Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / СДВГ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ходова В.С.

В статье анализируются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младенческого и раннего возраста и способы снижения влияния СДВГ на повеления ребенка в младенческом и раннем возрасте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ходова В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANIFESTATION & SIGNS OF ATTENTION DEFICIT DISORDER IN YOUNG CHILDREN

The article analyzes the signs of attention deficit hyperactivity disorder in infants and young children and ways to reduce the influence of ADD on the commands of a child in infancy and early age.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.22

Ходова В.С.

учитель-логопед, учитель - дефектолог ОКУЗ "Дом ребенка специализированный" (г. Иваново, Россия)

ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье анализируются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младенческого и раннего возраста и способы снижения влияния СДВГ на повеления ребенка в младенческом и раннем возрасте.

Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, ранний возраст, младенческий возраст.

Активный, подвижный, любознательный - так можно сказать о любом ребенке. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня.

Гиперактивность можно определить как состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих.

Гиперактивность - это не вина ребенка, а признак слабой нервной системы, характеризующейся быстрым переутомлением.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как:

- гипервозбудимость,

- двигательная расторможенность,

- моторная неловкость,

- рассеянность,

- повышенная утомляемость,

- инфантилизм,

- импульсивность.

Данные признаки, по определению Всемирной организации здравоохранения, характеризуют синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ).

СДВГ - одно из самых распространенных психоневрологических расстройств, являющееся причиной нарушений поведения и трудностей обучения в раннем и дошкольном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими. Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире, сотрудничать с ним, оказывать максимально эффективную помощь вполне посильная задача.

Данная категория детей нуждается в ранней диагностике и своевременной коррекция СДВГ, когда компенсаторные функции мозга достаточно велики для предотвращения формирования стойких патологических

проявлений. Распознать симптомы и признаки гиперактивности в младенческом и раннем возрасте достаточно сложно. Однако если у ребенка наблюдается ряд ниже перечисленных признаков, мы можем начать подозревать у ребенка СДВГ:

• Нарушен режим сна. Ребенок спит меньше, чем положено, часто путая день и ночь, сон прерывистый.

• Бесцельные движения руками и ногами. Постоянная двигательная активность, попытки потрогать вещи в пределах досягаемости, и тут же их бросить, неконтролируемые дёргающиеся движения.

• Повышенный мышечный тонус.

• Сильная отрыжка, переходящая в рвоту при кормлении.

• Постоянные крики и плач без явной причины.

• Сопротивляется пеленанию, любым попыткам ограничения подвижности.

• Дети отвлекаются на любые яркие вещи, игрушки, но не способны зафиксировать внимание на них и минуту, тянутся, чтобы взять в ручки и тут же бросают, потеряв интерес.

• Проявляет немотивированную агрессию, ломает игрушки, пытается бить людей, если чем-то недоволен.

• Отрицательно реагирует на малознакомых или незнакомых людей.

• Легко впадает в истерику и крик при малейшем раздражении.

• Раннее физическое развитие. Дети с СДВГ раньше сверстников учатся переворачиваться, шустро ползают, раньше встают на ножки.

Гиперактивный ребенок требует к себе особого отношения, поэтому важно правильно организовать его распорядок дня. Вот несколько советов, которые будут полезны для родителей таких детей:

1. Четкий режим дня.

2. Сохранение терпения и самоконтроля со стороны взрослого.

3. Не допускать переутомления, чрезмерного влияния на нервную систему, иначе ответом со стороны ребенка будет перевозбуждение и неадекватная реакция.

4. Поощрение. Данную категорияю детей необходимо хвалить и поощрять даже а самый незначительный повод.

5. Позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе.

6. Сажать на групповых занятиях как можно ближе к себе, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий.

7. Давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести.

8. Избегать ограничения подвижности. Особенно когда ребёнок уже начинает ползать.

Чтобы помочь такому ребенку воспитатель, специалисты, врачи должны взаимодействовать друг с другом и действовать совместно.

При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности таких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях), трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.

Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка трудности. Сценки

должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Также полезны занятия с использованием следующий средств педагогического воздействия:

- художественных средств изобразительной деятельности (краски, карандаши, мелки),

- занятия по пению народных песен и обыгрыванию их,

- дыхательные упражнения,

- глазодвигательные упражнения,

- упражнения для языка и мышц челюсти,

- перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,

- упражнения для развития мелкой моторики рук,

- упражнения для релаксации и визуализации,

- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,

-упражнения с правилами.

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается - отвлечь, переключить внимание на другой объект. Следует эмоционально поддерживать ребенка во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.

Коррекция позволяет подарить человеку нормальную жизнь, у него появляется возможность полно интегрироваться в общество. Чем раньше начата коррекция - тем выраженнее положительные результаты принесёт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation,

oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; с. 389—401.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть в двух частях, - Москва.: Генезис, 2001 год.

4. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1996. №3.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

6. Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. - 2015. - №6. - с. 45-51.

7. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно -методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 2000. - №1 январь-март 2000. - с. 121-135.

Khodova V.S.

teacher-speech therapist, teacher-defectologist Specialized Children's Home (Ivanovo, Russia)

FEATURES OF MANIFESTATION & SIGNS OF ATTENTION DEFICIT DISORDER IN YOUNG CHILDREN

Abstract: the article analyzes the signs of attention deficit hyperactivity disorder in infants and young children and ways to reduce the influence of ADD on the commands of a child in infancy and early age.

Keywords: children, attention deficit hyperactivity disorder, ADD, early age, infancy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.