Научная статья на тему 'Особенность правовых систем государств Ближнего Востока в постколониальный период '

Особенность правовых систем государств Ближнего Востока в постколониальный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая система / право / шариат / мусульманское право / источник права / юридическая техника / Ближний Восток / legal system / law / sharia / Muslim law / source of law / legal technique / Middle East

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гульнур Ирековна Самигуллина

Статья затрагивает вопросы трансформации правовых систем государств Ближнего Востока после обретения независимости от европейских колониальных держав. Рассмотрены источники права и законодательство государств Ближнего Востока в постколониальный период. Отдельно проанализированы правовые системы Египта, Катара, Кувейта на предмет установления основного источника права. Приведены примеры правотворческой деятельности Алжира, Туниса и Ирана в постколониальную эпоху, характеризующейся рецепцией правовых традиций европейских держав на территории бывших колоний. Автором выделены особенности правовых систем ряда государств Ближнего Востока, а также приведена собственная классификация правовых систем в зависимости от рецепции колониального опыта законодательного регулирования общественных отношений после обретения независимости от метрополий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarity of the legal systems of the states of the Middle East in the postcolonial period

The article deals with the transformation of the legal systems of the states of the Middle East after gaining independence from the European colonial powers. The sources of law and legislation of the states of the Middle East in the postcolonial period are considered. The legal systems of Egypt, Qatar, and Kuwait are analyzed separately in order to establish the main source of law. Examples of the law-making activities of Algeria, Tunisia and Iran in the postcolonial era, characterized by the reception of the legal traditions of European powers on the territory of former colonies, are given. The author highlights the features of the legal systems of a number of states in the Middle East, and also provides his own classification of legal systems depending on the reception of the colonial experience of legislative regulation of public relations after gaining independence from the metropolises.

Текст научной работы на тему «Особенность правовых систем государств Ближнего Востока в постколониальный период »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 38 — 43. State service and personnel. 2023;(5):38 —43.

Научная статья УДК 340.15

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-38-43 NIION: 2012-0061-05/23-260

EDN: https://elibrary.ru/HMLBYD MOSURED: 77/27-008-2023-05-460

Особенность правовых систем государств Ближнего Востока

в постколониальный период

Гульнур Ирековна Самигуллина

Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия, samigullinagulnur3@gmail.com

Аннотация. Статья затрагивает вопросы трансформации правовых систем государств Ближнего Востока после обретения независимости от европейских колониальных держав.

Рассмотрены источники права и законодательство государств Ближнего Востока в постколониальный период. Отдельно проанализированы правовые системы Египта, Катара, Кувейта на предмет установления основного источника права. Приведены примеры правотворческой деятельности Алжира, Туниса и Ирана в постколониальную эпоху, характеризующейся рецепцией правовых традиций европейских держав на территории бывших колоний.

Автором выделены особенности правовых систем ряда государств Ближнего Востока, а также приведена собственная классификация правовых систем в зависимости от рецепции колониального опыта законодательного регулирования общественных отношений после обретения независимости от метрополий.

Ключевые слова: правовая система, право, шариат, мусульманское право, источник права, юридическая техника, Ближний Восток

Для цитирования: Самигуллина Г.И. Особенность правовых систем государств Ближнего Востока в постколониальный период // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 38—43. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-38-43 EDN: https://elibrary.ru/HMLBYD

Original article

The peculiarity of the legal systems of the states of the Middle East in the postcolonial period

Gulnur I. Samigullina

Ufa University of Science and Technology, Ufa,

Russia, samigullinagulnur3@gmail.com

Abstract. The article deals with the transformation of the legal systems of the states of the Middle East after gaining independence from the European colonial powers.

The sources of law and legislation of the states of the Middle East in the postcolonial period are considered. The legal systems of Egypt, Qatar, and Kuwait are analyzed separately in order to establish the main source of law. Examples of the law-making activities of Algeria, Tunisia and Iran in the postcolonial era, characterized by the reception of the legal traditions of European powers on the territory of former colonies, are given.

The author highlights the features of the legal systems of a number of states in the Middle East, and also provides his own classification of legal systems depending on the reception of the colonial experience of legislative regulation of public relations after gaining independence from the metropolises.

Keywords: legal system, law, sharia, Muslim law, source of law, legal technique, Middle East

For citation: Samigullina G.I. The peculiarity of the legal systems of the states of the Middle East in the postcolonial period // State service and personnel. 2023. (5):38—43. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-38-43 EDN: https://elibrary.ru/HMLBYD

Ближний Восток — колыбель мировых религий и один из самых нестабильных регионов во всём мире. На протяжении всей

© Самигуллина Г.И., 2023

истории на территории Восточного Средиземноморья и Аравийского полуострова происходили различные конфликты, детерминируемые не только религиозными мотивами, но также обусловленные политическим разделом мира колониаль-

№ 5/2023

ным европейскими странами начиная с падения Османской империи и до середины XX века.

К регионам Ближнего Востока причисляют ряд государств: Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сектор Газа.

Опираясь на работу авторского коллектива «Энциклопедии современного Ближнего Востока и Северной Африки» можно утверждать, что очерчивается новая граница Ближнего Востока, а именно добавляются в данную область следующие государства: Египет, Судан, Тунис, Алжир и Марокко, то есть страны входящие в часть Северной Африки [1, с. 1522, 1523]. С данным утверждением тяжело не согласиться, ведь анализируя и выделяя общие и особенные признаки вышеперечисленных государств, можно увидеть единые исторические, религиозные, культурные факторы развития региона. Собственно имеющаяся на сегодняшний день тенденция единения мусульманского мира в данной области, особенно подводит включению в ряд к территориям Восточного Средиземноморья и Аравийского полуострова также и часть стран Северной Африки.

На протяжении нескольких десятилетий прошлого века в результате Первой и Второй мировых войн и последовавшим за ними распадом колониальных империй (Великобритании, Франции) государства Ближнего Востока приобрели независимость, при этом сохраняя определенную политико-правовую связь с бывшими метрополиями путем заключения договоров о дружбе и согласии. Таким образом, к концу 1980 года на картине мира образовались новые независимые от европейских держав государства Ближнего Востока.

Первой попыткой получить политическую независимость стало объединение Ирака и Ирана в 1958 году в независимое государство, которое, впрочем, не просуществовало и полугода. Юридически же первым государством, получившим независимость в 1960 году, стала республика Кипр. Еще одной попыткой объединения бывших колониальных территорий в единое государство после распада империй стала Объединенная Арабская республика, представлявшая собой альянс Египта, Сирии и Йемена. Однако и этот союз имел недолговременную историю. В 1961 году из Объединенной Арабской республики выходит Сирия, в том же году Кувейт вступает в Лигу Арабских государств. В 1961 году из Объединенной Арабской республики выходит Сирия. В том же году Кувейт становится независимым от Великобритании и вступает в Лигу Арабских государств.

В 1967 году Федерация Южная Аравия получает независимость от Великобритании, в 1971 году Катар получает от Великобритании независимость и подписывает с ней договор о дружбе и сотрудничестве. В 1971 году получили независимость ОАЭ, Бахрейн и Оман, которые, как и Кувейт вступили в Лигу Арабских государств.

Таким образом, период образования независимых государств Ближнего Востока фактически продолжался с 1958 по 1971 годы, попытки объединения бывших колоний в конфедерации обусловлен общим историческим прошлым, культурными, и, самое важное, религиозными традициями ислама. Государства, некогда входившие в состав Арабского Халифата генетически стремились к объединению, однако недолговремен-ность таких союзов стала свидетельством образовавшихся различий в период колониальной зависимости, различий как государственного управления, так и правовой системы, что обусловило расхождение путей развития арабских государств в постколониальный период, который в настоящем исследовании хронологически можно очертить с 1958 года по настоящее время.

Более сложнее ситуация складывалась с признанием Израильского государства. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года территория государства Палестина была разделена на два государства - еврейское и арабское. Однако, как отмечает С.С. Щевелев и Л.А. Крыжко «только еврейский народ получил декларацию независимости своего государства, арабская же сторона не приняла план раздела» [2, с. 105]. Несмотря на то, что резолюция предполагала создание двух независимых государств, юридически было образовано только государство Израиль.

В 1978 году состоялся исторический визит президента Египта в Израиль. Это событие стало первым шагом к признанию государства Израиль со стороны Арабского мира. 26 марта 1979 года был подписан египетско-израильский мирный договор, по которому Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и обязывался начать переговоры по созданию Палестинской автономии.

Траектория государственного развития Ирака после освобождения от колониального гнета Великобритании характеризовалась попытками объединения арабских государств, войнами с соседними государствами и обострением политических противоречий внутри страны. Тем не менее, особенностью, выразившейся в постколониальном государственном развитии, стал отход от западных правовых и политических традиций. Решающее значение в этом вопросе имела революция 14 июля 1958 г., которая по замечанию Я.С.Х. Джа-

№ 5/2023

наби и М.С.Э. Надира «положила конец иракской монархии, исключив Ирак из Багдадского пакта и переориентировав внешнюю политику Ирака в сторону от Запада» [3, с. 922].

В Иране, юридически не являвшимся колонией, однако фактически находившемся под патронатом Великобритании и Российской империи, в 1979 году происходит одна из самых известных революций, в ходе которой Иран превращается в Исламскую республику Иран - страна становится теократией, в основу правовой системы положены правила шариата, исламское право, действующее до сих пор играет ключевую роль в правовом регулировании общественных отношений.

Таким образом, Ирак и Иран стали представителями государств, отвергших каноны правовой либеральной мысли и принципов государственного управления западных колониальных держав, осуществив возврат к исламским традициям доколониального периода.

Следует отметить, что постоколониальный период развития стран Восточного Средиземноморья и Аравийского полуострова вызывает интерес со стороны ученых-правоведов с точки зрения выявления закономерностей становления и развития правовых систем государств, находившихся под влиянием колонизаторов и примеров различных траекторий их последующего становления в рамках независимых государств.

Обозначив магистральные пути развития государств Ближнего Востока в постколониальный период следует остановиться на особенностях их правовых систем, характеризующихся, за исключением правовой системы Израиля, значимым влиянием исламского права.

Изучение мусульманской правовой семьи, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство.

Стоит отметить, что в ближневосточном регионе отсутствуют государства, в которых действовали бы исключительно правила шариата. Все правовые системы так или иначе представляют собой смешанную с континентальным правом

форму, в связи со значимым влиянием, которое оказало на государства Востока колониальное прошлое и колонизаторы, привносившие свою культуру и свое право в общественный уклад Ближнего Востока. Каждое из государств переняло ряд особенных признаков, присущих правовым системам колонизаторов: континентальной (романо-германской) и англо-саксонской правовых семей.

Развитие правовых систем стран, прошедших колониальную эпоху, проходило по разным сценариям. При изучении конституций арабских стран можно отметить, что все они создавались по образцам европейский стран, так, Конституция Египта 1923 г. была составлена по примеру Бельгийской Конституции 1831 г., Конституция Ливана 1926 г. вовсе копировала французскую 1875 г. и т.д. Отметим, что для стран Ближнего Востока характерен динамизм общественных отношений, который отражался и на конституционном развитии. Большинство конституций региона были внесены неоднократные изменения либо вовсе приняты новые конституции в период, относящийся к постколониальному периоду развития.

Особенностью развития правовой системы ближневосточных государств выступает их религиозная направленность. А именно несмотря на то, что конституции стран принимались по образцу континентальной правовой семьи всегда в основе регулирования общественных отношений, оставались и поныне остаются принципы и нормы мусульманского права. Проводя системный анализ Конституции Египта 2014 г. [4, ст. 2], Конституции Катара 2010 г. [5, ст. 1], можно сделать вывод о закреплении шариата в качестве основного источника права.

Размышляя об установлении шариата, как основного источника права, необходимо отметить происходившие события под названием «арабская весна» в ближневосточных странах. Как утверждает В. Е. Чиркин «последствия вышеупомянутых событий повлияли на принятие новых конституций», в частности, Египте в 2014 г. [6, с. 10].

Однако, согласно Конституции Кувейта 2010 г. [7, ст. 173], светская конституция занимает главенствующую роль несмотря на то, что в системе источников права имеется и шариат.

На практике влияние традиционных исламских законов и обычаев до сих пор остаются значительными. Как отмечает в своей работе Л.Р. Сюкияйнен, «некоторые аспекты исламских норм влияют на правовую систему, особенно в области семейного права, наследования и брачных отношений» [8, с. 112].

№ 5/2023

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначном положении мусульманского права в правовой системе государств Ближнего Востока, с одной стороны, мы отметили главенствующую роль шариата в регулировании общественных отношений, с другой стороны, имеется и альтернативная, на примере Кувейта, система правового регулирования, где главенствующая роль приходится на законодательство.

Возвращаясь, к середине прошлого века, в момент выхода из зависимости колониальных стран, ряд государств в своей правовой системе сохраняли наследие колонизаторов. Например, как отмечает в своей диссертации С. А. Старостина, «Алжир принял закон № 62-157 от 31 декабря 1962 г., который предусматривал возможность использования законодательства колониального периода» [9, с. 156]. В Конституции Королевства Иордании 1952 года указывалось о продолжении действия законов колониального периода до их отмены [10, ст. 128].

Иным образом ситуация обстояла в Иране, который пошел по пути возвращения к предыдущей модели правовой системы, которая действовала до европейской колонизации. Так, был упразднен светский Уголовный кодекс, принятый еще в 1928 году, основой которой служил Уголовный наполеоновский кодекс Франции 1810 года, и вступил в силу Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран 1988 г., который ввел ответственность за тяжкие преступления наказанием, которого служит смертная казнь. Также примером возврата к предыдущей правовой системе Ирана служит появление института исламских советов вновь. Как отмечает С.Е. Вылцан в своем исследовании, что «важной функцией исламских советов является обеспечение представительства населения при решении проблем, возникающих в конкретных административно-территориальных единицах [11, с. 38].

Отметим, что кроме сохранения имеющегося наследия также активно происходила и правотворчество, и систематизация новых норм права в ближневосточных государствах. К примеру, в Алжире в 1975 году были кодифицированы уголовное, гражданское и процессуальные отрасли права. Также в Тунисе были приняты новые 8 кодексов.

Юридическая техника, как один из самых важных элементов правовой системы, имеет значительные особенности в исследуемой области. В связи с тем, что техника подготовки отдельных правовых актов в государствах Ближнего Востока в постколониальный период была не развита, в государства приглашались иностранные специалисты, что не могло не наложить отпеча-

ток на законодательство и обуславливало выбор в качестве модели правового регулирования опыт западных государств.

Однако, использование в качестве модели правовых достижений европейских стран имело различные формы. Так, степень восприятия новых законов различалась в связи с тем, что европейская правовая культура не соответствовала традиционным представлениям населения. В большинстве своем, например, семейно-брач-ные отношения, регулируются до сих пор как нормами европейского права, так и религиозного и обычного права.

Представляется возможным выделить ряд особенностей, связанных с правотворческой и правоприменительной практикой, а также правовой культурой арабского общества в период с середины XX века по сегодняшний день.

Во-первых, религиозный компонент отражается на всей правовой системе государств Ближнего Востока, начиная от конституций, в которых прямо закрепляется шариат как источник регулирования общественных отношений, и заканчивая правовой культурой.

Во-вторых, неразвитость юридической техники на момент получения независимости и приглашение зарубежных специалистов, повлияли на выбор модели для создания правовых актов, в которой преимущество отдавалось западному правовому опыту.

В-третьих, несмотря на попытки возврата к традициям доколониального правового регулирования, большинство государств Ближнего Востока сохранили законодательство колониального периода и особенности континентальной правовой семьи.

Исходя из особенностей развития правовых систем государств Ближнего Востока в постколониальный период можно провести их классификацию.

Первая категория представляет собой группу правовых систем государств, которые адаптировали и применили в своей правовой системе достижения юридической науки и практики европейских стран, и создали законодательство на основе моделей колонизаторов, применили в нормотворчестве соответствующую колонизаторской модель юридической техники, осуществили систематизацию законодательства в области гражданского, уголовного и процессуального права. К этому типу справедливо относить правовые системы Египта, Алжира, Туниса, Сирии.

Вторая группа характеризуется возвратом к устоям, имевшимся до европейской колонизации и построение собственной религиозной правовой системы, таковыми являются правовые системы Ирака и Ирана.

№ 5/2023

Третий тип характеризуется полным заимствованием правовых традиций англо-саксонской. Либо континентальной правовых систем. К государствам с такими особенностями правовой системы можно отнести Израиль и Объединенные Арабские Эмираты.

Таким образом, постколониальный период для государств Ближнего Востока характеризовался деятельностью по формированию новых правовых систем, которые отражали стремления к национальной идентичности и суверенитету, однако в большинстве своем сохраняли правовые традиции колонизаторов. В настоящее время постколониальный Ближний Восток продолжает сталкиваться с вызовами и проблемами как в области правового регулирования, так и государственного управления, однако имеет серьезный потенциал для дальнейшего развития и прогресса. Понимание и учет истории и особенностей постколониального периода являются условиями определения современного пути развития региона и имеют прогностическую ценность.

Список источников

1. Энциклопедия современного Востока и Северной Африки. Детройт.: Томсон Гей л. 2004. 2027 с.

2. Щевелев С.С., Крыжко Л.А. Образование государства Израиль и активизация арабо-израильского противостояния // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2019. № 4. С. 105—116.

3. Джанаби Я.С.Х., Надир М.С.Э. Особенности внутренней политической ситуации в Ираке в период с 1920 по 2003 гг. // Via in tempore. История. Политология. 2021. №4. С. 911-920.

4. Конституция Арабской Республики Египет 2014 г. URL: https://worldconstitutions.ru/ ?p=1013 (дата обращения: 02.11.2023).

5. Конституция Государства Катар 2010 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=92 (дата обращения: 02.11.2023).

6. Чиркин В.Е. Новеллы конституционного правопорядка: опыт «цветных революций» и «арабской весны» // Право и современные государства. 2017 г. № 2. С. 9—18

7. Конституция Государство Кувейт 2010 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=91 (дата обращения: 02.11.2023).

8. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. 235 с.

9. Старостина С.А. «Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции (историко-теоре-

тическое исследование): дис. канд. юр. наук: 12. 00. 01. М., 2003. 222 с.

10. Конституция Иорданского Хашимитско-го Королевства 1952 г. https://worldconstitutions. ru/?p=82. (дата обращения: 02.11.2023).

11. Вылцан С.Е. Правовая основа организации и функционирования системы исламских советов в Иране // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022 г. Т. 18. № 6. С. 31—39.

References

1. Encyclopedia of the Modern East and North Africa. Detroit.: Thomson Gale. 2004. 2027 p.

2. Shchevelev S.S., Kryzhko L.A. The formation of the state of Israel and the activation of the Arab-Israeli confrontation // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Historical sciences. 2019. No. 4. pp. 105—116.

3. Janabi Ya.S.Kh., Nadir M.S.E. Features of the internal political situation in Iraq in the period from 1920 to 2003. // Via in tempore. History. Political science. 2021. No. 4. pp. 911—920.

4. Constitution of the Arab Republic of Egypt 2014 URL: https://worldconstitutions.ru/?p=1013 (accessed: 02.11.2023).

5. Constitution of the State of Qatar 2010 URL: https://worldconstitutions.ru/?p=92 (accessed: 02.11.2023).

6. Chirkin V.E. Novellas of constitutional law and order: the experience of "color revolutions" and "Arab Spring" // Law and modern States. 2017 No. 2. pp. 9« —18.

7. Constitution of the State of Kuwait 2010 URL: https://worldconstitutions.ru/?p=91 (date of reference: 02.11.2023).

8. Syukiyainen L.R. Muslim law. Questions of theory and practice. Moscow: Nauka, 1986. 235 p.

9. Starostina S.A. "Legal regulation of the fight against crime in countries with elements of the Islamic legal tradition (historical and theoretical research): dis. Candidate of Legal Sciences: 12.00.01. Moscow, 2003. 222 p.

10. Constitution of the Hashemite Kingdom of Jordan 1952 https://worldconstitutions.ru/?p=82 (accessed: 02.11.2023).

11. Vyltsan S.E. The legal basis for the organization and functioning of the system of Islamic councils in Iran // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2022, vol. 18. No. 6. pp. 31—39.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Исламской Республики Иран 1928 г. https://www.wipo.int/wipolex/ru/

№ 5/2023

1е£1в1а1;1оп^е1а118/7731 (дата обращения: 02.11.2023).

2. Уголовный кодекс Французской Республики 1810 г. https://history1aw.ru/?p=801 (дата обращения: 02.11.2023).

3. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / пер. с перс. М. С. Пелевина. СПб: Юридический центр Пресс, 2008. 342 с.

4. Конституция Арабской Республики Египет 1923 г. https://wor1dconstitutions.ru/?p=541 (дата обращения: 02.11.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Конституция Королевства Бельгия 1831 г. https://www.constituteproject.org/constitution/ Be1gium_1831.pdf?1ang=en (дата обращения: 02.11.2023).

6. Конституция Ливанской Республики 1926 г. https://wor1dconstitutions.ru/?p=90 (дата обращения: 02.11.2023).

7. Конституция Французской Республики 1875 г. https://www.e1ysee.fr/en/french-presiden-cy/the-constitutiona1-acts-of-1875 (дата обращения: 02.11.2023).

Bibliographic list

1. Criminal Code of the Islamic Republic of Iran 1928 https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/ details/7731 (date of reference: 02.11.2023).

2. Criminal Code of the French Republic of 1810 https://historylaw.ru/?p=801 (date of appeal: 02.11.2023).

3. The Law on Islamic Criminal Penalties of the Islamic Republic of Iran / translated from the Persian M. S. Pelevin. St. Petersburg: Law Center Press, 2008. 342 p.

4. The Constitution of the Arab Republic of Egypt of 1923 https://worldconstitutions.ru/ ?p=541 (accessed: 02.11.2023).

5. Constitution of the Kingdom of Belgium 1831 https://www.constituteproject.org/constitution/ Belgium_1831.pdf?lang=en (accessed: 02.11.2023).

6. Constitution of the Lebanese Republic of 1926 https://worldconstitutions.ru/?p=90 (date of reference: 02.11.2023).

7. Constitution of the French Republic of 1875 https://www.elysee .fr/en/french-presidency/the-constitutional-acts-of-1875 (accessed: 02.11.2023).

Информация об авторе Г.И. Самигуллина — аспирант Уфимского университета науки и технологий.

Information about the author G.I. Samigullina — postgraduate student at the Ufa University of Science and Technology.

Статья поступила в редакцию 07.11.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 28.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Расследование преступлений, совершаемых в сфере оказания медицинских услуг ятрогенных преступлений. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Учеб. пособие. 207 с.

Расследование преступлений, совершаемых в сфере оказания медицинских услуг (ятрогенных преступлений)

ISBN: 978-5-238-03567-3

Раскрываются понятие и квалификация преступлений, совершенных медицинскими работниками, так называемых ятрогенных преступлений. Рассматриваются особенности производства отдельных следственных действий и использования специальных знаний при расследовании преступлений данного вида. Приведен обзор следственно-судебной практики по уголовным делам указанной категории.

Для научных и практических работников правоохранительных органов России, а также для обучающихся и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляю-щих подготовку по специальностям "Юриспруденция", "Правоохранительная деятельность".

№ 5/2023

--43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.