Научная статья на тему 'Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников'

Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1433
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ / ADAPTATION / DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / TEAM / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыкина Ольга Борисовна

В связи с миграцией населения в город и нехваткой мест в дошкольных учреждениях города родители получают места в дошкольных учреждениях сел и поселков. В статье приведена опытно-экспериментальная программа работы по успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новому коллективу.The paper deals with the problem of adaptation of senior preschool children to a new group and suggests author’s program to solve the problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников»

ART 15038

научно-методический электронный журнал

УДК 373.24

Цыкина О. Б. Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15038. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15038.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Цыкина Ольга Борисовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18», р. п. Мухен, Хабаровский край Svjtaj100@mail.ru

Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста

к коллективу сверстников

Аннотация. В связи с миграцией населения в город и нехваткой мест в дошкольных учреждениях города родители получают места в дошкольных учреждениях сел и поселков. В статье приведена опытно-экспериментальная программа работы по успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новому коллективу. Ключевые слова: адаптация, коллектив, воспитание, развитие, психолого-педагогические условия.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Адаптация детей к ДОУ как педагогическая проблема, направленная на всестороннее и гармоническое развитие личности, изучение духовного потенциала ее творческих способностей в условиях организованной на принципах коллективизма жизнедеятельности дошкольников, имеет существенное методологическое значение как для теоретических исследований, так и для практической деятельности педагогов.

В основе адаптации человека лежит так называемый адаптационный синдром (стресс) - совокупность защитно-приспособительных (адаптационных) реакций организма человека [1]. Психологические и психологические исследования стресса позволили выделить виды адаптационной активности (каждый из которых характеризовался большим числом симптомов, принадлежащих к какому-либо классу проявленной жизнедеятельности человека) [2]. При стрессе у людей изменяется не только характер физиологической и психологической активности, но и показатели активности общения. Это отражается на взаимодействии индивида с социальной средой: с окружающими людьми, с группой, с коллективом и т. д. [3]

Для нашего исследования наибольшую ценность представляют идеи, заложенные философией экзистенциализма, рассматривающей личность как высшую ценность, развитие которой определяется «в свободном общении многих», присущим ей чувством ответственности, способностью к самоизменению, саморазвитию в том мире, который в глубинах диалогичен [4].

Важную роль в развитии ребенка-дошкольника играет общение. На первых этапах развития главный источник эмоций, знаний, умений - взрослый. Взрослый является наиболее предпочитаемым партнером в общении. В период же старшего дошкольного возраста возрастает роль сверстника [5]. По мнению М. И. Лисиной, ребенок в старшем дошкольном возрасте точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество [6].

Поиск путей совершенствования отечественного образования обусловливает научный интерес к изучению генезиса его развития в историческом опыте педагогической мысли, в том числе советского периода. Изучению проблемы адаптации к школе в педагогике и психологии середины 60-х - конца 80-х гг. XX в. посвящены исследования Л. И. Анциферовой, А. Г. Асмолова, И. К. Кона, А. И. Кочетова, В. С. Мухиной и других. В них авторы объясняли актуализацию в педагогическом сознании идеи теоретических аспектов развития личности, ее адаптации. Был накоплен большой опыт теоретических и прикладных знаний и в области исследования педагогической среды: труды О. С. Газмана, Л. И. Новиковой и др.

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Цыкина О. Б. Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15038. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15038.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X

ART 15038 УДК 373.24

Актуализация проблем воспитания в современных условиях, появление новых типов воспитательных учреждений обусловили методологические в теоретические исследования в области общей и дошкольной педагогики.

Представители современной отечественной педагогики и психологии внесли существенный вклад в разработку вопросов, связанных с проблемой всестороннего гармоничного развития личности, деятельностного, личностно ориентированного и других подходов к воспитанию, организацией детского коллектива, осуществлением общественного воспитания и обучения [7]. Научная мысль стремилась отрефлекси-ровать обозначенные тенденции, рождавшиеся знания. Зарождались различные концепции как социальной, так и гуманитарной ориентации, в том числе разрабатывались и теоретические аспекты адаптации детей. Однако результаты научных и практических поисков рассматриваемого периода не были обобщены на уровне современной педагогической практики как в педагогике тех лет, так и в историко-педа-гогических исследованиях [8].

В изученных нами работах, на наш взгляд, недостаточно разработаны проблемы психолого-педагогической адаптации детей. Мало исследованы особенности такой адаптации в условиях сельской среды. Поэтому объективно возникают противоречия между потребностью, интересом, целью, желанием личности и уровнем развития личностных сил для их осуществления, т. е. уровнем развития деятельности человека, нуждающегося в психолого-педагогической адаптации.

Выявлена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников в ДОУ?

Актуальность, практическая значимость и вместе с тем недостаточная научная разработанность данных вопросов обусловили выбор темы исследования: «Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников в дошкольном учреждении».

Цель исследования - нахождение оптимальных психолого-педагогических условий адаптации старших дошкольников к коллективу сверстников в ДОУ в условиях села.

Объект исследования - адаптация детей к коллективу сверстников в ДОУ.

Предметом исследования является совершенствование процесса адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников в условиях сельского ДОУ.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическая адаптация детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников в ДОУ будет происходить успешно:

- если определены особенности адаптации детей;

- выявлены и созданы оптимальные психолого-педагогические условия адаптации детей (в частности, в игровой деятельности).

Исходя из степени разработанности изучаемой проблемы, нами решались следующие задачи:

1. Изучить сущность адаптации детей к коллективу сверстников в ДОУ в условиях села.

2. Выявить уровни проявления адаптации старших дошкольников к коллективу сверстников в ДОУ.

3. Определить оптимальные психолого-педагогические условия, при которых новый коллектив детей в ДОУ становится значимым фактором адаптации к новым условиям.

Методологической основой исследования являются:

- фундаментальные философско-психологические положения культурно-исторической теории о биосоциальной сущности человека, формировании и развитии личности; теория деятельности Л. С. Выготского, О. С. Газмана и др. [9];

r\J f\J

КОНЦЕПТ

Цыкина О. Б. Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15038. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15038.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X

ART 15038 УДК 373.24

- психолого-педагогические концепции в области развития личности (Л. Н. Куликова, А. А. Леонтьев, В. Мухина и др.) [10];

- работы педагогов и психологов, в которых исследуются инновационные процессы педагогической практики (Б. Д. Парыгин) [11];

- развитие ребенка имеет закономерный характер, оно происходит в условиях единства и взаимосвязи биологических и социальных факторов, ребенок является одновременно и объектом, и субъектом воспитания (А. Адлер, А. Валлон и др.);

- в общении с взрослыми у ребенка происходит образование представлений о мире. Благодаря овладению новыми способами действий активность ребенка постоянно развивается. В свою очередь, без активности ребенка никакого усвоения не происходит (Л. И. Божович).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; обобщение педагогического опыта; методы наблюдения; опрос (анкетирование, беседа); диагностические (рейтинг); анализ продуктов детской деятельности. Велось тщательное протоколирование организации деятельности и поведения детей в обстановке ДОУ.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

1. Выявлены уровни адаптации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ поселка Мухен.

2. Определены оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности адаптации старших дошкольников к коллективу детей в ДОУ поселка Мухен.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана опытно-экспериментальная программа адаптации старших дошкольников к новому коллективу детей в ДОУ, которая может быть использована в практике работы ДОУ.

Опытно-экспериментальная программа для детей 7-го года жизни (на материале строительной игры)

Сроки и цель работы по развитию адаптационных процессов ребенка при овладении конструктивными навыками Наименование тем. Методы работы Формы организации

Октябрь - ноябрь Цель: усвоение правил, норм, традиций группы в ДОУ в процессе строительной игры. Дети усваивают правила, нормы взаимодействия с товарищами, с педагогами. Проявляется социальная активность. Дети овладевают техническими умениями, благодаря чему тематика построек расширяется, а также приобретается опыт общения друг с другом Обучение детей строительным умениям. Игра «Корабль». Занятия на тему «Что такое вежливость?» о правилах и нормах поведения. Собрание для родителей. Индивидуально. Фронтально. Подгруппами.

Воспитание у детей навыков совместной деятельности. Экскурсия на тему «Строительство дома». Рассматривание иллюстраций: «Строительство дома». Выставка литературы для родителей. Закрепление полученных строительных умений и овладение наиболее элементарными способами объединения. Строительные игры «Постройка зданий», «Строительство пекарни», «Сказочный город». Фронтально. Фронтально. Фронтально.

PU 3 'V

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15038_УДК 373.24

Цыкина О. Б. Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15038. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15038.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Сроки и цель работы по развитию адаптационных процессов ребенка при овладении конструктивными навыками Наименование тем. Методы работы Формы организации

Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Кто построил этот дом?», Э. Мошковская и Е. Пермикова «Как машина в кубики играет», В. Маяковский «Конь-огонь» и др. Беседы на этические темы о том, как правильно общаться друг с другом. Консультация для родителей о создании условий в семье по теме исследования Подгруппами. Фронтально. Индивидуально

Декабрь Цель: развивать умение принимать решения и нести за них элементарную ответственность, актуализируется чувство общности Накопление опыта совместной деятельности в процессе стройки. Игры «Мост для пешеходов и транспорта»; «Строим ракету». Промежуточное диагностирование детей. Консультация для родителей о создании условий в семье по теме исследования Подгруппами. Индивидуально. Индивидуально

Январь Цель: развивать социальную активность, способность к сотрудничеству, доверие к себе и остальным Закрепление опыта совместной деятельности в процессе стройки. Строительная игра тесно переплетается с ролевой игрой (в одних случаях постройка служит началом ролевой игры). Предложить построить театр, корабль. В других случаях, так как постройка почти не используется в игре, но является необходимой частью обстановки, предложить построить вокзал, железную дорогу. Далее важен аспект взаимодействия детей в процессе постройки, распределение ролей; главное - научить следовать правилам этой роли. Строительные игры «Театр», «Корабль», «Вокзал», «Железная дорога» Фронтально. Подгруппами

Февраль - март - апрель Цель: развивать у ребенка умение приспосабливаться к условиям. Развивать способность к сотрудничеству с другими людьми и глубину контактов с ними Воспитание умения детей самостоятельно руководствоваться правилами. Совместная деятельность в виде строительной игры. Строительные игры «Путешествие»; «Строим гараж с двумя выездами для легковой и грузовой машины», «Морской порт» Подгруппами

Май Цель: продолжить развивать и закреплять творческие способности. Развивать способность к сотрудничеству с другими людьми и глубину контактов с ними Совместные постройки в процессе конструктивной деятельности. Расширение и углубление представлений детей о характере совместного труда взрослых. В силу того что в строительных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов, они содержат в себе потенциал для проявления творчества. Игры «Построим улицу»; «Жилой квартал»; «Зоопарк»; «Космодром», «Аэропорт», «Парк развлечений». «Квартира». Экскурсия по городу «Наш город» Диагностирование детей Фронтально. Подгруппами. Фронтально. Индивидуально

КОНЦЕПТ

Цыкина О. Б. Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15038. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15038.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 15038 УДК 373.24

Разработанная нами опытно-экспериментальная программа адаптации детей 7-го года жизни через формирование умений согласованно действовать в строительной игре была построена с учетом возрастных особенностей детей и, на наш взгляд, будет способствовать успешной адаптации ребенка к коллективу сверстников.

Для ребенка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, в процессе которой ребенок взаимодействует со сверстниками. Известно, что ребенок, находящийся на низком уровне адаптации к коллективу сверстников в условиях ДОУ, испытывает трудности общения с ними.

Теоретический анализ специальной литературы позволил определиться с понятием адаптации детей к дошкольному учреждению. В результате в своей работе под адаптацией мы понимали оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуальных норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру [12].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить общение в группе дошкольников как важный аспект их жизнедеятельности в дошкольном учреждении, который можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, общение со сверстниками важно для дошкольника и он стремится занять в группе достойное место, с другой стороны, в самом общении дошкольников заложен потенциал, способствующий успешной адаптации детей к условиям ДОУ [13].

В силу того что основным видом деятельности дошкольника является игра, в которой дети имеют возможность общаться, мы использовали опытно-экспериментальную программу для детей, продемонстрировавших низкую степень адаптации к коллективу сверстников. В основе этой программы лежали строительные игры.

Итак, принимая во внимание, что показателями успешной адаптации дошкольников в группе детского сада являются:

- усвоение ребенком правил, норм, традиций группы в ДОУ;

- его социальная активность,

- способность к сотрудничеству с другими людьми и глубина контактов с ними;

- эмоциональное переживание;

а также анализ литературы по проблеме, мы выявили, что основными психолого-педагогическими условиями, способствующими успешной адаптации, выступают:

- Знание педагогом особенностей адаптации каждого ребенка к коллективу сверстников.

- Ориентировка педагога в трудностях, которые ребенок испытывает в процессе вхождения в коллектив сверстников.

- Владение педагогом технологиями взаимодействия ребенка с коллективом сверстников, направленными на преодоление трудностей адаптации ребенка к коллективу сверстников. С этой целью необходимо максимально использовать аспект значимости общения дошкольников со сверстниками и игру как ведущую деятельность в этом возрасте.

- Условием для успешной адаптации будет рассматриваться включение ребенка в деятельность сверстников к новой обстановке с учетом широкого спектра индивидуальных реакций, личностных особенностей ребенка, сформированных в семье.

- В комфортной обстановке в семье и ДОУ изменяется не только характер физиологической и психологической активности, но и показатели активности общения. Это отражается на взаимодействии индивида с социальной средой: с окружающими людьми, с группой, с коллективом и т. д. Социальное взаимодействие заметно изменяется, когда положительные эмоции возникают одновременно у многих людей [14].

м Г (V

КОНЦЕПТ

Цыкина О. Б. Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15038. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15038.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15038 УДК 373.24

- Проявление прочных эмоциональных контактов с некоторыми сверстниками.

- Активность в игровой деятельности.

- Формирование у детей умений согласованно действовать на всех этапах взаимодействия.

- Осуществление индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Реализация программы позволяет скорректировать переход дошкольников с

низкого уровня на средний, а со среднего уровня адаптации к коллективу сверстников - на высокий.

Ссылки на источники

1. Зверева Ю. Б. Детская адаптация // Журнал семейной психологии. - 1997. - 197 с.

2. Там же.

3. Клюева Ю. А. Социальная психология групп. - М.: «АСТ-пресс», 1999. - 302 с.

4. Пиаже Ж. Исследования суждений на темы морали // Журнал семейной психологии. - 1997. - 197 с.

5. Смирнова Е. О. Особенности общения дошкольников со сверстниками. - М.: ВЛАДОС, 2000. -122 с.

6. Лисина М. И. Коллектив, личность, ребенок. - М., 1986. - 322 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Смирнова Е. О. Детская психология. - М., 1997. - 426 с.

8. Мухина В. С. Возрастная психология: учеб. для студ. высш. учеб. завед. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - 453 с.

9. Немов Р. С. Общие основы психологии: учеб. пособие для студ. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 434 с.

10. Мухина В. С. Указ. соч.

11. Парыгин Б. Д. Общение, его роль и значение. - М., 1978. - 304 с.

12. Агапина Е. В. Психология развития личности. - М., 1997. - 116 с.

13. Дубинина Е. Н. Семейная психология. - М.: Просвещение, 2000. - 145 с.

14. Лисина М. И. Изучение развития и поведения детей. - М., 1996. - 142 с.

Olga Tsykina,

Educator, Kindergarten № 18, Muhen Svitai100@mail.ru

Features of adaptation of preschool children of same age Abstract. The paper deals with the problem of adaptation of senior preschool children to a new group and suggests author's program to solve the problem. Key words: adaptation, team, training, development, psychological and pedagogical conditions. References

1. Zvereva, Ju. B. (1997) "Detskaja adaptacija", Zhurnal semejnoj psihologii, 197 p. (in Russian).

2. Ibid.

3. Kljueva, Ju. A. (1999) Social'naja psihologija grupp, «AST-press», Moscow, 302 p. (in Russian).

4. Piazhe, Zh. (1997) "Issledovanija suzhdenij na temy morali", Zhurnal semejnoj psihologii, 197 p. (in Russian).

5. Smirnova, E. O. (2000) Osobennosti obshhenija doshkol'nikov so sverstnikami, VLADOS, Moscow, 122 p. (in Russian).

6. Lisina, M. I. (1986) Kollektiv, lichnost', rebenok, Moscow, 322 p. (in Russian).

7. Smirnova, E. O. (1997) Detskaja psihologija, Moscow, 426 p. (in Russian).

8. Muhina, V. S. (1998) Vozrastnaja psihologija: ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zaved., 2-e izd., Prosves-hhenie, Moscow, 453 p. (in Russian).

9. Nemov, R. S. (1998) Obshhie osnovy psihologii: ucheb. posobie dlja stud., VLADOS, Moscow, 434 p. (in Russian).

10. Muhina, V. S. (1998) Op. cit.

11. Parygin, B. D. (1978) Obshhenie, ego rol' i znachenie, Moscow, 304 p. (in Russian).

12. Agapina, E. V. (1997) Psihologija razvitija lichnosti, Moscow, 116 p. (in Russian).

13. Dubinina, E. N. (2000) Semejnaja psihologija, Prosveshhenie, Moscow, 145 p. (in Russian).

14. Lisina, M. I. (1996) Izuchenie razvitija ipovedenija detej, Moscow, 142 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

977230412015902

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.