Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Бондаренко Ю.С., Килинская Н.В., Бучкова А.И., Гончар С.Н. — Особенности адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики родителей // Психология и Психотехника. - 2022. - № 2. DOI: 10.7256/2454-0722.2022.2.37763 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=37763
Особенности адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики родителей
Бондаренко Юлия Сергеевна
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра социокультурных коммуникаций и медиаций, Приднестровский государственный
университет им. Т.Г. Шевченко
3300, Молдова, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128 ЕЗ [email protected]
Килинская Наталья Владимировна
старший преподаватель, кафедра социокультурных коммуникаций и медиации, Приднестровский
государственный университет им. Т.Г. Шевченко
3300, Молдова, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128 И [email protected]
Бучкова Алла Ивановна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
117997, Россия, г. Москва, пер. Стремянный, 28, корп. 1, ауд. 340
Гончар Светлана Николаевна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра социокультурных коммуникаций и медиации, Приднестровский государственный
университет им. Т.Г. Шевченко
3300, Моддова, г. Тирасполь, уп. 25 Октября, 128 И [email protected]
Статья из рубрики "Психология и педагогика"
DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.37763
Дата направления статьи в редакцию:
30-03-2022
Аннотация: Предметом исследования является ала птиоилсть подростков с разным
П II II и I а Ц П/1 ■ I I ,¿0; 14 I V/ 1*1 пиил^^иоиппл Л и Л Л ^ I V. Л и,ци I I I кшпиу. I и риопинч
восприятием стиля семейного воспитания. Авторы исследуют особенности приспособления молодых людей с разным восприятием воспитательной практики родителей. В работе представлены результаты исследования проявления адаптационного потенциала более 300 подростков образовательных организаций Республики Молдова, Приднестровье, в 2021 году. Особое внимание уделяется ключевым показателям адаптивности современных подростков. Авторами установлено, что практически все особенности приспособления подростков связаны с проявлениями близости и враждебности во взаимоотношениях с родителями, а также непоследовательности в воспитании взрослых. При этом векторы влияния воспитательных воздействий отца и матери отличаются. Новизна исследования
заключается в том, что впервые было подробно изучено своеобразие связи между показателями адаптивности подростков и спецификой их восприятия отношений с матерью и отцом. Сделан вывод о том, что с высокой адаптивностью в большей степени связаны фактор близости с обоими родителями, при этом со снижением адаптивности связаны враждебность и непоследовательность в воспитании при взаимоотношениях с матерью. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ психологической помощи подросткам и рекомендаций для дальнейшей профилактической, просветительской и консультационной работы с их семьями.
Ключевые слова: подростки, адаптив воспитания, родители, взаимоотношения Приднестровье, возрастная психология
ность, дезадаптация, воспитание, стиль с отцом, взаимоотношения с матерью,
Пристальное внимание современных наук к изучению особенностей подросткового возраста связано прежде всего с тем, что данный период считается одним из самых важных в процессе формирования автономной здоровой личности. Одновременно с этим ускоряющиеся процессы общественных трансформаций, тотальная информатизация, влияние интернета, высокая интенсивность образования, особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками способны негативно повлиять на молодых людей.
Напряженность процессов созревания и развития в совокупности с воздействием вышеперечисленных факторов снижают ресурсы, необходимые для сохранения физического и психологического здоровья, а также раскрытия потенциала подростков. Актуальность исследования определяется растущей распространенностью неврозов и других пограничных психических расстройств среди данной возрастной группы. Последствия таких нарушений в подростковом возрасте оставляют следы на многие годы жизни человека. В последующем они существенно определяют не только состояние нервно-психического и психосоматического здоровья, но и особенности развития личности, сказываются на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной)
Инновационность и неопределенность, стихийность и динамичность, информационная насыщенность современных социально-экономических условий, в которых проходит социализация подростков, оказывают интенсивное давление на их психику, повышая напряженность функционирования механизмов ее интрапсихической и социальной адаптации. Что подтверждает важность исследования адаптивного поведения личности подростков как основополагающего ресурса социальной интеграции и психологического благополучия.
Под адаптивным поведением понимается пространственно-временная форма
организации активности подростков, регуляция которой опосредована образом ситуации социально-психологической адаптации в процессе социализации подрастающего
поколения Это подчиненность активности подростка какой-либо заранее данной норме или цели.
На активное приспособление индивида к условиям социальной среды влияет большое количество причин как субъективного, так и объективного характера. Немаловажную роль играют и генетические факторы. Они определяют свойства нервно-психических процессов, особенности воспитания, а также требования той среды, в которой личность находится в данный момент.
В подростковом возрасте адаптивное поведение находится в стадии активного формирования. Специфика адаптивности молодых людей в этот период в значительной
степени обусловлена новыми тенденциями в развитии системы образования 4]. В возрастно-психологическом портрете подростка можно выделить типичные характеристики, создающие риск снижения адаптивного поведения, а именно: проявление недовольства, беспокойство, физическое и душевное недомогание, утомляемость, повышенная чувствительность и раздражительность, внутренняя неудовлетворенность, неверие в себя, негативное отношение к себе, меланхолия, чувство вины. Помимо этого, напряженность жизненного пространства в этом возрасте обостряется завышенными социальными ожиданиями на фоне «девальвации» референтного статуса взрослого.
Первым опытом взаимодействия с социальным миром для ребенка является коммуникация с родителями. Данный закрепляющийся опыт формирует в дальнейшем определенные модели поведения с окружающими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Именно в подростковом возрасте отношения с близкими
взрослыми начинают переходить на качественно новый этап Проблема взаимного восприятия подростков и родителей была актуальна во все времена. От особенностей этого восприятия во многом зависят отношения между собой, какими чертами субъекты взаимодействия наделяют друг друга, что в целом ожидают от общения. Субъективным показателем качества выстраиваемых взаимоотношений выступает удовлетворенность от общения.
В связи с ведущей воспитательной ролью семьи, актуален вопрос о том, как усилить позитивное и свести к минимуму негативное влияние семьи на развитие адаптивности
подростка Наибольшее влияние на ребенка в семье оказывает преобладающий стиль воспитания или родительский стиль поведения. Под родительским стилем поведения понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к отпрыску, восприятие ребенка и способы поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» используется для определения установок и соответствующего поведения по отношению к детям в семье. М. А. Минина под стилем семейного воспитания понимает наиболее характерные для конкретной семьи отношения между родителями, применяющими определенные средства и методы педагогического воздействия, и ребенком. Различные стили семейного воспитания по-разному влияют на формирование и развитие личности последнего
В рамках нашего исследования были проанализированы особенности адаптивности подростков, по-разному оценивающих свое воспитание родителями.
Н. Л. Коновалова^ определяет адаптационный потенциал личности как интегрирующую
характеристику психического здоровья. При этом психическая адаптивность оценивается как интегральное свойство личности. Также можно рассматривать адаптивность как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений ^^
A. Г. Маклаков и С. В. Чермянин показали, что личностный адаптационный потенциал является характеристикой психического развития человека, которая позволяет прогнозировать эффективность деятельности в различных экстремальных условиях ПШ.
Теоретико-методологической основой исследования послужили экзистенциальный подход, способствующий личностному самоопределению и утверждению жизненно активной позиции а также теории и концепции личности, трактующие факторы
формирования адаптивного поведения, сочетающие индивидуально-психологические характеристики личности и окружающую среду [12; 13].
Цель исследования состояла в изучении особенностей адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики родителей.
Предметом исследования являетсяадаптивность подростков с разным восприятием стиля семейного воспитания.
В данном исследовании были использованы методы тестирования, а именно: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-99» (МЛО АМ) А. Г. Маклакова и С.
B. Чермянина и методика «Подростки о родителях» (ADOR) (автор Е. Шафер, модификация З. Матейчика и П. Ржичана); метод математической обработки данных.
Общий объем выборки составляет 348 подростков 7-8-ых классов Бендерского теоретического лицея, МОУ ТСШ № 2, МОУ ТСШ № 9, ГОУ СПО «Училище олимпийског резерва», Республика Молдова, Приднестровье. Исследование в условиях пандемии проводилось с 01.03.2021 г. по 01.04.2021 г. Полученные результаты дают нам представления о проявлении адаптационного потенциала у подростков.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые были изучены особенности адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики каждого из родителей. Подробно изучена специфика связи между показателями адаптивности подростков и спецификой их восприятия отношений с матерью и отцом.
На основе анализа рассмотренных современных исследований была выдвинута гипотеза о том, что у подростков, обладающих высокими показателями адаптивности и эмоциональной устойчивостью, в оценке своего семейного воспитания выражен, прежде всего, позитивный интерес, близость и отсутствие враждебности в отношениях с обоими родителями. У подростков с дезадаптационными нарушениями в оценке своего семейного воспитания выделяется высокий уровень враждебности, непоследовательности воспитательных воздействий и критика со стороны обоих родителей.
Результаты эмпирического исследования показали, что интегрированный уровень социальной адаптации на выборке испытуемых имеет среднее значение (см. Рис. 1). Однако, у большинства испытуемых (79%) выявлен низкий уровень личностной адаптации. Также у половины испытуемых был обнаружен низкий уровень поведенческой регуляции и низкий уровень коммуникативного потенциала. Все остальные факторы адаптивности развиты на среднем уровне, однако низких показателей в процентном соотношении больше, чем высоких. Таким образом,
большинство подростков нашей выборки обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Для таких людей обычно характерна невысокая эмоциональная устойчивость. Возможны проявления агрессии и конфликтности. Подростки данной группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
Рис. 1. Распределение показателей адаптивности по методике МЛО-АМ («Адаптивность-99») на выборке испытуемых (в %)
Анализ результатов по методике ADOR дает нам представление о том, как подростки оценивают методы воспитания своих родителей (см. Рис. 2 и Рис. 3).
Рис. 2. Установки матери, ее поведение и методы воспитания с точки зрения подростков по методике ADOR на выборке испытуемых (в %)
Рисунок 2 демонстрирует, что у большинства подростков восприятие воспитательного воздействия матери определено низким уровнем директивности, критики и враждебности при высоком уровне автономности, непоследовательности и близости.
Рис. 3. Установки отца, его поведение и методы воспитания с точки зрения подростков по методике ADOR на выборке испытуемых (в %)
Наиболее выраженными факторами в оценке поведения и методов воспитания отца является высокий уровень позитивного интереса, средний уровень директивности (выше, чем у матери), высокий уровень враждебности (гораздо выше, чем у матери) и высокий уровень автономии и непоследовательности при высоком факторе близости и низком факторе критики.
Для сопоставления полученных результатов был использован корреляционный коэффициент Пирсона с целью выявить связь между факторами адаптивности подростков и восприятием ими методов воспитания родителей (см. Таблица 1).
Таблица 1
Показатели меры корреляционной связи по Пирсону между результатами методики МЛО-АМ и ADOR
Личностная адаптация Поведенческая регуляция Коммуникативный по те н-циал Моральная нормативность Дезадап- тацион- ные на руше -ния Астенические реакции
Восприятие отношений с ма те рью Шкала позитивного интереса 0,29 0,44** -0,39 0,08 0,43 0,49**
Шкала директивности -0,26 -0,29 -0,39 -0,16 -0,37 -0,30
Шкала враждебности -0,42 -0,52** -0,39 -0,49** -0,59*** -0,49**
Шкала автономности 0,33 0,40 -0,39 0,00 0,38 0,38
Шкала непоследовательности -0,36 -0,44** -0,44** -0,42 -0,49** -0,35
Фактор близости 0,36 0,50** -0,39 -0,44** 0,46** 0,52**
Фактор критики -0,34 -0,39 -0,39 -0,21 -0,45 -0,37
В о с пр ия ти е Шкала 0,31 0,35 -0,39 0,30 0,37 0,39
отношений с отцо м
позитивного инте ре са
Шкала директивности -0,14 -0,35 -0,35 0,03 -0,46** -0,35
Шкала в ра ж де б но сти -0,25 -0,43 -0,43 -0,12 -0,54** -0,44**
Шкала а в то но мнос ти 0,26 0,26 -0,39 0,28 0,27 0,27
Шкала непоследовательности -0,14 -0,18 -0,39 0,01 -0,27 -0,15
Фактор близости 0,43 0,46** -0,39 0,36 0,47** 0,49**
Фактор критики -0,25 -0,40 -0,39 -0,03 -0,53** -0,42
*** - Сильная мера связи **- Средняя мера связи
Наиболее значимую связь с оценками взаимоотношений с родителями имеют такие факторы адаптивности, как поведенческая регуляция, дезадаптационные нарушения, астенические реакции. Такие факторы, как моральная нормативность и психотические реакции связаны с восприятием воспитательной практики родителей реже. При этом личностная адаптация и коммуникативный потенциал практически не имеют значимых связей с восприятием воспитательной практики родителей.
Таким образом, практически все особенности адаптивности подростков связаны со шкалой враждебности при взаимоотношениях с матерью, а также шкалой непоследовательности в воспитании. При этом фактор близости, как с отцом, так и с матерью одинаково значим для развития адаптивности. Обнаружена сильная мера связи между высоким уровнем враждебности со стороны матери и дезадаптационными нарушениями, а также связь враждебности матери с астеническими и психотическими реакциями подростков. Что интересно, в отношениях с отцом существует значимая связь только между шкалой враждебности и дезадаптационными нарушениями и астеническими реакциями.
В отношениях с матерью существует связь между непоследовательностью в воспитании и поведенческой регуляцией подростка, коммуникативным потенциалом и дезадаптационными нарушениями. При этом в отношениях с отцом отсутствует значимая связь между непоследовательностью в воспитании с любым из факторов адаптивности подростка. Однако фактор близости обоих родителей связан с поведенческой регуляцией, дезадаптационными нарушениями, астеническими реакциями и психотическими реакциями.
Отметим, что шкала позитивного интереса связана с поведенческой регуляцией и астеническими реакциями только в случае отношений с матерью. Во взаимоотношениях с отцом данный фактор не имеет такого значения. Но фактор критики у обоих родителей связан с дезадаптационными нарушениями. Директивность же значимой для дезадаптационных нарушений становится только при взаимоотношениях с отцом.
Таким образом, с высокой адаптивностью в большей степени связаны фактор близости с
г-
обоими родителями, при этом со снижением адаптивности связаны враждебность и непоследовательность в воспитании при взаимоотношениях с матерью.
При этом можно предположить, что такой высокий процент дезадаптации на нашей выборке опосредован одновременным присутствием таких факторов, как непоследовательность воспитательных воздействий, враждебность в отношениях с матерью, а также наличием ситуативно проявляемой близости. В связи с чем данное исследование должно быть продолжено с целью выявления дополнительных связей и факторов внутри рассматриваемой проблемы.
Следовательно, наша гипотеза о том, что у подростков, умеющих самостоятельно вырабатывать стратегию собственного поведения и обладающих эмоциональной устойчивостью, в оценке своего семейного воспитания выражен, прежде всего, позитивный интерес, близость и отсутствие враждебности в отношениях с обоими родителями, подтвердилась частично. Также частичное подтверждение нашло предположение о том, что у подростков с выраженными дезадаптационными нарушениями в оценке своего семейного воспитания выделяется высокий уровень враждебности, непоследовательности воспитательных воздействий и критика со стороны обоих родителей.
Полученные результаты исследования представляют интерес в том числе с точки зрения дальнейшей профилактической работы с подростками и их родителями. Было обнаружено, что воспитательное воздействие отца и матери неодинаково. В этой связи важно разрабатывать рекомендации и тематику просветительских встреч для родителей подростков с учетом полученных в исследовании выводов.
Разработка новых методов семейной психотерапии требует более глубокого понимания тех процессов, которые происходят в семье подростков с разным уровнем и особенностями адаптивности. Психологические механизмы становления родительских отношений, во многом зависящие от особенностей взаимного восприятия членами семьи друг друга, должны учитываться в разработке методик и программ психологической помощи подросткам.
Библиография
1. Чубаровский В. В., Лабутьева И. С., Кучма В. Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены // Russian pediatric journal (Russian journal). - 2018. - № 21(3). - С. 161-167.
2. Трубина Г. П., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 6. - С. 9-32.
3. Авраамова Е. М., Логинов Д. М. Новые тенденции в развитии школьного образования. По данным ежегодного мониторингового исследования центра экономики непрерывного образования РАНХИГС // Вопросы образования. - 2016. -№ 4. - С. 163-185.
4. Граур М. В. Средства академической адаптации как предикторы самоэффективности обучающихся в среднем звене школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 3 (30). - С. 42-47.
5. Неустроева М. И., Шадрина С. Н. Исследование отношений между детьми и родителями // European research. - 2015. - № 9(10). - [Электронный ресурс]. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-otnosheniy-mezhdu-detmi-i-roditelyami (дата обращения: 28.03.2022 г.)
6. Танирбергенова А. Ш., Картбаева Ж. Ж., Мурадили Н. Проблема влияния семейного воспитания на становление личности подростка // Международный научный журнал «Символ науки». - № 01-1/2017. - С. 221-224.
7. Орлова А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. -№ 08 (62). - Ч. 2 - С. 111-114.
8. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000.
9. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1 - С. 67-73.
10. Маклаков А. Г., Чермянин С. В. Психологическое прогнозирование в экстремальных условиях деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 142-148.
11. Dudina M. N., Dolgova V. I. New educational paradigm: existentialism is a humanism // Man in India. - 2016. - Vol. 96. - № 10. - P. 4043-4050.
12. Любимов Л. Л. Книга, в которой нуждается каждая школа. Рецензия на книгу: А. А. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии (под ред. Д. А. Леонтьева) // Вопросы образования. - 2017. - № 3. - С. 234-241.
13. Vianello M., Schnabel K., Sriram N., Nosek B. Gender differences in implicit and explicit personality traits // Personality and Individual Differences. - 2013. - Vol. 55. - № 8. -P. 994-999
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование представлена работа «Особенности адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики родителей».
Статья рассматривает адаптивное поведение личности подростков в качестве основополагающего ресурса социальной интеграции и психологического благополучия. Автором предлагается собственное понимание феномена «адаптивное поведение» как пространственно-временную форму организации активности субъекта, регуляция которой опосредована образом ситуации социально-психологической адаптации в процессе социализации подрастающего поколения. Речь идет о подчиненности активности той или иной заданной норме или цели. Наиболее актуальным это становится в подростковом в о з ра с те .
Поскольку первым опытом взаимодействия с социальным миром для ребенка является коммуникация с родителями, то в рамках проведенного исследования были проанализированы особенности адаптивности подростков, по-разному оценивающих свое воспитание родителями.
Для проведения исследования применялся комплекс методик: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-99» (МЛО АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, методика «Подростки о родителях» (ADOR) (автор Е. Шафер, модификация З. Матейчика и П. Ржичана). Полученные результаты были изучены методом математической
обработки данных. Выборка составила 348 подростков 7-8 классов различных образовательных организаций.
Полученные результаты позволили сделать ряд выводов:
1. Наиболее значимая связь с оценками взаимоотношений с родителями отмечена с такими факторами адаптивности, как поведенческая регуляция, дезадаптационные нарушения, астенические реакции.
2. Факторы «моральная нормативность» и «психотические реакции» связаны с восприятием воспитательной практики родителей реже. При этом личностная адаптация и коммуникативный потенциал практически не имеют значимых связей с восприятием воспитательной практики родителей.
3. Практически все особенности адаптивности подростков связаны со шкалой враждебности при взаимоотношениях с матерью, а также шкалой непоследовательности в воспитании. При этом фактор близости, как с отцом, так и с матерью одинаково значим для развития адаптивности.
Полученные результаты отличаются новизной. Автором были изучены особенности адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики каждого из родителей. Подробно изучена специфика связи между показателями адаптивности подростков и спецификой их восприятия отношений с матерью и отцом. Данное исследование должно быть продолжено с целью выявления дополнительных связей и факторов внутри рассматриваемой проблемы. Рекомендуется расширить выборку и добавить методики.
Библиография включает в себя 13 отечественных и зарубежных источников, есть ссылки. Тематика работ соответствует проблематике статьи. Список литературы оформлен в соответствии с требованиями и ГОСТ. Однако, необходимо в некоторых источника (например, № 8) указать общее количество страниц в издании. Статья актуальна с теоретической и практической точки зрения, отличается несомненной научной ценностью, может быть рекомендована к опубликованию.