УДК 159.923
Ожигова Людмила Николаевна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и общей психологии
Кубанского государственного университета
Лупенко Наталья Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии
Кубанского государственного университета
ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И АДАПТАЦИЯ ЮНОШЕЙ К СРОЧНОЙ СЛУЖБЕ
Ozhigova Lyudmila Nikolayevna
D.Phil. in Psychology, Professor, Psychology of Personality and General Psychology Department, Kuban State University
Lupenko Natalia Nikolayevna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Psychology of Personality and General Psychology Department, Kuban State University
THE FEATURES OF PERSONAL AGGRESSIVENESS AND ADAPTATION OF YOUNG MEN TO COMPULSORY MILITARY SERVICE
Аннотация:
В статье описаны особенности агрессивности и адаптации юношей к срочной службе в армии. Выявлено, что большинство юношей, поступающих на службу, адаптированы и в целом имеют средний уровень агрессивности. Однако адаптивные солдаты в конфликтных ситуациях склонны проявлять вербальную агрессию, а дезадаптивные -накапливать агрессию, которую могут выразить неожиданно и неадекватно. Основной общей проблемой адаптации у солдат является проблема их нервно-психической регуляции и повышения коммуникативных способностей.
Ключевые слова:
агрессивность, личность, адаптивность, дезадап-тивность, нервно-психическая регуляция, солдаты.
Summary:
The article describes the features of aggressiveness and adaptation of young men to compulsory military service. It has been found that the majority of the young men is adapted and generally has an average level of aggressiveness. However, adapted soldiers in conflict situations tend to manifest verbal aggression, while non-adapted ones tend to accumulate aggression and convey it unexpectedly and inadequately. The common basic problem of soldiers' adaptation is a problem of their neuro-psychological regulation and improving of communication skills.
Keywords:
aggression, personality, adaptability, maladaptive, neu-ropsychological regulation, soldiers.
Изучение агрессивности личности относится к наиболее разрабатываемым, но по-прежнему актуальным в психологии темам [1]. Очевидно, что особенности агрессивности (ее уровня, способов выражения) определяют уровень конфликтности ситуации, в которой может оказаться человек. Большинство норм социального поведения считают недопустимым применение физической силы или словесных угроз в качестве средства разрешения межличностных и групповых напряженностей [2].
Особую остроту и неоднозначность проявление агрессивности личностью может приобрести в особых условиях военной службы. Специфическая дисциплинарная среда, однородный мужской коллектив, наличие боевого оружия - все это создает сильное напряжение и в случае проявления неадекватной агрессии может привести к трагическим последствиям. Служба в армии относится к одному из наиболее стрессогенных периодов в жизни молодого человека [3].
Современная реформа Вооруженных сил РФ ориентирована на то, чтобы призывной контингент в ограниченные сроки (1 год) смог освоить военную специальность. Это значит, что призываемые в армию юноши должны обладать определенным уровнем образованности, здоровья, способностью к саморегуляции в сложных ситуациях. Именно эти качества в значительной степени обусловливают адаптационные возможности призывной молодежи. Между тем более трети молодежи призывного возраста не обладают позитивной установкой на прохождение военной службы по призыву [4]. Следствием низких адаптационных способностей молодежи является длительный и сложный процесс их адаптации к новым условиям армейской жизни, который зачастую сопряжен с межличностными конфликтами в воинских коллективах, уклонениями от военной службы, суицидальными попытками и т. д. [5].
В связи с этим актуальным становится изучение особенностей агрессивности и адаптации у солдат срочной службы.
Изучение адаптации личности в отечественной и зарубежной психологии связано с изучением структуры адаптации, факторов, влияющих на нее, особенностей проявления в различных жизненных ситуациях (Ф.Б. Берёзина, Л.Г. Дикая, А.Г. Маклакова, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский и т. д.) [6]. Для практического разрешения проблемы адаптации солдат срочной
службы важным является прогнозирование перемены их поведения в связи с изменением условий жизнедеятельности путем оценки личностных свойств и состояний, обусловливающих адаптацию.
Таким образом, агрессивность личности относится к тем свойствам и особенностям, которые влияют на специфику саморегуляции поведения и адаптации в сложных ситуациях. Очевидно, что юноши с разным уровнем агрессивности по-разному смотрят на конфликтные ситуации, по-разному их понимают и неодинаково оценивают допустимость применения физической силы или словесных угроз в качестве средства разрешения межличностных и групповых напряженностей [7].
В условиях военной службы при разрешении конфликтов человек находится в ситуации выбора, что создает определенное психическое напряжение, которое может разрешиться в пользу либо созидания, либо разрушения [8].
Цель нашего исследования - изучение особенностей агрессивности и адаптации у солдат срочной службы.
Использовались следующие методики: опросник диагностики агрессивности А. Басса -А. Дарки, опросник для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса, многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин).
Выборка составила 50 юношей - солдат срочной службы в рядах ВС РФ (Краснодарский край). Возраст - 18-19 лет.
В ходе исследования были выявлены особенности различий в агрессивности адаптированных и дезадаптированных солдат.
1. Особенности адаптационного потенциала солдат
В ходе исследования были выделены две группы: 1-я группа - с «хорошей вероятностью сохранения профессионального здоровья» - это адаптивные солдаты и 2-я группа - с «удовлетворительной вероятностью сохранения профессионального здоровья» - это дезадаптивные солдаты. Адаптивных солдат оказалось большинство - 64 %, дезадаптивных - 19 %.
Адаптивные солдаты обладают хорошей нервно-психической устойчивостью, адекватной самооценкой, способны регулировать свое поведение и реально воспринимать действительность. У них неплохие коммуникативные способности, которые все-таки создают некоторые сложности в установлении контактов, выстраивании отношений с сослуживцами, окружающими. Солдаты также не всегда воспринимают предлагаемую для них определенную социальную роль в коллективе, не всегда способны к ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения.
В общем показатель личностного адаптационного потенциала свидетельствует о наличии у этой группы солдат хороших адаптационных способностей, что позволяет им достаточно легко адаптироваться в новых условиях деятельности. Они быстро входят в коллектив, склонны достаточно легко и адекватно ориентироваться в ситуации, быстро вырабатывать стратегию своего поведения. Эти солдаты, как правило, не конфликтны, эмоционально устойчивы. В период адаптации их функциональное состояние остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется.
В общем уровень выраженности адаптивных возможностей у солдат первой группы в большей степени определяется наличием хорошей нервно-психической устойчивости (данные по шкале «НПУ»).
Дезадаптивные солдаты (2-я группа) обладают низким уровнем поведенческой регуляции, определенной склонностью к нервно-психическим срывам, у них отсутствуют адекватность самооценки и реальное восприятие действительности. Для них характерны низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Солдаты данной группы не способны адекватно оценивать свои место и роль в коллективе, не ориентированы на соблюдение общепринятых норм.
В общем для дезадаптивных солдат характерно наличие признаков различных акцентуаций характера, которые могут проявляться при смене деятельности. Имеется определенная склонность к нервно-психическим срывам, длительным нарушениям функционального состояния. Они испытывают сложности в адаптации, адекватной самооценке и адекватном восприятии действительности. Нервно-психическая устойчивость снижена, солдаты этой группы склонны к проявлению агрессивности и конфликтности, поэтому требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, проведения с ними коррекционных мероприятий.
В общем на выраженность вероятности сохранения психического здоровья в данной группе солдат определенным образом влияет сниженная нервно-психическая устойчивость и коммуникативные особенности (показатели шкал «НПУ», «КП»).
Таким образом, между солдатами имеются различия в большей степени по показателям значений шкалы нервно-психической устойчивости. Солдаты первой группы легче адаптируются к новым условиям деятельности, по сравнению с солдатами второй группы, обладают хорошей нервно-психической регуляцией, вероятность нервно-психических срывов у них снижена, в период адаптации способны сохранять хорошую работоспособность.
2. Особенности агрессивности у солдат
В ходе исследования выявлено, что все солдаты не обладают ярко выраженной враждебностью и агрессивностью, так как индекс враждебности и индекс агрессивности не превышают
среднего уровня. При общем среднем уровне агрессивности все солдаты скорее склонны к вербальной агрессии: выражению негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов - угрозы, проклятия, ругань.
В общем адаптивные и дезадаптивные солдаты не склонны к яркому проявлению физической агрессии, внешне не раздражительны, не выражают негативизм, но охотно выражают вербальную агрессию.
Оценка достоверности различий с помощью коэффициента и Манна - Уитни показала, что существуют различия по шкалам: «Косвенная агрессия» (95,00), «Подозрительность» (107,00), «Индекс враждебности» (104,5) и «Индекс агрессивности» (107,5) (при интервале значения различий от 88 до 109).
Оказалось, что солдаты адаптивной группы (1-я группа) имеют более высокий индекс агрессивности, но склонны к выражению косвенной агрессии - ненаправленным и неупорядоченным взрывам агрессии на другое лицо (сплетни, злобные шутки) и агрессии, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, крик, топанье ногами, битье кулаками и т. д.).
Дезадаптивные солдаты (2-я группа) имеют более высокий индекс враждебности, но не сразу будут выражать свою агрессию, переживая обиду, подозрительность и чувство вины. То есть они испытывают большую зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на окружающий мир за действительные и мнимые страдания. Не доверяют и осторожны по отношению к людям, считая, что окружающие намерены причинить им вред. При этом убеждены, что они являются «плохими людьми», совершающими неправильные поступки, мучимы угрызениями совести.
Таким образом, солдаты адаптивной группы скорее будут прямо и адекватно ситуации выражать свою вербальную агрессию или направлять ее на «замещающий» объект. Солдаты дез-адаптивной группы могут «накапливать» очень глубокое чувство агрессии, подавляя свою враждебность, подозрительность и обиду моральными нормами, до определенного «критического» момента, который сложно спрогнозировать в общении с таким солдатом. 3. Поведение солдат в ситуации конфликта
Интересными оказались результаты по опроснику изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса. Все солдаты одинаково ориентированы на приспособление и не склонны к конкуренции в конфликте. Однако выявлены достоверные различия (коэффициент и Манна - Уитни) в стратегиях поведения солдат по стратегиям «Компромисс» (93,50), «Избегание» (103,50), «Сотрудничество» (88,00) (при интервале значения различий от 88 до 109).
Оказалось, что адаптивные солдаты в конфликте скорее будут его избегать или искать точки сотрудничества. Дезадаптивные солдаты в конфликте будут искать компромисс.
Таким образом, ведущей стратегией поведения в конфликте у всех солдат является компромисс. В целом они не склонны конкурировать и могут приспособиться. Но адаптивные солдаты скорее будут избегать конфликт или искать точки сотрудничества, а дезадаптивные солдаты тоже могут быть ориентированы на сотрудничество и избегание, но скорее будут искать компромисс.
Таким образом, можно сказать, что основной проблемой адаптации у солдат является проблема их нервно-психической регуляции и повышения коммуникативных способностей, которые позволят с максимальной эффективностью решать задачи адаптации к новой социальной и экстремальной среде временного военного коллектива.
Однако ряд солдат, имеющих более низкие показатели адаптивности и особые показатели по уровню агрессивности (обидчивость, чувство вины, подозрительность), нуждаются в особом наблюдении и применении специальных методов социально-психологической поддержки, так как новая социальная ситуация может усугубить имеющиеся в личности акцентуации и спровоцировать солдат на неконструктивные действия в виде аутоагресссии или внешнего конфликта.
Представленные результаты могут быть использованы для разработки профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение уровня агрессивности и решение проблемы адаптации призывников к срочной службе.
Ссылки:
1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
2. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М., 2003.
3. Козлова И.Н. Стрессогенность срочной службы в современной российской армии для военнослужащих по призыву // Психология: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. Уфа, 2012.
4. Шамиева В.А. Адаптация и проявление агрессивности у военнослужащих по призыву // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 2 (80). С. 124-127.
5. Буранов С. Конфликты в воинских коллективах // Ориентир. 2003. № 7. С. 25-27.
6. Там же.
7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006.
8. Кулакова М.В. Особенности использования методов психокоррекции с целью оптимизации процесса психологической адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 (59). Т. 1. С. 127-130.