Особенности адаптации младших школьников к обучению из семей трудовых
мигрантов
Куприянова Вера Николаевна
ГБОУ «Школа 2121» , г. Москва,
Россия
Ключевые слова:
адаптация, аккультурация, младшие школьники, родители, трудовые мигранты
При поступлении в школу и переходе на последующие уровни образования, обучающиеся сталкиваются с новыми условиями образовательной среды и адаптируются к ней. Адаптация носит индивидуальный характер, обусловливается воздействием различных внешних и внутренних факторов и может носить как эффективный, так и дезадаптивный характер [5;7]. Феномен адаптации/дезадаптации выдвигает новые требования к научным исследованиям и разработке психолого-педагогических технологий, обеспечивающих эффективную адаптацию младших школьников к образовательной среде.
Анализ адаптационных процессов позволил ученым выделить такие понятия как социальная, школьная и личностная адаптация/дезадаптация, адаптивность, адаптационный потенциал. В последние годы проводятся исследования, связанные с изучением особенностей личностного адаптационного потенциала учащихся на различных образовательных уровнях [4; 8]. Немало работ посвящено изучению адаптации при переходе учащихся из средней школы в старшую, и из школы - в профессиональные образовательные учреждения. Однако, несмотря на повышенный интерес к изучению процессов адаптации учащихся, недостаточно исследованной остается сфера, затрагивающая адаптацию младших школьников.
В ранее опубликованных нами работах были подробно рассмотрены: уровни адаптации младших школьников (психофизиологический, психический, личностный; рефлексивный и целенаправленный); стратегии и механизмы адаптации; разработана технология комплексной диагностики и составления программы развития личностного адаптационного потенциала учащихся.
Целью настоящей работы является изучение особенностей адаптации первоклассников из семей трудовых мигрантов с разной стратегией аккультурации.
Выборка для исследования: группа "А" (условное название) - 25 учеников первого класса и их родители и группа "К" - контрольная группа, состоящая из 28 учеников. Исследование проведение в 2014-2015 г.г.
Для оценки уровня адаптационного потенциала применялась авторская методика. Для определения стратегий аккультурации (сепарация, ассимиляция, интеграция, маргинализация) применялась методика, разработанная Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко [6]. Полученные в результате опросов и тестирования данные подвергались математико-статистичекой обработке с использование сравнительного и факторного анализа.
Рассмотрим результаты определения показателей общего адаптационного потенциала (ОАП, оценивался по 10-балльной шкале). Среднее значение ОАП в контрольной группегруппе "К" составляет 8.4±0.8 баллов, а в основной группе ("А") - 4.6±2.4 балла. Различия достоверные, но слабо выраженные. Следует отметить, что группы значительно различаются по диапазону различий в выраженности показателей ОАП. В контрольной группе диапазон узкий. Это означает, что у всех испытуемых данной группы высокий адаптационный потенциал. В основной группе ОАП ниже по сравнению с контрольной группой. Кроме того, между испытуемыми группы существуют значительные различия по степени выраженности данного показателя: от высокого, до низкого. Эти данные позволили выдвинуть предположение о том, что на формирование ОАП учеников могут оказывать влияние поведенческие стратегии родителей, как основных участников воспитательного процесса, формирующего личность.
Проведя опрос родителей с использованием методики определяющей стратегии аккультурации, получили следующие распределение участников по выраженности поведенческих стратегий:"ассимиляция" - 20%, "сепарация" - 25%, "интеграция" - 30%, "маргинализация" -25%. Затем в каждой из этих групп были подсчитаны усредненные показатели ОАП учащихся и составили соответственно:3.5±1.1, 3.8±0.6, 6.2±0.7, 2.6±0/6 баллов.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что у трудовых мигрантов, ориентирующихся на аккультурационную стратегию "маргинализация", низкий адаптационный потенциал, и это отражается на формировании адаптационного потенциала их детей младшего школьного возраста. Адаптационный потенциал детей, родители которых ориентированы на стратегию "интеграции", самый высокий в группе и не отличается от средних показателей контрольной группы.
С точки зрения результатов аккультурационного процесса (социокультурной и психологической адаптации), к наиболее успешным стратегиям относят "интеграцию", а к наименее эффективным - "маргинализацию" [3]. Стретегия "сепарация" в основном способствует хорошей психологической адаптации, а стратегия "ассимиляция" может быть связана с успешной социальной адаптацией. Полученные в нашем исследовании данные подтверждают данную точку зрения. В исследовании получены и новые данные, свидетельствующие о том, что стратегии аккультурации родителей влияют на формирование адаптационного потенциала детей младшего школьного возраста.
Выявленные закономерности могут быть использованы при разработке программы содействия трудовым мигрантам, имеющих детей младшего школьного возраста в их социокультурной и личностной адаптации.
Список литературы:
1. Куприянова В.Н. 2014. Из опыта педагогического сопровождения адаптации учащихся начальной школы из семей мигрантов дальнего зарубежья // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире.Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Отв. редактор В.В. Константинов. Москва. С. 91-97.
2. Куприянова В.Н. 2013. Об индивидуальном подходе к обеспечению эффективной адаптации младших школьников к образовательному пространству // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции. М.:ГБОУ ВПО МГППУ. С. 64-66.
3. Лебедева Н.М. 2016. Этнопсихология. М.: Издательство Юрайт.
4. Литвиненко Н.В. 2013. Теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития // Вестник ЮУрГУ. Серия "Психология". Том 6.№ 1. С.62-66.
5. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. 2010. Социальная психология. СПб.Питер.
6. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. 2011. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: Издательский дом высшей школы экономики.
7. Ростовский В.П. 1999. Адаптация и дезадапьтация школьников. Уфа: Изд-во БИРО.
8. Яковлева Е.П. 2009. Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте// Человек и образование. 1(18). С.73-38.