Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ К КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ К КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная социальная защита / изменение климата / устойчивость / уязвимые группы населения / борьба с бедностью / adaptive social protection / climate change / resilience / vulnerable populations / poverty reduction

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

Меры социальной защиты являются жизненно важным компонентом стратегии адаптации населения к изменению климата, обеспечивая поддержку уязвимых социальных групп в условиях увеличения числа экстремальных погодных явлений. Современные подходы в сфере социальной защиты при их последовательной интеграции в более широкую политику реагирования на природные аномалии могут сыграть важную роль в снижении негативного влияния последствий стихийных бедствий. В качестве примера такого подхода в статье рассматривается концепция адаптивной социальной защиты и особенности ее практической реализации, а также возможные направления совершенствования систем социальной защиты для повышения их эффективности в условиях изменения климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of adaptation of social protection of the population to climate change

Social protection measures are a vital component of climate change adaptation strategies, supporting vulnerable social groups in the face of increasing extreme weather events. Modern social protection approaches, when consistently integrated into broader disaster response policies, can play an important role in reducing the impact of natural disasters. As an example of such approach the article considers the concept of adaptive social protection, features of its practical implementation and possible directions for improving social protection systems to increase their effectiveness in the context of climate change.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ К КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

УДК 304.4

DOI 10.31249/espr/2024.01.09

О.Н. Пряжникова*

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ К КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ

Аннотация. Меры социальной защиты являются жизненно важным компонентом стратегии адаптации населения к изменению климата, обеспечивая поддержку уязвимых социальных групп в условиях увеличения числа экстремальных погодных явлений. Современные подходы в сфере социальной защиты при их последовательной интеграции в более широкую политику реагирования на природные аномалии могут сыграть важную роль в снижении негативного влияния последствий стихийных бедствий. В качестве примера такого подхода в статье рассматривается концепция адаптивной социальной защиты и особенности ее практической реализации, а также возможные направления совершенствования систем социальной защиты для повышения их эффективности в условиях изменения климата.

Ключевые слова: адаптивная социальная защита; изменение климата; устойчивость; уязвимые группы населения; борьба с бедностью.

Для цитирования: Пряжникова О.Н. Особенности адаптации социальной защиты населения к климатическим изменениям // Экономические и социальные проблемы России. - 2024. - № 1. - C. 145-157.

O.N. Pryazhnikova Features of adaptation of social protection of the population to climate change

Abstract. Social protection measures are a vital component of climate change adaptation strategies, supporting vulnerable social groups in the face of increasing extreme weather events. Modern social protection approaches, when consistently integrated into broader disaster response policies, can play an important role in reducing the

* Пряжникова Ольга Николаевна, научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (Москва, Россия); olga.priazhnikova@inion.ru

Pryazhnikova Olga, Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) olga.priazhnikova@inion.ru

145

impact of natural disasters. As an example of such approach the article considers the concept of adaptive social protection, features of its practical implementation and possible directions for improving social protection systems to increase their effectiveness in the context of climate change.

Keywords: adaptive social protection; climate change; resilience; vulnerable populations; poverty reduction.

For citation: Pryazhnikova O.N. Features of adaptation of social protection of the population to climate change // Economic and Social Problems of Russia. - 2024. -N 1. - P. 145-157.

Введение

Риски, вызванные стихийными бедствиями, климатическими изменениями и социально-экономическими кризисами, становятся все более разнообразными и влекут за собой значительные негативные последствия для населения, включая рост бедности, снижение продовольственной безопасности, уменьшение средств к существованию и т.д. Например, анализ ситуации в Мексике в 2000-2005 гг. показал, что наводнения и засухи повышают уровень бедности на 1,5-3,7% ежегодно. Исследование эффектов засухи в Эквадоре с 1970 по 2007 г. выявило, что засухи увеличивают уровень бедности в среднем на 2% в год [Unbreakable ... , 2017, p. 65].

Домохозяйства с низким уровнем доходов, как правило, особенно уязвимы к воздействию разного рода потрясений. По оценкам ОЭСР, к 2030 г. в связи с изменением климата в мире будет подвержено опасностям кризисных ситуаций 325 млн человек с низкими доходами, большинство из которых проживают в Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары [States of Fragility ... , 2018]. Помимо непосредственных разрушений вследствие стихийных бедствий природные аномалии способствуют росту бедности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Анализ разнообразных рисков улучшает понимание потенциальных последствий природных бедствий. Риск в социально-экономическом контексте принято определять как «потенциальное неблагоприятное воздействие на сообщества в результате опасностей (hazards), возникающих ввиду незащищенности (exposure) и уязвимости (vulnerability)» [Climate and disaster ... , 2022, p. 13]. Опасности определяются как потенциально вредные события, вызванные природными процессами и явлениями. Под незащищенностью обычно понимают физическое присутствие в месте, где может возникнуть опасность, людей, материальных объектов, экономических, институциональных и экологических ресурсов, а также организованных видов деятельности, в том числе связанных с предоставлением государственных услуг и обеспечением жизнедеятельности населения. Уязвимость принято рассматривать как вероятность (предрасположенность) людей, активов и тех или иных видов деятельности быть подвергнутыми единичным или множественным опасностям. Степень уязвимости, таким образом, зависит от вероятности того, что какое-либо сообщество

146

подвергнется той или иной опасности. Уязвимость также зависит от потенциала сообщества в краткосрочном периоде преодолеть последствия ущерба, причиненного в результате опасного события, и адаптивного потенциала по предотвращению ситуаций опасности или уменьшению наносимого ими вреда в долгосрочном периоде [Climate and disaster ... , 2022, p. 13].

Исследования показывают, что с одной стороны, бедность является одним из ключевых факторов, повышающих уязвимость населения к природным катастрофам. С другой стороны, стихийные бедствия способствуют росту бедности, оказывая заметное воздействие на повышение уровня бедности по множеству каналов, включая прямое негативное влияние на доходы, благосостояние, получение образования и здоровье населения, а также отрицательное косвенное воздействие на уровень сбережений и инвестиционное поведение людей [Unbreakable ... , 2017, p. 63].

Во-первых, природные бедствия увеличивают бедность, замедляя (по крайней мере, в краткосрочной перспективе) экономический рост, представляющий собой основной драйвер роста доходов и благосостояния населения.

Во-вторых, наблюдается негативное воздействие стихийных бедствий на образование (особенно в развивающихся странах Африки, Азии, Латинской Америки). Так, по оценкам специалистов, в африканских регионах, страдающих от засухи, показатели поступления в учебные заведения вследствие аномальных климатических явлений снижаются в среднем на 20% в краткосрочном периоде [Unbreakable ... , 2017, p. 72].

В-третьих, стихийные бедствия оказывают негативное воздействие на здоровье людей как напрямую, так и косвенно. Например, после наводнения в Бангладеш в 2004 г. вспыхнула эпидемия холеры и было зарегистрировано более 17 тыс. случаев диареи. Косвенные негативные эффекты для здоровья населения обусловлены снижением потребления после стихийных бедствий. В странах Африки к югу от Сахары бедные домохозяйства реагируют на погодные потрясения, сокращая качество питания (в том числе для детей) и количество обращений в медицинские учреждения (в том числе по поводу лечения больных детей). Это имеет краткосрочные и долгосрочные негативные последствия для здоровья, особенно для детей младше двух лет [Unbreakable ... , 2017, p. 73].

В-четвертых, важным фактором снижения благосостояния ввиду стихийных бедствий является сокращение инвестиций в разного рода активы домохозяйств в связи с высокими рисками понести ущерб в результате погодных аномалий. Когда у людей нет возможности адаптации к природным рискам, они склонны вести несколько видов экономической деятельности с низким уровнем риска (распределяя таким образом риски) и сокращать свои инвестиции (тем самым уменьшая отдачу от активов и доходы в целом).

Высокая уязвимость к кризисным явлениям именно бедных домохо-зяйств обусловлена отсутствием у них сбережений, ограниченным доступом к финансовым и страховым услугам, иногда и к системе социальной

147

защиты. Это во многом ограничивает их способности справиться с последствиями потрясений. Чтобы поддержать жизнеспособность в краткосрочном периоде после той или иной шоковой ситуации, наиболее бедные домохозяйства часто обращаются к негативным стратегиям выживания. Например, они могут забрать детей из школы и направить их на работу для получения дополнительного дохода для домохозяйства; брать кредиты под высокие проценты; продавать имущество, в том числе производственные активы, и т.д. В краткосрочном периоде подобные «стратегии вы-живания» могут быть эффективны, но в долгосрочном - они подрывают усилия по борьбе с бедностью и негативно влияют на человеческий капитал.

Во многих странах мира центральным компонентом стратегий, нацеленных на увеличение доходов бедных домохозяйств и на защиту уязвимых групп населения от разнообразных потрясений, угрожающих потерей или сокращением средств к существованию, являются программы социальной защиты. По некоторым оценкам, подобные программы в настоящее время охватывают более 2 млрд человек во всем мире [2022 Global Food ... , 2022, p. 59].

В настоящей статье рассматривается современный подход к поддержке населения в условиях серьезных рисков, связанных с последствиями изменения климата, а именно - адаптивная социальная защита (АСЗ). АСЗ представляет собой интегрированную модель для решения посредством социальной защиты ряда социально-экономических проблем, возникающих по причине изменения климата.

Основные элементы концепции АСЗ

АСЗ представляет собой комплексный подход к построению систем социальной защиты, которые способны повысить устойчивость уязвимых домохозяйств к различным потрясениям, включая стихийные бедствия и климатические аномалии, а также в условиях вынужденных перемещений и эпидемий / пандемий.

Главные элементы концепции АСЗ представлены в докладе Всемирного банка «Адаптивная социальная защита: Повышение устойчивости к потрясениям» [Adaptive social protection ... , 2020]. По определению ООН: «Устойчивость - это способность системы, сообщества или общества, подвергающихся опасности, сопротивляться им, адаптироваться, приспосабливаться к их последствиям и восстанавливаться после них своевременно и эффективно, в том числе посредством сохранения и восстановления основных базовых структур и функций» [UNISDR ... , 2009, p. 10]. В контексте социальной защиты устойчивость принято рассматривать как «способность домохозяйств подготовиться к потрясениям, справиться с ними и адаптироваться к ним» [Adaptive social protection ... , 2020, p. 6]. Обладая подобной устойчивостью, население уменьшает риски снижения благосостояния и роста бедности в результате потери доходов.

148

В рамках АСЗ социальная защита в виде мер по снижению уязвимости призвана сыграть решающую роль в уменьшении и / или смягчении негативного воздействия изменения климата и стихийных бедствий на благосостояние людей. В основе политики повышения устойчивости в кризисных ситуациях находятся инвестиции со стороны государства в инструменты реализации АСЗ. Этот подход объединяет: 1) программы социальной помощи, предполагающие денежные переводы для поддержания уровня доходов бедных домохозяйств; 2) предоставление гуманитарной помощи в виде адресной единовременной помощи домохозяйствам, которые испытывают наибольший шок; 3) инвестиционные стратегии по снижению риска от вероятных будущих потрясений.

Таким образом, АСЗ - концепция, сочетающая социальную защиту, стратегии снижения риска стихийных бедствий и меры по адаптации к изменению климата. Объединив три цели, АСЗ создает основу для повышения эффективности мер социальной защиты с точки зрения обеспечения устойчивости населения к рискам стихийных бедствий и изменения климата. Потенциально синергический эффект рассматриваемого подхода создает возможности не только для ответа на вызовы климатических аномалий в краткосрочной перспективе, но и позволяет уменьшать подверженность населения рискам в разнообразных кризисных ситуациях в долгосрочном периоде.

Основные направления и инструменты АСЗ

Первое направление АСЗ представляет собой так называемую информационную подготовку к возможному кризису. Оно предполагает получение уязвимыми слоями населения доступа к информации о вероятных рисках, способных подорвать их благосостояние; о факторах, определяющих их уязвимость; вариантах действий в краткосрочном и долгосрочном периоде для снижения уязвимости и формирования навыков адаптации к последствиям возможных кризисов [Adaptive social protection ... , 2020, p. 3]. В рамках данного направления формируется способность домохо-зяйств предвидеть и подготовиться к той или иной шоковой ситуации и предпринять ряд упреждающих действий, направленных на предотвращение или сокращение ее негативного воздействия, а также минимизацию уязвимости к ней. Важный компонент первого этапа АСЗ - это программы обучения «жизненным навыкам»1. Они улучшают понимание потенциального влияния изменений климата на средства к существованию и обучают методам предотвращения связанных с этим неблагоприятных последствий

1 Обучение жизненным навыкам (livelihood training) - это обучение людей наилучшим образом использовать разнообразные ресурсы (доходы, домашний скот, земельные угодья, инструменты и оборудование, профессиональное образование, социальные сети и т.д.) в целях повышения устойчивости своей жизнедеятельности.

149

и навыкам адаптации к ним. Кроме того, данные программы углубляют знания участников в области санитарии, культуры питания и гигиены, а также положительно влияют на психосоциальное благополучие [Enhancing ... , 2023, p. 668].

В рамках второго направления АСЗ реализуется набор мер, помогающих населению справиться с шоком кризисной ситуации и минимизировать его воздействие на благосостояние домохозяйств, наиболее уязвимых к климатическим рискам и обладающих низким уровнем адаптивной способности. Цель этого этапа АСЗ - поддержать население в решении проблем, связанных с климатическими потрясениями, применяя различные копинг-стратегии. С помощью последних отдельные индивиды и домохозяйства могут смягчить негативные эффекты потрясений на свои доходы и возможность удовлетворять базовые потребности.

В краткосрочном периоде после стихийного бедствия актуально применение таких мер защиты населения как социальные трансферты для поддержания базового уровня потребления в виде предоставления продуктов питания и / или денежных средств, а также запуск программ общественных работ для стабилизации занятости и доходов. Главной целью подобных мер является повышение устойчивости домохозяйств путем увеличения активов, которые можно использовать для сохранения уровня благосостояния [Enhancing ... , 2023, p. 667].

Параллельно необходимо осуществлять также «профилактические» меры, стимулирующие стратегии населения по преодолению кризиса. Они включают социальную поддержку, направленную на диверсификацию источников доходов; продвижение практик индексного страхования1 сельскохозяйственных животных и урожая сельскохозяйственных культур от негативного влияния погодных аномалий, а также привлечение населения к участию в программах пенсионного страхования [Promoting ... , 2013, p. 35]. Таким образом, повышаются возможности домохозяйств аккумулировать сбережения и расширяется доступ населения к инструментам социальной защиты.

Так, анализ продвижения программ индексного страхования в Мексике подтвердил, что они не только помогают компенсировать потери от засухи, но и напрямую увеличивают производительность мелких фермеров, позволяя им преодолеть кредитные ограничения и осуществлять инвестиции в оборудование и удобрения. В результате наблюдается рост объемов сельскохозяйственного производства и урожайности, так как

1 Индексное страхование - это форма страхования, которая предусматривает страховые выплаты на основании изменения уровня специально построенного индекса, а не на оценке ущерба, нанесенного объекту страхования. Индексное страхование урожая учитывает частоту наступления отдельных неблагоприятных погодных случаев, их масштабы и интенсивность. Оно предполагает выплаты на каждую единицу урожая, недополученную вследствие природных явлений.

150

застрахованные фермеры больше инвестируют в более рискованные и более урожайные методы растениеводства [Unbreakable ... , 2017, p. 78].

Целью третьего направления АСЗ является адаптация к шокам и уменьшение уязвимости населения к потрясениям в долгосрочной перспективе. Способность социальных систем адаптироваться к многочисленным долгосрочным и потенциальным климатическим рискам, а также к жизни после природных катастроф реализуется путем стабилизации получаемых населением доходов. Благодаря устойчивости доходов население более склонно делать накопления и сохранять разнообразные активы до-мохозяйств на протяжении более продолжительного периода времени. Для расширения возможностей получения дохода и поддержки благосостояния бедных и уязвимых домохозяйств в рамках АСЗ на долгосрочной основе помимо денежных выплат осуществляются программы обучения, повышения квалификации и создания новых рабочих мест.

Сохранить уровень благосостояния во многом помогает информирование населения об альтернативных стратегиях получения средств к существованию в меняющихся условиях [Adaptive social protection ... , 2020, p. 120]. Эта мера стимулирует население диверсифицировать источники получения дохода, особенно если текущие источники с большой вероятностью будут недоступны в ситуации кризиса. Кроме того, на этом этапе АСЗ целью является формирование базы активов домохозяйства (производственных, финансовых и активов, связанных с созданием человеческого капитала), облегчающих адаптацию к новым условиям жизни или дающих возможность переезда семей из регионов с высокими или растущими рисками природных катастроф. Иногда единственным способом адаптации может быть именно перемещение и запланированная миграция [Adaptive social protection ... , 2020, p. 4].

Важно отметить, что реализация мер АСЗ способствует прогрессивной трансформации социальной среды и продвижению социальной справедливости. Благодаря расширению доступа к финансовым ресурсам бедное население получает возможность пользоваться активами, например, в виде арендованной земли и сельскохозяйственного оборудования. Кроме того, программы АСЗ могут служить платформой и для других, не связанных с социальной защитой, мер реагирования на изменение климата, таких как улучшение доступа к программам по поддержке сельского хозяйства, к услугам здравоохранения и т.п. Таким образом, в рамках АСЗ реализуются права уязвимых социальных групп, что снижает социальную дискриминацию [Promoting ... , 2013, p. 40]. Трансформационный потенциал АСЗ заложен в основной цели данной стратегии - изменить паттерн функционирования домохозяйства, чтобы обеспечить «выживание» его членов и домохозяйства в целом в долгосрочной перспективе. Поскольку целевые меры АСЗ охватывают в большей степени бедные домохозяйства, это придает реагированию на изменение климата более инклюзивный характер [2022 Global Food ... , 2022, p. 60].

151

В целом реализация АСЗ нацелена на достижение двух целей: первая - смягчение последствия потрясений, а вторая - сокращение бедности.

Особенности практической реализации АСЗ

Большинство национальных систем социальной защиты, независимо от уровня их развития и специфики соответствующих стратегий, предполагают одни и те же этапы реализации программы социальной поддержки населения: оценка, регистрация, предоставление помощи и мониторинг. В контексте предоставления АСЗ все они имеют некоторые особенности.

На этапе оценки определяются потенциальное право индивидов на получение помощи. Он включает процессы информирования населения, прием заявок и регистрацию претендентов на получение помощи, а также процедуры оценки потребностей потенциально подходящих домохо-зяйств и отдельных физических лиц. В кризисных ситуациях каналы связи могут нарушаться, что затрудняет распространение информации. Например, если цифровая связь прерывается, целесообразно сосредоточить усилия на информировании населения посредством личных контактов с персоналом социальных служб. Кроме того, после стихийного бедствия, как правило, необходимо собрать дополнительную информацию, используя опросы жителей и регистрацию вновь возникших потребностей в социальной помощи по требованию. Также после стихийного бедствия может возникнуть необходимость изменить местонахождение и количество офисов социальных служб, в том числе развернуть временные регистрационные офисы для облегчения процедур регистрации получателей АСЗ. При оценке потребностей населения в получении помощи из-за стихийного бедствия встает необходимость внесения изменений в критерии участия в программе АСЗ, например, принимая в расчет показатель нанесенного домохозяйству ущерба [Adaptive social protection . , 2020, p. 129].

На этапе регистрации получателей АСЗ может возникнуть ряд трудностей, так как в результате стихийного бедствия и вынужденного перемещения бенефициары могут утратить свои удостоверения личности и другие документы. Это требует оперативной организации перевыпуска документов. В каждом конкретной кризисной ситуации, возможно, потребуется изменить стандартные пакеты льгот и помощи. Например, там, где поддержка предоставляется в форме выплаты наличных денежных средств, важно убедиться, что предоставляемой суммы достаточно на приобретение необходимого количества продуктов питания для конкретного домохозяйства. То же самое касается и помощи, предоставляемой в натуральной форме, -ее должно быть достаточно для удовлетворения потребностей в питании получателей [Adaptive social protection ... , 2020, p. 131].

152

При организации доставки помощи отобранным категориям населения в период после кризиса необходимо учитывать ряд обстоятельств. В случае разрушительных катастроф денежные выплаты и другие процессы предоставления льгот могут быть нарушены. Например, офисы банков и других поставщиков платежных услуг могут быть разрушены или недоступны для части населения, а отсутствие мобильной связи может повлиять на доступ к мобильным деньгам. Поэтому в случае стихийных бедствий важно оперативно оценить наличие и состояние платежной инфраструктуры и механизмов предоставления пособий, их удобство и доступность бенефициарам, а также такие характеристики, как скорость функционирования, прозрачность, вероятность возникновения ошибок и т.п. Для адаптации оказания социальной защиты к кризисным условиям возможен временный переход на «ручной режим» выплаты наличных денег, если доставка электронных платежей невозможна [Adaptive social protection . , 2020, p. 132].

В целом, чтобы быть эффективными в кризисной ситуации, системы социальной защиты должны стать более адаптивными. Такие меры, как содействие координации и интеграции между традиционной социальной помощью, деятельностью гуманитарных организаций и подходами соответствующих служб к снижению риска в результате стихийных бедствий повышает устойчивость всей системы социальной защиты. В ситуации природной аномалии программы социальной защиты должны быть оперативно скорректированы в зависимости от типа шока. Это предусматривает: 1) «вертикальное расширение», то есть увеличение размера или частоты выплат существующим бенефициарам программы, если они подвергаются риску; 2) «горизонтальное расширение» для обеспечения выплаты новым (ранее не участвовавшим в программах) уязвимым домохозяйствам; 3) использование уже существующих административных структур и каналов коммуникации для предоставления разнообразных актуальных видов помощи [2022 Global ... , 2022, p. 63].

Целью заключительного этапа оказания социальной помощи является проведение мониторинга получения платежей, проверка соответствия бенефициаров условиям, необходимым для получения помощи, регистрация жалоб и т.п. В результате природных бедствий офисы соответствующих служб и каналы связи могут быть повреждены, а также возможно сокращение штата сотрудников социальных служб, которые сами могут оказаться среди пострадавших. Это создает трудности для проведения операций мониторинга АСЗ. Дополнительные сложности могут возникнуть из-за необходимости включения в программу социальной поддержки новых бенефициаров и введения новых временных параметров оказания помощи. Подобные проблемы можно решить путем привлечения к работе персонала из других (не пострадавших от бедствия) регионов [Adaptive social protection ... , 2020, p. 133].

153

Направления совершенствования социальной защиты в условиях негативных климатических изменений

Качественные данные и информация лежат в основе программ АСЗ, так как они необходимы для понимания природных рисков и уязвимости к ним домохозяйств. Системы социальной защиты должны получать информацию в режиме регулярно обновляемых прогнозов климатических изменений, чтобы разработать хорошо спланированные, своевременные и целевые меры поддержки населения.

Совершенствование информационной поддержки АСЗ требует межсекторального и межведомственного подхода к сбору, обмену и анализу данных. При этом местные сообщества могут внести свой вклад в улучшение понимания пространственной локализации риска стихийных бедствий, частоты исторически возникавших опасностей, а также масштабов подверженности природным бедствиям материальных активов и людей. Это способствует большей точности анализа рисков, обычно проводимого службами управления рисками от стихийных бедствий [Climate and disaster ... , 2022, p. 69].

Последующая интеграция данных по рискам со сведениями об уровне бедности и уязвимости домохозяйств формирует более полную картину уязвимости домохозяйств к потрясениям и служит основой для разработки программ социальной защиты. Очевидно, что совершенствование информационного сопровождения АСЗ предполагает значительные инвестиции в информационные системы и механизмы координации взаимодействия разнообразных участников формирования и анализа соответствующих данных.

Для того чтобы обеспечить своевременность реагирования в рамках программ АСЗ и, соответственно, обеспечить помощь пострадавшим до-мохозяйствам, необходима также разработка и имплементация инструментов финансирования рисков, увязанных с оперативно разворачиваемыми в ответ на стихийное бедствие мерами социальной защиты. Эксперты указывают на необходимость выстраивания стратегии финансирования рисков, объединяющей несколько инструментов в зависимости от частоты и тяжести кризисов [Adaptive social protection ... , 2020, p. 79]. В рамках системы социальной защиты необходимо рассмотреть возможность создания резервных фондов, позволяющих аккумулировать и использовать ресурсы, которые бы выплачивались своевременно и в адекватном объеме во время чрезвычайных ситуаций. Финансирование на основе прогнозов1 может также улучшить системы предварительных мер в условиях природных кризисов в рамках АСЗ, содействуя планированию упреждающих дейст-

1 Финансирование на основе прогнозов (Forecast-based Financing) - это программы, которые обеспечивают доступ к гуманитарному финансированию для принятия ранних (предварительных) мер на основе прогнозной информации и анализе рисков.

154

вий [Tenzing, 2019]. Эффективность подобных финансовых инструментов требует совершенствования систем сбора и анализа климатической информации, а также обеспечения эффективности механизмов АСЗ по выявлению и предварительной регистрации потенциальных бенефициаров. Кроме того, для оказания соответствующей помощи населению должны быть созданы надежные механизмы доведения выплат до нуждающихся в них домохозяйств.

Практическая реализация АСЗ требует прозрачности процедур быстрых выплат и процедур возмещения ущерба. Это предполагает создание протоколов разграничения ролей, обязанностей и направлений АСЗ между различными государственными службами, НКО и прочими гуманитарными организациями, участвующими в оказании помощи пострадавшим от стихийных бедствий. Рекомендуется также расширить охват социальной помощью тех, кто наиболее уязвим к воздействию климатических изменений из-за все более частых погодных потрясений.

Данные ряда исследований подтверждают значительное положительное влияние программ целевых ежемесячных безусловных денежных трансфертов на поддержание благосостояния уязвимых домохозяйств, находящихся в условиях хронической бедности, и в целом экономическую эффективность. Подобные трансферты повышают способность людей противостоять климатическим потрясениям и подготовиться к кризисам [2022 Global ... , 2022, p. 62; Ulrichs, Slater, Costella, 2019, p. S382].

Помимо прочего, следует подчеркнуть, что привлечение дополнительных финансовых, технических и человеческих ресурсов требуется для усиления институциональной координации между секторами, вносящими вклад в реализацию АСЗ, и наращивания институционального потенциала в целом. Это необходимо для: 1) поддержания многоаспектных и регулярно обновляемых реестров социально уязвимого населения и реестров лиц, нуждающихся в поддержке в условиях «временной» бедности, которые возникают в связи с изменением климата; 2) быстрой доставки трансфертных платежей пострадавшим и желающим переехать в безопасные регионы; 3) поддержания эффективности механизмов мониторинга и управления оперативными процессами в рамках АСЗ, что особенно важно для создания гибких и масштабируемых систем социальной помощи.

Заключение

Традиционно государства реализуют программы социальной защиты населения с целью снизить уровень бедности и повысить устойчивость домохозяйств к разнообразным шокам. Негативные последствия учащающихся природных аномалий для благосостояния населения повышают актуальность адаптации социальной защиты к данным обстоятельствам. АСЗ представляет собой наиболее эффективный подход для смягчения последствий изменения климата для населения, так как объединяет элементы

155

социальной защиты со стратегией управления рисками стихийных бедствий и стратегией адаптации к изменению климата в единую интегрированную и целенаправленную политику [Climate and disaster ... , 2022].

Во-первых, АСЗ способствует уменьшению уязвимости населения непосредственно во время и после природных потрясений. Во-вторых, благодаря осуществлению превентивных мер (обеспечивающих рост сбережений уязвимых слоев населения, в том числе с учетом прогнозов вероятности кризисных явлений) снижается общая уязвимость населения. В-третьих, формируются долгосрочные адаптивные способности населения к природным аномалиям (за счет диверсификации источников дохода, овладения новыми трудовыми навыками и т.д.). Наконец, АСЗ реализует преобразующую функцию, так как способствует устранению системных причин бедности (влияя на социально-политические и институциональные причины уязвимости бедного населения к изменению климата).

Изначально концепция АСЗ разрабатывалась прежде всего подразделениями Всемирного банка как ответ на рост количества стихийных бедствий, связанных с климатическими изменениями [Resilience . , 2012, p. 86]. Однако благодаря своей структурированности данный подход представляется более универсальным. Его можно использовать как основу программ реагирования на разнообразные кризисные ситуации, когда требуется поддержать жизненно необходимый уровень потребления отдельных групп населения при сокращении или потере ими доходов.

Список литературы

1. 2022 Global Food Policy Report: Climate Change and Food Systems / International Food Policy Research Institute. - Washington, DC : International Food Policy Research Institute, 2022. - 182 p.

2. Adaptive social protection: Building resilience to shocks / T. Bowen, C. Del Ninno, C. Andrews, S. Coll-Black, U. Gentilini, K. Johnson, Y. Kawasoe, A. Kryeziu, B. Maher, A. Williams / World Bank. - Washington, DC, 2020. - xvi, 134 p.

3. Climate and disaster risk analytics tool for adaptive social protection / UNU-EHS, MCII, GIZ. -Bonn, 2022. - 83 p.

4. Enhancing the resilience and wellbeing of rural poor to climate risks: are the economic functions of social protection enough? / Kundo H.K., Brueckner M., Spencer R., Davis J.K. // Disasters. - 2023. - Vol. 47(3). - P. 651-675.

5. Promoting Resilient Livelihoods through Adaptive Social Protection: Lessons from 124 Programmes in South Asia / M. Davies, C. Béné, A. Arnall, T. Tanner, A. Newsham, C. Coirolo // Development Policy Review. - 2013. - Vol. 31. - P. 27-58.

6. Resilience, equity and opportunity: The World Bank's social protection and labor strategy 2012-2022 / World Bank. - Washington, DC, 2012. - viii, 105 p.

7. States of Fragility 2018. Highlights / OECD. - Paris, 2018. - 22 p.

156

8. Tenzing J.D. Integrating social protection and climate change adaptation : A review // WIREs Climate Change. - 2019. - Vol. 11,N2. - URL: https://wires.onlinelibrary.wiley.com/ doi/full/10.1002/wcc.626 (дата обращения: 07.12.2023).

9. Unbreakable: Building the Resilience of the Poor in the Face of Natural Disasters / S. Hallegatte, A. Vogt-Schilb, M. Bangalore, J. Rozenberg / The World Bank. - Washington, DC, 2017. - ix, 187 p.

10. Ulrichs M., Slater R., Costella C. Building resilience to climate risks through social protection: from individualised models to systemic transformation // Disasters. - 2019. - Vol. 43(S3). -P. S368-S387.

11. UNISDR Terminology on Disaster Risk Reduction / United Nations International Strategy for Disaster Reduction. - Geneva : UNISDR, 2009. - 13 p.

Статья получена: 10.12.2023 Одобрена к публикации: 25.12.2023

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.