Научная статья на тему 'Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях обучения'

Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
243
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быструшкин Сергей Константинович, Айзман Роман Иделевич

В статье представлены результаты изучения функциональных параметров реактивности психофизиологических реакций, выраженности межполушарной ассиметрии головного мозга и способности к саморегуляции функциональных состояний у детей 8-9 лет в норме и при нарушении интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быструшкин Сергей Константинович, Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTIVE REACTIONS OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN NORM AND WITH RETARDATION OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF TRAINING

The authors of the paper observe that the influence of extreme factors of the environment causes adaptive reorganizations in human organism. They manifest themselves in functioning of the neuronic system, increase of asymmetry of the large hemispheres of the brain determined by the level of development of intellectual sphere. Thus, the conditions of training at school are extremely influential factors of for a child's adaptive system at younger school age. Therefore investigations of adaptive reactions of the younger schoolchildren in norm and with retardation of intellectual development in conditions of training are interesting and important. Further experimental research was carried on by the authors with the pupils of general junior schools and special (correctional) schools of Novosibirsk.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях обучения»

РАЗДЕЛ IX

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 371

С. К. Быструшкин, Р. И. Айгман

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПРИ НАРУШЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ

Воздействие экстремальных факторов среды вызывает адаптивные перестройки в организме человека. Они находят свое выражение в функционировании нейронного аппарата, нарастании асимметрии больших полушарий головного мозга, обусловленных уровнем развития интеллектуальной сферы [1-3].

Для ребенка младшего школьного возраста условия обучения в школе являются факторами экстремального воздействия на его адаптивную систему [4 - 6]. Поэтому вопросы изучения адаптивных психофизиологических реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях обучения представляют особый интерес.

Экспериментальное исследование проводилось с учащимися начальных классов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ г. Новосибирска. С этой целью были сформированы три группы детей по 17 человек в каждой.

В первую группу вошли мальчики и девочки 8-9 лет, обучающиеся в общеобразовательной школе, которые в состоянии физиологического покоя служили контролем.

Вторую группу составили дети аналогичного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), обучающиеся в специализированной (коррекционной) школе.

В третью группу вошли умственно отсталые дети - олигофрены в состоянии дебильности.

Цель исследования заключалась в изучении функциональных параметров реактивности психофизиологических реакций, выраженности межпо-лушарной асимметрии головного мозга и способности к саморегуляции функциональных состояний у детей 8-9 лет в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях традиционного обучения в школе.

Для исследования психофизиологических реакций ребенка применялись методы определения реакции на движущиеся объекты (РДО), скорость рефлекторных реакций на световой и звуковой сигнал с применением компьютерного диагностического комплекса, разработанного на кафедре анатомии, физиологии и валеологии НГПУ.

По методике РДО определяли уравновешенность нервных процессов. Для лиц возбудимого типа характерно реагирование по типу опережения, для тормозных - запаздывание. Для определения силы

нервных процессов использовали средние показатели скорости двигательной реакции на световой и звуковой сигнал. Определение подвижности нервных процессов осуществлялось путем регистрации времени и точности реакции на два различных по цвету раздражителя, которые появлялись на экране с одинаковой вероятностью (В.М.Смирнов, 2000).

Исследование межполушарной асимметрии головного мозга проводилось методом тестирования на основе разработанного в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР подхода (М.Г . Князева, М.М. Безруких, 1986).

Тестирование включало девять заданий: рисование, открывание коробочки, укладывание спичек в виде колодца, игры в мяч, вырезание, нанизывание бисера, завинчивание, развязывание узелков, построение домика из кубиков. В процессе выполнения заданий фиксировали, какой руке ребенок отдает предпочтение при выполнении задания - правой, левой или предпочитает работать двумя руками, что позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности асимметрии.

Оценка уровня саморегуляции осуществлялась на основе двух методов: цветового теста М. Люшера (1969) и психогеометрического теста С. Деллингера, учитывающих возрастные и интеллектуальные особенности младших школьников.

Как известно, характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. Основные цвета: 1) синий - спокойствие, уверенность; 2) сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, упрямство; 3) оранжево-красный - сила волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции; 4) светло-желтый - активность, веселость, стремление к общению; дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный - символизируют негативные позиции (тревожность, страх, огорчение).

Основные и дополнительные цвета были разбиты на три группы. Каждой группе цвета был присвоен соответствующий балл. Первая группа включала в себя черный, темно-синий, темно-красный, темно-зеленый, темно-фиолетовый, темно-коричневый цвета - 1 балл. Вторая группа цветов: фиолетовый, голубой, зеленый, охры - 2 балла. Третья группа включала в себя яркие, насыщенные цвета: оранжевый, желтый, алый - 3 балла.

Вторая группа цветов характеризовала оптимальное энергетическое напряжение функционирования адаптивной системы, первая группа -крайнее отрицательное отклонение от оптимального напряжения; третья группа - крайнее положительное отклонение. Положительное влияние тренировки оценивалось по степени колебания показателя напряжения адаптивной системы относительно оптимального состояния в 2 балла.

Сравнительный анализ данных, полученных на основании детских рисунков, показывает его достаточную валидность и надежность, особенно при интерпретации образно-эмоциональной сферы личности и оценки уровня оптимального функционирования адаптивной системы. Полученный материал подвергался критическому анализу и сравнению с существующими теориями.

Исследование межполушарной асимметрии головного мозга у детей в норме показало, что левополушарные дети составляли 65,6 процента, ам-бидекстры - 23,3 процента, правополушарные - 12,2 процента от числа обследуемых. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у них достаточно выраженной межполушарной асимметрии головного мозга, которая обусловлена повседневным сознательно регулируемым приспособлением к социальным условиям жизни и овладением общественнопроизводительными навыками.

У детей с задержкой психического развития количество левополушарных в 1,2 раза меньше по сравнению с контролем и составляло 54,4 процента. Количество правополушарных в этой группе равно 5,5 процента, что в 2,2 раза меньше контрольных показателей. Напротив, процент детей амбидекстров с задержкой психического развития по сравнению с контролем возрастает в 1,9 раза, что указывает на слабо выраженную межпо-лушарную асимметрию головного мозга при нарушениях интеллектуального развития.

Еще выразительнее снижение асимметрии у детей олигофренов -51,1 процента амбидекстров, что в 2,1 раза превышало контрольные показатели.

Результаты исследования межполушарной асимметрии головного мозга в норме и патологии развития показывают, что чем значительнее патология интеллектуального развития, тем ниже уровень выраженности межполушарной асимметрии.

Проведенные исследования психофизиологических параметров показывают, что у нормально развивающихся детей средние показатели РДО колебались в пределах 3,3±0,2 единицы на каждое из 10 предъявлений, что указывало на уравновешенность нервных процессов и пластичное их взаимодействие (табл. 1).

Таблица 1.

Психофизические показатели у детей 8-9 лет в норме и при нарушениях интеллектуального развития в состоянии покоя

Группы РДО Скорость реакции

совпадение опережение запаздывание свет звук

Контроль 3,5±0,4 3,4±0,2 3,1±0,3 0,30±0,01 0,30±0,01

ЗПР 0,8±0,2* 4,9±0,3* 4,2±0,3* 0,40±0,02* 0,3<Ж),01

Олигофрены 0,6±0,1* 5,6±0,1* 3,8±0,1* 0,40±0,04* 0,30±0,02

'Достоверные различия между нормой и патологией

При нарушении интеллектуального развития у детей с ЗПР исследуемые показатели психофизиологических реакций отражают неуравновешенность нервных процессов с преобладанием активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Из табл.1 видно, что количество совпадений у детей ЗПР в 4,5 раза достоверно ниже контрольных значений. В то же время количество опережений и запаздываний достоверно возросло в среднем в 1,4 раза по сравнению с контролем. При этом количество опережений составляло 4,9±0,3, что на 0,7 единиц больше запаздываний.

У олигофренов изменения показателей РДО имеют аналогичную, но более выраженную картину. Так, количество совпадений достоверно снизилось до 0,6±0,1, что в 5,8 раза ниже контрольных значений. Количество опережений достоверно возросло в 1,6 раза по сравнению с контролем, число запаздываний при этом осталось на уровне контрольных показателей (см. табл.1).

Для характеристики времени рефлекторной реакции у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития были проанализированы показатели значений скорости двигательной рефлекторной реакции на световой и звуковой сигналы. У нормально развивающихся детей скорость двигательной рефлекторной реакции на световой и звуковой сигналы составляла в среднем 0,30±0,01с.

Анализ психофизиологических реакций на световой и звуковой раздражитель показывает, что у детей с нарушениями интеллектуального развития скорость реагирования на световой сигнал достоверно выше контрольного в 1,3 раза, при этом скорость реагирования на звуковой сигнал не отличается от контрольных значений и составляет 0,30±0,01 сек. (см. табл.1). Самый оптимальный уровень функционирования адаптивной системы, как видно из табл. 2, отмечается у здоровых девочек, обучающихся в первых классах - 2,2 балла.

Таблица 2.

Уровень саморегуляции у учащихся общеобразовательных школ (п=51), в баллах

Группы Общеобразовательные школы

1-й класс (7 лет) 2-й класс {8 лет) 3-Й класс (9 лет)

Мальчики 1,7±0,2 1,5±0,2 1,2±0,1#

Девочки 2,2±0,2 1,9±0,1 1,7*0,1

Примечание. Здесь и в табл.З: ‘достоверные отличия между мальчиками и девочками;

достоверные отличия патологии от нормы;

* достоверные отличия между возрастными группами.

В третьих классах происходит достоверное изменение в сторону снижения эффективности ее функционирования до 1,7 балла (1=2,2 при р<0,05). Снижение эффективности функционирования адаптивной системы отражается в повышении ее напряженности.

Напротив, повышение эффективности отражается в снижении напряженности за счет включения других систем и перераспределения психоэмоциональной нагрузки. У мальчиков в первых классах этот показатель составляел 1,7+0,2 балла, в-третьих - достоверно снижался до 1,2±0,1, т. е. функциональное напряжение адаптивной системы увеличивается.

В целом уровень напряжения функционирования адаптивной системы у девочек достоверно ниже, чем у мальчиков. Снижение эффективности функционирования адаптивной системы отчетливо проявляется и при сравнительном анализе средних показателей в норме и патологии (табл. 3).

Таблица 3.

Уровень саморегуляции у учащихся специальных (коррекционных) школ, в баллах

Группы Контроль Специальные (коррекционные) школы

3-й класс ЧИР Олигофрения

Мальчики 1,2±0,1 1,2±0,1 1,1*0,2

Девочки 1,7±0,1 1,1±0,1у 1,1±Ю,2У

Особенно отчетливо это выражено у девочек, средний показатель которых по сравнению с нормой достоверно ниже - на 29,4 процента.

У мальчиков с патологией развития в связи с довольно низкими показателями в контроле отмечается лишь тенденция к снижению эффективности функционирования адаптивной системы. Достоверных возрастных изменений у детей с нарушениями развития не отмечается.

Результаты исследования показывают, что обучение, а также патологические изменения вегетативной нервной системы вызывают повышение уровня напряженности адаптивной системы ребенка, особенно мальчиков, что требует ее целенаправленной тренировки.

Таким образом, полученные результаты настоящего исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Чем значительнее патология интеллектуального развития, тем ниже уровень выраженности межполушарной асимметрии.

2. В регуляции психофизиологических реакций у детей с нарушениями интеллектуального развития преобладает активность симпатического отдела вегетативной нервной системы.

3. Низкий уровень психического развития ограничивают процесс формирования адаптивных возможностей путем саморегуляции адаптивной деятельности ребенка.

4. Направленность личности на самосохранение, обеспечение своей безопасности в социальной среде, должны стать основными тенденциями ее поведения.

Литература

1. Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга, адаптация и здоровье / В.П Леутин // Физиологические основы здоровья / Под ред. Р.И. Айзмана. - Новосибирск, 2001. - С.267-277.

2. Дубровинекая, Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование / Н.В. Дубровинская. - Л.: Наука, 1985,- 144 с.

3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки /Т.В. Ахутина, Л.В. Яблокова, Н.Н. Полонская // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. - М., 2001. - С. 102-114.

4. Возрастая физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 318 с.

5. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.- 221 с.

6. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / Н.В Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Гуманит, изд.центр Вла-дос, 2000. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.