Научная статья на тему 'ОСОБЕННОЕ В СОДЕРЖАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСОБЕННОЕ В СОДЕРЖАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / STRATEGY / PARTNERSHIP OF STATE AND BUSINESS / STRATEGIC GOALS / OBJECTIVES / RESULTS / IMPLEMENTATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахов О.Ф., Рисин И.Е.

В статье раскрыто содержание базовых компонентов стратегии развития партнерства государства и бизнеса в Воронежской области. Приведены результаты стратегического анализа названного партнерства, определены стратегические цели и задачи его долгосрочного развития, ожидаемые результаты, механизм реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL IN CONTENT STRATEGY DEVELOPMENT OF PARTNERSHIP BETWEEN THE STATE AND BUSINESS IN VORONEZH REGION

The article reveals the content of the basic components of the strategy for the development of partnership between the state and business in the Voronezh region. The results of the strategic analysis of the named partnership are given, strategic goals and objectives for its longterm development, expected results, and the implementation mechanism are defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОЕ В СОДЕРЖАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС), г. Москва Толстых Т. О., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры промышленного менеджмента E-mail: tt400@mail.ru Тел.: 8-903-651-80-80

Шмелева Н. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики

E-mail: nshmeleva@misis.ru Тел.: 8-903-629-76-36

УДК 332. 142

О. Ф. Шахов, И. Е. Рисин

ОСОБЕННОЕ В СОДЕРЖАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ВОРОНЕЖСКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация: в статье раскрыто содержание базовых компонентов стратегии развития парт нерст ва государст ва и бизнеса, в Воронежской област и. Приведены результаты стратегического анализа названного партнерст ва, определены стратегические цели и задачи его долгосрочного развит ия, ожидаемые результаты, механизм реализации.

Ключевые слова: стратегия, партнерство государства и бизнеса, стратегические цели, задачи, результаты, механизм реализации.

UDC 332. 142

О. F. Shakhov, I. Е. Risin

SPECIAL IN CONTENT STRATEGY DEVELOPMENT OF PARTNERSHIP BETWEEN THE STATE AND BUSINESS IN

VORONEZH REGION

Abstract: the article reveals the con ten t of the basic componen ts of the strategy for the development of partnership between the state and business in the Voronezh region. The results of the strategic analysis of the named partnersh ip are given, strategic goals and objectives for its long-term development, expected results, and the implementation mechanism are defined.

Keywords: strategy, partnership of state and business, strategic goals, objectives, results, implemen tation mechanism.

Введение

Ранее [1] нами был предложен и содержательно раскрыт модельный (общероссийский) вариант стратегии развития партнерства государства и бизнеса в экономике России. Он подлежит на региональном уровне конкретизации и дополнению, что необходимо для обеспечения полноценного учета достигнутого состояния, потенциала и ресурсной базы развития названного партнерства в субъекте Российской Федерации. В этой связи, актуальной является разработка избирательного (применительно к конкретному субъекту РФ) варианта такой стратегии.

Особенности содержания стратегии развития партнерства государства и бизнеса в Воронежской области

Предваряя решение поставленной нами задачи, отметим, что стратегическое партнерство государства и бизнеса реализуется в различных формах, в числе которых: партнерство, связанное с разработкой стратегий социально-экономического развития субъектов РФ; партнерство, обеспечивающее кластеризацию социально-экономического пространства; государственно-частное партнерство (ГЧП), используемое для производства общественных и частных благ в широком спектре видов экономической деятельности.

Раскроем содержание стратегии развития партнерства государства и бизнеса в Воронежской области, обеспечивая необходимый состав ее разделов (компонентов).

Раздел 1. Стратегический анализ состояния и п ерспектив развития п артнерст ва государства. и бизнеса, в Воронежской области,

Результаты проведенного нами компаративного анализа практики стратегического партнерства в Воронежской области и других субъектах РФ [2, 3, 4] явились основанием для идентификации ее сильных и слабых сторон. Их систематизация приведена в табл. 1.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны практики стратегического партнерства государства и бизнеса в Воронежской области

Сильные стороны Слабые стороны

1 2

Партнерство в стратегическом планировании

— наличие нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие государства и бизнеса на региональном уровне (законы о стратегическом планировании, о технопарках; концепции кластерной н промышленной политики, стратегия инвестиционной политики и др.); — разнообразие документов стратегического планирования, в разработке которых востребовано партнерство государства и бизнеса (стратегия развития региона, стратегии развития городских округов и муниципальных районов, прогноз научно-технологического развития региона; региональная схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области; — опыт вовлечения в процесс разработки региональной стратегии организаций, представляющих интересы бизнеса — ограниченный состав задач стратегического планирования, в решен и и которых осуществляется взаимодействие государства и бизнеса; — недостаточный учет интересов н возможностей бизнеса при постановке задач социально-экономического развития, определении.составляющих механизма реализации стратегии

Партнерство в разработке и реализации кластерных проектов

— организация и деятельность регионального Центра кластерного развития; — расширенный спектр отраслей, хозяйствующие субъекты которых интегрированы в кластеры1; — наличие кластеров, основанных на вертикальной интеграции и, как следствие, развивающих межотраслевое взаимодействие2; — наличие кластеров, мобилизующих и использующих ресурсы различных, в том числе, депрессивных муниципальных образований3; — осуществлена разработка кластерных инициатив, предусматривающих производство инновационной продукции, межрегиональное взаимодействие4 — организации социальной сферы не активированы в качестве участников кластеров; — действующие кластеры не относятся к инновационно-активным бизнес-группам; — отсутствуют стратегии и программы развития процессов кластеризации социально-экономического пространства Воронежской области

1 В составе отраслей: машиностроение, радиоэлектроника, растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля.

2 Таковыми являются, например, молочный и мясной кластеры, интегрирующие субъектов хозяйствования, представляющих сельское хозяйство, пищевую промышленность, оптовую и розничную торговлю [5].

3 Так, например, молочный кластер задействует территории и ресурсы 10 муниципальных образований Воронежской области, в том числе, относящихся к депрессивным, мясной — 8 муниципальных образований [5].

4 Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года предусмотрено создание свеклосахарного кластера на базе Всероссийского НИИ сахарной свеклы н сахара, ориентированною на выпуск не менее восьми высококонкурентных гибридов сахарной свеклы отечественной селекции; развитие межрегионального насосостронтельного кластера, ориентированного на создание нового тнпоряда импортозамещающих химических насосов и его серийное производство [5].

Окончание табл. 1

1 2

Государственно-частное партнерство

— наличие регионального закона, регулирующего отношения партнеров; — относительно высокие позиции в общероссийском рейтинге субъектов РФ по уровню развития ГЧП5 — ограниченный состав отраслей, в которых реализуются проекты государственно-частного партнерства; — низкий уровень разнообразия форм и инструментов государственно-частного партнерства

Раздел 2. Стратегические цели и задачи развития партнерства государства и бизнеса в Воронежской области.

Главная цель развития партнерства государства и бизнеса в стратегическом планировании состоит в расширении и активизации участия бизнеса в процессах целеполагания, планирования и программирования социально-экономического развития Воронежской области.

Эта цель декомпозируется на подцели:

— обеспечение активного участия организаций, представляющих интересы бизнеса, в процессах целеполагания, планирования и программирования социально-экономического развития названного субъекта Российской Федерации

— расширение состава организаций, представляющих интересы бизнеса, становящихся активными участниками процессов целеполагания, планирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ;

— обеспечение участия организаций, представляющих интересы бизнеса, в разработке предложений по коррекции (уточнению, дополнению) состава задач социально-экономического развития Воронежской области, инструментария управления этим процессом.

Главная цель развития партнерства государства и бизнеса в разработке и реализации кластерных проектов состоит в повышении целостности экономики Воронежской области, ускорении ее инновационного обновления и усилении социальной направленности. Эта цель декомпозируется на подцели:

5 В 2014—2015 гг. в этом рейтинге Воронежская область заняла 10 место, в 2015—2016 гг. — 18 место [6], [7].

— расширение спектра отраслей, хозяйствующие субъекты которых интегрированы в кластеры;

— относительное увеличение числа кластеров, основанных на интеграции видов деятельности, представляющих разные отрасли экономики Воронежской области;

— обеспечение инновационной направленности кластеров;

— создание кластеров, обеспечивающих появление новых точек роста в экономическом пространстве региона и на этой основе снижение социально-экономической асимметрии;

— развитие в кластерах импортозамещающего и экспортно-ориентированного производства.

Главная цель развития государственно-частного партнерства в Воронежской области состоит в повышении эффективности и расширении спектра видов экономической деятельности, ресурсную базу которой формируют объекты государственной и частной собственности. Эта цель декомпозируется на подцели:

— расширение сферы (состава видов экономической деятельности) реализации проектов государственно-частного партнерства;

— усиление инновационной направленности проектов государственно-частного партнерства;

— усиление социальной направленности проектов государственно-частного партнерства;

— повышение уровня разнообразия институциональных форм и инструментов, обеспечивающих партнерство государства и бизнеса;

— обеспечение сбалансированности рисков и доходов частных инвесторов от участия в проектах государственно-частного партнерства.

Реализация стратегических целей сопряжена с решением ключевых задач развития партнерства государства и бизнеса.

Их состав применительно к формам названного партнерства приведен в таблице 2.

Таблица 2

Ключевые задачи развития стратегического партнерства государства

и бизнеса в Воронежской области

Формы стратегического партнерства государства и бизнеса Ключевые задачи

Партнерство в стратегическом планировании — формирован не необходимого инструментального, методического н информационного обеспечения участия организаций, представляющих интересы бизнеса, в процессах целеполагания, планирования и программирования социально-экономического развития Воронежской области, мониторинге результатов реализации программных документов, коррекции их содержания; — разработка долгосрочных государственных программ развития стратегического партнерства государства и бизнеса; — создание специализированной организации, базовыми видами деятельности которой станут, стратегическое планирование социально-экономического развития региона, муниципальных образований; организационная, научно-методическая и экспертная поддержка проектов государственно-частного партнерства, разработка программ их кадрового и финансового обеспечения; — разработка мониторинга эффективности управления развитием партнерства государства и бизнеса

Партнерство в разработке и реализации кластерных проектов — разработка и применение органами государственной власти Воронежской области избирательного подхода к поддержке процессов развития перспективных кластеров (инновационных, межрегиональных, экспортно-ориентированных); — обновление содержания (целей, направлений, механизма) кластерной политики, реализуемой в Воронежской области; — трансформация действующего в Воронежской области Центра регионального развития в коммерческую организацию, соучредителями которых становятся органы государственной власти и бизнес-структуры; — разработка и реализация долгосрочной государственной программы развития процессов кластеризации социально-экономического пространства Воронежской области; — формирован не и развитие новых кластеров (образовательных, ту-рнстско-рекреационных, транспортно-логистнческого и др.); — расширение практики реализации проектов государственно-частного партнерства с участием организаций, входящих в кластеры

Государственно-частное партнерство — разработка и применение органами государственной власти Воронежской области избирательного подхода к поддержке проектов государственно-частного партнерства, реализуемых в социальной сфере, инфраструктуре инновационной системы; — разработка и реализация государственной программы развития государственно-частного партнерства в Воронежской области; — расширение практики реализации проектов государственно-частного партнерства с участием организаций, входящих в кластеры; — совершенствование механизма распределения рисков между партнерами; — создание и применение системы мониторинга процесса и результатов реализации проектов государственно-частного партнерства в Воронежской области

Раздел 3. Ожидаемые результаты развития партнерства государства и бизнеса.

Учет состава стратегических целей и задач развития стратегического партнерства

государства и бизнеса в Воронежской области позволяет следующим образом определить перечень ожидаемых от реализации стратегии основных результатов (табл. 3).

Таблица 3

Планируемые основные результаты реализации стратегии развития стратегического партнерства государства и бизнеса в Воронежской области

Формы стратегического партнерства государства и бизнеса Планируемые основные результаты

1 2

Партнерство в стратегическом планировании — повышение уровня обоснованности программных документов органов власти, в разработке которых участвует бизнес; — расширение состава вовлеченных в процессы целеполагання, планирования и программирования социально-экономического развития Воронежской области бизнес-структур н организаций, представляющих интересы бизнеса; — разработка организационного и информационного обеспечения участия бизнес-структур н организаций, представляющих интересы бизнеса, в мониторинге процесса и результатов реализации стратегии, разработке предложений по ее коррекции; — включение в программные документы органов власти новых инструментов управления социально-экономическим развитием региона

Партнерство в разработке и реализации кластерных проектов — рост числа кластеров инновационной направленности; — рост числа кластеров, обеспечивающих появление новых точек роста в экономическом пространстве региона; — расширение номенклатуры инновационной продукции, производимой кластерами; — рост числа видов продукции, экспортируемой участниками кластеров; — рост экспорта продукции, производимой кластерами; — рост объема импортозамещающей продукции, производимой участниками кластера; — рост объема бюджетных средств, направленных на поддержку перспективных кластеров (инновационных, экспортно-ориентированных, межрегиональных); — рост объема частных инвестиций, используемых для формирования и развития кластеров; — рост числа высокопроизводительных рабочих мест, созданных в кластерах; — рост объема налоговых платежей, поступившие в бюджеты всех уровней от участников кластеров

_№ 2 (45), 2019

Окончание табл. 3

1 2

Государственно-частное партнерство — расширение спектра видов экономической деятельности, в которых реализуются проекты государственно-частного партнерства; — рост числа проектов государственно-частного партнерства, в том числе, реализуемых в социальной сфере, инфраструктуре инновационной системы; — рост объема частных инвестиций, используемых в проектах государственно-частного партнерства, в том числе, реализуемых в социальной сфере, инфраструктуре инновационной системы; — рост числа технологических инноваций, использованных в экономической деятельности, связанной с реализацией проектов государственно-частного партнерства; — рост объема инновационной продукции (услуг), производство которых обеспечивается реализацией проектов государственно-частного партнерства; — рост основных фондов, как объектов государственной собственности, созданных в результате реализации проектов государственно-частного партнерства; — рост основных фондов, как объектов частной собственности, созданных в результате реализации проектов государственно-частного партнерства; — расширение состава форм и инструментов государственно-частного партнерства; — повышение сбалансированности рисков и доходов частных инвесторов от участия в проектах государственно-частного партнерства; — повышение уровня удовлетворенности конечных потребителей продукции и (или) услуг, производство которых обеспечивается реализацией проектов государственно-частного партнерства

Раздел 4. Механизм реализации стратегии,

Состав и сложность поставленных стратегических целей и задач развития партнерства государства и бизнеса в Во-

ронежской области позволили следующим образом определить перечень основных составляющих механизма реализации стратегии (табл. 4).

Таблица 4

Составляющие механизма реализации стратегии развития партнерства

государства и бизнеса

«Блоки» механизма реализации стратегии Инструментарий

1 2

Организационно-управленческий — государственная программа развития стратегического партнерства государства и бизнеса в Воронежской области, разрабатываемая и совместно реализуемая партнерами; — программы переподготовки и повышения квалификации кадров органов исполнительной власти, участвующих в разработке программных документов стратегического планирования, разработке и реализации проектов формирования н развития кластеров, государственно-частного партнерства; — мониторинг эффективности управления развитием стратегического партнерства государства и бизнеса в Воронежской области

№ 2 (45), 2019 РЕГИОН: системы, экономика, управление

Окончание табл. 4

1 2

Социально-политический — специальный интерактивный веб-сайт, обеспечивающий распространение информации о ходе и результатах реализации стратегии; — тематические дискуссии в режиме он-лайн; — общественные презентации результатов реализации стратегии и мер по ее коррекции; — электронные дискуссионные площадки в сети Интернет для обсуждения и выработки предложений по совершенствованию практики стратегического партнерства государства и бизнеса

Нормативно-правовой — регламент, устанавливающий формы и инструменты взаимодействия органов государственной власти Воронежской области и организаций, представляющих интересы бизнеса, в сферах целеполагания, планирования, программирования ее социально-экономического развития, проведения мониторинга реализации стратегии и ее коррекции

Информационно-технологический — ежегодные отчеты о реализации стратегии на официальном сайте Воронежской области в формате открытых данных; — социологические опросы, посвященные выявлению удовлетворенности населения ходом реализации стратегии, программ и проектов стратегического в онлайн-режиме

Финансово-экономический — гранты органов государственной власти Воронежской области на реализацию проектов, обеспечивающих формирование и (или) развитие перспективных кластеров (инновационных, межрегиональных, экспортно-ориентированных); — субсидии участникам кластеров на компенсацию затрат в области НИОКР н переподготовки (повышения квалификации) кадров менеджеров для инновационного производства; — субсидии для покрытия расходов промышленных предприятий, являющихся участниками кластеров, на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование, создание высокопроизводительных рабочих мест; — субсидии бизнес-структурам, являющимся участниками проектов ГЧП, на компенсацию части затрат по страхованию рисков; — налоговые льготы для предприятий-участников кластеров, осуществляющих экспортную н (или) импортозамещающую деятельность; — специальный инвестиционный контракт; контракты жизненного цикла

Выводы

Полагаем, что разработка и реализация предложенной региональной стратегии позволит обеспечить эффективное использование потенциала стратегического партнерства государства и бизнеса в Воронежской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рисин И. Е. Базовые компоненты стратегии развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации / И. Е. Рисин, О. Ф. Шахов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Экономика и управление. — 2018. — № 2. — С. 136—142.

2.ШаховО.Ф. Оценка опыта стратегического партнерства государства и бизнеса в пространственном развитии регионов / О. Ф. Шахов // Вестник Воронежского государственного университета. — 2018. — № 1. — С. 106—113.

3. Шахов О. Ф. Оценка современной практики участия государства и бизнеса в разработке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ / О. Ф. Шахов // Российское предпринимательство. — 2018. — Т. 19, № 5. — С. 1519—1533.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Шахов О. Ф. Особенности современной практики государственно-частного партнерства: пространственный и отраслевой аспекты / О. Ф. Шахов // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 4. — С. 788—791.

5. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс // www.consultant.ru

6. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2014—2015 гг. — Режим доступа: http://www.pppi.ru

7. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2016—2017 гг. — Режим доступа: http://www.pppi.ru

Российская академия предпринимательства

Шахов О. Ф., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхования

E-mail:oshahov @mail. ru

Воронежский государственный университет

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления

E-mail: risin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.