Научная статья на тему 'Особенности административно-правового статуса арбитражного управляющего'

Особенности административно-правового статуса арбитражного управляющего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1817
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / INSOLVENCY (BANKRUPTCY) / ADMINISTRATION / LEGAL STATUS / AN ADMINISTRATIVE MANAGER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захорольных Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме правового статуса арбитражного управляющего. Обосновывается позиция, согласно которой арбитражный управляющий является лицом публичного права, с преобладанием в его статусе делегированных ему публично-правовых управленческих полномочий, составляющих основу его административно-правового статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the legal status of the trustee. Substantiates the position, according to which the liquidator is a person of public law, with a predominance in its status delegated management of public law powers, form the basis of its administrative and legal status.

Текст научной работы на тему «Особенности административно-правового статуса арбитражного управляющего»

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

ЗАХОРОЛЬНЫХ Наталья Владимировна

Аннотация: статья посвящена проблеме правового статуса арбитражного управляющего. Обосновывается позиция, согласно которой арбитражный управляющий является лицом публичного права, с преобладанием в его статусе делегированных ему публично-правовых управленческих полномочий, составляющих основу его административно-правового статуса.

Annotation: the article deals with the legal status of the trustee. Substantiates the position, according to which the liquidator is a person of public law, with a predominance in its status delegated management ofpublic law powers, form the basis of its administrative and legal status.

Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), административное управление, правовой статус, административный управляющий.

Key words: insolvency (bankruptcy), administration, legal status, an administrative manager.

Категория «правовой статус» представляет собой одну из фундаментальных, но, вместе с тем, и одну из сложнейших категорий в юридической науке. Проблема понимания феномена правового статуса в значительной степени связана с проблемой правого понимания статуса и роли субъектов в общей системе правоотношений в целом. Теория юридической конструкции правового статуса влияет на восприятие места и соответствующего субъекта в национальной правовой системе. При этом следует отметить, что в современной российской юридической науке нет однозначного подхода к пониманию феномена «правовой статус». Вместе с тем, можно выделить основные элементы правового статуса, содержащиеся в определении указанного правового понятия у большинства авторов - это, прежде всего, права, свободы, законные интересы и обязанности.

Общепризнанным является подход, в соответствии с которым под правовым статусом следует понимать «основанную на законе и взятую в единстве совокупность субъективных прав, законных интересов и юридических обязанностей граждан»1.

Учитывая вышеизложенные подходы к трактовке правового статуса субъекта права, следует обратить внимание на особую роль некоторых субъектов в регулировании рыночных отношений и, в частности, на роль арбитражного управляющего как специального субъекта права в общей системе публично-правого типа

1 Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права : крат. энцикл. Н. Новгород : Нижегород. юрид. ин-т, 1998. С. 125.

регулирования рыночных отношений2. В теории права принята следующая классификация правовых статусов субъектов права:

а) общий правовой статус, под которым понимается статус лица как гражданина государства, закрепленный в основном законе страны;

б) специальный правовой статус, под которым следует понимать статус, который вытекает из особенностей положения определенных категорий граждан и обеспечивающих выполнение их специальных функций. Специальный статус отражает особенности положения отдельных категорий субъектов (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, адвокатов и т.д.). Статус указанных социальных слоев и профессиональных групп может иметь свои особенности, а именно: дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные действующим законодательством;

в) индивидуальный правовой статус, который включат в себя всю совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

С учетом вышеизложенного можно констатировать, что правовой статус арбитражного управляющего - специальный, профессиональный статус особого субъекта права. Ука-

2 Фролов И.В. Государственное (административное) управление в сфере финансового оздоровления и банкротства как элемент публично-правового типа регулирования рыночных отношений // Вестн. Новосибир. гос. ун-та. 2009. Т. 5. № 1. С. 44-47. Серия «Право».

занное вытекает из того, что арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой3.

Арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации, назначение арбитражным управляющим иностранных граждан не предусматривается. Указанное положение направлено на ограничение правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в осуществлении профессиональной деятельности в качестве арбитражных управляющих.

Признание арбитражного управляющего лицом, занимающимся частной практикой, наряду с такими субъектами, как адвокаты или нотариусы, подчеркивает их профессионализм и независимость, которые обеспечиваются системой требований, предъявляемых к их кандидатуре.

Видится целесообразным распространить представленную выше теоретическую конструкцию градации правового статуса на три основных вида (общий, родовой и индивидуальный) относительно арбитражного управляющего. Таким образом, градацию правового статуса арбитражного управляющего можно рассматривать следующим образом.

При этом, под общим правовым статусом арбитражного управляющего следует понимать совокупность основных прав и обязанностей арбитражного управляющего, комплекс правовых требований к указанному субъекту, систему мер юрисдикционной ответственности указанного субъекта.

Под специальным (родовым) статусом арбитражного управляющего следует понимать разновидность его статусов на отдельных процедурах банкротства, которые в своей совокупности должны отражать особенности правового положения отдельных категорий арбитражных управляющих как субъектов управления финансово несостоятельным должником.

Индивидуальный статус арбитражного управляющего отражает особенности его правового положения и представляет совокупность предоставленных ему персонифициро-

ванных прав и обязанностей при участии указанного субъекта в конкретном деле о банкротстве.

При этом следует обратить внимание на то, что законодатель предлагает следующую градацию правовых статусов арбитражных управляющих:

Временный управляющий - назначается арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения.

Административный управляющий - назначается арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления.

Внешний управляющий - назначается арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления.

Конкурсный управляющий - назначается арбитражным судом для проведения конкурсного производства, формирования и реализации имущества конкурсной массы должника и удовлетворения требований кредиторов.

Безусловно, каждый из статусов связан с определенными правами и обязанностями. В рамках данной статьи мы не будем подробно рассматривать содержание правового статуса арбитражных управляющих, а остановимся на анализе проблемы правовой природы статуса арбитражного управляющего. Так, анализируя сущность конкурсного управления в дореволюционной России, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «конкурсное управление обязано исполнить свою задачу возможно полного удовлетворения кредиторов, стараясь по возможности охранять интересы должника. Но подобное явление совершенно не согласуется с понятием представительства на той или другой стороне. Очевидно, конкурсный попечитель не может быть представителем ни должника, ни кредиторов. Отсюда само собой напрашивается заключение, что конкурсный попечитель или конкурсное управление является органом государственной власти - органом, действующим под непосредственным контролем суда, подобно судебным приставам»4. Указанная точка зрения выделяет публично-правовую природу конкурсного управления.

С публично-правовых позиций рассматривает проблему В.Ф. Попондопуло, имея в виду процессуальный аспект арбитражного управления: «Как субъект арбитражного процесса (лицо, участвующее в деле о банкротстве) арбитражный управляющий по существу высту-

3 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред.

от 5 марта 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве)».

4 Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. С. 324.

пает участником исполнительного производства - органом принудительного исполнения арбитражно-судебных актов в соответствующей исполнительной процедуре (процедурах наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства)». Вместе с тем, указанный автор отмечает частноправовую природу арбитражного управления в материально-правовом плане, полагая, что в родовом отношении арбитражное управление тяготеет к доверительному управлению5. В свою очередь М.В. Телюкина, не устанавливая отраслевую принадлежность арбитражного управления, указывает на особенность статуса арбитражного управляющего, определяемого целями конкурсного права, по всей видимости, полагая, что этот статус несет в себе как частноправовые, так публичноправовые начала6.

В зависимости от введения той или иной процедуры банкротства рассматривает правовую природу арбитражного управления А.Н. Семина. При наблюдении и финансовом оздоровлении арбитражное управление призвано отстаивать государственные, публичные интересы, при внешнем управлении - частные, причем посредством представительства от имени долж-ника7.

Е.Г. Дорохина высказывает точку зрения о том, что деятельность арбитражного управляющего близка к деятельности лиц привилегированных профессий (нотариусов, адвокатов, аудиторов), выполняющих особые социально-значимые функции и не преследующих цели извлечения прибыли, в связи с чем статус индивидуального предпринимателя является чужеродным правовой природе арбитражного управляющего8.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указывается, что публичноправовая цель института банкротства, а имен-

5 Попондуполо В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротста) : учеб. пособие. М. С. 143.

6 Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004.

С. 229.

7 Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника юридического лица. М. : Экзамен, 2004. С. 108.

8 Дорохина Е.Г. Проблемы предпринимательской дея-

тельности арбитражного управляющего // Правоведение. Изв.

высш. учеб. заведений. 2004. № 1. С. 67-69.

но обеспечение гарантированного баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, достигается с помощью арбитражного управляющего, решения которого являются обязательными и влекут последствия для широкого круга лиц, в силу чего арбитражный управляющий наделен публично-правовым статусом9.

Кроме того, именно на арбитражного управляющего возлагается такая немаловажная задача государственного регулирования конкурсных правоотношений, как выявление признаков административных правонарушений и преступлений в сфере несостоятельности (банкротства), а также в ряде случаев - задача исполнения, наряду с Федеральной службой судебных приставов, принятых судебных решений. Так, согласно п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве на любой стадии банкротства арбитражный управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства и незамедлительно сообщать об этом в правоохранительные органы.

Аналогичное делегирование функций государственного управления арбитражному управляющему происходит и в отношении исполнений судебных решений. Так, в процедуре наблюдения Федеральная служба судебных приставов обязана приостановить исполнительное производство по имущественным взысканиям (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве), а в процедуре конкурсного производства прекратить исполнительное производство и передать все исполнительные документы, в том числе и по взысканиям в пользу государства, арбитражному управляющему (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве) для дальнейшего исполнения судебного решения о признании должника банкротом10.

С учетом изложенного следует согласиться с И.В. Фроловым о том, что арбитражный управляющий является лицом преимущественно публичного права, с преобладанием в его статусе делегированных ему публично-правовых управленческих полномочий, составляющих основу его административно-правового статуса11.

9 СЗ РФ 2006. № 3. С. 335.

10 Крепяков В.П. Административно-правовое регулирование деятельности антикризисного управляющего : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 120.

11 Фролов И.В. Административно-правовой механизм государственного управления в сфере финансового оздоровления, несостоятельности (банкротства) // Вестн. Новосибир. гос. ун-та. 2010. Т. 6. № 1. С. 125-126. Серия «Право».

Безусловно, арбитражный управляющий как особый субъект права должен беспристрастно влиять на процесс банкротства в интересах как должника, так и кредитора. Указанное обеспечивается через закрепление на законодательном уровне ряда требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего законодателем. Эти требования исчерпывающе определяются в ст. 20 Закона о банкротстве и гласят, чтобы арбитражный управляющий:

- был гражданином РФ;

- имел высшее профессиональное образование;

- имел стаж работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией;

- сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

- не был дисквалифицирован за совершение административного правонарушения либо не был лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

- не имел судимости за умышленное преступление;

- являлся членом одной из саморегули-руемых организаций, условием членства в которой является внесение установленных взносов, а также наличие договора обязательного страхования ответственности.

В то же время ст. 20.3 Закона о банкротстве определяет перечень случаев, при которых арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве арбитражных управляющих

- кандидаты, которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам. При этом в соответствии со ст. 19 Закона о банкротстве заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются: юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику;

- руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный

орган или иной орган управления должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве. (Заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга.);

- не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;

- лица, которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном Федеральным законом, права занимать руководящие должности и(или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;

- лица, которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

- лица, которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Как видно из содержания ст. 29 Закона о банкротстве, в целях проведения государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства государство через свои уполномоченные органы организует систему подготовки арбитражных управляющих, участвует в их подготовке и принятии теоретического экзамена, утверждает правила их профессиональной деятельности, осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, а следовательно, и арбитражными управляющими федеральных законов и иных нормативных актов. Государство через арбитражный суд назначает арбитражного управляющего, поручает ему участвовать в деле о банкротстве и действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества как лица, наделенного специальными полномочиями на основании закона.

С учетом вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что административноправовой статус арбитражного управляющего представляет собой специальный, профессиональный статус личности, характеризуемый

совокупностью прав, свобод, обязанностей, гарантий, ограничений, запретов, ответственности, направленных на реализацию, восстановление и защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.