Научная статья на тему 'Особенности американского мировидения в контексте современного межцивилизационного конфликта'

Особенности американского мировидения в контексте современного межцивилизационного конфликта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / МИРОВИДЕНИЕ / УЛЬТРАЛИБЕРАЛИЗМ / МЕССИАНСТВО / ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аксюмов Борис Владимирович

В статье рассматриваются особенности американского мировидения как фактора ультралибералистские и мессианские самоидентификации США выступают важнейшей причиной эскалации конфликта цивилизаций в современном мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности американского мировидения в контексте современного межцивилизационного конфликта»

ФИЛОСОФСКИЕ ннуки

репрезентация понятия «гендерные компоненты теории физической культуры»

А. Л. Ворожбитова, В. Н. Курысь

REPRESENTATION OF "GENDER COMPONENTS OF PHYSICAL EDUCATION THEORY" CONCEPT

Vorozhbitova A. L., Kuris V. N.

The introduction of the "gender components of physical education theory" concept reflecting the result of extrapolating the ideas of general gender study upon physical culture is substantiated in the article.

В статье обосновано введение понятия «гендерные компоненты теории физической культуры», отражающее результат экстраполяции идей общей гендерологии на область физической культуры.

Ключевые слова: теория физической культуры, гендерология, экстраполяция, ген-дерные компоненты теории физической культуры.

УДК 796.011

Проблема природной сущности человека в области физической культуры обозначена триадой: «быть телом» - «иметь тело» - «творить тело»: три уровня бытия «Homo somatis» (1). Культурные, социально-смысловые характеристики тела, его аксиология, определение места телесности в структуре личности в соотнесенности с началом духовным выводят исследователей на уровень «соматического сознания». Человеческое тело выступает как ценность, как объект не только индивидуального, но и социально значимого интереса, то есть как социокультурный феномен. Оно существует в трех измерениях - природном, социальном и культурном, подчиняется их законам, будучи связанным с различными элементами каждой из систем. Человек творит свое тело в рамках «культуросообразной многоаспектной деятельности» (2). Биологически заданные природные свойства человека, его способность к физической активности и деятельности, как утверждают исследователи, «встроены» в социокультурное существование человека.

Выявление социальной и психологической детерминированности биологического потенциала человека позволило сделать шаг, заключающийся в осознании того, что нет человека вообще: он либо мужчина, либо женщина не только в биологическом, но и в социокультурном плане (что привело к появлению понятия «гендер» - социокультурный пол).

Ворожбитова А. Л., Курысь В. Н.

Репрезентация понятия «гендерные компоненты теории физической культуры»

Понимание физической культуры как вида культуры, в общекультурном контексте и в свете философско-социокультурного подхода открывает широкие возможности ее интеграции с другими видами культуры, с культурой гендерных отношений, а в области теории появляются возможности интеграции теории физической культуры с общей гендерологией. В результате такой интеграции возникла потребность в понятии «гендерные компоненты теории физической культуры». Гендерные компоненты теории физической культуры представляют собой структурные компоненты теории физии-ческой культуры, являющиеся результатом экстраполяции идей общей гендерологии на область физической культуры.

Понятие «гендерные компоненты теории физической культуры» отвечает методологическим принципам введения новых понятий (3, 4). Введенное понятие однозначно, указывает на существенные признаки обозначаемого, еще не получившего научного определения, и несет в себе терминологические и содержательные аспекты, которые коррелируются со смежными понятиями гендерологии и теории физической культуры. Гендерные компоненты теории физической культуры - понятие, которое расширяет реальную предметную область теории физической культуры, позволяет четко распознавать объекты, им обозначенные, то есть имеет достаточно широкий содержательный аспект. По сути дела, речь идет о необходимости терминологического обеспечения дальнейшего развития теории физической культуры на основе гендерного подхода.

Общетеоретические проблемы интеграции принципов гендерологии и теории физической культуры и, наряду с ними, характеристики субъектов деятельности в данной области, разработанные в гендерном аспекте, гендерные классификации видов спорта или рекреационной деятельности становятся компонентами теории физической культуры. Введение понятия «гендер-ные компоненты теории физической культуры» не противоречит сложившимся параметрам теории физической культуры и отве-

чает современным требованиям к терминологии в области физической культуры. Как заметил В. К. Бальсевич в предисловии к указанной книге В. П. Лукьяненко, «успешная разработка базового понятийного аппарата является важнейшим условием, позволяющим точнее определиться в концептуальных ориентирах, необходимых для содержательных теоретических построений» (с. 5).

Философско-культурологический подход к содержанию теории физической культуры изменил представление о ее структуре. Ведущие специалисты (В. К. Бальсевич, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев, Ю. М. Вы-дрин, Ю. Ф. Курамшин и др.) в работах разных лет выступают против того, чтобы теория физической культуры рассматривалась как конгломеративная совокупность частных теорий (теории физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации, адаптации) без осмысления единства и различий их предметно-содержательных основ. Проблемы структурирования теории физической культуры рассматриваются сквозь призму методологических уровней знания. Теория выступает в роли «организатора и создателя «низле-жащих» уровней физкультурного знания» (5). В результате разрабатывается концепция общей теории уже не как конгломерата разных теорий, а как теоретико-методологического единства, предполагающего многоаспектность его содержания. В современной системе теории физической культуры физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическая адаптация представлены не своими обособленными друг от друга теориями, а как виды деятельности и как виды физической культуры. К ним относятся образовательная физическая культура; спортивная физическая культура (на базе как массового спорта, так и спорта высших достижений); рекреационная физическая культура; реабилитационная физическая культура; адаптивная физическая культура. В каждом из указанных составляющих теории физической культуры проявляются те или иные гендерные компоненты.

Классификация тендерных компонентов теории физической культуры основана на их соотнесенности с теми или иными элементами ее структуры - общей теорией или характеристиками отдельных видов физической культуры. Отсюда - разграничение общих и частных гендерных компонентов теории физической культуры. В теоретическом плане они участвуют, во-первых, в обогащении общих принципов теории физической культуры, во-вторых, в теоретической репрезентации основных видов физической культуры. По отношению к теории физической культуры в целом гендерные компоненты теории физической культуры выступают как объединительный фактор, способствующий избавлению ее (теории) от присущей ей еще недавно конгломеративно-сти и раскрывающий органическую связанность всех составляющих ее теорий в единое целое.

Понятие «тендерные компоненты теории физической культуры» целесообразно в первую очередь изучить на примере трех основных видов физической культуры: образовательной, спортивной и рекреационной. Такое ограничение нисколько не умаляет социальной значимости и необходимости изучения в гендерном аспекте адаптивной и реабилитационной физической культуры. Безусловно, существуют и тендерные особенности адаптивного спорта, и в целом физического воспитания лиц с ограниченными возможностями, с различными отклонениями в состоянии здоровья. При осуществлении двигательной реабилитации также необходим учет гендерной мотивации выбора видов деятельности, стереотипов маскулинности и фемининности, однако эти виды физической культуры не несут в себе всеобщности и обязательности для всех членов общества и требуют основ медицинской подготовки, что выводит данную проблему за рамки нашей статьи.

Реальное содержание тендерных компонентов теории таких видов физической культуры, как образовательная и спортивная, в наших публикациях (6 и др.) уже рассматривались. В содержании подготовки будущих специалистов в области физиче-

ской культуры должны занять свое место знания принципов гендерологии в их соотнесении с принципами общей теории физической культуры и конкретными особенностями видов физической культуры. Гендер-ные компоненты теории просматриваются в спортивной деятельности, где в настоящее время наглядны отступления спортсменок от традиционных гендерных ролей: женщины активно вовлекаются в такие виды спорта, которые раньше считались только маскулинными.

Остановимся на гендерном компоненте рекреационной физической культуры. Физическая рекреация как вид физической культуры стала активно изучаться в последнее десятилетие. Следует выделить диссертационные исследования М. Г. Бердуса «Формирование теории физической рекреации в контексте основ ее метатеории» (М., 1999), С. Н. Реховской «Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека» (СПб., 2007), ряд статей (7, 8 и др.). Под физической рекреацией понимают педагогически организованную двигательную активность, выступающую в форме деятельности. Физическая рекреация трактуется как вид физической культуры, как деятельность, содержащая различные формы двигательной активности и направленная на активный отдых; восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда; сохранение и укрепление здоровья. Конечный результат ее функционирования выражается в оптимизации физического, психического и социального состояния человека (9). Активная форма рекреации противопоставлена пассивному отдыху.

Физическая рекреация воспринимается спортсменами как дополнение к большим тренировочным нагрузкам. Никто из опрошенных нами спортсменов (29 студентов Ставропольского государственного университета) не отметил, что не видит смысла в физической рекреации. Она рассматривается как связующее звено между трудом и свободным временем человека, при этом уделяется внимание двигательной деятельности, направленной на эмоционально-активный

Ворожбитова А. Л., Курысь В. Н.

Репрезентация понятия «гендерные компоненты теории физической культуры»

отдых, развлечение, получение удовлетворения от двигательной деятельности, восстановление физических и психических сил, общение с природой или партнерами в процессе двигательной активности (10). В процессе рекреации имеют место самые разнообразные аспекты досуга: культурно-просветительная, творческая, развлекательная деятельность, охота, рыбная ловля, работа на дачном участке, которые выполняют перечисленные выше неспецифические задачи физической рекреации.

Кроме этих форм физической рекреации, не несущих в себе никакого соревновательного компонента, необходимо выделить один из важнейших ее составляющих - туризм, прежде всего пеший, который включает в себя многие другие неспецифические аспекты досуга.

Гендерные предпочтения в области физической рекреации также становится важнейшей социальной проблемой, хотя гендерный подход к изучению такого вида физической культуры пока, насколько нам известно, почти не разработан, можно назвать только указанную работу С. Н. Рехов-ской, статью И. И. Таран (11). Очевидно, что принципы гендерной классификации видов спорта могут быть распространены, например, и на технологию туризма, что подтвердили данные нашего опроса студентов на факультетах физической культуры и филологии и журналистики. Только мужскими респонденты считают такие виды рекреационного туризма, как горный, парусный, ав-то-мото, водомоторный (более 50 % опрошенных и мужчин, и женщин). Исключение составляет парусный туризм, который считают мужским только 33,3 % женщин-спортсменок, из женщин-неспортсменок, напротив, 64,3 % считают этот вид рекреационного туризма только мужским.

Есть попытки проследить гендерные характеристики факторов, препятствующих занятию физической рекреацией: установлено, что в неспортивной аудитории отсутствие компании девушкам мешает больше, чем юношам (25,2 % респонденток против 0 %). Посвятить время рекреации девушкам мешают и материальные трудности (7,2 %

против 0 %) и, особенно, усталость от учебных занятий (28,8 % против 0 %). Однако эти данные характеризуют студентов-неспорстменов, и могут быть объяснены как традиционностью гендерных стереотипов, так и особенностями женского организма (большая физическая утомляемость).

Однако если сравнить данные по двум указанным факультетам, то можно увидеть новые гендерные качества, сформированные уже в наши дни. Как известно, девушки-спортсменки в процессе спортивного совершенствования, особенно при увлечении «мужскими» видами спорта, склонны к приобретению маскулинных черт характера (отсюда и приведенная выше разница в оценке парусного туризма как мужского). Поэтому отсутствие компании препятствует физической рекреации только у 7,7 % спортсменок вместо 25,2 % у студенток-филологов; рекреационной деятельности спортсменок не мешают материальные трудности. На долю других факторов, препятствующих занятию физической рекреацией, приходится 0 % у спортсменок и 21,6 % у девушек-филологов. Следует также обратить внимание на факт, подмеченный С. Н. Реховской: девушки в процессе двигательной рекреации больше стесняются своей неумелости (разумеется, это не относится к девушкам-спортсменкам).

Таким образом, понятие «гендерные компоненты теории физической культуры», становясь предпосылкой разработки теоретико-методологических основ формирования гендерной компетентности будущих специалистов в области физической культуры, будет способствовать внедрению ген-дерного подхода в теорию и практику физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быховская И. М. «Быть телом» - «иметь тело» - «творить тело»: три уровня бытия «homo somaticos» [Текст] / И. М. Быховская // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С. 2-5.

2. Николаев Ю. М. К проблеме развития теории физической культуры [Текст] / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 9.

3. Столяров В. И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) [Текст] / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 2. - С. 39-44.

4. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе [Текст]: монография / В. П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2008.

5. Николаев Ю. М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования [Текст] / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 7. - С. 2-10.

6. Ворожбитова А. Л. Основы гендерной теории физической культуры [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Л. Ворожбито-ва. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Мысль», 2008.

7. Выдрин В. М. Физическая рекреация - вид физической культуры [Текст] / В. М. Выдрин, А. Джумаев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 2-4.

8. Пиотровски Л. М. Свободное время и физическая рекреация [Текст] / Л. М. Пиотров-ски // Спорт в современном обществе. - М: ФиС, 1982. - С. 106-107.

9. Реховская С. Н. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого

человека [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / С. Н. Реховская. - СПб, 2007.

10. Воронков А.В. Физкультурно-рекреативная деятельность в педагогическом коллективе школы [Текст] /А. В. Воронков, И. Ф. Исаев, И. Н. Никулин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 26-29.

11. Таран И. Н. Подвижные игры как средство гендерной социализации [Текст] / И. Н. Таран // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте. - Смоленск, 2005.

Об авторах

Ворожбитова Александра Леонидовна, Ставропольский государственный университет, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры. Сфера научных интересов - гендерный подход в области физической культуры.

sannmail.ru@rambler.ru

Курысь Владимир Николаевич, Ставропольский государственный университет, доктор биологических наук, Заслуженный работник физической культуры РФ, профессор кафедры гимнастики. Сфера научных интересов - биомеханика двигательных действий в области физической культуры и спорта, специальное и общее непрерывное образование в области физической культуры.

sannmail.ru@rambler.ru

Поморцева А. М.

Цивилизационный разлом (вызов) и архаизация сознания человека (ответ)_

ФнлосоФскаЕ науки

цивилизационный разлом (вызов) и архаизация сознания человека

(ответ)

А. М. Поморцева

CIVILIZATIONAL BREAK (CHALLENGE) AND ARCHAIZATION OF HUMAN CONSCIOUSNESS (RESPONSE)

Pomortseva A.M.

Basing on a set of principles and categories of synergy methodology and the possibilities of psychoanalysis philosophy the interdependence and interaction of human consciousness archaization process and the initial phase of civi-lizational break are explained in the article.

На основе совокупности принципов и категорий методологии синергетики, а также возможностей философии психоанализа, объясняется взаимообусловленность и взаимосвязь процесса актуализации элементов архаизации сознания человека и начальной фазы цивилизационного разлома.

Ключевые слова: цивилизационный разлом, архаизация сознания, мифологизация сознания, архе, синергетика.

УДК 130.2:130.122:124.1

Социальная реальность, которую создает современное человечество, определяется как информационное, постиндустриальное, глобализационное, интеграционное общество массовой культуры и коммуникации, общество эпохи постмодерна. Зачастую эти определения дополняются еще понятием кризиса, перехода. Действительно, кризисное переходное состояние - характерная черта современного этапа цивилизационного развития. Взаимодействие и взаимозависимость стран и континентов мирового пространства способствовало глобальному экономическому кризису. Динамичность, универсальность бытия современного человека и зачастую ориентация на потребительский образ жизни, стремление к материальным благам, активизирует духовный кризис, кризис личностной идентичности.

Кризисные переходные ситуации в истории человечества наблюдались неоднократно, но во все времена от уровня мобилизации внутренних резервов человека и от адекватного ответа носителей цивилизации на внешние цивилизационные вызовы зависел процесс «переживания» человеком кризисной переходной ситуации, фазы цивили-зационного разлома. Тем более, что фазы и этапы развития цивилизации и общества определяются деятельностью человека, опосредовано связаны с бытием человека, особенностями сознания и мировоззрения человека и общества в той или иной исторической социокультурной реальности. Переходный процесс, проявляющийся на всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.