Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
административный процесс / административное правонарушение / государственный контроль / должностное лицо / administrative process / administrative offense / state control / official

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гольцова Ю.С.

Раскрывается такое понятие как административный процесс, представлены особенности административного процесса в деятельности МЧС России, рассматриваются актуальные проблемы административного процесса в деятельности МЧС Российской Федерации и пути совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE PROCESS IN ACTIVITIES OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

The concept of an administrative process is revealed, the features of the administrative process in the activities of the Ministry of Emergency Situations of Russia are presented, the actual problems of the administrative process in the activities of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation and ways of improvement are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ»

УДК 614.84

Гольцова Ю.С.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ

Аннотация: раскрывается такое понятие как административный процесс, представлены особенности административного процесса в деятельности МЧС России, рассматриваются актуальные проблемы административного процесса в деятельности МЧС Российской Федерации и пути совершенствования.

Ключевые слова: административный процесс, административное правонарушение, государственный контроль, должностное лицо.

На территории нашего государства такое ведомство как МЧС России является главным субъектом административного процесса, роль которого заключается в выполнении в области административной юрисдикции перечня правоохранительной деятельности.

Актуальность темы текущего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день МЧС России выполняет важную административную деятельность, в процессе которой есть ряд проблем, поэтому важно совершенствовать административный процесс [1-2] в деятельности МЧС России.

МЧС Российской Федерации своей деятельностью управляет, контролирует и регулирует процессы в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС, обеспечения пожарной безопасности при взаимодействии со структурными подразделениями и территориальными органами МЧС России и иными подразделениями.

При этом, обратим внимание, что административная деятельность МЧС России на регулярной основе осуществляется в процессе совершения своих полномочий.

Заметим, что на сегодняшний день в России действует весьма обширная законодательная база, которая регулирует различные аспекты административного процесса, который осуществляется сотрудниками МЧС России. Но вместе с тем, некоторые направления в судебной и правоприменительной практике имеют ряд проблемных моментов.

Использование должностным лицом МЧС России такой меры совершения производства по деду об административном нарушении, как привод обвиняемого лица в судебный орган является одним из противоречий правоприменительной практики [3], что так же отражается и на судебной практике.

Отметим, что под административной деятельностью МЧС России следует понимать общественные отношения в области госнадзора, складывающиеся при условии участия органов госконтроля в процессе осуществления деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Данные мероприятия, осуществляемые МЧС России, реализуются с помощью проведения проверок, а также проведения необходимых мероприятий, направленных на профилактику данных нарушений.

Рассматривая в данном исследовании особенности административного процесса, отметим, что сам по себе административный процесс представляет собой специфическую структуру своего юридического содержания.

На сегодняшний день в деятельности МЧС России административный процесс представляет собой деятельность ведомства [4], целью которой является реализация определенных полномочий МЧС России без участия суда.

Беря во внимание совершенствование системы правового регулирования в области защиты граждан от природных и техногенных ЧС, что само по себе

является основной деятельностью административной власти, важно отметить особенности административного процесса, связанные с ее спецификой.

Следует заметить, что различия участников административного процесса относительно правового статуса в сфере защиты граждан и территорий от ЧС выявляются в первую очередь в их положении как субъекта права, во вторую - в функциях как субъекта социальной деятельности при ЧС.

Рассматривая административный процесс важно выделить и группы его субъектов, задачами которых является защита граждан и территорий от ЧС.

К первой группе субъектов относятся органы исполнительной' власти и должностные лица, которые осуществляют издание индивидуальных и НПА, касающихся и защиты граждан и территорий от ЧС (Президент РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ и другие).

Ко второй группе субъектов относятся специализированные органы исполнительной власти, которые так же связаны с деятельностью по защите граждан и территорий от ЧС.

К данному специализированному органу относится МЧС Российской Федерации.

Органы местного самоуправления составляют третью группу субъектов административного процесса, функцией которых является защита граждан и населения от ЧС природного и техногенного характера.

К четвертой группе субъектов административного процесса относятся юридические и физические лица, деятельность которых непосредственно связана с защитой граждан и территорий от ЧС [5], но не обладающих функциями власти. При этом связь с другими уровнями осуществляется непосредственно установленными обязанностями по совершению ряда действий, либо отказ от них при наличии угрозы возникновения ЧС.

Следует заметить, что четкая система межуровневых и межведомственных связей, объединяющая субъекты разных уровней в ЕСЧС, является одной из важнейших особенностей административного процесса в

деятельности МЧС России по регулированию отношений по защите граждан и населения от ЧС.

На контрольно-надзорных функциях в первую очередь заключается административная работа МЧС. Благодаря развитой системе связей между различными уровнями власти, осуществляемая административная деятельность представляет собой действенный метод по реагированию на правонарушения [3], что позволяет повысить уровень защиты прав населения нашей страны.

При этом отметим, что у самих граждан, юридических лиц есть возможность обращаться с заявлением в суд, к вышестоящему органу в соответствии с подчиненностью на решения, а также определенные действия или бездействия должностных лиц территориальных органов МЧС России, организаций МЧС России.

Оспаривание НПА и иных решений, а также действий или бездействия МЧС России, его территориальных органов в рамках судопроизводства в судах общей юрисдикции определено Гражданским процессуальным кодексом нашей страны.

При нарушении обязательных требований, относящихся защиты граждан и территорий от природных и техногенных ЧС а рамках административного процесса МЧС вправе принимать заявления от граждан и юридических лиц.

Данная возможность дает право объекту надзора принять определенные меры, обеспечивающие соблюдение обязательных требований в области защиты граждан и территорий от природных и техногенных ЧС и уведомить надзорный орган [6]. Это происходит при проверках различных объектов производственного, социально-культурного назначения, предприятий торговли, жилищного фонда.

Обжалование таких решений, действий и бездействия МЧС России и его территориальных органов и должностных лиц при исполнении государственных функций проводится согласно порядку, установленному административными регламентами МЧС России, в рамках которых

принимаются меры, направленные на безопасность населения и территорий, методы защиты, а также пропаганды в области гражданской обороны, защиты граждан и территорий от ЧС.

Таким образом, административный процесс является сложной структурой, обладающей важными специфичными особенностями, представляя при этом юридическую форму реализации деятельности исполнительных органов власти.

При этом совершенствование нормативно-правового обеспечения административного процесса деятельности МЧС России позволит на всех уровнях структуры добиться прозрачности в совершаемых действиях всех субъектов административного процесса.

На основании вышесказанного, можно сказать о том, что административный процесс является в своем роде формой реализации полномочий органов МЧС, без существования которого было бы невозможно осуществлять контрольно-надзорную деятельность на соответствие обязательным требованиям, так как административный процесс охватывает огромный перечень полномочий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ);

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»;

6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. No 794;

7. Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

Goltsova Y.S.

St. Petersburg University of Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of Russia E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

FEATURES OF ADMINISTRATIVE PROCESS

IN ACTIVITIES OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Abstract: the concept of an administrative process is revealed, the features of the administrative process in the activities of the Ministry of Emergency Situations of Russia are presented, the actual problems of the administrative process in the activities of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation and ways of improvement are considered.

Keywords: administrative process, administrative offense, state control, official.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.