Научная статья на тему 'Особенности адаптации функционально ослабленных детей к учебному процессу'

Особенности адаптации функционально ослабленных детей к учебному процессу Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
230
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Грицкевич Н. К., Янковская И. В., Шалагина Л. Ш., Яхонтов С. В.

The article considers the problem of training children with the functionally caused features of organism complicating process of their adaptation in a secondary school. The concept of functionally-weakened children (FWC) is put forward. It includes vegetative lability of an organism, reduced propulsion reactions and general physical capacity for work. The interrelation of the specified parameters is determined on the basis of the system analysis of the complex research results. The conclusion is made about the necessity of differentiated approach to FWC in order to develop the efficiency of their training at school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Adaptation of Functionally Weakened Children to Educational Process

The article considers the problem of training children with the functionally caused features of organism complicating process of their adaptation in a secondary school. The concept of functionally-weakened children (FWC) is put forward. It includes vegetative lability of an organism, reduced propulsion reactions and general physical capacity for work. The interrelation of the specified parameters is determined on the basis of the system analysis of the complex research results. The conclusion is made about the necessity of differentiated approach to FWC in order to develop the efficiency of their training at school.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации функционально ослабленных детей к учебному процессу»

Н.К, Грицкевич*, И. В. Янковская Л.Ш. Шалагина \ С.В. Яхонтов'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНО ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ

К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

‘Томский государственный педагогический университет

"Кемеровский государственный университет

Понятие «функционально ослабленные дети» (далее - ФОД) является комплексным и, согласно рабочей концепции авторов, включает в себя наличие у детей трех взаимосвязанных факторов, снижающих адаптационные способности детей к обучению - вегетативную лабильность (неустойчивость вегетативных реакций и избыточною чувствительность регуляторных систем), замедленность двигательных реакций, сниженную общую физическую работоспособность. Значение разработки педагогических подходов к обучению ФОД, имеющих сохранный интеллект, несомненно, так как эти дети составляют существенную часть классов с компенсирующим обучением и ЗПР. К тому же учет психофизиологических особенностей шестилеток, влияющих на адаптационные способности к обучению, способен существенно повлиять на эффективность «вхождения» з школьный мир- сохранить интерес к обучению и обеспечить удовлетворительный уровень усвоения программы начальной школы, Обследование дошкольников было проведено в детских садах № 30 и 57 г, Северска, Ка 51 г. Томска (164 ребенка1).

Распределение детей с вегетативной лабильностью. Наличие вегетативной лабильности у детей выявляли оценкой реактивности регуляторных систем вариационной пульсометрией по P.M. Баевскому, по выраженности кожно-гальванической реакции (КГР) на звуковое воздействие, а также по особенностям ортостатических реакций артериального давления (АД) и частоте сердечных сокращений (ЧСС). Критериями вегетативной лабильности являлись: превышение реактивности регуляторных систем более чем в 2 раза, ортостатические изменения параметров кровотока - снижение диастолического АД на 5-20 мм рт. ст., прирост АД выше 25 мм рт. ст., прирост ЧСС выше 25 уд.,'мин, диссоциативные изменения АД и ЧСС. По > ровню КГР определяли выраженность вегетативных реакций на звуковой стимул. Неблагоприятным и признаками считали как полное отсутствие КГР, так и ее предельную выраженность.

Приводим (рис. 1 и 2) результаты распределения шестилеток по ортостатическим реакциям АД и ЧСС.

В группе с ортостатической гипотонией было выявлено 3.2 % детей с довольно значительным снижением диастолического АД при ортостазе (на 10-20 мм рт. ст., без внешних признаков нарушения мозгового кровоснабжения). У 16.1 % детей изменение давления происходило в зоне погрешности измерений (снижалось на 2-5 мм рт. ст.), что, в принципе, могло свидетельствовать о начальных проявлениях вегетативной неустойчивости [1,2]. Гипертензивные ортостатические реакции, сущностью которых является, по всей видимости, избыточная чувствительность регуляторных систем на внешнее воздействие, были выявлены у 3.3 % шестилеток.

Развитие утомляемости Яри обучений может быть .связано и с наличием выраженной исходной гипотоний в покое. Как известно, гипотония з большинстве случаев обусловлен?, низки*: тонусом артериальных стенок [1, 3]. Можно только предполагать о причинах гипотонии у довольно существенного количества шестилеток, но детей с исходным значением давления в покое ниже 50 мм рт. ст. было выявлено 20.4 %.

%

80 70 -60 -50 -40 -30 20 10 ^ о

78

10

[ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЇ

лч*чччччччччччччч|

Л\ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ\ЧЧ|

,ЧЧ.УЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧІ

EL

Снижено Гранично Рост

Норма

Рис, 1. Распределение шестилеток по ортостатической реакции диастолического АД: снижено - гипотензивная реакция (снижение АД на 5-20 мм рт. ст.); гранично - практическое отсутствие изменений (2 ... -2 мм рт. ст.); рост - гипертензивная реакция (прирост АД более чем на 35 мм рт. ст.)

Исследования проведены в психофизиологической лаборатории ТГПУ под руководством д-ра мед. наук С.В. Яхонтова.

90

80

70

60

50

40

30

20

10

о

48

•ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

.ччччччччччччччччч'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ-

чччччччччччччЧччч^

чччччччччччччччччч

чччччччччччччччччч

•ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

.чччччччччччччччччч

.чччччччччччччччччч

чччччччччччччччччч

чччччччччччччччччч

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

•ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

.ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

15

10

Снижено

Критичный

рост

Норма

Рис. 2. Распределение шестилеток по ортостатической реакции ЧСС: снижено - снижение ЧСС на 20-30 уд./мин; критичный рост - прирост ЧСС на 28-43 уд./мин; норма - изменения ЧСС в диапазоне - 5-20 уд./мин

У довольно большой группы шестилеток нестабильность вегетативных реакций при ортостазе проявлялась выраженными изменениями ЧСС. В большинстве случаев преобладали «стандартные» изменения ЧСС в виде ее умеренного прироста (на 2-20 уд./мин). У 8 % наблюдалось снижение ЧСС на 5-20 уд./мин, у 6 % - значительный прирост ЧСС (на 25-уд./мин).

Избыточная чувствительность регуляторных систем проявляется не только в виде неадекватных реакций параметров сердечно-сосудистой системы на внешние воздействия, но и при возникновении эмоций [4]. Способность детей к эмоциональному восприятию окружающей действительности важна, однако избыточность вегетативных реакций при психогенных воздействиях не может не влиять на адаптационные способности к обучению. Выраженность кожно-гальванической реакции, по которой нами оценивалась вегеативная лабильность психогенного происхождения, была различной - от полного отсутствия реакции (у 27 %) до предельной выраженности, свидетельствующей о наличии невротизации ребенка. «Нормальные» значения КГР выявлены у 48 % обследуемых детей, у 15 % реакция была выше средних значений, а у 10 % - в критической области (рис. 3).

Было ясно, что выраженность КГР связана с чувствительностью эмоциогенных структур нервной системы. Однако у 27 % обследованных регистрировалось практическое отсутствие кожно-гальванической реакции на том уровне чувствительности аппаратуры, при котором проводилось обследование. Объяснением этому могли являться литературные данные по самой сути вегетативной лабильности. Так, согласно данным, приведенным в [1], в основе неустойчивости вегетативных систем организма ле-

Ну левая Норма Высокая Критичная

Рис. 3. Распределение шестилеток по выраженности эмоциональной реакции на звуковой стимул {«нулевой» реакцией обозначено практическое отсутствие КГР на звуковой стимул)

жит функциональная обособленность периферических звеньев регуляторных систем от центральных. Поэтому практическое отсутствие проявлений КГР могло также являться свидетельством вегетативной неустойчивости со всеми вытекающими отсюда последствиями. Подтверждением этому явились результаты анализа зависимости между интегральными показателями распространенного теста цветового выбора Люшера, используемого для оценки психологических характеристик личности, в том числе затрагивающих и психоэмоциональную сферу, и значениями КГР. Определена зависимость между ■ двумя показателями теста Люшера (работоспособностью и тревожностью) и выраженностью КГР (рис. 4).

Из рисунка видно, что чрезмерно низкие и избыточно высокие значения КГР сопровождались снижением работоспособности по Люшеру и достоверным ростом психической тревожности; средние же значения КГР, отражающие «физиологическую норму», соответствовали высокой работоспособности по Люшеру и низкой тревожности. Можно заключить, что как высокая эмоциональная чувствительность, так и ее низкий уровень равно сказываются на адаптационных возможностях шестилеток. Подоплека этой связи может состоять в том, что возникновение эмоций в определенных границах является необходимым условием формирования адекватных двигательных реакций на внешние воздействия, тогда как отсутствие этих реакций либо чрезмерная их выраженность приближают организм детей к границам дезадаптационного коридора.

Распределение детей с замедленными двигательными реакциями. Замедленность двигательных реакций у детей дошкольного и младшего школьного возраста является, по всей видимости, следствием замедленного становления функциональных сис-

Рис, 4, Связь показателей теста Лвшера с выраженностью кожно-гальванической реакции (не горизонтальной о», - условные цифры, соответствующие числу детей с различной выраженностью КГР, от практического отсутствия, до максимальной выраженности; на вертикальной оси - значения параметров, уел. ед.)

тем организма, ответственных за моторику движений. Следствием этого могут быть затруднения в обучении, так как быстрота двигательных реакций является необходимым условием эффективности учебного процесса, особенно в условиях его высокой активности и напряженности. Практика обследований детей 3-14 лет показала, что у детей в возрасте 5 лет скорость двигательных реакций может быть крайне

мала, к 6 годам скорость реакций возрастает, а к 8.9

годам практически сравнивается с нормой. Исходя из этого наличие у шестилеток замедленных реакций может требовать иного педагогического обоснования к начальному обучению, чем к основной массе детей. Попытки улучшить скорость двигательных реакций у «замедленных» детей не обоснованы.

Самое высокое значение времени простой зрительно моторной реакции у шестилеток составило 0.25 с, а самое низкое - 0.7 с при среднем значении

0.3 с (рис. 5). Детей с высокими значениями времени реакции (выше 0.3 с) было выявлено 6 %. со средними значениями времени реакции (0.34-0.45 с) -85 %. Дети с временем реакции более чем 0.45 с классифицировались нами как дети с замедленными реакциями, их оказалось 9 %; время двигательной реакции этих детей составляло 0.45-0.7 с.

Интересно, что у детей с замедленной реакцией с большой степенью вероятности (коэффициент кор-

Низ.кзя Норма Высокая

Рис. 5. Распределение шестилеток по результатам тестирования на световой стимул

реляции г - 0.7) выявлялась и высокая эмоциональная нестабильность, проявляющаяся в большом разбросе временных интервалов (т.е. дисперсии) при проведении компьютерных вариантов тестов с ин-тервалометрией.

Эти данные убеждают в том, что физиологические механизмы, лежащие в основе замедленности двигательных реакций, эмоциональной нестабильности и т.д. взаимосвязаны и глубоки во своей сути; нарушение взаимосвязи этих, механизмов выявляется лишь при комплексном психофизиологическом обследовании шестилеток с использованием принципов системного анализа полученных данных.

Распределение шестилеток по нервно-мышечной подвижности и утомляемости» Низкая нервно-мышечная подвижность и повышенная утомляемость проявлялись в неспособности выполнения активных действий, требующих двигательной активности с незначительным усилием на протяжении определенного времени. Механизм сниженной нервно-мышечной подвижности и повышенной утомляемости, по всей видимости, кроется в функционально обусловленной истощаемости синтеза ацетилхолина в структурах нервно-мышечной передачи. Эти параметры нервно-мышечной системы являются существенными для детей, проявляясь после 1-2-го уроков в начальной школе: отмечается усталость, вертлявость, отсутствие желания писал,, читать, снижается концентрация внимания, сосредоточенность и т.д. Нервно-мышечная утомляемость имеет функциональный характер, нормализуется со временем и с достаточной точностью выявляется тенпинг-тестом.

Для выявления нервно-мышечной подвижности мы использовали количество нажатий клавиши в первые 5 с проведения компьютерного варианта интер-валометрии, отличающегося высокой точностью и достоверностью результатов. Нервно-мышечную утомляемость оценивали по динамике частоты нажатий по выполнении интервапометрии в течение 30 с.

%

90 80 -| 70 60 50 Н 40 30 20 10 -I о

86

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ччччччччччччччхччччччччч

ЧЧЧЧЧЧЧЧУчЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

vmsss\44%4v\4s4vv\\v

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ*

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

чччччччччччччччччччччччч

чччччччччччччччччччччччч

чччччччччччччччччччччччч

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

чччччччччччччччччччччччч

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чччччччччччччччччччччччч

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

'ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

Низкая

Норма

Высокая

%

90 80 70 60 50 40 -30 -20 10 о

85

•ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ' .ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ .ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

•ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ' чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ' ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ' •ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

чччччччччччччччччччччччч

.ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ’

•ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ-

11

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

•ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

•ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ’

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ'

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

Низкая

Средняя

Высокая

Рис, 6. Распределение шестилеток по результатам оценки нервно-мышечной подвижности

По значениям нервно-мышечной подвижности дети были распределены на две группы - 9 % детей показали хорошие и очень хорошие результаты, сопоставимые с результатами взрослых - частота нажатий в первые 5 с составила свыше 30 (рис. 6). Среднее значение для детей б-летнего возраста составило 20 нажатий в первые 5 с. Частота нажатий ниже 15 принята нами как граничная с неблагоприятной: таких детек выявлено 5 %. Как правило, ЭИ! лети были высоко утомляемыми при любой оаботе, требующей концентрации внимания и собранности.

Как уже указывалось выше, нервно-мышечная утомляемость определялась нами по динамике частоты нажатий клавиши за последующие 30 с. Ровный и выпуклый тип кривой при высокой нервной-мышечной подвижности рассматривался как норма; спадающий тип (при низкой нервно-мышечной подвижности) - как неблагоприятный. Детей с высокой утомляемостью (по общепринятым критериям - «со слабым типом нервной системы») всего было выявлено 14.6 %.

Распределение шестилеток по общей физической работоспособности. Общей физической работоспособностью (ОФР) йвляется способность к эффективному выполнений физической работы. В качестве теста для оценки ОФР был использован Гарвардский степ-тест, оценивающий физическую работоспособность по восстановлению пульса после выполнения нагрузки. Ввиду физической слабости детей Предъявляемая им нагрузка была снижена - высота ступенек составляла 25 см, время восхождения -1.5 мин.

Из всех обследованных 85 % справились с предложенной нагрузкой хорошо, 4 % - на отлично. У этих детей пульс восстанавливался за время проведения теста, возрастание ЧСС после нагрузки было невысоким. Для 11 % выполнение теста сопровождалось высоким приростом ЧСС и замедленным его

Рис, 7. Распределение шестилеток по значениям ОФР

восстановлением. Полученные результаты оказались несколько удручающими, так как нагрузка, как уже упоминалось выше, была (в сравнении с нормативными) довольно существенно занижена.

Распространенность рассматриваемых факторов дезадаптации среди рассматриваемого контингента. Как уже указывалось выше, шестилетки были обследованы на наличие вегетативной и психоэмоциональной лабильности, нервно-мышечной уишзшем0сти,за«едяшяости двигательных реакций и сняжияой-физячесшй"ра€отоспосопрости. Каждый из этих факторов имел свои граничные значения, при выходе за которые он рассматривался в совокупности с другими факторами как негативный.

На прилагаемой круговой диаграмме показан вклад всех вышеперечисленных факторов в структуру адаптационных способностей ФОД.

Малая круговая диаграмма справа указывает на составляющие «вегетативной лабильности», которая включает в себя неадекватные реакции АД, ЧСС и 'КГР.

Наибольший вклад в возможное развитие деза-даптационных процессов в начале обучения составили проявления вегетативной лабильности - 70.7 %. Отсюда следует, что вегетативные дисфункции в значительной степени влияют на функциональное ■состояние и функциональный резерв организма. Естественно,.что высокая эмоциональная лабильность свойственна рассматриваемому возрасту. Нет никаких сомнений в том, что высокий эмоциональный фон необходим ребенку для нормального становления высших функций психоэмоциональной сферы. Известно, что развитие детей дошкольного возраста базируется на эмоциональной, игровой основе. Однако, как уже указывалось выше, излишне низкая чувствительность КГР (вплоть до ее полного отсутствия), так же как и избыточно высокое ее проявление, может являться предвестником невротиза-ции детей.

ОФР

18.1 %

Рис. 8. Распределение шестилеток по рассматриваемым факторам дезаптационного риска:

ВЛ - вегетативная лабильность; СДР - скорость двигательных реакций; ОФР - общая физическая работоспособность;

АД - артериальное давление; ЧСС - частота сердечных сокращений; КГР - кожно-гальваническая реакция

На втором месте по распространенности у дошкольников выявлена замедленность двигательных реакций (18.1 %).

Наименьшую распространенность среди рассматриваемых факторов сниженных адаптационных способностей имел фактор сниженной физической работоспособности (11.2 %). Уместно отметить, что примерно такое же количество лиц со сниженной физической работойгособностью встречалось зо всех

возрастных группах, обследованных за годы работы психофизиологической лаборатории.

Таким образом, сумма всех рассматриваемых факторов дезаптационного риска у шестилеток, влияющая (и определяющая) на результативность их обучения в начальной школе, составила в среднем 5-27 % всего обследованного контингента. Этого достаточно, чтобы этот факт не проходил мимо внимания медико-педагогических и других комиссий, определяющих формирование учебных групп. Совокупное воздействие этих факторов приводит к тому, что дети, составляющие контингент ФОД, являются прямыми кандидатами в неуспевающие ввиду большой насыщенности школьных программ и сниженной адаптационной способности в начале обучения. Если наличие вегетативной лабильности требует индивидуального педагогического подхода к обучению на всем протяжении периода обучения, то замедленность двигательных реакций требует только некоторого периода «ожидания» (до 9-15 лет), после которого этот параметр нормализуется и перестает играть роль дезаптационного фактора. Сниженная ОФР может рассматриваться в совокупности с другими факторами, оп-оеделяюшимя резистентность организма детей, и в некоторой степень быть корректируемой на начальном ?тапе обучения в шкете изменением социально-бытовых условий и средствами физической кудъ'г}р-э».

Литература

1. Атахансв Ш.Э., Робертсон Д. Ортостатическая гипотония и вегетативная недостаточность (механизмы и классификации) // Кардиология. 1995. № 3.

2. Яхонтов С.В. Механизмы гемодинамической устойчивости кровеносной системы при переходных процессах: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 1999.

3. Соколов Е.И. и др. Эмоциальное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М., 1981.

4. Судаков К.В, Новые акценты классической концепции стресса (обзор) // Бюл. экспериментальной биологии и медицины, 1997. № 2. Т. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.