УДК 373.22
Ходова В.С.
учитель-логопед, учитель - дефектолог ОКУЗ "Дом ребенка специализированный" (г. Иваново, Россия)
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье анализируются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младенческого и раннего возраста и способы снижения влияния СДВГ на повеления ребенка в младенческом и раннем возрасте.
Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, ранний возраст, младенческий возраст.
Активный, подвижный, любознательный - так можно сказать о любом ребенке. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня.
Гиперактивность можно определить как состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих.
Гиперактивность - это не вина ребенка, а признак слабой нервной системы, характеризующейся быстрым переутомлением.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как:
- гипервозбудимость,
- двигательная расторможенность,
- моторная неловкость,
- рассеянность,
- повышенная утомляемость,
- инфантилизм,
- импульсивность.
Данные признаки, по определению Всемирной организации здравоохранения, характеризуют синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ).
СДВГ - одно из самых распространенных психоневрологических расстройств, являющееся причиной нарушений поведения и трудностей обучения в раннем и дошкольном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими. Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире, сотрудничать с ним, оказывать максимально эффективную помощь вполне посильная задача.
Данная категория детей нуждается в ранней диагностике и своевременной коррекция СДВГ, когда компенсаторные функции мозга достаточно велики для предотвращения формирования стойких патологических
проявлений. Распознать симптомы и признаки гиперактивности в младенческом и раннем возрасте достаточно сложно. Однако если у ребенка наблюдается ряд ниже перечисленных признаков, мы можем начать подозревать у ребенка СДВГ:
• Нарушен режим сна. Ребенок спит меньше, чем положено, часто путая день и ночь, сон прерывистый.
• Бесцельные движения руками и ногами. Постоянная двигательная активность, попытки потрогать вещи в пределах досягаемости, и тут же их бросить, неконтролируемые дёргающиеся движения.
• Повышенный мышечный тонус.
• Сильная отрыжка, переходящая в рвоту при кормлении.
• Постоянные крики и плач без явной причины.
• Сопротивляется пеленанию, любым попыткам ограничения подвижности.
• Дети отвлекаются на любые яркие вещи, игрушки, но не способны зафиксировать внимание на них и минуту, тянутся, чтобы взять в ручки и тут же бросают, потеряв интерес.
• Проявляет немотивированную агрессию, ломает игрушки, пытается бить людей, если чем-то недоволен.
• Отрицательно реагирует на малознакомых или незнакомых людей.
• Легко впадает в истерику и крик при малейшем раздражении.
• Раннее физическое развитие. Дети с СДВГ раньше сверстников учатся переворачиваться, шустро ползают, раньше встают на ножки.
Гиперактивный ребенок требует к себе особого отношения, поэтому важно правильно организовать его распорядок дня. Вот несколько советов, которые будут полезны для родителей таких детей:
1. Четкий режим дня.
2. Сохранение терпения и самоконтроля со стороны взрослого.
3. Не допускать переутомления, чрезмерного влияния на нервную систему, иначе ответом со стороны ребенка будет перевозбуждение и неадекватная реакция.
4. Поощрение. Данную категорияю детей необходимо хвалить и поощрять даже а самый незначительный повод.
5. Позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе.
6. Сажать на групповых занятиях как можно ближе к себе, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий.
7. Давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести.
8. Избегать ограничения подвижности. Особенно когда ребёнок уже начинает ползать.
Чтобы помочь такому ребенку воспитатель, специалисты, врачи должны взаимодействовать друг с другом и действовать совместно.
При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности таких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях), трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.
Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка трудности. Сценки
должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Также полезны занятия с использованием следующий средств педагогического воздействия:
- художественных средств изобразительной деятельности (краски, карандаши, мелки),
- занятия по пению народных песен и обыгрыванию их,
- дыхательные упражнения,
- глазодвигательные упражнения,
- упражнения для языка и мышц челюсти,
- перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
- упражнения для развития мелкой моторики рук,
- упражнения для релаксации и визуализации,
- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
-упражнения с правилами.
Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается - отвлечь, переключить внимание на другой объект. Следует эмоционально поддерживать ребенка во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.
Коррекция позволяет подарить человеку нормальную жизнь, у него появляется возможность полно интегрироваться в общество. Чем раньше начата коррекция - тем выраженнее положительные результаты принесёт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation,
oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; с. 389—401.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть в двух частях, - Москва.: Генезис, 2001 год.
4. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1996. №3.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
6. Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. - 2015. - №6. - с. 45-51.
7. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно -методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 2000. - №1 январь-март 2000. - с. 121-135.
Khodova V.S.
teacher-speech therapist, teacher-defectologist Specialized Children's Home (Ivanovo, Russia)
FEATURES OF MANIFESTATION & SIGNS OF ATTENTION DEFICIT DISORDER IN YOUNG CHILDREN
Abstract: the article analyzes the signs of attention deficit hyperactivity disorder in infants and young children and ways to reduce the influence of ADD on the commands of a child in infancy and early age.
Keywords: children, attention deficit hyperactivity disorder, ADD, early age, infancy.