Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №6, Том 9 / 2021, No 6, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://mir-nauki.com/PDF/48PSMN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Рогач, В. Г. Особенности адаптационного потенциала личности сотрудников уголовно-исполнительной системы на начальном этапе служебной деятельности / В. Г. Рогач // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN621.pdf
For citation:
Rogach V.G. Features of the adaptive potential of the personality of employees of the penitentiary system at the initial stage of official activity. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(6): 48PSMN621. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
УДК 343.825
Рогач Владимир Геннадьевич
ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний»,
Вологда, Россия «Психологический» факультет
Старший преподаватель кафедры «Организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7646-5224
Особенности адаптационного потенциала личности сотрудников уголовно-исполнительной системы на начальном этапе служебной деятельности
Аннотация. Адаптационный потенциал представляет собой совокупность психофизиологических возможностей человека при осуществлении профессиональной деятельности, в частности, в экстремальных условиях труда, а также особенности восстановления после стрессовых ситуаций в процессе работы. Структура адаптационного потенциала такими компонентами как: нервно-психическая устойчивость к внешним раздражителям, которая развивает толерантность к сложным жизненным ситуациям и препятствует развитию стресса; самооценка личности, которая определяет уровень адекватности восприятия своих возможностей; ощущение социальной поддержки; способность к самостоятельному разрешению конфликтов и конфликтных ситуаций; опыт социального общения, способность идентифицировать себя с группой.
Наиболее адаптивными психологическими характеристиками сотрудников уголовно-исполнительной выступают волевой характер, самостоятельность и инициативность, целеустремленность, настойчивость, выдержанность, решительность, а также оперативность в принятии решений. Это связано со спецификой работы с осужденными с различной степенью криминализации личности, экстремальными условиями труда, а также пониманием особенностей взаимодействия со средой осужденных.
В представленной статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей адаптационного потенциала личности сотрудников уголовно-исполнительной системы на начальном этапе служебной деятельности. Обобщение полученных в исследовании данных позволяет констатировать недостаточную развитость компонентов адаптационного потенциала личности у рассматриваемой категории сотрудников. В частности, это выразилось, в низком уровне нервно-психической устойчивости, ограниченном спектре реагирования в сложных профессиональных ситуациях, недостаточном развитии моральной нормативности и
коммуникативной компетентности, что в условиях интенсивного экстремального воздействия будет способствовать переходу регуляции функционального состояния и поведения на эмоционально-импульсивный уровень.
Ключевые слова: адаптационный потенциал личности; молодые сотрудники; нервно-психическая устойчивость; условия профессиональной деятельности
Введение
В настоящее время остро стоит проблема психологической адаптации молодых сотрудников к условиям несения службы в уголовно-исполнительной системе, что находит отражение в высокой текучести кадров и не укомплектованности ряда должностей в ведомственных учреждениях. Указанные особенности являются следствием просчета в организации психологического сопровождения персонала пенитенциарной службы России в аспекте оказания помощи в адаптации к условиям служебной деятельности, в том числе на начальном этапе профессионального становления. Кроме того, согласно результатам официальной ведомственной статистики рассматриваемая категория сотрудников является наиболее уязвимой в аспекте совладания с негативными факторами службы в учреждениях УИС1.
Традиционно в психологических исследованиях выделяют комплекс характеристик личности, определяющих успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях жизнедеятельности, в частности, в экстремальных ситуациях2 . Данные характеристики взаимосвязаны и представляют один интегральный феномен — адаптационный потенциал личности. Он представлен ресурсами, включающими совокупность психофизиологических возможностей при осуществлении деятельности, в том числе и в экстремальных условиях, а также способность субъекта к восстановлению ресурсов после преодоления стрессогенных ситуаций, которыми так изобилует служба в местах принудительной изоляции.
Методы
Теоретико-методологическую основу исследования составили зарубежные и отечественные исследования адаптации и адаптационного потенциала личности. Среди зарубежных исследований проблема адаптации и адаптационного потенциала личности нашла отражение в работах таких ученых, как Ж. Пиаже, Л. Фестингер (адаптация в контексте психологической защиты), Т. Шибутани, Л. Шаффер, Э. Шобен, Э. Эриксон, Г. Беккер, А. Маслоу, К. Роджерс (адаптационные процессы личности), Дж.Г. Мид (адаптивное поведение и его характеристика) и другие.
Различные аспекты адаптационных процессов и адаптационного потенциала личности были рассмотрены такими отечественными учеными как: А.К. Абульханова, Н.И. Анциферова, А.Г. Асмолов (психологические особенности адаптации, механизмы адаптации, адаптационный потенциал), И.И. Ашмарин (актуализация адаптационных возможностей), А.М. Богомолов (компоненты и механизмы адаптационного потенциала), Л.И. Божович (механизмы адаптации), Д.А. Леонтьев (специфические формы проявления адаптационного потенциала), А.Г. Маклаков (психофизиологические и социально-психологические
1 Основные показатели деятельности УИС: информационно-аналитический сборник. — Тверь, 2019.
385 с.
2 Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие. — Москва, 2005. С. 9.
https://mir-nauki.com
характеристики адаптационного потенциала), А.А. Налчалджян, Б.Д. Парыгин (процессы социальной адаптации личности) и другие.
Несмотря на то, что к изучению адаптационного потенциала личности сотрудников уголовно-исполнительной системы обращались специалисты из разных научных сфер, в настоящее время остаются малоизученными такие последствия его деформации как: нарушение волевой регуляции поведения, коммуникативная девиация, нарушения процессов социализации, неадекватное восприятие собственной социальной роли и др. Поэтому важным и своевременным представляется рассмотреть проблему развития адаптационного потенциала личности у сотрудников уголовно-исполнительной системы на начальном этапе службы, где существуют специфические требования и психологические условия для работы людей, включенных во взаимодействие с асоциальной средой осужденных.
В рамках исследовании применялся следующих комплекс психодиагностических методов: опрос, анализ личных дел сотрудников, методики стандартизированного самоотчета «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин), «Социально-психологическая адаптированность» (К. Роджерс и Р. Даймонд, в адаптации А.К. Осницкого), авторская анкета по изучению особенностей адаптационного потенциала личности сотрудников уголовно-исполнительной системы с разным стажем службы. Данный комплекс методик позволил выявить уровень развития структурных компонентов адаптационного потенциала личности (психофизиологический, мотивационный, эмоционально-волевой и когнитивно-поведенческий).
В данной статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей адаптационного потенциала личности сотрудников уголовно-исполнительной системы на начальном этапе служебной деятельности. Исследования проводилось на базе следственных изоляторов ФКУ СИЗО-1, СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия, в котором приняли участие 60 сотрудников данных учреждений. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 30 респондентов в каждой. Критерии отбора испытуемых в экспериментальную группу были следующими: сотрудники из числа младшего начальствующего состава отдела режима и надзора, и дежурной службы (младшие инспектора), имеющие стаж службы менее двух лет. Критериями отбора испытуемых в контрольную группу выступили: сотрудники из числа младшего начальствующего состава отдела охраны (младшие инспектора), со стажем службы более пяти лет. Представители экспериментальной и контрольной групп были уравновешены по образовательному уровню (большинство опрошенных имеют средне специальное образование) и возрастной группе (22-35 лет).
Анализируя данные эмпирического исследования, можно сделать определенные выводы касательно особенностей развития адаптационного потенциала личности молодых сотрудников УИС. Из материалов личных дел и бесед с сотрудниками стало известно, что лица, имеющие незначительный стаж профессиональной деятельности, испытывают острую потребность в качественной системной соответствующей запросам выполняемому функционалу профессионально-психологической подготовке.
В частности, они в большей мере заинтересованы в наличии возможности обратиться за советом к более опытному сотруднику (40 % опрошенных указали на недостаточность взаимодействия с наставником и формальный характер проведения профессионально-психологической подготовки, реализуемой с сотрудником в первый год службы), не удовлетворены имеющимися условиями служебной деятельности (33 % респондентов из экспериментальной группы отметили неудовлетворительный характер условий труда и отдыха)
Страница 3 из 8
Результаты и обсуждения
48PSMN621
и уровнем личной физической правовой и социальной безопасности (27 % опрошенных указали на наличие серьезных проблем в данном направлении). В качестве индикаторов недостаточности личностных адаптационных ресурсов, необходимых для совладания с внешним негативным воздействием служебной деятельности в учреждениях УИС, выступил незначительный, но более высокий уровень заболеваемости (13 %) среди молодых сотрудников.
Стоит также отметить низкий уровень заболеваемости за последний год среди представителей обеих групп, хотя в беседе респонденты пояснили, что «случаются ситуации, когда приходится жертвовать своим здоровьем и его восстановлением», заступая на службу с симптомами заболеваний в виду имеющегося некомплекта специалистов и отсутствия возможности полноценной подмены в данных отделах.
С целью выявления основных источников профессионального стресса у сотрудников УИС, респондентам было предложено ответить на вопрос «Какие характеристики служебной деятельности являются для Вас наиболее стрессогенными?». Большинство представителей из обеих групп пояснили, что это «взаимодействие с контингентом осужденных» (100 % опрошенных в экспериментальной группе и 72 % опрошенных в контрольной группе), в виду высокой «криминальной опасности», «непредсказуемости эмоционального реагирования и поведения».
Для изучения компонентов адаптационного потенциала личности была использована методика «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянина). Для сравнения эмпирических выборок использовался критерий U-критерий Манна-Уитни. Результаты, полученные с помощью данной методики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения, полученные по методике «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянина) в исследуемых группах
№ п/п Название шкал ЭГ КГ
сред. значение ст. откл. сред. значение ст. откл. значимость различий
1 Адаптивные способности 30,2 9,1 46,7 11,7 p < 0,05
2 Нервно-психическая устойчивость 26,3 9,4 33,2 10,1 p < 0,05
3 Коммуникативные способности 16,9 7,2 21,1 7,1 -
4 Моральная нормативность 8,8 4,8 11,4 6,3 -
Составлено автором
Из таблицы 1 видно, что сотрудники с незначительным стажем служебной деятельности характеризуются низкими адаптационными способностями (30,2) в то время, как сотрудники со стажем службы более пяти лет имеет среднее значение по данному показателю (выявлены значимые различия при p < 0,05). Указанные особенности характеризуют респондентов из экспериментальной группы как лиц, испытывающих существенные проблемы в адаптации к условиям профессиональной среды и деятельности. У них снижена возможность адекватно воспринимать окружающую действительность (в виду отсутствия необходимого жизненного и профессионального опыта), строить оптимальную систему отношений и общения с окружающими (отсутствие необходимого опыта социального взаимодействия, в том числе и с агрессивными эмоционально неустойчивыми лицами); быть способными к продуктивному труду (несформированность большинства профессионально важных качеств и навыков), изменять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями других (несформированность стрессоустойчивого и антиманипулятивного поведения). Данные характеристики указывают на
https://mir-nauki.com
наличие у рассматриваемой категории сотрудников состояния дезадаптации, что обуславливает возникновение проблем в выстраивании отношений с социальным окружением. В этой ситуации можно констатировать, что рассматриваемая категория сотрудников крайне нуждаются в значительном объеме квалифицированного профессионально-психологического обучения с целью профилактики негативных личностных и поведенческих трансформаций.
По шкале «Нервно-психическая устойчивость» у опрошенных из экспериментальной группы получены низкие значения (26,3), несоответствующие специфике выполняемой служебной деятельности, в то время как у респондентов из контрольной группы данный показатель адаптационного потенциала личности находится в диапазоне средних значений (33,2) (выявлены значимые различия при p < 0,05). Низкие значения нервно-психической устойчивости характеризуют личность, как крайне уязвимую к негативным внешним воздействиям. Слабая нервно-психическая устойчивость в условиях включенности личности в экстремальные виды деятельности будет способствовать срабатыванию психологических защит и переходу регуляции функционального состояния и поведения на бессознательный эмоционально-импульсивный уровень. Что в свою очередь найдет отражение в проявлениях конфликтности, нервно-психических срывов, дезадаптивных поступков. Полученные результаты позволяют сделать вывод о профессионально-психологической неподготовленности молодых сотрудников к трудностям служебной деятельности, высокой сложности и многоаспектности выполняемых обязанностей, несоответствии либо несформированности представлений о службе реальному положению дел.
По шкале «Коммуникативные способности» было выявлено наличие в обеих экспериментальных группах низкого уровня развития данного навыка, что характеризует сотрудников уголовно-исполнительной системы как необщительных, испытывающих затруднения в выстраивании коммуникации с окружающими. Полученные данные могут свидетельствовать о личностных трансформациях сотрудников уголовно-исполнительной системы обусловленные, в первую очередь, такими особенностями служебной деятельности как длительное нахождением в изолированном пространстве с агрессивно настроенной социальной средой осужденных и проявлении соответствующих защитных реакций.
По шкале «Моральная нормативность» среди опрошенных из обеих групп были получены низкие значения (8,8 в экспериментальной и 11,4 в контрольной группах). Выявленные особенности характеризуют личность как слабо ориентированную на соблюдение общепринятых норм поведения, не принимающую и не соблюдающую морально-нравственные нормы социального окружения. Они не всегда могут реально оценивать свою роль в коллективе, что провоцирует возникновение недопонимания со стороны окружающих и конфликты.
В целом, анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Молодые сотрудники плохо адаптированы к условиям профессиональной деятельности, не обладают всем комплексом необходимых профессионально значимых качеств и навыков, что характеризует их как более уязвимых перед негативным воздействием условий и содержания служебной деятельности. В недостаточной степени развиты все показатели адаптационного потенциала (в частности нервно-психическая устойчивость, коммуникативные навыки и моральная нормативность).
Заключение
2. Сотрудники с незначительным стажем службы обладают низкой самооценкой, характеризуются несформированностью образа профессиональной деятельности, непринятием собственных качеств и себя как личности.
3. При взаимодействии с социальным окружением молодые сотрудники стараются проявлять терпимость, принимая субъектов по общению такими какие они есть. В тоже время общения с осужденными не предусматривает установление близких доверительных отношений ввиду высокой криминализации личности и агрессивной направленности по отношению к персоналу учреждения у представителей пенитенциарной социальной среды, что создает определенные трудности в выстраивании конструктивных коммуникаций.
4. Для молодых сотрудников свойственно постоянное ощущение эмоционального дискомфорта в общении, что обусловлено характером служебной деятельности. Они характеризуются низким уровнем саморегуляции функционального состояния и поведения. В связи с этим, сотрудники с непродолжительным стажем службы, нуждаются в большем объеме внимания и помощи со стороны более опытных сотрудников, в полноценной комплексной профессионально-психологической подготовке и сопровождении на начальном этапе служебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьева Е.О., Актуальные психологические проблемы эмоционального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы и современные пути их решения / Е.О. Ананьева, П.В. Ивлиев // прикладная пенитенциарная психология. 2021. № 2(55). С. 126-133.
2. Долтнин А.Ю. Мотивация и стимулирование служебной деятельности сотрудников угловно-исполнительной системы: современное состояние и повышение эффективности // Прикладная юридическая психология, 2015. № 4. С.144-151.
3. Жуковский С.В. Профессиональная адаптация молодого офицера к служебной деятельности: теоретический анализ проблемы // Вестник КГУ. Педагогика. 2019. № 4. С. 40-43.
4. Кириллова, Т.В. Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности / Т.В. Кириллова, С.В. Забегалина // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1(42). С. 6-11.
5. Киселев А.М. Оптимизация адаптации сотрудников правоохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях посредством психологического воздействия // Прикладная юридическая психология. 2019 № 1(46). С. 122-126.
6. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. — Москва: Институт практической психологии, 2016. 400 с.
7. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал, 2016. № 62. С. 18-37.
8. Маклаков А.Г., Сидорова А.А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в ВУЗе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2011. № 2. С. 41-51.
https://mir-nauki.com
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
Патрушин И.А., Арушанян Г.С. Психологические особенности обеспечения профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 82-86.
Пестриков Д.В. Влияние организационной культуры учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на формирование должностной позиции сотрудника // Прикладная пенитенциарная психология. 2017. № 4. С. 83-89.
Рогач В.Г. Характеристика психологического благополучия сотрудников УИС, реализующих профессиональную деятельность в условиях непосредственного взаимодействия с осужденными // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2019. № 2. С. 278-285.
Рогач В.Г., Фетищева Л.М. Характеристика стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях постоянного взаимодействия с осужденными. Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6.
Рожков О.А. Взаимосвязь профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Профилактика профессиональных деформаций, 2012. № 6. С. 61 -69.
Степанова О.Н. Мотивационный компонент в структуре профессиональной адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5.
Харина Н.А. Теоретические и практические основы исследования личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 104-117.
Rogach Vladimir Gennadyvich
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7646-5224
Features of the adaptive potential of the personality of employees of the penitentiary system at the initial stage of official activity
Abstract. Adaptive potential is a set of psychophysiological capabilities of a person in the exercise of professional activity, in particular, in extreme working conditions, as well as features of recovery after stressful situations in the process of work. The structure of adaptive potential by such components as: neuropsychic resistance to external stimuli, which develops tolerance to difficult life situations and prevents the development of stress; self-esteem of the individual, which determines the level of adequacy of perception of their capabilities; a sense of social support; the ability to independently resolve conflicts and conflict situations; experience of social communication, the ability to identify with the group.
The most adaptive psychological characteristics of employees of the penitentiary are strong-willed character, independence and initiative, purposefulness, perseverance, endurance, determination, as well as efficiency in decision-making. This is due to the specifics of working with convicts with varying degrees of criminalization of personality, extreme working conditions, as well as understanding the specifics of interaction with the environment of convicts.
The presented article reflects the results of an empirical study of the features of the adaptive potential of the personality of employees of the penal system at the initial stage of official activity. The generalization of the data obtained in the study allows us to state the insufficient development of the components of the adaptive potential of the individual in the category of employees under consideration. In particular, this was expressed in a low level of neuropsychic stability, a limited range of responses in difficult professional situations, insufficient development of moral normativity and communicative competence, which in conditions of intense extreme exposure will contribute to the transition of the regulation of the functional state and behavior to an emotionally impulsive level.
Keywords: adaptive potential of personality; young employees; neuropsychic stability; conditions of professional activity