Научная статья на тему 'Особенности адаптации детей с различной степенью сколиоза'

Особенности адаптации детей с различной степенью сколиоза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
302
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
СКОЛИОЗ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коломиец С. И.

В статье автор подчеркивает, что изучение психологических особенностей детей, больных сколиозом, составляет важную предпосылку разработки индивидуальной комплексной программы медицинской реабилитации для ребенка с целью достижения максимально эффективного результата лечения, снижению уровня инвалидности, успешной интеграции ребенка в социальном пространстве. Раскрывают результаты проведенного эмпирического исследования, главной целью которого было определение особенностей процесса социально-психологической адаптации у детей с различной степенью тяжести сколиоза и изучение их личностно-психологических черт в зависимости от микросреды (обычная общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коломиец С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES ADAPTATION OF CHILDREN WITH VARYING DEGREES OF SCOLIOSIS

The author emphasizes that the study of the psychological characteristics of children with scoliosis, is an important prerequisite for the development of individual comprehensive medical rehabilitation program for a child with a view to achieving the most effective outcome of treatment, reduction of disability level, the successful integration of the child in the social space. Disclose the results of empirical research, the main purpose of which was to determine the characteristics of the process of socio-psychological adaptation of children with varying degrees of severity of scoliosis and the study of their personality and psychological traits depending on the microenvironment (conventional comprehensive school, boarding school).

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации детей с различной степенью сколиоза»

MEDICAL SCIENCES

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ СКОЛИОЗА

Коломиец С.И.

аспирант кафедры общей и медицинской психологии и педагогики Национального медицинского

университета им. А.А. Богомольца

FEATURES ADAPTATION OF CHILDREN WITH VARYING DEGREES OF SCOLIOSIS

Kolomiets S.,

graduate student of the Department of General and Medical Psychology and Pedagogy of the National

Medical University. A.A. Bogomolets

АННОТАЦИЯ

В статье автор подчеркивает, что изучение психологических особенностей детей, больных сколиозом, составляет важную предпосылку разработки индивидуальной комплексной программы медицинской реабилитации для ребенка с целью достижения максимально эффективного результата лечения, снижению уровня инвалидности, успешной интеграции ребенка в социальном пространстве. Раскрывают результаты проведенного эмпирического исследования, главной целью которого было определение особенностей процесса социально-психологической адаптации у детей с различной степенью тяжести сколиоза и изучение их личностно-психологических черт в зависимости от микросреды (обычная общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат).

ABSTRACT

The author emphasizes that the study of the psychological characteristics of children with scoliosis, is an important prerequisite for the development of individual comprehensive medical rehabilitation program for a child with a view to achieving the most effective outcome of treatment, reduction of disability level, the successful integration of the child in the social space. Disclose the results of empirical research, the main purpose of which was to determine the characteristics of the process of socio-psychological adaptation of children with varying degrees of severity of scoliosis and the study of their personality and psychological traits depending on the microenvironment (conventional comprehensive school, boarding school).

Ключевые слова: сколиоз, социально-психологическая адаптация, дети, тревожность.

Keywords: scoliosis, socio-psychological adaptation of children, anxiety.

Постановка проблемы. На сегодняшний день у 80% детей школьного возраста обнаруживается сколиоз различной степени тяжести [1, 6, 7]. Девочки чаще подвержены заболеванию, чем мальчики из-за меньшей подвижности. Некоторые ученые констатируют, что пик данного заболевания приходится на возраст от 10 до 14 лет, указывая на то, что в этом возрасте начинается ускоренное формирование детского организма, общеобразовательная нагрузка в школе увеличивается, при этом уменьшается физическая нагрузка на растущий организм. Если у детей до 9 лет процент страдающих нарушением осанки составляет до 27%, то к 14 годам он увеличивается до 40%, и потом идет на спад — около 30% нарушения осанки [3, 4, 5]. У детей эта проблема разрешима, так как современные методы лечения позволяют полностью излечиться от искривления еще не сформировавшегося до конца позвоночника.

Однако следует помнить, что при сколиозе у детей, даже внешне для них незаметном, с момента только что установленного специалистом диагноза

создается особая психологическая и педагогическая ситуация для больных и их родителей.

Анализ последних исследований и публикаций. В последнее время данной проблематике посвящены труды: А.Н. Бакланова, С.В. Колесова, И.А. Шавырина, Ю.В. Кушель, И.И. Мельникова и других.

Выделение не решенных ранее частей общей проблемы. Согласно данным различных авторов распространенность этого тяжелого заболевания среди детей и подростков составляет от 3-5% до 33% [1, 3, 4, 5]. При этом следует заметить, что болезнь обнаруживают в основном в 12-18 лет, то есть в том возрастном периоде, когда каждый индивид переживает кризис становления личности, во время которого пытается понять самого себя и других. В этот период болезнь, которая изменяет внешность человека и требует лечения, существенно влияет на формирование личности, развитие самосознания, социальное самоопределение, а значит и на адаптацию в социальном пространстве. Именно поэтому очень важно, чтобы, при лечении детей со сколиозом, учитывались не только клиническая

симптоматика, но и индивидуально-психологические особенности развития больного ребенка.

Современные технологии ортопедии, протезирования, без сомнения приобретают наибольшее значения в лечении детей, больных сколиозом, но и для увеличения реабилитационного потенциала и социальной адаптивности неоспоримым является участие психологических, педагогических и социальных служб в процессе восстановительного лечения таких больных.

Цель статьи. Поэтому главной целью данной работы является исследование процесса социально-психологической адаптации детей с различной степенью тяжести сколиоза и выявление психологических факторов, способствующих эффективности адаптации.

Изложение основного материала. Следует отметить, что важной предпосылкой адаптации детей больных сколиозом в социальном пространстве является понимание психологических особенностей ребенка для дальнейшей разработки адекватной программы реабилитации и содействию эффективности лечения, снижению уровня инвалидности, успешной интеграции больного ребенка в обществе. Проблема приобретает все больший вес в связи с увеличением числа детей и подростков, страдающих сколиозом.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы сохранить и улучшить здоровье людей, а особенно детей. Сколиоз, или искривление позвоночника является одним из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Кроме негативного влияния на различные системы детского организма сколиоз, а особенно тяжелые степени, где угол искривления составляет более чем 500С, имеет негативное влияние на психику ребенка. Такие дети часто переживают за свой внешний вид, что обусловлено визуальной асимметрией туловища, выпячиванием лопаток, появлением «горба», вынужденным ограничением подвижности. Все это приводит к депрессивным состояниям, ребенок перестает общаться со сверстниками, становится неконтактным, замыкается в себе, у него снижается самооценка, ухудшается эффективность адаптации в социальных коллективах.

При сколиозе у детей, даже внешне для них незаметном, с момента только, что установленного специалистом диагноза у больных возникают определенные переживания, влияющие на формирование отношения к себе и своему заболеванию. Эти переживания, в дальнейшем, и становятся одним из компонентов формирования внутренней картины болезни.

Внутренняя картина болезни представляет собой комплекс переживаний больного, связанных с его заболеванием (общее самочувствие, восприятие, представление о болезни). Болезнь, как патологический процесс, участвует в построении внутренней картины болезни. С одной стороны - в виде телесных проявлений, а с другой - формируя отношение к своему заболеванию. Поэтому сколио-тическая болезнь у детей представляет сложную

медицинскую и социальную задачу через значительное распространение заболевания и тенденцию к росту выявленных случаев болезни у школьников [3]. Кроме того, указанная патология опорно-двигательного аппарата требует длительного, непрерывного, комплексного лечения с целью предотвращения стремительного прогрессирования в течение всего периода до завершения роста скелета. Наилучшие результаты консервативного лечения сколиотической болезни достигают в условиях специализированных школ-интернатов, которые по своей сути являются центрами реабилитации. В таких учреждениях санаторного типа сочетают обучение по программе, общеобразовательной школы и лечебную педагогику с ортопедическим режимом, лечебной гимнастикой, массажем, физиотерапией, общеукрепляющим лечением, постоянным врачебным контролем.

Сколиоз значит гораздо больше в жизни и здоровье ребенка, чем считают родители и ближайшее окружение. Кроме прогрессирующего негативного воздействия на опорно-двигательную, сердечнососудистую, дыхательную и др. системы, болезнь оказывает серьезное негативное влияние на психологическое состояние ребенка. Развитие видимых изменений осанки и деформаций костно-суставной системы могут вызвать появление признаков депрессивных состояний, ребенок прекращает общаться со сверстниками, замыкается в себе.

Для реализации цели нашего исследования в работе были использованы методы психодиагностического тестирования по шкале личностной тревожности А.М. Прихожан [2] и шкале социально -психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т. В. Снегирёвой [2]. Статистический анализ проводился с пакетом Statistica for Windows 5.0. (StatSoft, USA 1998). Для оценки связи психологических характеристик со степенью сколиоза применен критерий Кендала, для парного сравнения групп - критерий Манн-Уитни [2, 8].

Выборку исследования составили дети в возрасте от 11 до 16 лет в количестве 55 больных с диагнозом - сколиоз различной степени. Из их числа 22 ребенка - являются учащимися общеобразовательных школ, которые были госпитализированы в отделение ортопедии и травматологии Национальной специализированной детской больницы ОХМАТДЕТ, и 33 ребенка - ученики общеобразовательной санаторной школы-интерната для детей больных сколиозом. Среди обследованных было 42 девушки и 13 парней, что в процентном соотношении составляет 77% и 23% соответственно. За степенью сколиоза выборка была распределена следующим образом: 22 человека с I степенью сколиоза (группа «1»), 14 человек - со II степенью (группа «2»), 14 человек - с III степенью, 5 человек - с IV степенью. Следует отметить, что при предварительном анализе полученных данных не было выявлено заметных различий в подгруппах с III и IV ст. по большинству оцениваемых параметров, поэтому они были объединены в одну группу (группа «3»), для получения достоверных результатов с большей статистической силой.

В результате сравнительного анализа по шкалам тревожности, установлено, что существует значимая положительная связь общей тревожности со степенью сколиоза (тау Кендала = 0,2628, р=0,005). В группе «1» общая низкая тревожность была у 54,55% детей, средняя - у 36,36%, высокая - у 9,09%. В группе «2» обнаружили 21,43% детей с

Анализ показывает также, что похожую закономерность, а именно значимая положительная связь выявлена между степенью сколиоза и между личностной тревожностью (тау Кендала = 0,186, р=0,045). В группе «1» низкая межличностная тревожность была у 63,64% учащихся, средняя - у 22,73%, высокая - у 13,64%. О росте уровня межличностной тревожности при прогрессировании сколиоза свидетельствует то, что в группе «2» низкий ее уровень был у 35,71%, средний - у 42,86%, высокий - у 21,43% обследованных детей со II степенью сколиоза. В группе «3» соответственно он составил 42,11%, 26,32% и 31,58%.

При анализе данных самооценочной тревожности пограничная связь степеней сколиоза и самооценочной тревожности (тау Кендала =0,136, р=0,14), установлено: в группе «1» у 54,55% обследованных - низкая степень, средняя - у 27,27%, высокая - у 18,18%. В группе «2» самооценочная тревожность была низкой у 28,57%, средней - у 57,14%, высокой - у 14,29% обследованных, а в группе «3» - низкой - у 26,32%, средней - у 63,16%, высокой - у 10,53%.

Между степенью сколиоза и магической тревожностью сравнительный анализ также показал пограничную связь (тау Кендала = 0,172, р=0,06).

низким уровнем общей тревожности, 71,43% - со средним и 7,14% - с высокой общей тревожностью. Относительно детей группы «3», установлено, что среди них лишь 21,05% имели низкую тревожность, 57,89% - среднюю, 21,05 % - высокую (Рис 1).

Доказательством такой взаимосвязи являются показатели уровня магической тревожности среди контингента обследованных детей в группе «1» составил 45,45% (низкая тревожность), 22,73% (средняя тревожность) и 31,82% (высокая тревожность). В группе «2» выявлено 21,43% детей с низкой магической тревожностью, 64,29% - со средней, 14,29% - с высокой. Этот показатель для группы «3» составлял соответственно 15,79%, 47,37% и 36,84%.

Анализ не выявил связи степени сколиоза с школьной тревожностью (тау Кендала=0,037, р=0,69).

При сравнительном анализе характеристик шкалы социально-психологической адаптации установлено, что существует отрицательная связь между степенью сколиоза и интегральным показателем «адаптация» (тау Кендала = -0,344, р = 0,029). У детей с I и II стадиями сколиоза не выявлено достоверной разницы уровня адаптации, однако этот показатель у них был достоверно выше, чем у детей с III и IV стадиями болезни. При этом у учеников обычной школы указанный критерий имел большую тенденцию к снижению при прогрессирова-нии болезни, сравнивая с учащимися школы-интерната (рис. 2).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

42,1 26,3 31,6

35,7 42,8

21,5

63,6

22,7 13,7

ш

группа - "3' группа - "2' группа - "1'

низкии

средним

высоким

Рис. 1. Анализ данных за шкалами тревожности

70

60

50

40

30

20

10

62,3

63,5

группа - "1"

61,2

-57,

группа - "2"

54,6

49,9

группа - "3"

□ обычная школа

□ школа-интернат

Рис. 2. Результаты исследования по шкалам социально-психологической адаптации

0

Анализируя показатели шкалы «принятие других», выявлена пограничная обратная связь критерия со степенью сколиоза (тау Кендала = - 0,266, р=0,029). При сопоставлении оценок указанной

По показателям шкалы «эмоциональный комфорт» установлена пограничная отрицательная связь степени сколиоза с интегральным показателем. При сравнении этого показателя в подгруппах

психологической характеристики в подгруппе учащихся общей школы с учащимися школы-интерната установлено, что уровень этого показателя у учащихся школы-интерната значительно выше (рис. 3).

учащихся высокий уровень характеристики «эмоциональный комфорт» проявили учащиеся школы-интерната (Рис.4).

72

70

68

66

64

62

60

58

56

70,6

66,2

группа -"1"

65,4

63,2

группа -"2"

64,1

61,9

группа -"3"

□ обычная школа

□ школа-интернат

Рис. 3 Результаты исследования по шкале «принятие других»

30

20

10

группа - "1"

группа - "2"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группа - "3"

□ обычная школа

□ школа-интернат

Рис. 4 Результаты исследования по шкале «эмоциональный комфорт»

70

61,7

60,4

60,2

58,9

58,5

60

50

471

40

0

Установлено, что характеристика «самопринятия» имеет отрицательную пограничную связь со степенью сколиоза у детей, которые учились в

Аналогичная закономерность выявлена и для показателя «стремление к доминированию». В подгруппе детей из интерната вообще не обнаружено значимых связей этого параметра со степенью сколиоза, а в подгруппе детей из обычной школы анализ показал отрицательную взаимосвязь со степенью тяжести сколиоза.

Поскольку интегральный показатель «адаптация» имеет значимую прямую связь с параметрами «самопринятия», «принятие других», «эмоциональный комфорт», «стремление к доминированию», то эти параметры справедливо считаются характеристиками уровня адаптации.

Обнаружена связь характеристики «принятие других» со степенью сколиоза (негативный, р<0,05) и «эмоциональный комфорт» со степенью тяжести сколиоза (обратная, р<0,05). Относительно критериев «самопринятия» и «стремление к доминированию», то не выявлено связи со степенью сколиоза при обследовании общего контингента групп «1»,

обычной школе, тогда как у детей школы-интерната не выявлено достоверной разницы между степенью сколиоза и характеристикой «самоприня-

«2» и «3». При сравнении подгруппы учеников обычной школы и учеников школы-интерната установлено, что показатель «самопринятия» имеет отрицательную взаимосвязь со степенью сколиоза (р<0,05) в подгруппе учеников обычной школы, а также и для критерия «стремление к доминированию» существует отрицательная связь со степенью сколиоза (р< 0,05) в подгруппе детей, которые учились в обычной школе.

Сравнительный анализ критериев социально-психологической адаптации у детей с различной степенью тяжести сколиоза выявил связь показателей со степенью сколиоза, однако наблюдались различия психологических характеристик в подгруппе учащихся общей школы и учеников школы-интерната.

Выводы и предложения. Изучая психологические особенностей детей, больных сколиозом, которые учились в обычной общеобразовательной школе и санаторной школе-интернате установлено:

тия» (Рис. 5).

76 74 72 70 68 66 64 62 60 58

группа - "1"

72,1

группа - "2"

73, I

63,8

группа - "3"

□ обычная школа

□ школа-интернат

Рис. 5 Результаты исследования по шкале «самопринятия»

74,6

74,2

714

- значимую положительную связь со степенью сколиоза общей тревожности и межличностной тревожности, пограничная связь самооценочной тревожности и магической тревожности, не обнаружено связи со школьной тревожностью;

- негативную связь между степенью сколиоза и интегральным показателем «адаптация», «принятие себя», «принятие других» и «эмоциональный комфорт», «стремление к доминированию»;

- положительную корреляцию общей тревожности, межличностной тревожности и школьной тревожности со степенью сколиоза в подгруппе детей, которые учились в обычной школе;

- высокий уровень самооценочной тревожности и магической тревожности, тенденции к увеличению общей тревожности с возрастом в подгруппе детей, которые учились в школе-интернате;

- значимо более высокие показатели уровня «принятие других» и «эмоциональный комфорт» в подгруппе детей, которые учились в школе-интернате.

Полученные результаты могут служить подтверждением того, что психическое состояние ребенка, больного сколиозом, значительным образом обусловлено тяжестью нарушений в опорно-двигательной системе. Существует взаимосвязь между степенью тревожности, показателями «адаптация», «эмоциональным комфортом», «принятием себя», «принятие других» и степени тяжести сколиоза.

Следует отметить, что успешность и ход процесса адаптации в социальном пространстве протекают по-разному у детей с различной степенью проявлений сколиоза, существуют различия в проявлениях критериев адаптации не только в зависимости от стадии заболевания, но и непосредственной микросреды, в которой находится ребенок. Поэтому следует учитывать, что ребенок, который страдает хроническим заболеванием, в обычных условиях общеобразовательной школы не получает должного психического развития, а находясь в условиях правильно организованного общеобразо-

вательного процесса и детского коллектива, несмотря на болезнь, может продвигаться вперед в своем развитии и в будущем успешно адаптироваться в социуме.

Литература

1. А.Н. Бакланов, С.В. Колесов, И.А. Шавы-рин, Сравнительный анализ результатов лечения пациентов с тяжелыми деформациями позвоночника при использовании винтовых и гибридных металлоконструкций // Травматология и ортопедия России. — 2014. — № 1. — С. 34-43

2. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологи / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001., С.316-323, 348.

3. Дадаева О.А., Скляренко Р.Т., Травникова Н.Г. Клинико-психологические особенности детей и подростков, больных сколиозом. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2003, №3. -С.10-14

4. Караваева Е.М., Печерский В.Г., Иванов Д.Е. Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов// Сборник «Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы». М.: Международная пед. академия, 2005. С. 807-811

5. Колесов С.В. Хирургическое лечение тяжелых постлами- нэктомических деформаций позвоночника // Хирургия позвоночника. — 2006. — №2.

— С. 29—32.

6. Кушель Ю.В. Роль ламинотомии и ламино-пластики в снижении частоты послеоперационных кифосколиозов у детей, оперированных по поводу интрамедуллярных опухолей // Вопросы нейрохирургии. — 2007. — № 4. — С. 20—34.

7. Мельников И. И. Ортопедическая коррекция вторичных деформаций позвоночника у детей и подростков: Канд. дисс. / Мельников Илья Ильич.

— М., 2011. — 124 с.

8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологи / Е. В. Сидоренко. - СПб: Речь, 2008. - 350 с.

ВЛИЯНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ГИПЕРОСМОЛЯРНОГО РАСТВОРА ХЛОРИДА НАТРИЯ И ГИДРОКСИЭТИЛКРАХМАЛА НА

ФУНКЦИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЁГКИХ ПРИ ОСТРОМ РЕСПИРАТОРНОМ ДИСТРЕСС-СИНДРОМЕ У КРЫС

Куликов О.А.

ФГБОУ ВО НИ «МГУ им. Н.П. Огарёва», к. м. н., доцент, г. Саранск

Агеев В.П.

ФГБОУ ВО НИ «МГУ им. Н.П. Огарёва», студент, г. Саранск

Долгачёва И.С.

ФГБОУ ВО НИ «МГУ им. Н.П. Огарёва», студент, г. Саранск

Марочкина Е.Э.

ФГБОУ ВО НИ «МГУ им. Н.П. Огарёва», студент, г. Саранск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.