Научная статья на тему 'Особенности анализа эффективности использования основных средств торгового предприятия'

Особенности анализа эффективности использования основных средств торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2032
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мандражи З.Р., Аношина А.М.

В работе рассмотрены теоретические аспекты и особенности организации анализа эффективности использования внеоборотных активов как основной составляющей материально-технической базы предприятия розничной торговли, а также систематизированы аналитические показатели их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности анализа эффективности использования основных средств торгового предприятия»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

УДК: 65.011.42

Мандражи З. Р.

к.э.н., доцент, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Аношина А. М.

магистрант, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В работе рассмотрены теоретические аспекты и особенности организации анализа эффективности использования внеоборотных активов как основной составляющей материально-технической базы предприятия розничной торговли, а также систематизированы аналитические показатели их оценки.

Ключевые слова: экономический анализ, внеоборотные активы, основные средства, торговое предприятие, розничная торговля, эффективность использования.

Одной из особенностей современного развития отечественной экономики является значительное повышение конкуренции почти во всех отраслях и, в первую очередь, в торговле, что подтверждается как ростом количества субъектов хозяйствования, так и значительной долей убыточных предприятий торговли. Для успешного функционирования на потребительском рынке предприятию торговли необходима действенная эффективная комплексная система управления его деятельностью. Именно эффективное управление, на основе проведенного анализа эффективности использования всех ресурсов, обеспечивает интеграцию всех экономических процессов на предприятии, усиливает его адаптивность и конкурентоспособность. В этом контексте значительным и существенным для предприятий торговли является анализ эффективности использования внеоборотных активов в целом и разработка рациональной политики использования основных средств предприятия, в частности, как неотъемлемой составляющей общей системы управления.

Осуществление торговой деятельности предполагает наличие определенной материально-технической базы, необходимой для транспортировки, хранения и реализации товара. Эффективность использования таких средств труда непосредственно влияет на финансовый результат деятельности торгового предприятия. Разработкой данного вопроса занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, среди которых Гринев Б.В., Саталкина Н. И., Герасимов Б. И., Терехова Г.И. и многие другие [1, 2]. Но в работах данных авторов недостаточно систематизированы и упорядочены показатели анализа основных средств предприятия розничной торговли.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов анализа эффективности использования внеоборотных активов торгового предприятия, исследование основных расчетных показателей.

Материально-техническую базу торгового предприятия составляют внеоборотные активы, используемые при осуществлении ими своей деятельности [1]. Источниками информации для проведения анализа эффективности использования материально-технической базы на предприятиях розничной торговли являются формы статистической отчетности, данные бухгалтерского учета о составе и движении основных средств, плановые показатели и направления развития материально-технической базы, нормативные показатели; дислокация торговой сети — документ специальной формы, в котором приводятся данные о наличии предприятий, места их нахождения, паспортные данные

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

каждого из них: площадь торгового зала, подсобных помещений, количество работников, техническое оснащение, месячный объем товарооборота и др. [2].

Классификация основных средств, используемых в торговле, представлена в таблице 1 [1; 3, 4].

Таблица 1 — Классификация основных средств, используемых в торговле

Классификационный признак Группы основных средств

По принадлежности к подотрасли 1) основные средства розничной торговли; 2) основные средства оптовой торговли; 3) основные средства отрасли общественного питания.

По степени использования 1) находящиеся в эксплуатации; 2) находящиеся в запасе (резерве); 3) основные средства на стадии дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации или консервации.

По имеющимся правами на объекты основных средств 1) основные средства, принадлежащие предприятию (в том числе — сданные в аренду); 2) находящиеся у предприятия на оперативном управлении или хозяйственном ведении; 3) полученные в аренду.

По характеру участия в торговом процессе 1) активные (торгово-технологическое оборудование, транспорт и другие); 2) пассивные (здания, склады, сооружения)

По назначению 1) производственные (направления участвуют в процессе реализации товара) 2) непроизводственные (не принимают непосредственного участия в процессе реализации)

Эффективное использование основных средств способствует увеличению товарооборота, сохранению заданных свойств продукции, находящейся на складе, обеспечению стабильности торгового процесса [3]. Анализ эффективности использования материально-технической базы предприятий торговли следует начинать с изучения и оценки состава, структуры и динамики основных средств предприятия. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, расчета показателей динамики. Дальнейший анализ эффективности использования основных средств производится с помощью расчетных показателей. Ученые предлагают достаточно широкий и разнообразный перечень последних (таблица 2) [1, 3, 5].

Таблица 2 — Показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы торгового предприятия

Группа Перечень расчетных показателей

Показатели, характеризующие эффективность использования основных средств торгового предприятия 1) доля активной части основных средств (машин, оборудования, приборов) в их общей стоимости; 2) коэффициент износа основных средств; 3) коэффициент обновления основных средств; 4) уровень фондовооруженности труда; 5) уровень технической вооруженности труда; 6) уровень технического оснащения торгового предприятия; 7) возрастной состав и средний возраст машин и оборудования; 8) фондоотдача.

Таврический научный обозреватель ——^ауг^шепсе

Продолжение таблицы 2

Показатели, характеризующие эффективность использования торговой площади предприятия 1) доля торговой площади в общей площади помещений торгового предприятия; 2) коэффициент использования торговой площади; 3) товарооборот в расчете на 1 м2 торговой площади; 4) плотность розничной торговой сети; 5) уровень специализации розничной торговой сети; 6) средняя торговая площадь магазина; 7) соотношение торговой и неторговой площади магазина; 8) отношение торговой площади к общей площади магазина; 9) рациональность размещения оборудования.

Показатели, характеризующие эффективность использования складских помещений 1) максимальный товарный запас; 2) необходимая площадь хранения; 3) норма площади хранения; 4) уровень соответствия складского помещения; 5) коэффициент полезной площади склада; 6) коэффициент использования полезного объема склада; 7) уровень механизации складских работ

С помощью расчета показателей, представленных в таблицы 2, можно количественно изобразить и обосновать эффективность использования материально-технической базы, в свою очередь влияет на общие результаты деятельности предприятия.

Проанализировав приведенные данные, можно выделить следующие особенности анализа эффективности использования материально-технической базы предприятия розничной торговли:

- данная сфера не использует дорогого и слишком габаритного производственного оборудования, позволяет предприятию экономить торговую площадь и собственные средства на его обслуживание;

- информационной базой анализа являются специфические формы отчетности для данной сферы деятельности;

- основными объектами анализа основные средства, торговые площади и складские помещения предприятия;

- эффективность использования пассивной части средств (помещений) является значительным показателем в общем анализе материально-технической базы.

Структура основных средств торгового предприятия существенно отличается от структуры основных средств промышленного предприятия. Это обусловлено различными факторами (объективными и субъективными). Объективные факторы связаны с особенностями технологического процесса в торговле и его трудоемкости (необходимостью широкого использования труда обслуживающего персонала). Субъективные факторы связаны с низким уровнем механизации и автоматизации торгового процесса в целом по отрасли.

Специфика торговой деятельности обусловливает более интенсивное использование помещений (торговые, складские и т.п.). В основных средствах торгового предприятия удельный вес зданий, сооружений и передаточных устройств составляет около 80%, а активной части — машин и оборудования — около 11%. Кроме того, в состав основных средств торговых предприятий могут относиться помещения, арендуемые, что приводит к уменьшению удельного веса активной части.

Таким образом, внеоборотные активы предприятия торговли — это совокупность как материальных, так и нематериальных имущественных ценностей, многократно участвующих в торгово-технологических процессах и обеспечивающих условия их осуществления.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

С целью повышения эффективности анализа внеоборотных активов на уровне предприятия торговли предлагаем расширить существующие классификации: классификации внеоборотных активов ввести новые признаки — «по вещественной сущности необоротных активов», «по причастности к хозяйственной деятельности», «по источникам формирования (финансирования)», «по уровню риска», «по специфике предприятий торговли», «по специализации предприятий торговли»; классификацию основных средств можно дополнить следующими признаками: «по возможности использования в различных торгово-технологических процессах» и «по риску быстрого морального износа»; в классификации источников финансирования — возможно дополнение признаком «по стоимости привлечения источников финансирования», в разрезе которой выделить источники с низкой, средней и высокой стоимостью. Применение этих классификаций при формировании политики финансирования внеоборотных активов обеспечит учет особенностей внеоборотных активов предприятий торговли.

Также предлагаем систему оценки эффективности использования внеоборотных активов, которая представляет собой систематизацию существующих показателей оценки как отдельных элементов, так и необоротных активов в целом, каждому из которых определении соответствующие критериальные условия эффективности их использования.

Литература

1. Саталкина Н.И. Экономика торговли: учебное пособие /Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов, Г. И. Терехова — М.: ФОРУМ, 2010. — 232 с.

2. Гришв Б.В. Економiчний аналiз торговельно'1 дiяльностi: навч. поабник / Б.В. Гришв — К.: Центр учбово! л^ератури, 2011. — 392 с.

3. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. — М.: Инфра-М, 2009. — 248 с.

4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 512 с.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., стер. — М.: Новое знание, 2006. — 652 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.