N.G. KAZAKOV*
SPECIAL FEATURE OF VICTIMOLOGICAL ATTACKS PREVENTING ON THE FREEDOM AND PRIVACY
OF CITIZENS
УДК 343.988 ББК 67.515 К14
Аннотация: в статье рассматривается виктимологи-ческий аспект профилактики посягательств на свободу граждан, поднимается вопрос об отсутствиив криминологической литературе четкого определения понятия «виктимизация», раскрываются направления и меры организации общей виктимологическойпрофилактики Ключевые слова: виктимизация, посягательство на свободу и личную неприкосновенность граждан, профилактика
НИКОЛАЙ
ГЕННАДЬЕВИЧ
КАЗАКОВ*
ОСОБЕННОСТЬ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
ГРАЖДАН
* Аспирант
(Академия ФСИН России) Е-mail: [email protected].
Annotation: the article deals with victimological aspect of combat prevention of the freedom of citizens, the question of the lack of clear definition of «victimization» in criminological literature is raised; it also reveals the orientation and organization measures of total victimological prevention.
Key words: victimization, attacks on freedom and privacv of citizens, prevention.
Виктимизация является составной (хотя и специфической) частью процесса криминализации общества. В силу объективных и субъективных причин статистика преступности далеко не полностью воспроизводит реальный уровень виктимизации в стране, и потому этот существенный пробел даже в странах с более совершенной системой учета преступности восполняют все более представительные виктимо-логические исследования, выявляющие огромные расхождения между статистикой и реальной ситуацией, связанной с причинением вреда.
Предпринятые в криминологической литературе попытки сформулировать четкое и полное определение понятия «виктимизация» не всегда удачны. Так, по мнению В.С. Минской, «производным от понятия преступности является ее важнейший признак - понятие виктимизации от преступности»1. На наш взгляд, такой подход является не совсем точным.
Виктимизация есть конечный результат процесса превращения в жертв статистической совокупности потерпевших от преступлений. В этом смысле словосочетание «виктимизация от преступности» ущербно, ибо на самом деле на уровне массового явления виктимизация завершает процесс формирования преступности, иначе говоря, без виктимизации (применительно к преступлениям, посягающим на свободу и личную неприкосновенность человека) нет преступности, и наоборот.
Без четкого представления о подлинных масштабах виктимизации невозможно не только составить достоверную картину преступности, но и прогнозировать ее динамику, а следо-
Преступление - наказание - исправление
Преступление - наказание - исправление
вательно, и более точно определять объекты профилактики и узкие места в профилактической работе.
Разнообразные виктимологические исследования убедительно показывают определенные закономерности распределения риска виктимизации среди различных социальных групп. Так, расчеты индексов виктимизации указывают на их значительные различия в зависимости от демографических характеристик потерпевших, характера их трудовой занятости и т. д.2 Такого рода расчетные параметры позволяют более точно и предметно определять потребности профилактики с учетом характера совершаемых преступлений и специфики соответствующих контингентов потерпевших.
Одна из центральных идей профилактики преступности зиждется, как известно, на том, что вероятность совершения преступления зависит от целого ряда переменных, которые подлежат установлению и нейтрализации. К числу такого рода переменных величин относится и сама жертва, которая в большей или меньшей степени, сознательно или неосознанно может способствовать совершению преступления, а в ряде случаев даже спровоцировать его. Отсюда вытекает необходимость тщательного изучения личности и поведения жертвы.
Эффективная организация общей виктимо-логической профилактики предопределенаука-занными специфическими особенностями и должна строиться на следующих концептуальных мерах и направлениях.
1. Необходимоизменить традиционный подход к профилактике, ориентированный исключительно на потенциальных правонарушителей и оставляющий за ее рамками предупредительноевоздействие на потенциальных жертв3. В более широком плане речь должна идти об общей переориентации деятельности правоохранительных органов на первоочередную защиту прав и интересов реальных и потенциальных жертв преступлений.
2. Психологическая перестройка правосознания работников правоохранительных органов, где важная роль принадлежит организации специализированной подготовки сотрудниковпо всему спектру отношений между милицией и потерпевшими. Такая изначально важная мера организации виктимологическойпрофилактики давно сложилась и оправдала себя в практике правоохранительных органов развитых зарубежных стран.
В Великобритании в соответствии с циркулярами МВД 1986 и 1988 гг. на всей территории страны предусмотрена реализация разноплановой программы переподготовкии обязательно-
го обучения полицейских всех уровней, ориентированной на виктимологическую профилактику, осознание сотрудниками полиции интересов и нужд жертв преступлений, обучение методам обращения с жертвами, способам предупреждения виктимизации.
Аналогичные программы обучения, а также разработанные совместно со специализированными общественными организациями программы по профилактике виктимности действуют в ФРГ, США и в других странах.
В рамках необходимогоизменения отношения к жертвам преступления со стороны общества в целом радикальная перестройка отношения к ним со стороны работников правоохранительных органов особенно актуальна. Направления этой важной работы должны включать в себя максимально внимательное и бережное отношение к потерпевшим, взаимоуважение и партнерское взаимодействие, всемерную защиту, помощь и обеспечение необходимой информации (о правах потерпевших, ходе расследования дела, возможностей получения компенсации ущерба и т. д.).
3. Создание информационной базы виктимо-логической профилактики, которая в настоящее время практически отсутствует. Речь прежде всего идет о создании достаточно полной и единой системы учета жертв преступлений в государственной отчетности правоохранительных органов. В отчетности МВД России, в частности, следует уточнить некоторые формы статистического учета, включив в него по возможности наиболее широкие и дифференцированные сведения о потерпевших от преступлений (хотя бы социально-демографического плана).
Неполнота и недостаточная достоверность статистики исследуемой преступности, а главное, отсутствие в ней информации о жертвах преступлений крайне затрудняет определение и конкретизацию задач, направлений и форм профилактики насилия. В этих условиях наряду с совершенствованием самой статистической отчетности значительно возрастает потребность в проведении все более детальных и целевых виктимологических исследований самого различного плана - о личности, поведении потерпевших, характере их взаимоотношений с правонарушителями и правоохранительными органами, о масштабах вредных последствий и т. д. Результаты таких исследований позволяют в значительной мере восполнить пробелы статистической информации и повышают уровень достоверности представлений о формах и масштабах виктимизации.
4. Разработка целевых комплексных программ. Меры, направленные на виктимологи-ческую профилактику, на защиту реальных и потенциальных жертв преступных посягательств, должны быть связаны с созданием самостоятельной целевой программы, тесно увязанной с программой борьбы с преступностью, но никак не сводимой лишь к ней.
5. Расширение практики оказания социальной помощи такой рецидивоопасной категории лиц, как бездомные, бродяги и попрошайки, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, и другие криминально неблагополучные, дезадаптив-ные лица. Наряду с указанными мероприятиями потребуются дополнительные меры по соблюдению правил паспортного режима и регистрации, своевременному выявлению и нейтрализации очагов негативной среды, которая готова принять в себя такого рода лиц без определенного места жительства и постоянных занятий.
В комплексе организационно-правовых мер разработка новых методов и форм профилактики правонарушений среди указанной категории лиц представляется особенно актуальной. Среди других мер такого рода не только развитие традиционных форм, но и расширение сети социальных институтов, основным содержанием деятельности которых явилось бы предотвращение насилия в семейной сфере; разработка правовых гарантий вмешательства в кризисные ситуации в семейно-бытовой сфере и оказание соответствующей помощи семьям с криминогенной ситуацией созревших конфликтов
6. Организация общественных центров правовой и психологической помощи жертвам насильственных преступлений. В криминологической литературе, а также в публикациях различных средств массовой информации накоплен достаточно большой массив информации о зарубежном опыте создания первых кризисных центров, приютов (убежищ) для жертв насилия, телефонов доверия, консультационныхпунктов и других форм работы с потерпевшими. Источниками финансирования этой деятельности могут быть благотворительные пожертвования отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, поддержка местных органов власти либо федеральные средства, аккумулирующие такие средства, специальные фонды и т. д.
7. Эффективное использование средств массовой информации, совершенствование форм и методов правовой пропаганды также имеют большое воспитательное и профилактическое значение в деле предупреждения преступлений, посягающих на свободу и личную неприкосно-
венность граждан, и защиты потенциальных и реальных жертв насилия. К сожалению, в последние годы взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации ограничивается сообщениями о совершенных преступлениях и обращениями к населению за помощью в деле розыска преступников.
Эффективное использование средств массовой информации тесно связано и с пропагандой правовых знаний, повышением правовой культуры общества, со снижением как никогда высокого уровня нигилизма, пренебрежительного отношения людей к праву и закону.
8. Расширение функций подразделений службы профилактики либо создание специальных подразделений, на которые будетвозложена вик-тимологическая профилактика потенциальных жертв насильственных преступлений. В настоящее время самостоятельной специализированной службы, ответственной за профилактику виктимного поведения, в центре и на местах нет, как нет и детальной регламентации этой деятельности в самом профилактическом законодательстве. Наряду с очевидной потребностью воссоздания всего позитивного, что накоплено в ходе работы профилактических служб в 70-80-х годах, целесообразно, на наш взгляд, либо значительно расширить функции этой службы, либо пойти по пути создания новых специализированных подразделений, ответственных за ведение виктимологической профилактики.
Будет правильным также воссоздать действовавший ранее в ряде органов внутренних дел порядок передачи следователями копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении дела по нереабилитирующим обстоятельствам участковым инспекторам, которые получают дополнительную и весьма ценную криминологическую информацию для ее использования в своей профилактической деятельности.
9. Совершенствование правовых мер, направленных на предупреждение насильственных преступлений и защиту жертв насилия. Прежде всего необходимо принятие комплексного закона о защите жертв и свидетелей преступлений, предписывающего всем органам правосудия справедливое обращение с потерпевшими, уважение их достоинства и соблюдение конфиденциальности, а также регулирующего правовой статус потерпевших, их процессуальные права и обязанности.
Как показывает следственная и судебная практика, показания жертв и свидетелей преступления на следствии и в суде все чаще сопряже-
Преступление - наказание - исправление
Преступление - наказание - исправление
ны с риском для их жизни. Запуганные преступниками люди нередко боятся давать правдивые показания, часто вынуждены уклоняться от выполнения своего гражданского долга, отказываются сотрудничать с правоохранительными органами по одному единственному мотиву -страх за свою жизнь или жизнь своих детей и близких, поэтому необходимофорсировать принятие самостоятельного закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующихуголовному судопроизводству». К числу такого рода мер государственной защиты жертв и свидетелей преступлений должны быть отнесены неразглашение сведений о защищаемых лицах; при необходи-
мости рассмотрение уголовных дел в закрытом судебномзаседании; прослушивание телефонных переговоров защищаемых лиц; выдача им оружия и других средств индивидуальной защиты; предоставление другого жилища и другой работы; замена документов и другие специальные меры обеспечения безопасности, а также меры ответственности должностных лиц за нарушение требований по их обеспечению. Это позволит избавить указанных лиц от огромного давления, оказываемого на них преступными сообществами, особенно по крупным делам о тяжких насильственных преступлениях, устранить их правовую, физическую и социальную незащищенность и во многом переломить криминальную ситуацию.
Список использованной литературы
1 См.: Минская В.С., ЧечельГ.И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения Иркутск, 1988. С. 76.
2 См.: Остроумов С. С., Франк Л.В. О виктимологиии виктимности // Сов. гос-во и право. 1976. №9 4. С. 76.
3 См.: РивманД.Д. Виктимологическаяпрофилактика Ее особенности место в системе криминологического предупрежденияпреступности// Вопросы профилактики преступлений Л., 1978. С. 81.