Научная статья на тему 'Особенность организации физического воспитания на основе анализа функциональных систем занимающихся'

Особенность организации физического воспитания на основе анализа функциональных систем занимающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАММЫ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / CARDIOINTERVALOGRAPHY / HEART RATE VARIABILITY / ADAPTATION / FUNCTIONAL SPECIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горелик Виктор Владимирович, Подлубная Алена Анатольевна

В условиях учебного процесса оценивалось состояние регуляторных систем с помощью комплекса «Варикард 2.51» до и после уроков физической культуры. Учитывая функциональное состояние вносили коррективы в учебный процесс для оптимизации функционального состояния занимающихся учащихся. Учитывая тип вегетативной регуляции, выполняли моделирование физическими упражнениями, при этом наблюдается физиологическая адаптация регуляторных систем, при подборе адекватной физической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горелик Виктор Владимирович, Подлубная Алена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of the physical education based on the analysis of the functional systems involved in

In terms of the educational process assessed the state of regulatory systems with complex varikard 2.51" before and after physical education lessons. Given the functional state has made adjustments in the learning process to optimize the functional state of involved students. Given the type of vegetative regulation, performed a modeling exercise, there is a physiological adaptation of the regulatory systems, the selection of adequate physical activity.

Текст научной работы на тему «Особенность организации физического воспитания на основе анализа функциональных систем занимающихся»

ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

В.В. Горелик, А.А. Подлубная

Тольяттинский государственный университет Тольятти, Россия

Аннотация. В условиях учебного процесса оценивалось состояние регуляторных систем с помощью комплекса «Варикард 2.51» до и после уроков физической культуры. Учитывая функциональное состояние вносили коррективы в учебный процесс для оптимизации функционального состояния занимающихся учащихся. Учитывая тип вегетативной регуляции, выполняли моделирование физическими упражнениями, при этом наблюдается физиологическая адаптация регуляторных систем, при подборе адекватной физической нагрузки.

Ключевые слова: кардиоинтервалограммы, вариабельность сердечного ритма, адаптация организма, функциональные характеристики.

В процессе физического воспитания является очень актуальным определение функциональных резервов регуляторных систем занимающихся. В учебном процессе в современных условиях, увеличивается двигательная активность учащихся, вводятся комплексы ГТО, что обязательно требует дополнительного контроля со стороны учителя, служб, отвечающих за состояние здоровья учащихся [1].

Необходимо констатировать, что статистические данные мониторинговых наблюдений учащихся устарели, были получены еще в СССР, новых исследований пока недостаточно, чтобы сформировать единую систему оценки мониторинговых показателей. Физическое развитие учащихся происходит по-разному. Это в первую очередь зависит от социальных условий детей, а они различны. Есть ли возможность полноценно питаться ребенку, получать соответствующее квалифицированное медицинское обслуживание, заниматься в спортивных секциях, отдыхать в летних спортивных лагерях и итд. это и будет способствовать гармоничному физическому развитию ребенка [2—4].

Важно отметить, что определение функционального состояния организма школьников является неотъемлемой важной частью учебного процесса. Определение двигательной активности, исходя не из программного обеспечения, а физиологиче-

ских систем занимающихся, должно быть основой обеспечения процесса физического воспитания [5; 6].

Гипотеза исследования: предполагалось установить, что оценка функциональных систем учащихся будет способствовать оптимизации их адаптационных возможностей.

Цель исследования: обосновать особенность физиологической адаптации учащихся с различным состоянием регуляторных систем

Основные задачи исследования: 1) изучить основные закономерности физиологической адап-таций учащихся к различной двигательной актив -ности; 2) дать физиологическое обоснование эффективности различной двигательной активности в процессе физического воспитания.

Материалы и методы исследования. При изучении типов вегетативной регуляции были исследованы 30 учащихся 6—7 классов (12—13 лет) во время учебного процесса. В одинаковых условиях нами были определены физиологические показатели основной группы (ОГ) из МБОУ средней общеобразовательной школы № 90 (15 мальчиков) г. Тольятти и группы сравнения (ГС) этой же школы (15 мальчиков). В ОГ у учащихся происходила корректировка двигательной активности в учебном процессе с учетом функционального состояния регуляторных систем. Нами были опре-

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 8

----—-

делены у каждого ученика тип вегетативной регуляции, состояние регуляторных систем и разработаны рекомендации для подбора адекватной физической нагрузки в учебном процессе, а в ГС занятия проходили по обычной учебной программе.

Метод оценки кардиоинтервалограмм и анализа вариабельности сердечного ритма «Варикард 2.51». Аппаратно-программный комплекс «Варикард» предназначен для анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) в различных областях прикладной физиологии, профилактической медицины и клинической практики. Он обеспечивает реализацию всех основных методов анализа ВСР (статистический анализ, вариационную пульсометрию, автокорреляционный и спектральный анализ) и позволяет вычислять до 40 различных параметров, рекомендуемых как российскими, так и европейско-американскими стандартами [7].

Математико-статистический анализ. Обработку результатов проводили с помощью статистической программы SPSS версии 17.0. для Windows. Достоверность результатов обеспечена взаимосвязью теории и практики исследования, подкрепленной использованием научных методов корреляционного анализа, дискриминантного анализа, критерия Бокса, равенства ковариационных матриц, проверки функций методом Лямбда Уил-кса, сравнения средних по Т-критерию для независимых выборок, сравнения средних по Т-критерию для парных выборок.

Организация исследования. Исследование проходило в три этапа с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. на базе МБОУ средней общеобразовательной школы № 90 г.Тольятти. На первом этапе исследования (сентябрь 2013 г.) была изучена научная литература, подобраны физиологические методы для проведения эксперимента. На втором этапе (с октября 2013 г. по март 2014 г.) проходило определение кардиореспираторных показателей мальчиков. С учетом этих результатов определялись типы вегетативной регуляции, состояние регуля-торных систем, были составлены рекомендации для учебного процесса. На третьем этапе (апрель 2014 г.) были обработаны полученные результаты и изучена информативность тестовых показателей.

Результаты и обсуждение. Чтобы предупредить конституционно-генетический дисбаланс механизмов регуляции физиологических функций и критические периоды функционального созревания ВНС в онтогенезе, вызывающие напряжение приспособительных механизмов в процессе учебной деятельности, включающую умственную и физическую нагрузку различного характера, необхо-

димо в учебном процессе использовать медико-биологические скрининг-методы оценки функциональных систем занимающихся [8].

В учебном процессе по физическому воспитанию перед уроком в начале исследования мы наблюдали -4,5 функциональный класс у мальчиков, а в конце исследования в ОГ занимающихся функциональный класс стал -2, а в ГС -7. Это говорит о том, что у первых функциональное состояние регуляторных стабильное, и они могут успешно выполнять физическую нагрузку. У вторых наблюдался -7 функциональный класс, это свидетельствует о том, что у них наступило утомление вследствие отсутствия соответствующей двигательной активности во время учебных занятий [9].

В связи с особенности функционального состояния в ОГ менялись дозировка, кратность, интенсивность выполнения коррекционных физических упражнений, учитывались индивидуальные особенности занимающихся.

При использовании на занятии индивидуального подхода с учетом состояния регуляторных систем у учащихся наблюдается высокий потенциал адаптации. Этому способствует правильно организованный учебный процесс, при использовании соответствующего двигательного режима в ОГ.

В ГС в конце исследования наблюдается -7 функциональный класс — это состояние характеризуется утомлением регуляторных систем. Система находится в режиме восстановления сил, нуждается в отдыхе, противопоказаны значительные нагрузки. Состояние регуляторных систем характеризуется преморбидным состоянием. В этом случае нельзя давать значительную нагрузку во время занятий, поскольку это может привести к срыву физиологической адаптации, что может сильно повредить здоровью школьников.

При правильной организации физического воспитания в учебном процессе значительно улучшается оздоровительная направленность занятий физической культурой, повышается мотивация к уроку физической культуры, оценка урока физического воспитания происходит не столько по стандартным учебным критериям (в оценке за урок физической культуры), сколько по состоянию функциональных параметров организма учащихся.

Выводы

1. Выявленные морфофункциональные особенности учащихся позволяют применить адекватную физическую нагрузку для оптимизации функционального состояния.

2. Установленные закономерности формирования адаптивных реакций организма учащихся

Горелик В.В., Подлубная А.А. Особенность организации физического воспитания на основе анализа..

----—

с учетом индивидуальной адаптации к различной физической активности могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сонькин В.Д., Левушкин С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитание // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 1. С. 67—74.

2. Шлык Н.И., Сапожникова Е.Н., Кириллова Т.Г., Семенов В.С. Типологические особенности функционального состояния регуляторных систем у школьников и юных спортсменов (по данным вариабельности сердечного ритма) // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 6. С. 1—9.

3. Schlyk N. Autonomic regulation of circulation and cardiac contractility impre-school children: aging and individual features // XVIII European congress on noninvasive cardiovascular dynamics, Reggio Emilia, Itali, 1997.

4. Schlyk N., Zhuzhov A., Krasnoperova T. Individual pecularities of the vegetativ regulation mechanisms in skiers (according to Imathematical analysis data the cardiac

rhythm) // Overtiming and overreachiyg in sport: Physiolo-gikal, Psychologicakal and Biomedical Considerations. Memphis, 1996. P. 51.

5. Баевский P.M. Физиологическая норма и концепция здоровья // Российский физиологический журнал. 2003. Т. 89. Кн. 4. С. 473-489.

6. Baevsky R.M., Funtova I.I. The ballistocardiography in long-term space flights as a method of medical control // Japanese J. Aerospace and Environment. Med. 1997. Vol. 34. N 4. P. 152—153.

7. Семенов Ю.Н. Комплекс для переработки кар-диоитервалов и анализа вариабельности сердечного ритма «Варикард 2.51». Руководство к эксплуатации — ИВНМТ. «Рамена», 2014. С. 303.

8. Ситдиков Ф.Г., Шейхелисламова М.В. Гормональный статус и вегетативный тонус у детей 7—15 лет. Казань: ТГГПУ, 2008.

9. Горелик В.В. Оценка функционального состояния учащихся на основе анализа физиологических показателей регуляторных систем // Спортивная медицина: наука и практика. 2015. № 3. С. 23—30.

THE CHARACTERISTICS OF THE PHYSICAL EDUCATION BASED ON THE ANALYSIS OF THE FUNCTIONAL SYSTEMS INVOLVED IN

V. V. Gorelik, A.A. Podlubnaya

Togliatti State University

Annotation. In terms of the educational process assessed the state of regulatory systems with complex varikard 2.51" before and after physical education lessons. Given the functional state has made adjustments in the learning process to optimize the functional state of involved students. Given the type of vegetative regulation, performed a modeling exercise, there is a physiological adaptation of the regulatory systems, the selection of adequate physical activity. Key words: cardiointervalography, heart rate variability, adaptation, functional specifications.

REFERENCES

1. Son'kin V.D., Levushkin S.P. Problema optimizacii fizicheskogo sostojanija shkol'nikov sredstvami fiziche-skogo vospitanie. Fiziologija cheloveka, 2009, vol. 35, no. 1, pp. 67—74.

2. Shlyk N.I., Sapozhnikova E.N., Kirillova T.G., Ce-menov V.S. Tipologicheskie osobennosti funkcional'nogo sostojanija reguljatornyh sistem u shkol'nikov i junyh sport-smenov (po dannym variabel'nosti serdechnogo ritma). Fiziologija cheloveka, 2008, vol. 35, no. 6, pp. 1—9.

3. Schlyk N. Autonomic regulation of circulation and cardiac contractility impre-school children: aging and individual features. XVIII European congress on noninvasive cardiovascular dynamics, Reggio Emilia, Itali, 1997.

4. Schlyk N., Zhuzhov A. Krasnoperova T. Individual pecularities of the vegetativ regulation mechanisms in skiers (according to Imathematical analysis data the cardiac rhythm). Overtiming and overreachiyg in sport: Physiologikal, Psychologicakal and Biomedical Considerations. Memphis, 1996.

5. Baevskij P.M. Fiziologicheskaja norma i koncep-cija zdorov'ja. Rossijskij fiziologicheskij zhurnal, 2003, vol. 89. Kn. 4, pp. 473—489.

6. Baevsky R.M., Funtova I.I. The ballistocardiography in long-term space flights as a method of medical control. Japanese J. Aerospace and Environment. Med., 1997, vol. 34, no. 4, pp. 152—153.

7. Semenov Ju.N. Kompleks dlja pererabotki kardioi-tervalov i analiza variabel'nosti serdechnogo ritma «Varikard 2.51». Rukovodstvo k jekspluatacii — IVNMT. «Ramena», 2014. P. 303.

8. Sitdikov F.G., Shejhelislamova M.V. Gormonal'nyj status i vegetativnyj tonus u detej 7—15 let. Kazan': TGGPU, 2008.

9. Gorelik V.V. Ocenka funkcional'nogo sostojanija uchashhihsja na osnove analiza fiziologi-cheskih pokazatelej reguljatornyh sistem. Sportivnaja medicina: nauka i praktika, 2015, .no3, pp. 23—30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.