 36]. Главным атрибутом жизни высшего общества в изображениях придворного быта того времени, становятся небольшие или миниатюрные собачки. Животных изображают вместе с их хозяевами, на семейных портретах, в охотничьих сценах. Яркие примеры в портретах Д. Веласкеса «Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского в охотничьем костюме», портрет К.П. Брюллова «Портрет великой княжны Александры Николаевны» [4, с. 38]. Большой прорыв в анималистическом жанре сотворил Гюстав Курбе в XIX веке, написав «Автопортрет с собакой». Его реалистическое написание, а также изображение себя и пса на одном уровне, скопированные черты характера, что показывают нам равноправие героев в композиции. Тем самым, привлекая внимание к теме о важности животного, что данное существо ни чем не уступает по значимости

человеку, и он наделен душой. [4, с. 42]. Именно такое новое и важное восприятие образов животных стало в XIX веке.

5. Атрибута охотничьей живописи - тема охоты в искусстве была на всех этапах истории искусства, во всех культурах и странах. В живописи отражались и мифологические сюжеты, и придворные и светские мероприятия, либо промысел. Таким образом, появился отдельный жанр - охотничий. К этому жанру относятся сцены подготовки, процесс, а также образы охотников, животных в действии и пейзажи с образами диких зверей. Изначально, охота была связана с царскими или императорскими церемониями, продлилось подобное отношение до XIX века [4, с. 45-46]. Со временем охота переходит в частное времяпрепровождение в качестве развлечения. Из этого следует новый тип охотника-любителя, данный процесс становится более доступным для разных слоев общества. В связи с этим тема охоты активно популяризируется, растет количество заказчиков и заинтересованных лиц. Что касается живописи охотничьего жанра, главенствующую роль занимают достоверные и точные детали изображения [4, с. 46]. Животное, которое находится вблизи с человеком, выполняет второстепенную роль, а именно роль атрибута. Чаще всего изображаются лошади, охотничьи породы собак и лесные звери: кабаны, медведи, лисы, зайцы, волки, утки и др. Животные выступают главным признаком жанра, которые полностью раскрывают тему. Они являются символом охоты. Кроме этого, звери служат в качестве демонстрации движения, погони или для того, чтобы увеличить красочность эмоций и переживаний, передать страх или показать храбрость. А.П. Каледин считает: «Пожалуй, трудно назвать художников-пейзажистов и анималистов XIX века, которые не изображали бы борзых и охоту с ними. Среди них - В.А. Серов, Н.С. Самокиш, создавший 173 иллюстрации к четырём томам уникальной «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси», ученик П.К. Клодта скульптор Н.И. Либерих, А.С. Степанов, которого М.В. Нестеров считал лучшим анималистом после В.А. Серова. Блестяще изображал борзых и гончих Р.Ф. Френц, который по знанию анатомии, повадок и особенностей

характера этих собак не имел себе равных среди русских анималистов. У таких же художников, как Н.Е. Сверчков, С.С. Ворошилов, П.П. Соколов, псовая охота - самая значимая и лучшая часть их творчества» [6, ^ 23]. Существует полотно Паулюса Поттера «Наказание охотника», где вся сцена охоты имеет аллегорический характер или символ. Также, животных часто изображали мертвыми, так появился отдельный жанр натюрморта с трофеями охоты.

6. Натюрморты с добычей или как элемент композиции (чаще всего птицы) - В Северной Европе внимание уделялось светскому образу жизни, чаще всего заказчиками были буржуазные слои общества, а реже двор или церковь. Следовательно, начинается развитие жанра натюрморта, цель которого показать достаток и возможности владельца дома. Охотничьи трофеи, битая дичь, а также домашние питомцы, проявляющие хитрость и ловкость. Чрезвычайно популярные натюрморты с трофеями охоты были до XIX века. Заказчики - опытные охотники, которые желают показать почетные достижения в своем увлечении. Постепенно образы животных становятся декором, панно с райскими птицами, выражающее яркое многообразие фауны.

7. Персонажи батальной живописи (лошади) - тема охоты, так и батальные сцены в живописи являются вечными темами. Наибольшую популярность в данном жанре обрели кони. Они изображены на парадных и воинских портретах и несомненно участники батальных сцен. Сложно представить кавалерию и без лошадей. Их грация, выразительность, экспрессия. Лощади, в отличие от собак, являются не только символом жанра, а являются главным показателем времени, когда состоялся бой. Образ этого животного, не просто средство для ведения войны, а символ боевого товарища, который является значимым в этом жанре. Следовательно, в живописи появился эпический жанр, в котором у лошади первая и главная роль. Популярность этого жанра продлилась на протяжении всего XIX века и перешла в начало XX века.

8. Персонаж пейзажа (анималистического пейзажа) - сложно представить природу без существования живых организмов. Изображение животных в

пейзаже очень древняя традиция. Для того чтобы добавить движение или оживить полотно, часто можно встретить стаффажные фигурки, но те только людей, но и животных. Эта традиция стала достаточно устойчивой и развивалась на протяжении XIX века и до XX века. Представителями данного жанра стали художники «барбизонской школы». Они рисовали домашний скот, наиболее близкий в жизни человека. Изображение зверей на полотнах были одним целым с пейзажем, показывая всю красоту и прелесть природы. Существуя в границах пейзажного жанра, есть отсылка к сценам сельского быта. Бытовой пейзаж развивался и в русской живописи художников: И.И. Шишкина, С.И. Светославского, В.А. Серова, А.С. Степанова и др.).

Определим, что анималистический пейзаж - это пейзаж, где животное не совсем является стаффажным дополнением или атрибутом, но выступает в роли персонажа на равных с самим пейзажем [4, с. 45]. Анималистический пейзаж, не может быть анималистикой, поскольку равное значение дается как пейзажу, так и животному. Исключением является охотничий пейзаж, в котором образы природы и животного очень тщательно подобраны. Пейзаж не просто отражает время года, а изображение образа животного, на которого производится охота. Чаще всего главными персонажами полотен выступают дикие звери. Таким образом, благодаря этой классификации животных в живописи, видим, что чаще всего животное играет подчинение в основной идее произведения. Отношение художников к животным нейтральное, нет участия и рассмотрения его жизни. Сопоставление важности образа животных к содержанию композиции, место животного, роль в сюжете, обозначают границы анималистического жанра. Если оценивать значимость анималистики, то этот жанр остается вспомогательным в изобразительном искусстве почти до XIX века и эпохи романтизма, когда художников стала завораживать красота природы и ее многогранность. Животные всегда интересовали художников, изучение анатомии, разные атласы, которые с любовью запечатлевали в своих произведениях. Научные открытия, философские теории, открытия зоологических садов, позволило художникам приблизиться к фауне. Образы

зверей все чаще фигурируют в культуре, в живописи, начинают приобретать самостоятельность, а также реалистичность. Появляется возможность и желание раскрывать образы животных, в качестве самостоятельного и главного героя, изменение в восприятии мира животных и человека, расценивание как равноправных и одинаково достойных персонажей на полотне. Животное сравнивают с человеком, который способен выражать чувства, мыслить, быть верным и способным любить.

Художники начинают признавать, выражать сочувствие, понимание и уважение к образам животных. Изображая их в жанровых сценах XIX века, они выступают в роли близкого друга и товарища человека, но при этом без антропоморфных свойств из басен или сказок, но остаются животными. Животных начинают наделять человеческими нравственными качествами, чувствами, основная задача в искусстве раскрытие души зверя. Зарождение интереса к сущности животного становится началом анималистического искусства. Из этого следует, что анималистика, как самостоятельный жанр утверждается в XIX веке. Произведения анималистического характера перестают дополнять идею и другие жанры.

Образовываются две линии жанра:

1. Дикие животные - обозначающие символ красоты и силы, где художник выражает свое восхищение и его любование со стороны;

2. Домашние животные - выступают в роли преданного друга человека с индивидуальным характером и мыслями, художники выражают свое сопереживания героям и свою любовь. [4, с. 44].

Исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам: анималистический жанр один из древнейших мотивов в изобразительном искусстве. Начиная с эпохи палеолита и до нашего времени, анималистический жанр изменялся и усовершенствовался, как в своем содержании, так и в технике выполнения. В первобытную эпоху животные имеют мистическое и сакральное значение, периоды Древнего мира и Средневековья - символическое значение и

декоративность. Научное изучение животных в искусстве происходит в эпоху Возрождения и в Новое время.

Мы живем в то время, когда вопрос о взаимоотношениях природы и человека особенно важный: сложная экологическая ситуация в мире, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, истребление животных, требуют привлечь внимание, не только ученых и науку, а также, привлечь общественность. Один из самых мощных способов воздействия на общественное сознание, все так же остается искусство. Анималистический жанр означает не просто взаимоотношение человека и природы, не одну красоту и эстетическую составляющую животного мира, он говорит о том, насколько уязвима природа и живые существа, перед деяниями человека. Поэтому анималистика не только очень ценный жанр изобразительного искусства, но способ формирования ответственного общественно сознания.

Анималистический жанр в искусстве все еще остается нераскрытым до конца в научной литературе. Данная систематизация и попытка провести терминологические границы позволит обратиться к дальнейшему подробному изучению специфики и истории развития жанра.

Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка [Текст] : А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. - Санкт-Петербург : Норинт, 1998. - 1534 с

2. Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи / Сост. И.В. Ватагина. - М. : Советский художник, 1980. - 213 с.

3. Ватагин В.А. Изображение животного: записки анималиста / В.А. Ватагин. - М. : Искусство, 1957. - 170 с.

4. Гордеева Е.В. Творчество А.С. Степанова: от охотничьего к анималистическому жанру / Е.В. Гордеева // Сфера знаний: вопросы взаимодействия наук в современном образовательном процессе. - Казань : СитИвент, 2019 - С. 16-22.

5. Домашние и дикие: Анималистика в русском искусстве XVIII-XX веков из собрания Гос. Русского музея / Науч. рук. Е.Н. Петрова ; Авт. ст. А. Боровский, М. Стекольникова. - СПб. : Palace Editions, 2004. - 152 с.

6. Каледин А.П. Очерки истории охоты / А.П. Каледин - М. : Экспо, 2010-260с.

7. Портнова И.В. Сложение жанровой анималистической картины в творчестве русских художников второй половины XIX века / И.В. Портнова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 64 (5). - Ставрополь: Изд. СГУ - С. 279-284.

8. Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Ч. 1 : Учебник и практикум для академического бакалавриата / М.Н. Сотская. - М. : Юрайт, 2019. - 323 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.