Научная статья на тему 'Особенности абразивно-экструзионной обработки труднообрабатываемых сплавов после литья по выплавляемым моделям'

Особенности абразивно-экструзионной обработки труднообрабатываемых сплавов после литья по выплавляемым моделям Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБРАЗИВНО-ЭКСТРУЗИОННАЯ ОБРАБОТКА / ТРУДНООБРАБАТЫВАЕМЫЙ СПЛАВ / HARD ALLOY / ЛИТЬЕ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ / INVESTMENT CASTING / СЛОЖНОПРОФИЛЬНАЯ ДЕТАЛЬ / ABRASIVE FLOW MACHINING / COMPLEX-PROFILE DETAIL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Теряев Н.С., Володин А.Ю., Сысоев С.К., Сысоев А.С.

Рассмотрены особенности получения заготовок сложнопрофильных деталей ЛА из высокопрочных сталей и жаропрочных сплавов. Проанализированы характеристики отливок, получаемых литьем по выплавляемым моделям и требования к ответственным деталям ЛА. Проведены исследования по абразивно-экструзионной обработке труднообрабатываемых материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURE THE ABRASIVE FLOW MACHINING OF HARD ALLOYS AFTER INVESTMENT CASTING

The manufacture features of the complex profile details aircraft from high-strength steels and superalloys are considered. The characteristics of casting and requirements for critical parts of the aircraft are analyzed. Research of the Abrasive Flow Machining hard materials.

Текст научной работы на тему «Особенности абразивно-экструзионной обработки труднообрабатываемых сплавов после литья по выплавляемым моделям»

УДК 621.923.9

ОСОБЕННОСТИ АБРАЗИВНО-ЭКСТРУЗИОННОЙ ОБРАБОТКИ ТРУДНООБРАБАТЫВАЕМЫХ СПЛАВОВ ПОСЛЕ ЛИТЬЯ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ

Н. С. Теряев, А. Ю. Володин Научные руководители - С. К. Сысоев, А. С. Сысоев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sysoeva.tms@mail.ru

Рассмотрены особенности получения заготовок сложнопрофильных деталей ЛА из высокопрочных сталей и жаропрочных сплавов. Проанализированы характеристики отливок, получаемых литьем по выплавляемым моделям и требования к ответственным деталям ЛА. Проведены исследования по абразивно-экструзионной обработке труднообрабатываемых материалов.

Ключевые слова: абразивно-экструзионная обработка, труднообрабатываемый сплав, литье по выплавляемым моделям, сложнопрофильная деталь.

FEATURE THE ABRASIVE FLOW MACHINING OF HARD ALLOYS AFTER INVESTMENT CASTING

N. S. Teryaev, A. Y. Volodin Scientific supervisors - S. K. Syisoev, A. S. Sysoev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sysoeva.tms@mail.ru

The manufacture features of the complex profile details aircraft from high-strength steels and superalloys are considered. The characteristics of casting and requirements for critical parts of the aircraft are analyzed. Research of the Abrasive Flow Machining hard materials.

Keywords: Abrasive Flow Machining, hard alloy, investment casting, complex-profile detail.

Большую часть сложнопрофильных деталей ЛА, работающих при высоких статических и динамических нагрузках, в зоне высоких температур и агрессивных сред (турбины, роторы, лопатки ротора, сегменты лопаток, крыльчатки, сопловые и направляющие аппараты) (рис. 1), изготавливают из труднообрабатываемых высокопрочных сталей и жаропрочных сплавов литьем по выплавляемым моделям.

Преимуществами данного способа получения заготовок являются отсутствие или малые припуски на механическую обработку, возможность получения сложной формы и др. [1].

Качество поверхности деталей после литья по выплавляемым моделям характеризуется повышенной шероховатостью Ra = 20.. .40 мкм, большой глубиной термически измененного слоя (литейная корка h = 0,1.0,8 мм), высокими остаточными напряжениями [2].

Шероховатость поверхности, а также ее направление существенно влияют на работоспособность агрегатов ЛА [3]. Уменьшение шероховатости газового тракта турбин, направляющих и сопловых аппаратов, корпусов и др. приводит к повышению КПД и надежности работы агрегатов за счет уменьшения трения газового потока в пограничном слое, препятствует возникновению газовой коррозии, образованию термоусталостных трещин, повышает прочность и коррозионную стойкость.

Из анализа конструкций деталей ЛА со сложными каналами, выполненных литьем или ЭЭО [4], установлено, что детали имеют сложные каналы, расположенные, в основном, по окружности (лопатки крыльчаток, турбин, роторов, направляющих аппаратов и др.); поверхности каналов находятся под углом (до 35°) относительно направления потока газа и жидкости в агрегатах с изменением

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

углов наклона каналов по его длине; геометрические параметры каналов изменяются в широком диапазоне (по диаметру от 30 до 800 мм, по площади сечения отдельного канала от 25 до 1 000 мм2, по суммарной площади сечения каналов от 10 до 80 000 мм2); требования к поверхностям каналов по шероховатости Ra = 0,63...3,2 мкм, по точности 0,1...0,3 мм; материалы деталей относят, в основном, к классу трудно обрабатываемых. Шероховатость поверхностей проточной части турбин должна быть Ra < 0,32...0,63 мкм, а поверхностей дисков, корпусов, направляющих и сопловых аппаратов -Ra < 1,6...2,5 мкм.

а б

Рис. 1. Сложные высоконагруженные детали ЛА: а - направляющий аппарат, б - крыльчатка

Столь высокие требования к точности и качеству поверхностного слоя приводят к необходимости финишной обработки. При этом применение стандартных методов невозможно при обработке труднодоступных и сложнопрофильных поверхностей.

Нами предложено для обработки деталей ЛА из труднообрабатываемых материалов использовать метод абразивно-экструзионной обработки (АЭО). Суть метода заключается в экструзии под давлением вдоль обрабатываемой поверхности вязкоупругой рабочей среды (РС), наполненной абразивными зернами.

Проведены исследования по АЭО поверхностей лопаток в направляющем аппарате с целью определения возможности применения способа для уменьшения шероховатости лопаток после электроэрозионной обработки отливок по выплавляемым моделям (с исходной шероховатости Кг = 25...40 мкм до Яа = 3,2.10 мкм).

Обработка проводилась на установке УЭШ-100 с применением специального приспособления и направляющего аппарата, выравнивающего течение РС вдоль обрабатываемой поверхности (рис. 2).

а б

Рис. 2. Общий вид зоны обработки на установке УЭШ-100 с отведенной вверх рабочей камерой при АЭО: а - направляющего аппарата; б - крыльчатки

Обработка проводилась в два этапа. РС для первого этапа приготовлена на основе каучука синтетического диметилсилоксанового термостойкого СКТ (ГОСТ 14680-74, ТУ 38.103694-89) с добавлением 15 % фторопласта Ф-4 и 75 % карбид кремния черный 54С зернистостью Б60; давление масла в системе - 12 МПа; количество циклов при обработке - 20; время одного цикла - 50 с. На втором этапе использовался электрокорунд белый 25 А зернистостью Б100в концентрации 50 %; количество циклов при обработке - 30; время одного цикла - 40 с.

После обработки шероховатость лопаток уменьшилась до 3,2.10 мкм после первого этапа до стабильного значения Иа = 3,2 после второго без существенного изменения профиля лопатки.

Проведенные пробные исследования показали необходимость поэтапной обработки с подбором вида, необходимой зернистости и концентрации абразива на каждом этапе, что требует проведения дополнительных исследований. Необходимо обратить внимание на герметичность и прочность закрепления заготовок в приспособлении для избегания попадания абразива в зону контакта деталь -приспособление и предотвращения повреждения поверхностей детали и приспособления. Особого внимания требует точность разработки конструкции и изготовления направляющих и выравнивающих аппаратов для увеличения равномерности обработки.

Библиографические ссылки

1. Сысоев С. К. Экструзионное хонингование деталей летательных аппаратов: теория, исследования, практика: монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2005. 220 с.

2. Константинов Л. С. Напряжения, деформации и трещины в отливках. М. : Машиностроение, 1981. 199 с.

3. Лубнин М. А. Разработка и внедрение технологии экструзионного шлифования труднодоступных поверхностей деталей : автореф. дис... 05.07.04. М. : НИИТМ, 1987. 18 с.

4. Левко В. А. Абразивно-экструзионная обработка: современный уровень и теоретические основы процесса : монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2007. 228 с.

© Теряев Н. С., Володин А. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.