Научная статья на тему 'Особенности активизации учебно-познавательной деятельности слушателей в ходе дополнительного профессионального образования'

Особенности активизации учебно-познавательной деятельности слушателей в ходе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ АКТИВИЗАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EFFICIENCY / COGNITIVE ACTIVITY / PRINCIPLES OF ACTIVIZATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюк Анатолий Владимирович, Бобонец Сергей Алексеевич

Обосновывается необходимость дальнейшего профессионального развития специалиста, принимая во внимание тот факт, что объем знаний, умений, навыков и компетенций, получаемый в стенах образовательных организаций, удовлетворяет современным требованиям только в течение ограниченного времени. Дальнейшее профессиональное развитие возможно в системе дополнительного профессионального образования. Поскольку главной целью дополнительного профессионального образования специалистов является совершенствование и (или) получение новой компетенции, то выбор методов обучения должен определяться планируемым результатом. Предлагается в качестве одного из инструментов повышения эффективности обучения использовать уровень активности учебно-познавательной деятельности обучающегося. Отмечается, что особенностью обучения в системе дополнительного профессионального образования является необходимость приобрести не только необходимые знания (уяснить, запомнить и воспроизвести), но и сформировать требуемые навыки и умения, то есть развить или приобрести способность применять знания в практической деятельности. Поэтому познавательная деятельность слушателей не должна ограничиваться процессами слушания, восприятия и фиксации образовательного материала. С учетом особенностей и специфики обучаемого контингента слушателей курсов дополнительного профессионального образования проводится анализ основных принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: проблемности, максимального соответствия функциональным и практичным задачам, взаимообучения, самообразования, индивидуализации, самообучения, мотивации и творческого характера познавательной деятельности. На основе приведенного анализа вырабатываются рекомендации и предложения по реализации принципов активизации познавательной деятельности в рамках дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюк Анатолий Владимирович, Бобонец Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ACTIVATING ATTENDEES’ TRAINING AND COGNITIVE ACTIVITY IN COURSE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The necessity of further professional development of the specialist is justified, taking into account the fact that the amount of knowledge, skills, competencies obtained within the educational organizations meet modern requirements only for a limited time. Further professional development is possible in the system of additional vocational education. Since the main goal of additional professional education of specialists is to improve and (or) obtain a new competence, the choice of teaching methods should be determined by the planned result. In the work it is proposed to use the level of activity of the student’s educational and cognitive activity as one of the tools for increasing the effectiveness of teaching. It is noted that the peculiarity of training in the system of additional vocational education is the need to acquire not only the necessary knowledge (to understand, remember and reproduce), but also to form the required skills and skills, that is, to develop or acquire the ability to apply knowledge in practical activities. Therefore, the cognitive activity of listeners should not be limited to the processes of listening, perception and fixation of educational material. Taking into account the peculiarities and specifics of the trained contingent of the students of the courses of additional professional education, the main principles of activating cognitive activity of students are analyzed: problematical character, maximum correspondence to functional and practical tasks, mutual learning, self-education, individualization, self-study, motivation and creative character of cognitive activity. On the basis of the above analysis, recommendations and proposals for the implementation of the principles for activating cognitive activity within the framework of additional vocational education are developed.

Текст научной работы на тему «Особенности активизации учебно-познавательной деятельности слушателей в ходе дополнительного профессионального образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-4-206-214

ОСОБЕННОСТИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В ХОДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Костюк, С. А. Бобонец

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург

Обосновывается необходимость дальнейшего профессионального развития специалиста, принимая во внимание тот факт, что объем знаний, умений, навыков и компетенций, получаемый в стенах образовательных организаций, удовлетворяет современным требованиям только в течение ограниченного времени. Дальнейшее профессиональное развитие возможно в системе дополнительного профессионального образования. Поскольку главной целью дополнительного профессионального образования специалистов является совершенствование и (или) получение новой компетенции, то выбор методов обучения должен определяться планируемым результатом. Предлагается в качестве одного из инструментов повышения эффективности обучения использовать уровень активности учебно-познавательной деятельности обучающегося. Отмечается, что особенностью обучения в системе дополнительного профессионального образования является необходимость приобрести не только необходимые знания (уяснить, запомнить и воспроизвести), но и сформировать требуемые навыки и умения, то есть развить или приобрести способность применять знания в практической деятельности. Поэтому познавательная деятельность слушателей не должна ограничиваться процессами слушания, восприятия и фиксации образовательного материала. С учетом особенностей и специфики обучаемого контингента слушателей курсов дополнительного профессионального образования проводится анализ основных принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: проблемности, максимального соответствия функциональным и практичным задачам, взаимообучения, самообразования, индивидуализации, самообучения, мотивации и творческого характера познавательной деятельности. На основе приведенного анализа вырабатываются рекомендации и предложения по реализации принципов активизации познавательной деятельности в рамках дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, эффективность, познавательная активность, принципы активизации, компетенции.

В настоящее время все более отчетливо становится понятным, что объем знаний, умений, навыков и компетенций, получаемый в стенах образовательных организаций, удовлетворяет современным требованиям только в течение ограниченного времени [1]. Специалист в любой отрасли не может полагаться только на знания, полученные в той или иной образовательной организации. Для дальнейшего профессионального развития специали-

ста, удовлетворения его образовательных и профессиональных потребностей служит система дополнительного профессионального образования (ДПО).

Главной целью дополнительного профессионального образования специалистов является «совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Отталкиваясь от этой цели, выбор методов обучения должен определяться планируемым результатом. Психологами доказано, что результативность в ходе обучения во многом определяется активностью обучающегося в ходе его учебно-познавательной деятельности.

В процессе совершенствования качества профессиональной подготовки обучающийся не только приобретает требуемые знания (уясняет, запоминает и воспроизводит), но и формирует необходимые навыки и умения, т. е. развивает или приобретает способность применять полученные познания в профессиональной деятельности [2]. Следовательно, для увеличения своего профессионального уровня обучающийся должен получать возможность практического освоения полученных познаний, поэтому можно утверждать, что учебная деятельность слушателей не может быть ограничена только слушанием, восприятием и фиксацией образовательного материала [3].

Традиционный термин «слушатель» применяется условно. Он отнюдь не раскрывает сущности учебно-познавательной деятельности обучающегося в системе дополнительного профессионального образования. Слушатель не только слушает, но и созерцает, если в образовательном процессе используются средства наглядности или демонстрируется реальный процесс, техника, технология работы. Но главная особенность работы слушателя в системе ДПО заключается в том, что он не только воспринимает образовательную информацию, но и проводит ее анализ, сравнивает с уже известной и критически осмысливает, подвергая сомнению и испытанию [3, 4]. И если она не соответствует его жизненным принципам или профессиональным убеждениям, то он может ее просто отвергнуть. Поэтому другой особенностью является то, что слушатель проверяет получаемые новые знания на возможность их применения в практической деятельности, создавая при этом обновленный образ профессиональной деятельности. И если этот познавательный процесс протекает активно, то можно ожидать и планируемый результат.

В ходе активной познавательной деятельности неизменно формируются новые знания, совершенствуются профессиональные компетенции. По этой причине большое значение отводится развитию активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе ДПО. Об этом свидетельствует и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечено, что педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 48).

Не вызывает сомнения, что выбор как методов активного обучения, так и принципов активизации познавательной деятельности слушателей должен быть продиктован целями, задачами и особенностями объекта содержания и субъекта обучения, а также специфичностью образовательного процесса ДПО [5].

Одним из ключевых принципов активизации познавательной деятельности является принцип проблемности, который предусматривает постановку перед обучающимися вопросов или задач, для решения которых у них недостаточно имеющихся знаний. Но объективно существующий интерес и действия преподавателя заставляют обучающихся искать решение, приобретать новые знания, используя профессиональный опыт и логику или при-

бегать к посторонней помощи коллег или преподавателя. Проводя автономную познавательную деятельность, обучающийся приобретает новые знания, которые являются продуктом собственного анализа и обобщений и результатом познавательного труда [5].

Использование принципа проблемного обучения для повышения уровня профессиональной подготовки в системе ДПО имеет свои особенности, так как оно должно быть направлено на решение конкретных специфичных дидактических задач: мобилизация коллективных знаний и опыта, формирование прогрессивных убеждений, содействие в глубоком понимании и практическом освоении знаний и др.

Поскольку ключевая задача ДПО - это формирование и последующее совершенствование профессиональных компетентностей, в том числе и выработка умений по использованию новых знаний, другой принцип заключается в обеспечении максимального соответствия учебно-познавательной деятельности функциональным и практичным задачам обучающегося. Несмотря на важность практической подготовки обучающегося в рамках дополнительного профессионального образования, нецелесообразно планировать использование только практического курса, чтобы как можно полно реализовать данный принцип адекватности учебной и практической деятельности [5]. Основная часть данного принципа определяется определенной организацией образовательной деятельности, позволяющей приблизить учебную деятельность обучающихся к профессиональной деятельности [4].

Рассматриваемые принципы активизации познавательной деятельности способствуют переходу от получения новых теоретических знаний к их прикладному, практическому освоению.

Важную роль в повышении качества учебно-познавательной деятельности играет принцип взаимообучения. Необходимо принимать во внимание и тот факт, что руководители, специалисты и другие квалифицированные работники, повышающие уровень своей профессиональной подготовки, могут обмениваться приобретенными знаниями и опытом, а следовательно, и обучать друг друга, поскольку в практических вопросах, вопросах профессиональной деятельности мнение коллеги, равного по должности и опыту, иногда имеет более убедительное значение, чем информация, доводимая преподавателем. Таким образом, для преподавателя чрезвычайно важно проводить работу, направленную на организацию самообучения и активизацию слушателей по использованию совместного опыта и знаний.

Важной формой, обеспечивающей обмен знаниями и опытом, является дискуссия, отводящая слушателю изначально активную роль. На таком занятии главным действующим лицом является слушатель, а преподаватель выступает в роли координатора активного процесса учебно-познавательной деятельности слушателей. Кроме активного обмена мнениями, знаниями и опытом весьма важным фактором для слушателя является необходимость защитить свое мнение. Возможность и необходимость использовать убедительную аргументацию для отстаивания своей точки зрения и своих суждений, без сомнения, активизируют мыслительную деятельность и формируют у слушателей важные качества, столь необходимые современному специалисту, руководителю. Это объясняется тем, что современный руководитель должен уметь аргументированно излагать свои мысли, деликатно выслушивать противную сторону, проводить анализ новой информации, прибегать к использованию коллективного опыта для выполнения планируемых задач в профессиональной деятельности и многое другое [5].

Важной задачей, решению которой необходимо уделять должное внимание в ходе повышения профессиональной подготовки, является обучение слушателей самообразованию. Это может быть объяснено тем, что для того, чтобы получить положительные результаты в самообразовании, необходимы конкретные теоретические знания, соответствующие современному уровню развития науки и техники, а также способность анализировать и обо-

бщать информацию о технических достижениях и передовом опыте, умение анализировать изучаемые явления, делать правильные выводы из собственного опыта, в том числе и отрицательного, уметь углублять свои знания и совершенствовать умения.

Одними из важных и достаточно апробированных форм самообразования является изучение передового опыта, регулярное ознакомление с научно-технической информацией предметной области, обобщение профессионального опыта и личных наблюдений, а также ознакомление с передовым опытом на выставках или на смежных производствах [6].

Существует утверждение, которое не ставится под сомнение, что во многом результативность самообразования обусловлена умственными способностями личности, способностями и навыками осуществлять мыслительную деятельность, приобретенными в ходе предшествующего периода обучения и практической деятельности [7].

Основываясь на этом утверждении, а именно на второй его части, легко предположить, что способности и навыки осуществлять мыслительную деятельность необходимо развивать на всех ступенях обучения, в том числе и в ходе повышения профессиональной подготовки.

Для любой образовательной деятельности является чрезвычайно важным материализация принципа индивидуализации, который учитывает личные возможности и способности обучающегося, но требует установленной организации образовательной деятельности слушателей [8]. Однако для профессионального обучения этот принцип носит исключительный характер, принимая во внимание особенности обучаемого контингента. Состав слушателей, как правило, является достаточно неоднородным. И хотя на факультетах повышения квалификации стараются дифференцированно подходить к комплектованию учебных групп с учетом функционально-должностных признаков, это не обеспечивает нивелирования существующей неоднородности. Так, например, в скомплектованной группе специалистов, имеющих один и тот же должностной уровень, могут попасть руководители с различной базовой подготовкой, разным опытом и масштабом предыдущей работы. Кроме того, и это очевидно, слушатели учебных групп имеют разные профессиональные взгляды и убеждения, отличаются возрастом, способностью к обучению, восприятию и освоению нового, а также другими психофизиологическими особенностями.

Не в меньшей, а иногда еще в большей степени неоднородность слушателей проявляется при организации обучения непосредственно в образовательной организации. Следовательно, возникает потребность в применении такой организации обучения, которая позволяла бы учитывать отличительные черты каждого слушателя, т. е. реализовывать принцип индивидуализации образовательного процесса. Реализация принципа достигается посредством увеличения числа разных форм индивидуальной и самостоятельной деятельности слушателей, включая внеаудиторную работу [9]. Положительное действие на повышение индивидуализации обучения оказывает применение в образовательном процессе обратной связи, которая способствует повышению качества управления познавательной деятельностью, обеспечивает оптимизацию объема и темпа доведения образовательной информации, ориентируясь на ее индивидуальное восприятие и уровень успеваемости группы. Здесь, в частности, целесообразно использовать информационные технологии обучения и контроля знаний [10, 11].

Для эффективной организации профессионального обучения с учетом его специфики чрезвычайно важным является реализация принципа самообучения, предусматривающего самоконтроль и саморегулирование. Самоконтроль развивает индивидуальные навыки учебно-познавательной деятельности обучающегося, поскольку он базируется на личной самооценке слушателя и его потребности к углублению и совершенствованию своих зна-

ний и умений. Саморегулирование базируется также на самооценке и дальнейшей работе обучающегося по наращиванию своих знаний и умений при изучении дополнительной литературы, отработке индивидуальных заданий, работе на тренажере или работе с обучающей программой [8, 12].

Реализация принципа самообучения в ходе профессионального обучения может быть осуществлена как в составе группы, например практикумах или деловых играх, так и индивидуально, в ходе проведения исследовательской работы.

Известно, что большую роль в активизации учебной деятельности обучающихся играет наличие стимулов. Следовательно, к числу ключевых принципов активизации познавательной деятельности слушателей необходимо отнести мотивацию. Несмотря на поддерживаемое некоторыми авторами мнение о вынужденной активности слушателей, которые побуждаются к активной деятельности, мы придерживаемся мнения, что нельзя воспринимать учебно-познавательную деятельность активной, если она по некоторым признакам приближается к активной, но в действительности является имитацией активности. Очевидно, что такая деятельность не будет действительно активной и продуктивной мыслительной деятельностью.

Для активной мыслительной деятельности обучающегося необходимо его желание решить проблему, задачу, доказать то или иное положение, наконец, найти истину. Именно в таких ситуациях познавательная активность слушателя является и мотивированной, и результативной.

Существенное значение в выборе стимулов для активной познавательной деятельности с учетом особенностей профессионального обучения имеет принцип мотивации. Сложно предположить, что в системе дополнительного профессионального образования для слушателя (руководителя, специалиста) побудительным мотивом для активизации мыслительной деятельности будет являться изменение оценки и т. п.

Необходимо отметить, что для слушателей, повышающих свой профессиональный уровень, основными мотивами, способствующими повышению активной учебно-познавательной деятельности, являются: профессиональная заинтересованность; элементы творчества в образовательной деятельности; игровой характер организации занятия и др.

Одним из ключевых мотивов, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности слушателей, повышающих свой профессиональный уровень, является профессиональная заинтересованность. Данный мотив необходимо учитывать как в ходе разработки рабочей программы дисциплины, так и при разработке учебно-методических материалов занятий. Поскольку сложно предположить, что слушателя заинтересует надуманная ситуация, не соответствующая реальной действительности или области его профессиональной деятельности [13]. И напротив, его профессиональная заинтересованность существенно возрастает в случае, если в учебный материал включены характерные проблемы, с которыми ему приходится или приходилось сталкиваться, а иногда и решать в профессиональной деятельности. В таком случае познавательная активность слушателя получает прочный фундамент, поскольку основывается на личной заинтересованности в решении проблемы, изучении опыта коллег в ее решении или овладении эффективными технологиями и т. п.

Важную роль в стимулировании познавательной деятельности играет творческий характер такой деятельности, особенно в профессиональной области. Умелое сочетание в ходе повышения профессионального мастерства исследовательской деятельности и проблемного обучения способствует возникновению у слушателей созидательного интереса, побуждающего осуществление активного самостоятельного и коллективного поиска новых знаний. Самостоятельный творческий поиск как процесс захватывает слушателя, вовлекает

его вглубь исследуемых проблем, приводит к открытиям и способствует приобретению новых знаний об объекте исследований.

Состязательный характер деятельности является также важным стимулом активизации познавательной деятельности. Необходимо отметить, что для профессионального обучения состязательность не ограничивается соревнованием за высокие оценки. В таком обучении работают другие мотивы, связанные с престижем в профессии, ведь никому не хочется выглядеть «бледно» в глазах коллег. Организовать состязательность можно и в ходе проведения некоторых типов лекционных занятий, но она носит выраженный характер на занятиях, проводимых в интерактивных и игровых формах.

Целесообразно для повышения значимости состязательности использовать балльную систему оценки достижений слушателей. Такая система оценок познавательной деятельности слушателей значительно отличается от обычных оценок, например школьных, поскольку она оценивает не уровень усвоения тех или иных сведений, а результаты их применения в сфере своей профессиональной деятельности, которая имитируется или воспроизводится в интерактивной или игровой форме. Следовательно, набранные баллы слушателями будут определять их профессиональный рейтинг на текущем этапе. Поэтому для руководителя или специалиста, проходящего обучение, набранные баллы будут побуждать к состязательности, поскольку они имеют стимулирующее значение [7].

Эффективным мотивом активизации познавательной деятельности является ее игровой характер, поскольку организация игрового занятия должна содержать мотивационный механизм. Такой механизм предусматривает наличие мотивационной связи от текущего шага занятия к последующему. Другими словами, игровое занятие должно иметь свою драматургию, побуждающую ее участника (слушателя) к действию.

Влиять на эмоциональное состояние обучающегося можно с использованием различных факторов, к которым целесообразно отнести и саму деловую игру, вызывающую профессиональный интерес у обучающегося, а также познавательную деятельность с элементами творчества и исследования и т. п.

Тем не менее следует отметить, что непомерная эмоциональность слушателей может вызвать и негативные эмоции и выразиться в отрицательных и нежелательных формах. Поэтому преподавателю всегда нужно оценивать возможную меру эмоционального воздействия, внимательно следить за настроением аудитории и эффективно управлять обменом знаниями и опытом и направлять этот процесс в нужное русло.

Список литературы

1. Бобонец С . А . , Костюк А . В . Компетентностный подход в профессиональном образовании офицеров национальной гвардии // Научный альманах. 2016 . № 5-2 (19) . С . 169-172 .

2 . Костюк А. В . Повышение профессиональной компетентности специалистов внутренних войск МВД России в условиях

информатизации общества // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки: сб. науч . тр научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России СПб , 2014 . С.88-92.

3 . Смышляева Л . Г . Модернизация дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в кон-

тексте стратегии социально-экономического развития России: дис .... д-ра пед . наук. Томск, 2012. 434 с .

4 . Бобонец С . А. , Костюк А. В . Особенности формирования командных и методических навыков в условиях информати-

зации общества // Современные проблемы науки и образования во внутренних войсках МВД России: сб. науч . тр . научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России . СПб . : Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2016 .

5 . Сабирова Ф . А. Формирование умений и навыков педагогического общения у будущих учителей в системе автомати-

зированного обучения: дис .. . . канд . пед . наук. Казань, 2002 . 210 с .

6 . Костюк А . В . Использование информационно-коммуникационных технологий для подготовки офицеров национальной

гвардии // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч . ст . VIII Межвузовской научно-практ. конф . с междунар . участием . 2017 . С . 462-466 .

7 . Семенова Н . В . Педагогические условия реализации методов активного обучения будущего учителя: дис .. . . канд . пед .

наук. Оренбург, 2002 . 200 с .

8 . Костюк А. В . Применение информационных технологий для формирования профессиональных навыков курсантов //

Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сб . науч . ст . VII Междунар . научно-практ . конф . в 2 ч . / под общ. ред . С . А. Куценко . 2016 . С . 227-230 .

9 . Бобонец С . А. , Костюк А. В . Информационно-образовательная среда как фактор повышения эффективности образо-

вательного процесса // Эффекты реализации исследовательских проектов в военных институтах внутренних войск: материалы научно-метод . семинара . СПб . , 2016 . С . 74-78.

10 . Бобонец С . А . , Костюк А . В . Применение метода проектов в ходе изучения информационных технологий // Направле-

ния и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб . науч . ст. VIII Межвузовской научно-практ . конф . с междунар . участием . 2017 . С . 127-130 .

11. Костюк А . В . Применение интерактивных презентаций в образовательном процессе // Научный альманах . 2017 . № 2-2 (28) . С . 144-147.

12 . Костюк А. В . , Примакин А. И . Информационная поддержка образовательного процесса // Вестник Санкт-Петербургско-

го ун-та Министерства внутренних дел России . 2016 . Вып . 1. С . 170-174.

13 . Ларионов С . А . Педагогическая концепция развития образовательного процесса в гуманитарных вузах Российской

Федерации: дис .... д-ра пед . наук. М . , 2012 . 594 с .

Костюк Анатолий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (ул. Пилютова, 1, Санкт-Петербург, Россия, 198206). E-mail: kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru

Бобонец Сергей Алексеевич, кандидат военных наук, доцент, начальник кафедры информатики и математики, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (ул. Пилютова, 1, Санкт-Петербург, Россия, 198206). E-mail: sbobon@mail.ru

Материал поступил в редакцию 28.05.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-206-214

PECULIARITIES OF ACTIVATING ATTENDEES' TRAINING AND COGNITIVE ACTIVITY IN COURSE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

A. V Kostyuk, S. A. Bobonets

Saint Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Saint Petersburg, Russian Federation

The necessity of fUrther professional development of the specialist is justified, taking into account the fact that the amount of knowledge, skills, competencies obtained within the educational organizations meet modern requirements only for a limited time. Further professional development is possible in the system of additional vocational education. Since the main goal of additional professional education of specialists is to improve and (or) obtain a new competence, the choice of teaching methods should be determined by the planned result. In the work it is proposed to use the level of activity of the student's educational and cognitive activity as one of the tools for increasing the effectiveness of teaching. It is noted that the peculiarity of training in the system of additional vocational education is the need to acquire not only the necessary knowledge (to understand, remember and reproduce), but also to form the required skills and skills, that is, to develop or acquire the ability to apply knowledge in practical activities. Therefore, the cognitive activity of listeners should not be limited to the processes of listening, per-

ception and fixation of educational material. Taking into account the peculiarities and specifics of the trained contingent of the students of the courses of additional professional education, the main principles of activating cognitive activity of students are analyzed: problematical character, maximum correspondence to functional and practical tasks, mutual learning, self-education, individualization, self-study, motivation and creative character of cognitive activity. On the basis of the above analysis, recommendations and proposals for the implementation of the principles for activating cognitive activity within the framework of additional vocational education are developed.

Key words: additional professional education, efficiency, cognitive activity, principles of activization, competence.

References

1. Bobonets S . A. , Kostyuk A . V. Kompetentnostnyy podkhod v professionalem obrazovanii ofitserov natsional'noy gvardii [Competence approach in vocational education of officers of the National Guard] . Nauchnyy al'manakh - Science Almanac, 2016, no 5-2 (19), pp . 169-172 (in Russian) .

2 . Kostyuk A. V. Povysheniye profesional'noy kompetentnosti spetsialistov vnutrennikh voysk MVD Rossii v usloviyakh infor-

matizatsii obshchestva [Increase of professional competence of experts of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in conditions of information society] . Mezdistsiplinarnye isledovaniya v sfere integratsii obrazovaniya i nauki: sbornik nauchnykh trudov nauchno-pedagogicheskogo sostava Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vnutrennikh voysk MVD Rossii [Interdisciplinary research in the field of integration of education and science: collection of scientific works of science and pedagogical staff of St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia] . Saint Petersburg, 2014 . Pp . 88-92 (in Russian) .

3 . Smyshlyaeva L . G . Modernizatsiya dopolnitel'nogo profesional'nogo obrazovaniya munitsipal'nykh sluzhashchikh v kontek-

ste strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Dis. dokt. ped. nauk [Modernization of additional professional education of municipal employees in the context of the strategy of socio-economic development of Russia Diss doct of ped . sci . ] Tomsk, 2012. 434 p . (in Russian) .

4 . Bobonets S . A. , Kostyuk A. V. Osobennosti formirovaniya komandnykh i metodicheskikh navykov v usloviyakh informatizatsii

obshchestva [Features of formation of command and methodical skills in the context of informatization of society] . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya vo vnutrennikh voyskakh MVD Rossii: sbornik nauchnykh trudov nauchno-pedagogicheskogo sostava Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vnutrennikh voysk MVD Rossii [Modern Problems of Science and Education in Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: collection of scientific works of science and pedagogical staff of St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia] . Saint Petersburg, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ . , 2016 (in Russian) .

5 Sabirova F. A. Formirovaniye umeniy i navykov pedagogicheskogo obshcheniya u budushchikh uchiteley v systeme avto-matizirovannogo obucheniya. Dis. kand. ped. nauk [Formation of skills of pedagogical communication in future teachers in the system of computer-aided instruction . Diss . cand . of ped . sci . ] . Kazan, 2002 . 210 p . (in Russian) .

6 . Kostyuk A . V. Ispol'zovaniye informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy dlya podgotovki ofitserov natsional'noy

gvardii [The use of information and communication technologies for training officers of the National Guard] . Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii: sbornik nauchnykh statey VIII Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Directions and prospects for the development of education in the military institutes of the troops of the National Guard of the Russian Federation: collection of scientific articles of the VIII I nternational Scientific and Practical Conference with international participation] . 2017 . Pp . 462-466 (in Russian) .

7 . Seemenova N . V. Pedagogicheskiye usloviya realizatsii metodov aktivnogo obucheniya budushchego uchitelya. Dis. kand.

ped. nauk [Pedagogical conditions for implementing the methods of active learning of the future teacher. Diss . cand . of ped . sci ] Orenburg, 2002 200 p (in Russian)

8 . Kostyuk A. V. Primeneniye informatsionnykh tekhnologiy dlya formirovaniya professional'nykh navykov kursantov [Applica-

tion of information technologies for the formation of professional skills of cadets] . Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh vnutrennikh voysk MVD Rossii: sbornik nauchnykh statey VII Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. V 2 chastyah. Pod obsh. red. S. A. Kutsenko [Directions and perspectives of the development of education in the military institutes of the internal troops of the Ministry of the Interior of Russia: collection of scientific articles of the VII International Scientific and Practical Conference in 2 volumes . Ed . S . A. Kutsenko] . 2016 . Pp . 227-230 (in Russian) .

9 . Bobonets S . A . , Kostyuk A . V. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor povysheniya effektivnosti obrazovatel'nogo

protsessa [Informational and educational environment as a factor in increasing the effectiveness of the educational process] . Effekty realizatsii isledovatel'skykh proektov v voennykh institutov vnutrennikh voysk: materialy nauchno-metodicheskogo seminara [Effects of the implementation of the research projects in the military institutions of the internal troops: materials of the scientific-methodical seminar] . Saint-Petersburg, 2016 . Pp . 74-78 (in Russian) .

10 . Bobonets S . A . , Kostyuk A . V. Primeneniye metoda proektov v khode izucheniya informatsionnykh tekhnologiy [Application

of the project method in the course of studying information technologies] . Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii: sbornik nauchnykh statey VIII Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Directions and prospects for the development of education in the military institutes of the troops of the National Guard of the Russian Federation: collection of scientific articles . VIII Intercollegiate Scientific and Practical Conference with international participation] . 2017 . Pp . 127-130 (in Russian) . 11. Kostyuk A . V. Primeneniye interaktivnykh presentatsiy v obrazovatelnom protsesse [Application of interactive presentations in the educational process] . Nauchnyy al'manakh - Science Almanac, 2017, 2 (28), pp . 144-147 (in Russian) .

12 . Kostyuk A . V. , Primakin A . I . Informatsionnaya podderzhka obrazovatelnogo protsessa [Informational support of the educa-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tional process] . Vestnik Sankt-Petersburgskogo universiteta MVD Rossii - Vestnik of the Saint Petersburg of the MIA of Russia, 2016, vol . 1, pp . 170-174 (in Russian) .

13 . Larionov S . A . Pedagogicheskaya kotseptsiya razvitiya obrazovatel'nogo protsessa v gumanitarnykh vuzakh Rossiyskoy

Federatsii. Dis. dokt. ped. nauk [The pedagogical concept of development of the educational process in the humanities universities of the Russian Federation . Diss . doct. of ped . sci . ] . Moscow, 2012 . 594 p . (in Russian) .

Kostyuk A. V., Saint Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia (ul. Pilyutova, 1, Saint Petersburg, Russian Federation, 198206). E-mail: kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru

Bobonets S. A., Saint Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia (ul. Pilyutova, 1, Saint Petersburg, Russian Federation, 198206). E-mail: sbobon@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.