Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ИКОНОПИСЦА П. М. СОФРОНОВА'

ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ИКОНОПИСЦА П. М. СОФРОНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНА / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ИКОНОПИСАНИЕ ХХ ВЕКА / ЭМИГРАЦИЯ / РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / РУССКИЕ В АМЕРИКЕ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В США / П. М. СОФРОНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юрьева Татьяна Владимировна

В статье впервые дается анализ творчества всемирно известного, но мало изученного в России старообрядческого иконописца и реставратора икон Пимена Максимовича Софронова в третий, американский, период. Автор осуществляет систематизацию разрозненных сведений о его художественной деятельности в США, выстраивает хронологию создания его произведений в этот период, делает их анализ. Описание храмов, в которых работал П. М. Софронов, и росписи их интерьеров дается в научной литературе впервые. Анализируя биографические данные и творчество иконописца в третий, американский, период, который оказался самым продолжительным, автор статьи приходит к выводу, что в это время меняется качество работы мастера. Поскольку в Европе П. М. Софронов получил опыт стеновой росписи храмов, теперь в Северной Америке он смог полностью реализовать эту сторону своего таланта, совершив переход от станковой иконописи к монументальной живописи. Теперь вниманию исследователя предстали обширные храмовые комплексы, зачастую состоящие как из стенописей, так и иконостасов, обладающие своей специфической программой. Автор интерпретирует канон в соответствии с тем архитектурным пространством, которое предоставляется ему для росписи. Каждый раз это новая богословская и художественная задача. Выполнив такие крупные работы, как росписи интерьеров Троицкого Собора в Бруклине, храма Трех Святителей в Ансонии, церкви Петра и Павла в Сиракузах, Владимирской церкви в Трентоне, Св. Троицы в Вейнланде, художник внес весомый вклад в церковное искусство русской эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE AMERICAN PERIOD OF ICON PAINTER P.M. SOFRONOV’S WORK

The article for the first time gives an analysis of the work of the world famous, but little studied in Russia, Old Believer icon painter and restorer icons Pimen Maksimovich Sofronov in the third, American period. The author systematizes scattered information about his artistic activities in the United States, makes a chronology of the creation of his works during this period, and makes an analysis of them. The description of the temples where P.M. Sofronov worked, and the painting of their interiors, is given for the first time in scientific literature. Analyzing the biographical data and the work of the icon painter in the third, American period, which turned out to be the longest, the author of the article concludes that at this time the quality of the master's work is changing. Since, in Europe, P.M. Sofronov gained the experience of wall painting of churches, now, in North America, he was able to fully realize this side of his talent by making the transition from easel icon painting to monumental painting. Now the researcher's attention has been given to extensive temple complexes, often consisting of both stenographs and iconostases, which have their own specific program. The author interprets the canon in accordance with the architectural space that is provided to him for painting. Each time it is a new theological and artistic task. Having completed such major works as paintings of the interiors of Trinity Cathedral in Brooklyn, the Church of the Three Saints in Ansonia, the Church of Peter and Paul in Syracuse, the Vladimir Church in Trenton, St. Trinity in Weinland, the artist made a significant contribution to the church art of Russian emigration.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА ИКОНОПИСЦА П. М. СОФРОНОВА»

УДК 008

Т. В. Юрьева https://orcid.org/0000-0002-1874-5487

Особенности американского периода творчества иконописца П. М. Софронова

Для цитирования: Юрьева Т. В Особенности американского периода творчества иконописца П. М. Софронова // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 4 (23). С. 214-220. DOI 10.20323/2499-9679-2020-4-23-214-220

В статье впервые дается анализ творчества всемирно известного, но мало изученного в России старообрядческого иконописца и реставратора икон Пимена Максимовича Софронова в третий, американский, период. Автор осуществляет систематизацию разрозненных сведений о его художественной деятельности в США, выстраивает хронологию создания его произведений в этот период, делает их анализ. Описание храмов, в которых работал П. М. Софронов, и росписи их интерьеров дается в научной литературе впервые.

Анализируя биографические данные и творчество иконописца в третий, американский, период, который оказался самым продолжительным, автор статьи приходит к выводу, что в это время меняется качество работы мастера. Поскольку в Европе П. М. Софронов получил опыт стеновой росписи храмов, теперь в Северной Америке он смог полностью реализовать эту сторону своего таланта, совершив переход от станковой иконописи к монументальной живописи. Теперь вниманию исследователя предстали обширные храмовые комплексы, зачастую состоящие как из стенописей, так и иконостасов, обладающие своей специфической программой. Автор интерпретирует канон в соответствии с тем архитектурным пространством, которое предоставляется ему для росписи. Каждый раз это новая богословская и художественная задача.

Выполнив такие крупные работы, как росписи интерьеров Троицкого Собора в Бруклине, храма Трех Святителей в Ансонии, церкви Петра и Павла в Сиракузах, Владимирской церкви в Трентоне, Св. Троицы в Вейнланде, художник внес весомый вклад в церковное искусство русской эмиграции.

Ключевые слова: икона, старообрядчество, иконописание ХХ века, эмиграция, Русское Зарубежье, русские в Америке, православные храмы в США, П. М. Софронов.

T. V. Yurieva

Features of the american period of icon painter P.M. Sofronov's work

The article for the first time gives an analysis of the work of the world famous, but little studied in Russia, Old Believer icon painter and restorer icons Pimen Maksimovich Sofronov in the third, American period. The author systematizes scattered information about his artistic activities in the United States, makes a chronology of the creation of his works during this period, and makes an analysis of them. The description of the temples where P.M. Sofronov worked, and the painting of their interiors, is given for the first time in scientific literature.

Analyzing the biographical data and the work of the icon painter in the third, American period, which turned out to be the longest, the author of the article concludes that at this time the quality of the master's work is changing. Since, in Europe, P.M. Sofronov gained the experience of wall painting of churches, now, in North America, he was able to fully realize this side of his talent by making the transition from easel icon painting to monumental painting. Now the researcher's attention has been given to extensive temple complexes, often consisting of both stenographs and iconostases, which have their own specific program. The author interprets the canon in accordance with the architectural space that is provided to him for painting. Each time it is a new theological and artistic task.

Having completed such major works as paintings of the interiors of Trinity Cathedral in Brooklyn, the Church of the Three Saints in Ansonia, the Church of Peter and Paul in Syracuse, the Vladimir Church in Trenton, St. Trinity in Weinland, the artist made a significant contribution to the church art of Russian emigration.

Keywords: icon, Old Believers, icon painting of the twentieth century, emigration, Russian Abroad, Russians in America, Orthodox churches in the USA, P. M. Sofronov.

© Юрьева Т. В., 2020

Введение

Творчество всемирно известного старообрядческого иконописца и реставратора икон Пимена Михайловича Софронова можно разделить на несколько периодов. Два предыдущих, так называемый причудский (или прибалтийский) и европейский были описаны нами ранее, в статьях «Иконописец П. М. Софронов: причудский период творчества» [Юрьева, 2019] и «Иконописец П. М. Софронов в Западной Европе: сложение стиля» [Юрьева, 2020]. Данная статья посвящена третьему периоду творчества иконописца, который художник провел в Соединенных Штатах Америки.

Это самый малоизученный период его творчества, хотя продолжался он 26 лет (с 1947 по 1973 гг.), и сделано Софроновым за это время было немало. Известно, что он расписал старообрядческий храм Св. Николы в Миллвилле, Троицкий Собор в Бруклине, храм Трех Святителей в Ансо-нии, церковь Петра и Павла в Сиракузах, Владимирскую церковь в Трентоне, усыпальницу архиепископа Иоанна Максимовича в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско, церковь Св. Троицы в Вейнланде и др. [Лейкинд, 1999. с. 539]. Написал множество икон, которые находятся как в храмах, так и в частных коллекциях. В декабре 1962 г. за выдающиеся труды в области религиозной живописи и за усилия по возрождению византийской иконописи греческий Орден Дионисия Закинф-ского наградил Пимена Максимовича Крестом Таксирха всех трех степеней. Был организован ряд персональных выставок художника [Завали-шин, 1977], крупнейшие из которых прошли в 1966 году в Сан-Франциско и в 1967 году в Лос-Анжелесе. Был издан большой альбом его работ [Иванов].

В Соединенные Штаты Америки П. М. Софро-нов приехал в 1947 г. по приглашению Виталия, архиепископа Русской Православной Зарубежной Церкви и поселился в старообрядческой общине г. Миллвилл (штат Нью-Джерси). Здесь он продолжал заниматься иконописанием, был активным членом «Общества ревнителей русской иконы» в Калифорнии и членом издательства «Славянской типографии». Помимо иконописи, которая была главным делом Софронова, он пел на клиросе миллвиллского старообрядческого храма. Это те краткие сведения из его биографии, которые повторяются в ряде публикаций о нем [Беляев, 1973; Завалишин, 1980; Несговоров, 1997; Шаталов, 1973].

Храм св. Троицы в Бруклине (400 Glenmore Avenue, Brooklyn, NY)

В конце 1950-х Пимен Софронов расписал церковь св. Троицы в Бруклине. Храм был основан в 1909 году русскими трудовыми эмигрантами. Это было место их компактного проживания и носило неофициальное название «Маленькая Россия» [Главный...]. Свой нынешний вид здание храма приобрело в 1935 году, а росписи были сделаны уже в 50-х годах этого же столетия. Это квадратный в плане храм из красного кирпича, с зелеными маковками и огромными витражными окнами. С востока к основному объему примыкает просторная алтарная апсида, с запада - придел с обширным псевдорусским порталом и высокой колокольней. Большой световой купол на восьмигранном барабане имеет шестнадцать окон.

Росписи в храме организованы достаточно традиционно, что позволила осуществить его ясная и лаконичная конструкция. Алтарь перекрывает низкий одноярусный иконостас, поэтому апсида открыта для обозрения и в ее конхе можно видеть образ Богоматери, сидящей на троне с младенцем Христом на коленях в сиянии славы. Центральную фигуру Богоматери фланкируют фигуры двух ангелов, изображенных в рост. Все это выполнено на плотном сине-голубом фоне. Цвет мандорлы движется от алого в центре через градации золотого к белому по краю. Все три фигуры разделаны золотым ассистом. Сегменты потолка от стен к куполу расписаны сценами Новозаветной истории. В простенках - образы святых. Все сцены выполнены на общем сине-голубом фоне, что формирует единство внутреннего пространства. Архитектурные членения интерьера выделены орнаментальными лентами.

Иконостас небольшой, однорядный. Иконы в иконостасе, по всей видимости, также выполнены П. М. Софроновым. Единственный местный ряд содержит шесть икон: поясная икона «Спас Вседержитель», храмовая икона «Св. Троица» и дта-конские двери с образом арх. Гавриила - справа, образы Богоматери Владимирской, Св. Николая Зарайского и образ арх. Михаила на дверях жертвенника - слева. Тело иконостаса из темного резного дерева, иконостас по традиции венчается распятием

Храм Трех Святителей в Ансонии (Коннектикут)

Современеное здание храма Трех Святителей появилось в Ансонии в 1959 году. А в 1960-1962

годах его расписал П. М. Софронов. Эти фрески признаются специалистами лучшими из всего того, что было создано художниками-эмигрантами в США в сфере церковного искусства. Помогал Пимену Софронову расписывать храм Трех Святителей в Ансонии будущий епископ Даниил, который известен как превосходный иконописец. Как указывает Р.Дж. Клянско, последние годы епископ Даниил Ирийскоий, проживает в «местечке Чураевка в South Britain», где была русская колония, и «окормляет старообрядцев, присоединившихся к РПЦЗ» [Клянско, 1997].

Архитектура храма весьма необычна. Центральный неф в виде перевернутой параболы, вписанный в кубическую форму храма, создает внутри сложное по конструкции пространство, которое полностью расписано фресками. Венчается храм уподобленной русским шатрам башней с луковкой и восьмиконечным крестом, имеющей четыре также параболических световых окна в основании. Такими же «шатрами» венчаются и приделы храма, что в целов, несмотря на всю современность архитектуры, отсылает нас к образам древнерусских шатровых храмов, какими были, например, храм Успения Пресвятой Богородицы («Дивная церковь») в Угличе, или звонница Алек-сандро-Свирского монастыря в Старой слободе Ленинградской области.

Главным образом, притягивающим к себе внимание посетителя храма, является Спас Вседержитель в конхе алтаря, который располагается настолько высоко, что не заслоняется достаточно большим трехрядным иконостасом и доступен для обозрения. Образ величественен и репрезентативен, в нем воплощены все основные черты Сафроновского стиля, что, несомненно, указывает на руку этого мастера. Параболический свод расписан сценами из Священного Писания. Расширяющиеся кверху столбы содержат образы святых. В верхнем сегменте столбов - традиционные изображения четырех евангелистов, обычно располагающиеся на парусах. Архитектурные членения интерьера, так же, как и в предыдущем храме, выделены орнаментальными лентами.

Иконостас тябловый, трехъярусный, имеет местный, праздничный и деисусный ряды. Местный ряд, помимо Царских, имеет северные и южные двери. Центральным образом деисусного чина и, как следствие, всего иконостаса является икона «Спаса в Силах с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей». В пространстве между местным и праздничным рядами размещен текст молитвы, написанный славянским шрифтом

золотыми буквами. Церкви в приделах также имеют свои небольшие иконостасы.

Церковь Петра и Павла в Сиракьюс

(Сиракузы) (401 Hamilton St., Syracuse NY 13 204)

Основанный в 1915 году храм Петра и Павла в Сиракьюс [The Diocese...], как и многие в Северной Америке православные храмы, имеет свою, не похожую на другие, архитектуру. Его отличает огромный восмигранный купол, который определяет как внешний, так и внутренний облик храма. Он опирается на основной объем сооружения в виде равностороннего креста, который формирует сводчатые нефы на север, юг и запад. С восточной стороны к храму примыкает открытый во внутреннее пространство алтарь, сформированный восточной частью равностороннего креста и пристроенной к нему апсиды. Другие рукава заканчиваются стенами с двумя рядами окон и входом в западной части.

Росписи купола составляют главную часть живописного убранства храма. Здесь можно видеть изображение Спасителя (?) в окружении ангельских чинов. На переходных от восточных столбов к парусам плоскостях - сцена Благовещения. В парусах - изображения четырех евангелистов.

В конхе алтаря на светлом фоне Деисус: Спас в Силах с предстоящими святыми. В верхней точке свода - Св. Троица Ветхозаветная. Вправо и влево композиция продолжается изображениями ангелов. На арке, обрамляющей конху алтаря текст: «Слава в вышнихъ Богу и на земли миръ», в пятах арки - изображения трубящих ангелов. На своде алтаря: слева (север) «Преображение», справа (юг) - «Пятидесятница». Подпружная арка западного свода содержит медальоны с образами святых (святителей?) на фоне древнерусского растительного орнамента.

На сводах рукавов сюжеты из Новозаветного цикла, такие как «Рождество Христово», «Сретение» (южный свод), «Рождество и Успение Богоматери» (северный свод) «Вход Господень в Иерусалим» (западный свод)и др.

На столбах пилонов и на стенах в нижнем ряду - образы святых: «Св. Николай Чудртворец», «Блгв. кн. Александр Невский», «Св. вмч. Георгий», «Св. равноап. Владимир», «Св. Спиридон Тримифунтский» и др. Образы святых находятся как в простенках между окнами, так и на самих окнах в виде цветных витражей.

Иконостас двухрядный, состоит из местного и праздничного чинов, занимает пространство в

нижней части алтарной ниши, крылья иконостаса распространяются в правый и левый приделы.

Местный ряд иконостаса: справа - образы «Спаса Вседержителя», «Архидиакона Стефана» (диаконские двери), «Св. Павел», слева «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» (двери жертвенника), «Св. Петр». Праздничный ряд состоит из икон двенадцати двунадесятых праздников. Центральная икона над Царскими вратами содержит композицию «Тайная вечеря».

Свято-Владимирская православная церковь (812 Grand Street; Trenton, NJ 08610)

Храм в честь святого равноапостольного князя Владимира в Трентоне был основан в октябре 1915 года, когда группа из тридцати русских иммигрантов решила организовать приход. Собственное здание храма было построено в 1917, а освящено в 1918 году. После его расширения в 1951 году было принято решение «украсить внутренние стены византийской иконописью» (Saint), для чего был нанят П. М. Софронов, который, завершив свою работу в церкви Святых Петра и Павла в Сиракузах, прибыл в 1954 году в Трентон. Сначала он написал икону Спасителя для иконостаса. Затем приступил к росписи стен храма. Работы продолжались два года и были закончены в 1956 году.

Храм, крестообразный в плане, выполнен из красного кирпича и увенчан пятью луковичными голубыми главами. Над входом - невысокая шатровая колокольня. Центральная глава имеет световые окна и открыта во внутреннее помещение храма.

Росписи покрывают внутреннюю поверхность барабана, свод центрального нефа, пространство алтаря, столбы и, частично, стены храма.

В конхе алтаря - образ Богоматери Знамение на золотом фоне. Ниже - образ Спаса Нерукотворного на убрусе, поддерживаемом ангелами. Еще ниже - ряд святителей перед Гробом Господним.

В главе на внутренних стенках барабана образы ангелов, на поверхности, переходящей от свода к главе - изображение сидящей на троне Богоматери и двенадцати апостолов. В центре восточной части свода - Распятие в Славе, окруженное шестикрылыми Серафимами, в западной части -текст молитвы. Боковые скосы свода несут на себе сцены Новозаветной истории: «Введение Богородицы во храм», «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество Христово», «Иисус Христос перед мудрецами в храме», «Вход Господень в Иеруса-

лим», «Успение Богородицы», «Воскрешение Лазаря», «Уверение Фомы», «Вознесение».

Две большие фрески располагаются на стенах справа и слева от иконостаса. На правой, южной стене - сюжет «Крещение», на левой, северной -сюжет «Положение в гроб».

На круглых столбах образы св. Петра и Павла, св. Константина и Елены.

Под потолком в рукавах креста справа и слева - фризы с изображением православных святых в рост.

Иконостас однорядный с высокой центральной аркой, увенчанной тремя луковичными главками с крестами на них. На плоскости центральной арки друг под другом размещены образы «Спас Вседержитель» и «Евхаристия». На вратах - сюжет «Благовещение» и образы четырех евангелистов». Местный ряд состоит из икон «Спас Вседержитель», «Арх. Стефан» (диаконские врата), «Св. Владимир» - справа, «Богоматерь Одигитрия (Тихвинская?)», «Архангел Михаил» (двери жертвенника), «Воздвижение креста» - слева.

Над каждой иконой местного ряда в верхней плоскости киота помещены иконы праздников: «Преображение», «Рождество Христово», «Вознесение»,

В целом, программа иконостаса связана с посвящением храма святому равоапостольному князю Владимиру.

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско (6210 Geary Boulevard, San Francisco, CA)

В кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско П. М. Софроновым была расписана усыпальница, в которой погребен архиепископ Иоанн Максимович (1896 - 1966), архиепископ Сан-Францисский и Шанхайский, прославленный Русской Православной Церковью в лике святых (2008).

Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Францисско - это кафедральный храм Сан-Францисской и Западно-Американской епархии РПЦЗ. На сегодняшний день является духовным центром русского зарубежья на западном побережье, а также одним из знаменитых городских сооружений. Храм был заложен 25 июня 1961 г. Его строительство было непосредственно связано с деятельностью архиепископа Иоанна (Максимовича), который в 1962 г. прибыл из Европы на свое последнее место

служение в Западную Америку, а в 1963 г. стал правящим архиереем Сан-Францисской епархии. Строительные работы были окончены в 1964 г. Несмотря на современнын формы, храм построен в духе древнерусских традиций и восходит в Вла-димиро-Суздальской архитектурной школе. Квадратный в плане четверик венчается пятиглавием, фасады имеют позакомарное завершение и расчленены лопатками. Главы имеют луковичное завершение и световые барабаны. В пространстве между лопатками размещены образы святых.

Над росписью интерьеров собора работал известный иконописец Свято-Троицкого монастыря Джорданвилля отец Киприан (Пыжов). Освящение собора великим чином состоялось в 1977 г.

После кончины архиепископа Иоанна в 1967 г. П. М. Софроновым была расписана усыпальница, в которую был помещен саркофаг с телом будущего святого. Художник заполнил изображениями все небольшое пространство крипты. На потолке, над саркофагом находится образ Спаса Вседержителя в Славе, по кругу идет надпись, в верхней части - «Иисус Христос, Господь Вседержитель», в нижней - «Со святыми упокой Христе, душу раба своего архиепископа Иоанна, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»; по сторонам саркофага в арочных нишах - слева «Распятие», справа -«Воскресение Христово»; напротив входа - «Покров святой Богородицы» с ангелами по сторонам. Эта фреска сейчас закрыта иконостасом. В простенках по всему периметру помещения в медальонах написаны поясные образы святых -небесных покровителей архиепископа и его близких. На западной стене - образ арх. Михаила, покровителя, соименного мирскому имени архиепископа Иоанна (Михаил Борисович Максимович), образ св. Иоанна Тобольского, покровителя архиепископа в монашестве, свв. Бориса и Глафиры, небесных покровителей родителей архиепископа, а также св. Сергия, покровителя его дяди, и св. Наталии, покровительницы его крестной матери. Во всех изображениях хорошо читается рука П. М. Софронова, обнаруживаются стилистические черты, характерные для художественной манеры иконописца.

Церковь Св. Троицы в Вейнланде

В неопубликованной статье К. В. Махрова (Махров, 2007), текст которой любезно был предоставлен им самим автору данной статьи, упоминается еще один храм - церковь Св. Троицы в Вейнланде (2211 W. Landis Avenue,

Vineland, NJ 08360-3492). К сожалению, ни один из других биографов иконописца его не упоминает. Храм этот, преодолевая всю необычность православной архитектуры в Америке, выглядит очень по-русски. В плане он представляет собой форму креста, состоящую из двух пересекающихся нефов, покрытых двускатной кровлей и увенчанной голубой главкой луковичной формы. С западной стороны к храму пристроен притвор с небольшой четырехгранной шатровой колокольней и высоким крыльцом. С востока главный неф заканчивается алтарной апсидой. На сегодняшний день этот храм является действующим, в нем присутствует достаточно разработанный комплекс стенописей и наполненный иконами двухъярусный иконостас.

Главным сюжетом росписи алтаря является сюжет, изображающий Спасителя в Славе, окруженного ангелами. В арке над иконостасом - трубящие ангелы. На потолке в восточной части -образы Спаса Вседержителя и четырех евангелистов, в западной - сюжет «Пятидесятница».

На своде северной стены (с востока на запад) расположены сюжеты: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы в храм», «Сретение», «Благовещение», Преображение». На своде южной стены (с запада на восток): «Вознесение», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Воскрешение - Сошествие в Ад».

На стенах западной половины центрального нефа - образы русских святых в рост. Оконные проемы украшены орнаментальными лентами.

Резной двухрядный иконостас по традиции находится в восточной части храма. Местный ряд иконостаса состоит из икон Спаса Вседержителя (в рост), архидиакона Стефана (на южной двери) и Св. Троицы (справа), икон Богоматери с младенцем Христом (в рост), арх. Михаила (на северной двери) и св. Иоанна Предтечи. На центральных вратах - «Благовещение» и четыре евангелиста. Над вратами - «Тайная вечеря». Второй ряд -праздничный. Иконостас венчается резным распятием.

Крылья иконостаса распространяются и на боковые нефы (рукава поперечного трансепта). В северном можно видеть иконы «Покров св. Богородицы», «Св. Пантелеймон». В южном - икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость» и «Св. Георгий Победоносец».

Комплекс живописного убранства данного храма содержит св себе черты, указывающие на руку П. М. Софронова. Но, несмотря на хорошую сохранность живописи в храме, точно определить

авторство будет возможно только при его подробном визуальном осмотре.

В кратких биографиях, посвященных П. М. Софронову, постоянно указывается, что старообрядческий храм Св. Николы в Миллвилле (129 S. 5th Street, Millville 08332 NJ, US), где проживал иконописец, тоже был расписан его рукой. К сожалению, на сегодняшний день никакой более подробной информации об этом храме получить не удалось.

Сохранился еще ряд сведений о жизни иконописца в этот период. В 1966 году П. М. Софронов совершает паломничество в Святую Землю. Здесь, как когда-то в Сербии, Иерусалимский патриарх предложил мастеру основать школу иконописи и расписать фресками церкви. Однако на это сил у всемирно известного иконописца уже не хватало.

С 1964 г. возобновилась переписка П. М. Со-фронова с И. Н. Заволоко.

9 июня 1968 г. Софронов пишет Зоволоко в Ригу: «...очень мне хочется встретиться, но когда это осуществится? Слышно, у вас в Риге меня укоряют: почему я здесь в Америке иконы пишу для никониан? Но ведь здесь старообрядцев мало <...> А вот бы выписали меня как иконописца или реставратора в Ригу, Двинск или Режицу? Умею и фресковую (живопись) и мозаичную <.> А без вызова тяжело мне подняться. Уже если самостоятельно уезжать из США, то не временно, а совсем, а у меня домик свой и книг три этажерки, редких книг жаль. Да и как меня примут? Хотя я ни в войнах (последних) ни в политику не вмешивался <...> ».

Все же в августе 1969 г. Софронов приехал в СССР. Ему удалось побывать в родном Причудье, где на старом кладбище он поклонился могилам родителей и своего учителя Г. Е. Фролова; в Риге встретился с И. Н. Заволоко, иконописцами К. А. Павловым и С. Т. Быкадоровым. В Ленинграде он побывал в Институте русской литературы (Пушкинский Дома), где состоялась его встреча с В. И. Малышевым [Иванов].

Умер П. М. Софронов 13 или 14 мая 1973 г. в возрасте 75 лет и похоронен на староверческом кладбище в Милвилле, позади Никольского храма. Похороны состоялись 17 мая1973 г. Хоронил его наставник старообрядческой общины г. Ири (США) Владимир Лаврентьевич Смоляков, уроженец Двинска (Даугавпилс).

Вывод

Анализируя биографические данные и творчество иконописца третий, американский

период, который оказался самым продолжительным, можно прийти к выводу, что в это время П. М. Софронов меняет акценты своей работы. Получив в Европе опыт стеновой росписи храмов, теперь, в Северной Америке, он смог полностью реализовать эту сторону своего таланта, совершив переход от станковой иконописи к монументальной живописи. Выполнив такие крупные работы, как росписи интерьеров Троицкого Собора в Бруклине, храма Трех Святителей в Ансонии, церкви Петра и Павла в Сиракузах, Владимирской церкви в Трентоне и Св. Троицы в Вейнланде, художник внес весомый вклад в церковное искусство русской эмиграции.

Библиографический список

1. Беляев А. Ревнитель русской старины и благочестия: Путь иконописца Пимена Софронова // Русская мысль. 1973. 27 сент. (№ 2966). С. 11.

2. Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже: В 2 томах. Москва; Париж : Прогресс-Традиция, 2002.

3. Главный храм «Маленькой России» в Бруклине. URL: https://1981dn.livejournal.com/20074.html (дата обращения: 4.09.2020)

4. Завалишин В. Лучший иконописец нашего времени (К пятилетию со дня кончины Пимена Максимовича Софронова) // Русское Возрождение. Независимый русский православный национальный орган. 1980. № 12. С. 177-187.

5. Завалишин Вяч. Выставка икон в Фордэмском университете // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1977. 8 июня.

6. Иванов И. Пимен Софронов // «Русские Латвии». URL: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/pimen-sofronov.html (дата обращения: 4.09.2020).

7. Иванченко И. Е. Страница старого альбома // Новый журнал (Нью-Йорк). 2006. № 245. С. 245-262.

8. Клянско Р. Дж. Русские православные храмы в Коннектикуте // Русский американец: Обзорный выпуск. № 21. 1997. С. 175-180.

9. Крайненко В. 50-летие св. Троицкого храма в г. Вайнланде, шт. Нью-Джерси // Православная Русь (Джорданвилль). 1997. № 22 (1595).

10. Махров К. В. О «воскрешении» древней русской иконы и иконописце Пимене Софронове. Март 2007 г. Рукопись. Архив Т. В. Юрьевой.

11. Несговоров А. Пимен Максимович Софро-нов // Русский американец. Обзорный выпуск. Nyack, N.Y. 1997. № 21. С. 144-148 .

12. П. М. Софронов // Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. Москва, 1996. С. 268.

13. Свято-Троицкий храм // Восточно-Американская Епархия. Официальный сайт. URL: http ://archive.eadiocese.org/Parishes/newj ersey/vineland.

htm (дата обращения: 4.09.2020)

14. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники Русского Зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 1999. 716 с.

15. Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско // Православный благовест Нью-Йорка. Официальный сайт. URL: http://nyblago.org/publikatsii/svyatyni-ameriki/276-sobor-ikony-bozhiej-materi-vsekh-skorbyashchikh-radost-v-san-frantsissko/ (дата обращения: 4.09.2020)

16. Шаталов В. В гостях у Софронова // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1973. 22 марта.

17. Юрьева Т. В. Иконописец П. М. Софронов в Западной Европе: сложение стиля // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 1. С. 175-180.

18. Юрьева Т. В. Иконописец П. М. Софронов: причудский период творчества // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 2. С. 215-219.

19. Saint Vladimir Orthodox Church. Official website. URL: https://saintvladimir.org/ (дата обращения: 4.09.2020)

20. The Diocese of New York & New Jersey // Official web-site. URL: https://nynjoca.org/ (дата обращения: 4.09.2020)

Reference List

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Beljaev A. Revnitel' russkoj stariny i blagochestija: Put' ikonopisca Pimena Sofronova = Zealot of Russian antiquity and piety: The path of the icon painter Pimen Sofronov // Russkaja mysl'. 1973. 27 sent. (№ 2966). S. 11.

2. Vzdornov G. I., Zalesskaja Z. E., Lelekova O. V Obshhestvo «Ikona» v Parizhe: V 2 tomah = The Icon society in Paris: In 2 volumes. Moskva; Parizh : Progress-Tradicija, 2002.

3. Glavnyj hram «Malen'koj Rossii» v Brukline = The main church of «Little Russia» in Brooklyn. URL: https://1981dn.livejournal.com/20074.html (data obrash-henija: 4.09.2020)

4. Zavalishin V Luchshij ikonopisec nashego vremeni (K pjatiletiju so dnja konchiny Pimena Maksimovicha Sofronova) = The best icon painter of our time (By the fifth anniversary of the death of Pimen Maksimovich Sofronov) // Russkoe Vozrozhdenie. Nezavisimyj russkij pravoslavnyj nacional'nyj organ. 1980. № 12. S. 177-187.

5. Zavalishin Vjach. Vystavka ikon v Fordjemskom universitete = Exhibition of icons at Fordham University // Novoe russkoe slovo (N'ju-Jork). 1977. 8 ijunja.

6. Ivanov I. Pimen Sofronov = Pimen Sofronov // «Russkie Latvii». URL: http://www. russkij e.lv/ru/lib/read/pimen-sofronov. html (data obrashhenija: 4.09.2020).

7. Ivanchenko I. E. Stranica starogo al'boma = Old Album Page // Novyj zhurnal (N'ju-Jork). 2006. № 245. S. 245-262.

8. Kljansko R. Dzh. Russkie pravoslavnye hramy v Konnektikute = Russian Orthodox Churches in Connecticut // Russkij amerikanec: Obzornyj vypusk. № 21. 1997. S. 175-180.

9. Krajnenko V. 50-letie sv. Troickogo hrama v g. Va-jnlande, sht. N'ju-Dzhersi = 50th anniversary of St. Trinity Church in Weinland, New Jersey // Pravoslavnaja Rus' (Dzhordanvill'). 1997. № 22 (1595).

10. Mahrov K. V O «voskreshenii» drevnej russkoj ikony i ikonopisce Pimene Sofronove = About the «resurrection» of the ancient Russian icon and icon painter Pimen Sofronov. Mart 2007 g. Rukopis'. Arhiv T.V Ju-r'evoj.

11. Nesgovorov A. Pimen Maksimovich Sofronov Pimen Maksimovich Sofronov // Russkij amerikanec. Obzornyj vypusk. Nyack, N.Y. 1997. № 21. S. 144-148 .

12. P. M. Sofronov = P. M. Sofronov // Staroobrjad-chestvo: Lica, predmety, sobytija i simvoly: Opyt jenci-klopedicheskogo slovarja. Moskva, 1996. S. 268.

13. Svjato-Troickij hram = Holy Trinity Church // Vostochno-Amerikanskaja Eparhija. Oficial'nyj sajt. URL: http ://archive.eadiocese.org/Parishes/newj ersey/vineland. htm (data obrashhenija: 4.09.2020)

14. Lejkind O. L., Mahrov K. V., Severjuhin D. Ja. Hudozhniki Russkogo Zarubezh'ja. 1917-1939. Bio-graficheskij slovar' = Artists of the Russian Abroad. 1917-1939. Biographical dictionary.Sankt-Peterburg, 1999. 716 s.

15. Sobor ikony Bozhiej Materi «Vseh skorbjashhih Radost'» v San-Francisko = Cathedral of the Icon of the Mother of God «All Grieving Joy» in San Francisco // Pravoslavnyj blagovest N'ju-Jorka. Oficial'nyj sajt. URL: http://nyblago.org/publikatsii/svyatyni-ameriki/276-sobor-ikony-bozhiej-materi-vsekh-skorbyashchikh-radost-v-san-frantsissko/ (data obrashhenija: 4.09.2020)

16. Shatalov V V gostjah u Sofronova = Visiting Sofronov // Novoe russkoe slovo (N'ju-Jork). 1973. 22 marta.

17. Jur'eva T. V. Ikonopisec P. M. Sofronov v Zapadnoj Evrope: slozhenie stilja = Icon painter P. M. Sofronov in Western Europe: the addition of style // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2020. № 1. S. 175-180.

18. Jur'eva T. V. Ikonopisec P. M. Sofronov: prichudskij period tvorchestva = Icon painter P. M. Sofronov: quirky period of creativity // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2019. № 2. S. 215-219.

19. Saint Vladimir Orthodox Church. Official website. URL: https://saintvladimir.org/ (data obrashhenija: 4.09.2020)

20. The Diocese of New York & New Jersey // Official web-site. URL: https://nynjoca.org/ (data obrashhenija: 4.09.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.