Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1283
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланбекова А.З., Гаджаева З.У.

Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, заслуживают особого внимания общества, так как во многом определяют состояние правопорядка не только в настоящем, но и в ближайшем будущем. Одна из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед обществом, - снижение роста правонарушений несовершеннолетних, а также повышение эффективности их предупреждения. Актуальность темы статьи обусловлена также более развитым криминологическим аспектом борьбы с правонарушением несовершеннолетних, при этом недостаточным вниманием к административно-правовым средствам. Цель статьи - исследование проблем административной ответственности несовершеннолетних и поиск альтернативных вариантов совершенствования законодательства в этой отрасли. При написании статьи использованы формально-логический метод, метод сравнительного анализа и технико-правовой метод. В заключении обосновывается важность внесения изменений в нормативную базу как необходимое условие для поддержания и повышения уровня правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS

Offenses committed by minors deserve special attention of society since they largely determine the state of law and order not only in the present, but also in the near future. One of the most urgent and socially significant tasks facing society today is to find ways to reduce the growth of offenses and crimes of minors, as well as to increase the effectiveness of preventing and preventing the Commission of offenses by minors. The relevance of the topic of the article is also due to the more developed criminological aspect in the fight against juvenile delinquency, while not enough attention is paid to administrative and legal means. The purpose of this article is to study the problem of administrative responsibility of minors and search for alternatives in improving legislation in this industry. To write this article, we used the formal-logical method, the method of comparative analysis, and the technical-legal method. The conclusion substantiates the importance and significance of making changes to the existing legislative framework as a prerequisite for maintaining and increasing the level of law and order in the future.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 343.85

DOI: 10.21779/2500-1930-2020-35-2-70-75 А.З. Арсланбекова, З. У. Гаджаева

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; tanima22@mail.ru, gadzhaeva2018@mail.ru

Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, заслуживают особого внимания общества, так как во многом определяют состояние правопорядка не только в настоящем, но и в ближайшем будущем. Одна из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед обществом, - снижение роста правонарушений несовершеннолетних, а также повышение эффективности их предупреждения. Актуальность темы статьи обусловлена также более развитым криминологическим аспектом борьбы с правонарушением несовершеннолетних, при этом недостаточным вниманием к административно-правовым средствам.

Цель статьи - исследование проблем административной ответственности несовершеннолетних и поиск альтернативных вариантов совершенствования законодательства в этой отрасли.

При написании статьи использованы формально-логический метод, метод сравнительного анализа и технико-правовой метод.

В заключении обосновывается важность внесения изменений в нормативную базу как необходимое условие для поддержания и повышения уровня правопорядка.

Ключевые слова: административная ответственность несовершеннолетних, административное наказание, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Формирование и развитие административной ответственности несовершеннолетних лиц неразрывно связано с формированием и развитием самого института административной ответственности в России. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, в связи с формированием административной ответственности предусматривал следующее: несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет приговаривались к штрафу, равному половине суммы, предусмотренной уставом; судья не мог наказать несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а передавал их опекуну, родителям или родственникам для «исправления в семье» [1, с. 80].

В период с 1917 по 1980 год не было ни одного нормативного правового акта, содержащего процессуальные и материальные нормы административного права. Эти нормы нашли отражение в различных законодательных актах. Широкие полномочия по применению административного наказания были переданы органам местного самоуправления. Почти все дела, связанные с несовершеннолетними правонарушителями, рассматриваются Комиссией по делам несовершеннолетних, созданной в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 1918 года. Основная идея декрета заключается в исправлении лиц, не достигших совершеннолетия, посредством воспитательных мероприятий.

В 1984 году был принят КоАП РСФСР, ставший первым в России кодифицированным государственным правовым актом по вопросам административной ответственности.

Новый этап в становлении и развитии законодательства об административной ответственности связан с принятием действующего КоАП РФ 2001 г. На сегодняшний день административная ответственность несовершеннолетних (а также аналогичная ответственность родителей) определяется как форма государственного реагирования на административные правонарушения в виде административного принуждения таких субъектов путем наложения на них конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями за нарушение административных норм [2].

Проблема административной ответственности несовершеннолетних в настоящее время обострилась не только из-за реформирования действующего законодательства о ювенальной политике в нашей стране, но и из-за реального роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Административная ответственность несовершеннолетних и их родителей должна быть всесторонне рассмотрена, так как необходимо ограничить ответственность этих субъектов за нарушение законности несовершеннолетними.

За нарушение несовершеннолетним правопорядка предусмотрена административная ответственность родителей, несовершеннолетний сам по себе не несет ответственности, но подлежит другим мерам правового принуждения. Следовательно, такие правонарушения несовершеннолетних являются как частью основания для привлечения к административной ответственности родителей, так и самостоятельным основанием для применения к ним собственных средств принуждения.

В действующем законодательстве круг лиц, привлекаемых к административной ответственности, в соответствии с КоАП РФ ограничивается 16-летним возрастом [3].

Учитывая особенности физического и психического развития несовершеннолетних (лиц до 18 лет), закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов в административном судопроизводстве [4, с. 57].

Можно выделить следующие особенности административной ответственности несовершеннолетних:

1) административная ответственность несовершеннолетних отличается от степени лишения или ограничения прав и свобод по сравнению с взрослыми;

2) к несовершеннолетним не применяются такие же наказания, как к взрослым (например, административный арест);

3) административная ответственность несовершеннолетних наступает только за те правонарушения, которые КоАП РФ определены как общественно опасные административные правонарушения;

4) кроме несовершеннолетних, к ответственности за административные правонарушения (ст. 20.22 КоАП РФ) могут быть привлечены их родители [5, с. 1288].

Таким образом, административная ответственность несовершеннолетнего заключается в применении к нему определенных мер административного принуждения, которые отличаются от мер, принимаемых в отношении взрослых. Административные наказания, применяемые к несовершеннолетним, направлены на их перевоспитание и профилактику повтора.

В основном к несовершеннолетним применяют два административных наказания - предупреждение и административный штраф. То есть КоАП РФ не предусматривает особых административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, однако устанавливает особенности в применении отдельных административных наказаний [6, с. 47].

По мнению некоторых исследователей, необходимо ввести новые административные наказания. Например, для мелких правонарушителей определить общественно

полезные работы по уборке общественных мест и их благоустройству с трехчасовым рабочим днем. Как представляется, такие меры вполне целесообразны, учитывая разное финансовое положение несовершеннолетних и их родителей. Если несовершеннолетний имеет самостоятельный доход (или имущество), он подвергается административному штрафу. При отсутствии самостоятельного дохода штраф налагается на его родителей (законных представителей) (ст. 32.2 КоАП РФ). Кроме того, при назначении административного наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать его возрастные и психологические особенности, так как основная цель заключается не в наказании, а в воспитании правонарушителя.

К сожалению, КоАП РФ не устанавливает, кто и в каком порядке определяет вменяемость несовершеннолетнего [7, с. 48; 8, с. 139], т. к. в КоАП РФ не указана возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы. Некоторые исследователи считают, что если есть основания полагать наличие у несовершеннолетнего психического расстройства, то существует необходимость проведения психиатрической экспертизы. Предлагается возложить такой вопрос на соответствующие медицинские учреждения, которые с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав будут проверять несовершеннолетних на наличие психических расстройств, определять их права, обязанности и порядок направления их на психиатрическую экспертизу в соответствующих нормативных актах.

Меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, преследуют воспитательные цели, при этом главное - осознание несовершеннолетним опасности своего поведения.

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются судами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и органами внутренних дел.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять следующие воспитательные меры:

- предупреждение;

- передача под наблюдение родителей или опекунов, попечителей либо же общественным педагогам;

- направление в специальное медицинское и учебное заведение;

- размещение несовершеннолетних в специальных учебных заведениях для детей и подростков (специальные школы, специальные профессиональные училища);

- установление обязанности для несовершеннолетнего принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

Однако, как показывает правоприменительная практика, эти меры не всегда эффективны и не приводят к ожидаемым результатам.

Таким образом, законодательство, устанавливающее административную ответственность несовершеннолетних, нуждается в совершенствовании.

Во-первых, КоАП РФ следует дополнить главой «Административная ответственность несовершеннолетних», в которой должны быть закреплены цели административной ответственности несовершеннолетних; функции органов, привлекающих несовершеннолетних к ответственности; виды административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних; основания освобождения несовершеннолетних от административной ответственности.

Во-вторых, в главе «Административная ответственность несовершеннолетних» необходимо закрепить норму, предусматривающую, что несовершеннолетние, которые

во время совершения административного правонарушения не в полной мере осознают фактический характер своих действий (бездействия) и общественную опасность или не контролируют их, перед применением в отношении них мер принудительного и воспитательного характера должны пройти комплексную психоневрологическую экспертизу.

В-третьих, закрепить в КоАП РФ порядок проведения судебно-психологической и психиатрической экспертизы, который предусматривает процедуру проверки несовершеннолетнего на наличие психических расстройств.

В-четвертых, в главе «Административная ответственность несовершеннолетних» установить «возраст административной ответственности несовершеннолетних», который предоставляет возможность привлечения несовершеннолетних к административной ответственности в исключительных случаях в зависимости от риска совершенного ими преступления с 14 лет.

В-пятых, закрепить в КоАП РФ в отношении чаще всего совершающих правонарушения несовершеннолетних, санкции, в виде обязательных работ, вместо штрафов -для обеспечения неотвратимости ответственности несовершеннолетних правонарушителей за административные правонарушения [10, с. 35].

Кроме того, одним из ключевых элементов улучшения социальной политики в отношении несовершеннолетних должно стать совершенствование деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России. Считаем, что этот процесс должен быть дополнен продвижением идеи укрепления правовой роли и защиты прав несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях, вовлечением граждан и их объединений в решение социально значимых проблем. Представляется, что для совершенствования средств профилактики правонарушений среди несовершеннолетних все же стоит серьезно задуматься о создании судебной практики по делам несовершеннолетних, которая будет вникать во все тонкости, нюансы и причины правонарушений среди несовершеннолетних.

Думается, перечисленные меры будут направлены на совершенствование института административной ответственности несовершеннолетних, что в свою очередь повысит эффективность мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Литература

1. Баранов А.Д., Дорофеева Ж.П., Меняйло Д.В. Особенности административной ответственности несовершеннолетних // Философия права. - 2015. - № 4. - С. 80-83.

2. Ирлицин В.И., Суслова Г.Н. Проблемы применения мер административного принуждения к несовершеннолетним лицам и их законным представителям // Концепт. - 2014. - № 12 (декабрь). Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14346.htm (дата обращения: 03.09.2020).

3. Фоменко О.В. Административная ответственность несовершеннолетних // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 3-4; Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view? 1ё=15234 (дата обращения: 04.09.2020).

4. Прищепов Д.Д. Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2016. - № 10. - С. 57-62.

5. Самигуллина Э.Ф. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних // Научный альманах. - 2015. - № 8 (10). - С. 1288-1293.

6. Нехорошева С.С. Административная ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы административной ответственности: материалы Международной научно-практической конференции (Омск, 14 мая 2014 г.). - Омск: Омская юр. академия, 2014. - С. 47-51.

7. Лобанов К.Н., Москаленко С.А. К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних // ППД. - 2015. - № 1. - С. 48-53.

8. Колчина И.Н. Административная ответственность несовершеннолетних в контексте наказания // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2016. - № 6. - С. 139-143.

9. Лакомова А.А. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: межведомственное взаимодействие школы и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2017. - № 3 (2). - С. 31-35.

References

1. Baranov A.D., Dorofeyeva Zh.P., Menyaylo D.V. Osobennosti administrativnoy ot-vetstvennosti nesovershennoletnikh // Filosofiya prava. 2015. № 4. P. 80-83.

2. Irlitsin V.I., Suslova G.N. Problemy primeneniya mer administrativnogo prinu-zhdeniya k nesovershennoletnim litsam i ikh zakonnym predstavitelyam // Kontsept. 2014. № 12. URL: http://e-koncept.ru/2014/14346.htm (data obrashcheniya: 03.09.2020).

3. Fomenko O.V. Administrativnaya otvetstvennost nesovershennoletnikh // Mezhdu-narodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. 2016. № 3-4; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15234 (data obrashcheniya: 04.09.2020).

4. Prishchepov D.D. Osobennosti privlecheniya nesovershennoletnikh k administra-tivnoy otvetstvennosti // Sotsialno-ekonomicheskiye issledovaniya. gumanitarnyye nauki i yurisprudentsiya: teoriya i praktika. 2016. № 10. P. 57-62.

5. Samigullina E.F. K probleme administrativnoy otvetstvennosti nesovershennoletnikh // Nauchnyy almanakh. 2015. № 8 (10). S. 1288-1293.

6. Nekhorosheva S.S. Administrativnaya otvetstvennost roditeley ili inykh zakonnykh predstaviteley nesovershennoletnikh: problemy i puti ikh resheniya // Aktualnyye problemy administrativnoy otvetstvennosti: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii. 2014. P. 47-51.

7. Lobanov K.N., Moskalenko S.A. K voprosu ob administrativnoy otvetstvennosti nesovershennoletnikh // PPD. 2015. № 1. P. 48-53.

8. Kolchina I.N. Administrativnaya otvetstvennost nesovershennoletnikh v kontekste nakazaniya // Sotsialno-ekonomicheskiye issledovaniya. gumanitarnyye nauki i yurisprudentsiya: teoriya i praktika. 2016. № 6. P. 139-143.

9. Lakomova A.A. Profilaktika deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh: mezh-vedomstvennoye vzaimodeystviye shkoly i komissii po delam nesovershennoletnikh i zash-chite ikh prav // Nauka. Mysl: elektronnyy periodicheskiy zhurnal. 2017. № 3 (2). P. 31-35.

Поступила в редакцию 4 июня 2020 г.

UDC 343.85

DOI: 10.21779/2500-1930-2020-35-2-70-75

Features of Administrative Responsibility of Minors A.Z. Arslanbekova, Z.U. Gadzhaeva

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala; M. Gadzhiev st., 43a; tani-ma22@mail.ru, gadzhaeva2018@mail.ru

Offenses committed by minors deserve special attention of society since they largely determine the state of law and order not only in the present, but also in the near future. One of the most urgent and socially significant tasks facing society today is to find ways to reduce the growth of offenses and crimes of minors, as well as to increase the effectiveness of preventing and preventing the Commission of offenses by minors. The relevance of the topic of the article is also due to the more developed criminological aspect in the fight against juvenile delinquency, while not enough attention is paid to administrative and legal means. The purpose of this article is to study the problem of administrative responsibility of minors and search for alternatives in improving legislation in this industry. To write this article, we used the formal-logical method, the method of comparative analysis, and the technicallegal method. The conclusion substantiates the importance and significance of making changes to the existing legislative framework as a prerequisite for maintaining and increasing the level of law and order in the future.

Keywords: administrative responsibility of minors, administrative punishment, commission for juvenile affairs and protection of their rights.

Received 4 June, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.