Научная статья на тему 'Особенности адаптации персонала в Калужской таможне'

Особенности адаптации персонала в Калужской таможне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
275
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / персонал / адаптация / поведение / условия труда / потенциал. / customs authorities / personnel / adaptation / behavior / working conditions / poten- tial.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Р Р. Ахмедзянов, Е В. Ключникова

На протяжении всей деятельности таможенные органы сталкивается с проблемой адаптации персонала. Вновь вышедший на работу сотрудник включается в систему организационных требований, занимая в ней определенную позицию. Каждой должности соответствует совокупность должностных требований, норм, правил поведения. От сотрудника ожидается соответствие этой позиции поведения. В статье рассматриваются особенности адаптации персонала в Калужской таможне. Большое внимание уделяется работе наставников и воспитательной работе проводимой кадровой службой таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ADAPTATION OF PERSONNEL IN KALUGA CUSTOMS

Throughout all activities, the customs authorities are faced with the problem of adaptation of personnel. The employee who has recently come to work is included in the system of organizational requirements, taking a certain position in it. Each post corresponds to a set of job requirements, norms, rules of conduct. The employee is expected to comply with this attitude. The article discusses the features of the adaptation of personnel in Kaluga customs. Much attention is paid to the work of mentors and educational work conducted by the personnel service of the customs authorities.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации персонала в Калужской таможне»

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КАЛУЖСКОЙ ТАМОЖНЕ

Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Е.В. Ключникова, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10156

Аннотация. На протяжении всей деятельности таможенные органы сталкивается с проблемой адаптации персонала. Вновь вышедший на работу сотрудник включается в систему организационных требований, занимая в ней определенную позицию. Каждой должности соответствует совокупность должностных требований, норм, правил поведения. От сотрудника ожидается соответствие этой позиции поведения. В статье рассматриваются особенности адаптации персонала в Калужской таможне. Большое внимание уделяется работе наставников и воспитательной работе проводимой кадровой службой таможенных органов.

Ключевые слова: таможенные органы, персонал, адаптация, поведение, условия труда, потенциал.

Адаптация - это процесс адаптации человека в новой среде. В контексте поступления сотрудника в новую организацию подразумевает, что сотрудник меняет свое поведение в соответствии с требованиями новой организации. Для того, чтобы сотруднику войти в организацию применяются процедуры адаптации персонала. Как правило, новый сотрудник в организации сталкивается со многими трудностями, в основном из-за отсутствия информации о порядке работы, месте нахождения, структуре, ответственности, характеристиках

коллег и т.д. Кроме того, новые сотрудники могут быть интегрированы в жизнь организации с целью повышения творческого потенциала существующих сотрудников и их вовлечения в корпоративную культуру организации [1].

По состоянию на 01.01.2020 в Калужской таможне проходит службу около 300 единиц, из них: сотрудники - 59; государственные служащие - 216; работники - 14. В таблице 1 представлены данные по численности Калужской таможни за 20172019 годы [5].

Таблица 1. Численность Калужской таможни за 20

Показатели 2017 2018 2019 Относительное отклонение, %

год год год 2019/2017 2019/2018

Государственные служащие, шт. 215 218 216 4 99

Сотрудники, шт. 53 63 59 11,3 93,6

Работники, шт. 16 16 14 87,5 87,5

Итого 284 297 289 1,76 97,3

8-2020 гг., чел. [5]

Несколько лет назад наблюдался дефицит квалифицированных сотрудников. На сегодня ситуация не только изменилась, но и значительно улучшилась. Это связано, прежде всего, с тем, что повысилась привлекательность государственной службы в целом и службы в таможенных органах в частности. Социальные гарантии, предоставляемые государственной службой, ос-

таются наиболее стабильными и надежными. И, поэтому на сегодняшний день достаточно претендентов для участия в конкурсах на замещение вакантных должностей в государственной гражданской службе.

Прием на службу является добровольным, осуществляется на условиях договора об оказании услуг. Договор заключает-

ся в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок или на неопределенный срок. Прием государственных служащих на замещение вакантных должностей осуществляется на конкурсной основе. Со всеми сотрудниками Калужской таможни заключается контракт о службе в таможенных органах РФ. Рассмотрим качественные характеристики персонала Калужской таможни за 20172019 годы, которые выглядят следующим образом:

- среди государственных служащих высшее профессиональное образование имеют 216 человек (в 2018 году 2018 человек);

- среди сотрудников высшее образование имеют 54 человек (в 2018году 58 че-

Из таблицы 2 следует, что среди государственных служащих и сотрудников подавляющее большинство имеют «гуманитарное образование» - 35 человек, в том числе 20 человек по специальностям «юриспруденция» и «правоохранительная деятельность». Далее по численности следует образование по специальности «экономика и управление» - 15 человек, которые не имеет образования по специальностям «таможенное дело» и «государственное и муниципальное управление».

Ядром трудового коллектива в таможенных органах являются люди с их индивидуальными, интеллектуальными возможностями, психологическими и эмоциональными составляющими, с личным трудовым потенциалом. В связи с этим, в процессе отбора новых сотрудников определяется степень профессиональной пригодности кандидата.

ловек), что составляет 91% от общего числа сотрудников, 3 человека имеют среднее профессиональное образование, 1 - начальное профессиональное, 1 - среднее (полное) общее [6].

В таблице 2 рассматривается качественный состав государственных служащих и сотрудников по специальностям. Из данных таблицы следует, что значительное преобладание кадров с экономическим и управленческим образованием, среди них численность кадров, имеющих образование по специальности «таможенное дело» составляет 35 единиц, по специальности «государственное и муниципальное управление» - 22 единиц; численность персонала, имеющего иное высшее (гуманитарное) образование составляет - 53 человека [5].

Для этого кадровой службой проводится оценка уровня подготовки кандидата. Если новый сотрудник имеет специальную подготовку, опыт работы в аналогичных подразделениях, адаптация пройдет быстро и оптимально. Но, возможны организационные особенности, например, технологии производства, инфраструктура таможенных органов, контакты с участниками внешнеэкономической деятельности, и, на конец, сотрудник, неизбежно попадает в незнакомую ситуацию. В этом случае, необходима адаптация, т.е. вхождение в коллектив, знакомство с производством, с корпоративной коммуникацией, правилами поведения и т.д. К этой работе привлекаются, как непосредственные руководители новых сотрудников, так и сотрудники кадровой службы [4].

Анализируя работу руководства, руководителей структурных подразделений за 2019 год, можно сделать вывод, что в по-

Таблица 2. Качественный состав государственных служащих и сотрудников по специальностям [5]_

Показатели Государственные служащие, чел. Сотрудники, чел.

2017 2018 2019 2017 2018 2019

Гуманитарные науки 54 55 53 37 39 35

ГИМу 20 23 22 3 3 3

Экономика и управление 114 117 115 14 16 15

Другое 14 15 22 13 16 15

давляющем большинстве подразделений были приняты конкретные меры по поддержанию служебной дисциплины на должном уровне и воспитанию личного состава. Ежемесячно в течение всего года проводятся общие собрания персонала, сотрудники постоянно информируются о ходе работы, о состоянии служебной дисциплины. Кадровая служба постоянно совершенствует деятельность: в социальной сфере, осуществляет внедрение современных методов подбора и определение профессиональной пригодности кандидатов на государственную службу, создает резерв на руководящие должности более профессионально подготовленных сотрудников, проводит мероприятия по профилактике коррупционных действий сотрудников.

Организация адаптации личного состава является важнейшей задачей руководства таможенных органов, так как именно в процессе адаптации формируются те качества сотрудника, которые позволяют ему успешно выполнять свои служебные обязанности.

Адаптация в таможенных органах основывается на идеологических методах управления и осуществляется комплексно,

систематически, в сочетании с индивидуальными и коллективными формами. Однако, сложившаяся ситуация с текучестью кадров из таможенных органов в течении года, свидетельствует о том, что процесс адаптации персонала не всегда проходит удачно. Необходимость улучшения процесса адаптации определяется следующими факторами:

- снижением уровня морально-психологического состояния личного состава, проявляющимся в значительном количестве нарушений дисциплины и законности;

- отсутствием необходимого уровня профессионализма значительной части руководящего состава из числа вновь принятых на службу.

Таким образом, в целях повышения эффективности адаптации персонала в деятельности таможенных органов необходимо совершенствовать психологическую службу, которая, используя методические рекомендации ФТС России по определению факторов «группы риска», будет более тщательно проводить профессионально-психологический отбор претендентов и их адаптацию в подразделениях таможенных органов.

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Ефремова М.Е. Некоторые аспекты совершенствования процедуры аттестации персонала в таможенных органах // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 13. - С. 84-86.

2. Василов С.И., Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Формирование и развитие профессиональных компетенций работников в системе государственной гражданской службы: Directmedia, 2019. - 149 с.

3. Гомон И.В., Непарко М.В., Пильгун Я.С. Коммуникационный процесс в деятельности таможенных органов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2017. - № 10. - С. 72-73.

4. Петрушина О.М., Золотарёв Е.Н. Воспитательно-профилактическая работа в таможенных органах Российской Федерации // Colloquium-journal. - 2019. - №11-3 (35). -С. 53-55.

5. Центральное таможенное управление. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ctu.customs.ru/folder/12112 (дата доступа 25.02.2020).

PECULIARITIES OF ADAPTATION OF PERSONNEL IN KALUGA CUSTOMS

R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.V. Klyuchnikova, Student Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. Throughout all activities, the customs authorities are faced with the problem of adaptation of personnel. The employee who has recently come to work is included in the system of organizational requirements, taking a certain position in it. Each post corresponds to a set of job requirements, norms, rules of conduct. The employee is expected to comply with this attitude. The article discusses the features of the adaptation of personnel in Kaluga customs. Much attention is paid to the work of mentors and educational work conducted by the personnel service of the customs authorities.

Keywords: customs authorities, personnel, adaptation, behavior, working conditions, potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.