УДК 796.072.2
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ НАГРУЗКАМ
Л.И. Костюнина - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова Ульяновск
THE PECULIARITIES OF SPORTSMEN'S ADAPTATION
TO TRAINING LOAD L.I. Kostyunina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk
e-mail: likost@mail.ru
Ключевые слова: закономерности адаптации, двигательная деятельность, регуляторные функции, педагогические условия.
Аннотация. Обоснованы физиологические механизмы адаптационных процессов к тренировочной нагрузке спортсменов в различных видах спорта. Выявлены закономерности и педагогические условия успешной адаптации организма к мышечной деятельности: создание внешней развивающей среды; развитие мотивационной сферы; совершенствование интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств спортсменов; обеспечение согласованности двигательных и вегетативных функций; повышение уровня развития двигательно-координационных качеств.
Key words: regularities of adaptation, motor activity, regulatory functions, pedagogical conditions.
Summary: Physiological mechanisms of adaptive process to sportsmen's training load in various sports are substantiated. The article reveals the regularities and pedagogical conditions of successful adaptation of an organism to muscular activity: creation of external developing environment; development of motivational area; improvement of intellectual, morally volitional and moral qualities of sportsmen; ensuring coordination of motor and vegetative functions; rise in development standards of motor and coordination qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение тренировочной нагрузки связано с вовлечением и реализацией всех ресурсов жизнедеятельности организма. Каждый моторный акт сопровождается включением соответствующих физиологических механизмов и биохимических процессов, происходящих в мышцах, что обусловливает выход на новый уровень функционирования. Результатом направленной, хорошо мотивированной и осознанной спортивной деятельности является повышение показателей двигательно-координационных качеств; формирование разнообразных двигательных умений и навыков, обеспечивающих усвоение сложных технических действий.
Скорость и характер адаптационных процессов детерминированы рядом факторов, среди которых ведущее место принадлежит наследственности; уровню физической подготовленности, сформированности мотивационной сферы; соответствию целей и задач спортивной подготовки физическому развитию и функциональным показателям организма
спортсмена [1, 2, 4, 5, 6].
Целью данного исследования является выявление закономерностей адаптации к тренировочным нагрузкам.
Задачи: теоретическое и методическое обоснование значимости учета закономерностей, педагогических условий успешной адаптации организма к мышечной деятельности.
Эффективным направлением успешной адаптации к специальным тренировочным нагрузкам является изменение характера ее воздействия на организм в соответствии с состоянием и возможностями спортсмена. Большое значение при этом имеет предварительная подготовка к предстоящей мышечной деятельности, обеспечивающая необходимые изменения функциональных систем, увеличение легочной вентиляции, частоты сердечных сокращений, повышения обмена веществ и др., способствующие увеличению мобилизационных возможностей организма [4].
Длительность адаптации в значительной мере зависит от физического и психоэмоционального состояния спортсмена. Это обусловливает необходимость создания условий выполнения: двигательных актов, обеспечивающих положительный психологический настрой. Решение задачи выбора адекватных педагогических воздействий на организм, успешной адаптации организма к предлагаемым тренировочным нагрузкам возможно путем:
- создания двигательного образа усваиваемого моторного акта, направленного на осознание особенностей его структурного содержания и предварительной разработки алгоритма его выполнения;
- выявления и применения системы дополнительных и вспомогательных физических упражнений, сходных по своей структуре с техническими действиями;
- формирования необходимого уровня понимания их значимости для повышения технической подготовки атлета;
- использования соответствующих тренажеров и технических средств обучения, моделирующих характер двигательной деятельности спортсмена.
Одно из фундаментальных положений физиологии спорта, раскрывающее сущность активно-приспособительной деятельности спортсмена заключается в том, что при построении моторного акта эффективность решения поставленной двигательной задачи определяется вариативностью движений. Четко организованные двигательные действия, составляющие содержание технических приемов, способствуют их более быстрому и качественному усвоению благодаря высокой вариативности дополнительных и вспомогательных физических упражнений, отвечающих особенностям и возможностям атлета [П.К. Анохин; Н.А. Бернштейн; В.В. Гожин и др.].
Выполнение подготовительных и подводящих двигательных действий способствует возникновению специфической для данной спортивной деятельности доминанты, обеспечивающей координацию физиологических процессов в организме [5]. Наличие разнообразных вариантов физических упражнений обусловливает возможность выбора наиболее эффективных, позволяющих технически правильно выполнить ведущий структурный элемент изучаемого сложного двигательного действия.
Большая роль при адаптации принадлежит регуляторной функции. Чем активнее мышцы, тем существеннее характер изменений в физиологических системах и органах.
В процессе двигательной деятельности успешнее контролируются пространственные параметры движений частей и звеньев тела, и хуже величина мышечного напряжения, что обусловливает нечеткое воспроизведение заданного мышечного усилия и возникновение ошибок. В.С. Фарфель (1975), объясняет это тем, что раздражение рецепторов суставов лучше воспринимается сознанием человека, чем раздражение рецепторов мышц и сухожилий [6].
Под воздействием систематической тренировочной нагрузки у спортсменов повышается мышечная чувствительность, благодаря чему квалифицированный бегун на
короткие дистанции более жестко ставит ногу на опору и выполняет отталкивание в более короткий промежуток времени. При повышении мышечной чувствительности формируется способность к различению временных интервалов между моторными актами, что позволяет боксеру быстрее реагировать на первые движения противника, более четко прогнозировать двигательные действия и выстраивать собственный алгоритм движений. В спортивной аэробике повышение мышечной чувствительности способствует совершенствованию индивидуального двигательного ритма танцевальных и прыжковых движений, создает условия для их более совершенной формы.
Эффективность функций двигательной сенсорной системы в процессе спортивной тренировки обусловлена степенью восприятия и усвоения информации, поступающей в центральную нервную систему через данный анализатор. Висцеральная сенсорная система также имеет большое значение при мышечной нагрузке. На внутренних органах расположены рецепторы висцеральной сенсорной системы. Сдвиги в их состоянии, обусловленные воздействием тренировочной нагрузки, способствуют изменению характера сигналов в центральную нервную систему. Это обеспечивает изменение нервной и нейрогуморальной регуляции деятельности сердца, обмена веществ и т.д.
Усиление афферентных импульсов способствует изменению функционального состояния соответствующих центров и обеспечивает более полную мобилизацию резервных возможностей организма, который является саморегулирующейся системой. Это предъявляет высокие требования к восприятию и переработке информации, поступающей от сенсорных систем, особенно в процессах тонкой регуляции двигательных функций. Сигналы, поступающие в центральную нервную систему через анализаторы, обеспечивают регуляцию функций в организме, обусловливая новые виды реакций или коррекцию двигательной деятельности [1, 2, 5].
Адаптация систем организма к мышечной нагрузке осуществляется условно-рефлекторным путем, при этом происходит изменение функционального состояния большого количества нервных центров и? следовательно, межцентральных взаимоотношений. В начале тренировочной нагрузки по механизму отрицательной индукции из-за сильного возбуждения двигательных центров возникает торможение, постепенно сменяющееся возбуждением, обусловливающим повышение работоспособности [1, 2, 4, 5].
Для организма спортсмена характерна готовность к работе различных физиологических систем в разное время. Двигательный аппарат благодаря более высокой возбудимости и лабильности требует меньше времени для подготовки к активной мышечной деятельности, по сравнению с вегетативными системами. Так; в беге на 100м спортсмен достигает максимальной скорости на 5-6 секунде, Мышцы спринтера адаптированы к работе в анаэробных условиях, при этом интенсивность восстановления АТФ имеет решающее значение для поддержания скорости для преодоления дистанции.
В боксе оптимальный двигательный ритм технических действий устанавливается к концу первого раунда. В спортивной аэробике легкость и свобода движений появляются к концу первой минуты выступления.
Длительность и характер адаптации организма к тренировочной нагрузке определяются ее объемом и интенсивностью, показателями физической и технико-тактической подготовленности, функциональным и психоэмоциональным состоянием спортсмена. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать следующие закономерности адаптации к мышечной работе:
- постепенное повышение работоспособности организма;
- возникновение специфической для конкретного вида спортивной деятельности доминанты, обеспечивающей координацию физиологических процессов;
- постепенное уравновешивание возбудительно-тормозных нервных центров;
- гетерохронность настраивания на активную мышечную работу различных систем организма и развития качественных сторон двигательной деятельности.
Результаты нашей работы позволили выявить ведущие педагогические условия успешной адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам:
1. Создание внешней развивающей среды: применение тщательно продуманных обучающих и тренирующих воздействий со стороны спортивного педагога обеспечивает постепенное увеличение мышечной нагрузки. Использование дополнительных и подготовительных физических упражнений, сходных по структурному содержанию с ведущими техническими приемами способствует формированию необходимых двигательных умений и навыков. Применение разнообразных форм двигательной активности повышает психоэмоциональное состояние, формирует и поддерживает устойчивый интерес к избранному виду спорта. Внедрение новых педагогических технологий в процессе спортивной подготовки, тренажеров, аппаратурных средств обучения и контроля обеспечивает повышение показателей тренированности.
2. Развитие мотивационной сферы: трансформация личностно-ориентированных мотивов в социально значимые позволяет использовать мощные педагогические стимулы активизации интеллектуальной и двигательной деятельности спортсмена как главного условия достижения перспективной цели.
3. Совершенствование интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств спортсменов необходимо рассматривать в качестве важного фактора повышения общего уровня культуры; формирования потребности в общемировых ценностях физической культуры и спорта; понимания значимости повышения своего спортивного мастерства как общественного долга в ответ на усилия тренера и других специалистов по спорту, затраты государства на их спортивную подготовку.
4. Обеспечение согласованности двигательных и вегетативных функций: совершенствование регуляторных систем обеспечения физиологических процессов является ведущим условием роста тренированности атлета.
5. Повышение уровня развития двигательно-координационных качеств: формирование двигательных умений и навыков, усвоение техники физических упражнений, составляющих содержание избранного вида спорта, требует определенного уровня развития мышечной силы, быстроты, выносливости, равновесия и других качественных сторон двигательной деятельности. С ростом спортивного мастерства показатели двигательно-координационных качеств улучшаются.
Разработанная нами методика была ориентирована на учет особенностей адаптации организма к мышечной работе и реализацию выявленных нами педагогических условий. В экспериментальных группах тренировочные занятия начинались с применения разметок и ориентиров, ставящих спортсмена в условия, требующих выполнения двигательных заданий в точном соответствии с заданными параметрами. Так, бегуны-спринтеры во время разминки для формирования прямолинейности бега выполняли различные беговые задания с установкой на постановку стоп на одну линию; для самоконтроля амплитуды колебаний тела в боковом направлении использовали выполнение беговых упражнений в коридоре между двумя лентами, натянутыми на высоте и ширине плеч и т.д.
Боксеры, отрабатывая индивидуальную технику различных вариантов выполнения атакующих ударов, поочередно правой и левой рукой выполняли удары в заданный квадрат, нанесенной разметки рта на боксерское чучело.
В спортивной аэробике спортсменки усваивали ведущие характеристики танцевальных и прыжковых упражнений, передвигаясь по разметке, нанесенной на полу спортивного зала. Для формирования оптимального двигательного ритма занимающиеся выполняли движения под звуки метронома; перемещались по площадке по всем направлениям: по кругу, диагонали, прямой линии; дуге, отмеченным белой краской.
Для развития и совершенствования мотивационной сферы спортсменам разъяснялось, что спорт является видом деятельности, обеспечивающим духовно-нравственное и физическое развитие, мобилизующим интеллектуальные и морально-волевые качества для
достижения поставленной цели. Эти навыки переносятся на другие виды деятельности, что позволяет рассматривать спорт в качестве своеобразной школы жизни. Высокие спортивные результаты способствуют укреплению престижа страны, что повышает самооценку спортсмена. Это дает возможность рассматривать занятия спортом с государственных позиций, что способствует преобразованию личностно ориентированных мотивов в социально-значимые.
В экспериментальных группах ставились задачи по совершенствованию интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств. Для их реализации регулярно применялись разнообразные двигательные и интеллектуальные задания, требующие проявления четкого восприятия, внимания, двигательной памяти, анализа двигательных действий. Постановка проблемной цели способствует проявлению самостоятельности, инициативы, ответственности и других свойств личности. Согласованность двигательных и вегетативных функций является важным условием успешной адаптации организма к тренировочной нагрузке.
В процессе мышечной деятельности сердечный ритм достигает максимального уровня к концу первой минуты. Увеличение систолического объема крови при выполнении физических упражнений происходит одновременно с учащением сердечного ритма. Усиление дыхательных функций происходит в течение нескольких минут, поэтому очень важно в разминку включать серию дыхательных упражнений. При увеличении интенсивности мышечной деятельности происходит усиление функциональных показателей. В процессе адаптации организма происходит изменение функционального состояния нервных центров, возбуждение которых обеспечивает повышение работоспособности.
В экспериментальных группах тщательно подбирались упражнения для предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата и физиологических систем организма, обеспечивалось постепенное увеличение их координационной сложности, учитывалось их влияние на организм.
В спортивной деятельности рост результатов существенно зависит от показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, точности движений, гибкости, равновесия и других двигательно-координационных качеств, обусловливающих формирование двигательных умений и навыков, необходимых для усвоения техники ведущих элементов.
В боксе ведущими качественными сторонами двигательной деятельности являются скоростно-силовые, специальная выносливость, ловкость, равновесие и точность двигательных действий; в беге на короткие дистанции - скоростно-силовые, выносливость, двигательный ритм, устойчивость тела и др. В спортивной аэробике определяющая роль принадлежит мышечной силе и быстроте, прыгучести, гибкости, равновесию, пластичности, ритмичности. Более высокие показатели двигательно-координационных качеств, а также характер мышечной работы, индивидуальные особенности, психоэмоциональное и функциональное состояние спортсмена определяют длительность адаптации организма к тренировочной нагрузке.
Использование данных педагогических условий в экспериментальных группах существенно повысило скорость врабатывания спортсменов к предстоящей тренировочной нагрузке и их работоспособность. Так, результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальных группах количество выполняемых физических упражнений в основной части тренировочного занятия по сравнению с контрольными группами увеличилось на 12,3%; интенсивность двигательных действий, измеряемая по количеству выполняемых моторных актов в одну минуту, возросла на 9,7%; работоспособность, определяемая по характеру и количеству выполняемых двигательных действий в заключительной части повысилась на 8,4%.
Таким образом, построение учебно-тренировочного процесса с учетом закономерностей адаптации организма к тренировочным нагрузкам и педагогических
условий, обеспечивающих ускорение адаптации, показало целесообразность и эффективность такого подхода к организации спортивной подготовки.
Литература
1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1980.
- 197 с.
2. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М. : Медгиз, 1947. - 254 с.
3. Гожин, В.В. Вариативность и двигательная одарённость в спорте : теоретические и методологические аспекты / В.В. Гожин. - М. : МНПИ, 1998. - 207 с.
4. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М. : Медицина, 1988. - 256 с.
5. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. - СПб. : Питер, 2002. - 448 с.
6. Фарфель, B.C. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. - М. : Физкультура и спорт, 1975. -
208 с.
Literature
1. Anohin, P.K. The key questions of the functional system theory / P.K. Anohin. - M. : Science, 1980. -
197 p.
2. Bernstein, N.A. The Construction of Motions / N.A. Bernstein. - M. : Medgiz, 1947. - 254 p.
3. Gozhin, V.V. Variability and motor endowments in sports: theoretical and methodological aspects / V.V. Gozhin. - M. : MNPI, 1998. - 207 p.
4. Meerson, F.Z. Adaptation to stressful situations and physical activity / F.Z. Meerson, M.G. Pshennikova. -M. : Medicine, 1998. - 256 p.
5. Ukhtomsky, A.A. The Dominant / A.A. Ukhtomsky. - SPb. : Saint-Petersburg, 2002. - 448 p.
6. Farfel, V.S. Motion Control in Sports / V.S. Farfel. - M. : Physical Culture and Sports, 1975. - 208 p.
Статья выполнена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20010-2011 годы) по теме: «Физическая культура и спорт -средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи. № 1.2.10.
The article was supported by the analytical departmental target program "The Development of Scientific Potential of High School (2010-2011 years) on topic:" Physical Culture and Sports as a means of physical, spiritual and moral development of pupils and students". No. 1.2.10.
Статья поступила в редакцию 10.09.2011 г.