Научная статья на тему 'Особая значимость государственного регулирования трудовых отношений при прекращении трудового договора'

Особая значимость государственного регулирования трудовых отношений при прекращении трудового договора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асланова Фарида Азад Кызы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью государства при регулировании прекращения трудового договора. На основе проведенного исследования подтверждается необходимость государственного регулирования трудовых отношений при прекращении трудового договора и выносятся предложения для его усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асланова Фарида Азад Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main importance of state regulation of labor relations in the case of termination of a labor contract

In article are considered questions related with the role of the state in regulation of termination of a labor contract. On base of the called on study is confirmed necessity of state regulation of labor relations in the case of termination of a labor contract and are given offers for its improvement.

Текст научной работы на тему «Особая значимость государственного регулирования трудовых отношений при прекращении трудового договора»

4.2. ОСОБАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Асланова Фарида Азад кызы, докторант. Место учебы: Бакинский Государственный Университет. Подразделение: юридический факультет, кафедра трудового и экологического права. E-mail: faridaaslanova92@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью государства при регулировании прекращения трудового договора. На основе проведенного исследования подтверждается необходимость государственного регулирования трудовых отношений при прекращении трудового договора и выносятся предложения для его усовершенствования.

Ключевые слова: метод правового регулирования, государство, государственное регулирование, прекращение трудового договора.

THE MAIN IMPORTANCE OF STATE REGULATION OF

LABOR RELATIONS IN THE CASE OF TERMINATION OF A LABOR CONTRACT

Aslanova Farida Azad kyzy, competitor. Place of study: Baku State University. Department: Law faculty, labor and environmental law chair. E-mail: faridaaslanova92@mail.ru

Annotation: In article are considered questions related with the role of the state in regulation of termination of a labor contract. On base of the called on study is confirmed necessity of state regulation of labor relations in the case of termination of a labor contract and are given offers for its improvement.

Keywords: method of law regulation, state, state regulation, termination of a labor contract.

Среди особенностей метода правового регулирования трудовых отношений особое место занимает сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений, что, в свою очередь, проявляется по-разному. Подчеркнуть преобладающую роль одного из них будет не вполне справедливым. Эти два вида регулирования дополняют друг друга. В настоящее время наблюдается усиление роли локального нормотворчества. Однако, это не означает, что государственное регулирование следует исключить и предоставить сторонам трудовых отношений абсолютную свободу при решении любых вопросов.

А.М.Куренной совершенно верно полагает, что государству в лице его органов следует смелее брать на себя ответственность в решении основных вопросов в сфере труда, тем более, что оно абсолютно правильно ушло от детального регулирования этих отношений и практически оставило за собой установление минимальных стандартов, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда1. Как видим, государство устанавливает минимальный уровень гарантий, объем которых никак не может быть пони-

1 Куренной А.М. Проблемы правового регулирования труда в начале 21 века//Российский ежегодник трудового права. СПб., 2011, с.30

жен сторонами. Детальное регулирование трудовых отношений остается за сторонами.

Вопрос прекращения трудового договора с каждым конкретным работником является чрезвычайно важным, поскольку прекращение трудового договора ведет к прекращению трудовых отношений, трудовой деятельности работника, следовательно, становится невозможным продолжение получения заработной платы на конкретной работе. Существует мнение о том, что государственное регулирование приобретает особое значение именно при прекращении трудового договора. Такая преобладающая роль государства при регулировании прекращения трудовых отношений выражается в законодательном закреплении оснований прекращения трудового договора и установлении порядка такого прекращения. Это означает, что работодатель может прекратить трудовые отношения с работником только по основаниям, указанным в законе. Таким образом, государство обеспечивает защиту наиболее уязвимой стороны трудовых отношений - работника, выступая гарантом недопустимости необоснованного увольнения.

Трудовой договор прекращается согласно положениям, предусмотренным в ст. 68-80, 83, 84 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики (далее - ТК АР). Уклонение от норм, предусмотренных в ТК АР, влечет для работодателя ответственность, установленную законодательством. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем только по основаниям, указанным в законе. В этом и заключается суть теории «устойчивости», или так называемой, теории «стабилитета» трудового отношения. Теория «стаби-литета» трудового отношения была подчеркнута многими учеными трудовиками. Л.С.Таль верно отметил, что «тесная связь рабочего договора с личностью рабочего особенно сильно сказывается на разрыве трудового отношения»2. К.М.Варшавский также высказался о теории стабильности, суть которой, согласно его мнению, сводилась к тому, что «пока трудящийся не гарантирован от правильного расторжения трудового договора, он никогда не будет равноправен нанимателю»3.

Часть 2 статья 68 ТК АР закрепляет общие основания прекращения трудового договора. Одним из общих оснований, перечисленных в ч.2 ст. 68ТК АР, является инициатива одной из сторон. В отличие от гражданско-правовых договоров, трудовой договор может быть прекращен как по соглашению сторон, так и по инициативе одной из сторон - работника либо работодателя. Существует мнение о том, что частые нарушения требований трудового законодательства могут наблюдаться со стороны работодателя, поскольку работник выступает в качестве подчиненной воле работодателя стороны. Так как в данном случае отсутствует личное заявление работника, основаниями увольнения работника будут выступать иные документы, следовательно во избежание возникновения спорных ситуаций они должны быть составлены в строгом соответствии с нормами трудового законодательства.

С этой целью в ст. 70 ТК АР перечислены основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Такое строгий и ограниченный перечень оснований расторжения трудового договора

2 Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918, с.165

3 Варшавский К.М. Трудовое право СССР. Л., 1924, с. 148

предотвращает возможность необоснованного увольнения работника. Кроме того, работодатель должен соблюдать процедурные моменты прекращения трудового договора. В процессе рассмотрения дел, связанных с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, всесторонней проверке подлежит вопрос о том, имело ли место данное основание, был ли работодателем соблюден установленный порядок расторжения трудового договора.

Например, работодатель издал приказ о прекращении трудового договора в период временной нетрудоспособности работника, либо в приказе об увольнении указал два или несколько оснований, хотя согласно ч. 1 ст. 76 ТК АР трудовой договор может быть прекращен работодателем только по одному из оснований, указанных в ст. 68, 69, 70, 73, 74 и 75 ТК АР.

Многие авторы полагают, что расторжение трудового договора именно в связи с виновными действиями работника во многих случаях порождает проблемы. Исходя из этого, ст.72 ТК АР устанавливает строгий перечень случаев, считающихся грубым нарушением работником трудовых обязательств. Факт нарушения работником трудовых обязательств должен быть подтвержден соответствующими доказательствами. Иначе это может привести к злоупотреблению правами со стороны работодателя. Например, согласно п. "Ь"ст.72 ТК АР - появление на работе в пьяном виде, приняв алкогольные напитки, наркотические средства и психотропные, токсические и другие вредные вещества, а также после прихода на работу, принимая эти напитки или вещества на рабочем месте, находясь в состоянии опьянения - является грубым нарушением работником своих трудовых обязанностей. Для подтверждения факта появления работника на рабочем месте в пьяном виде, приняв алкогольные напитки, наркотические средства и психотропные, токсические и другие вредные вещества, необходимо получение медицинского заключения. Но этот факт может быть подтвержден и другими видами доказательств. Сюда относятся свидетельские показания, сведения, содержащиеся в акте, составленном в день прихода работника на работу в пьяном виде, объяснение работника и т.д.

Расторжение трудового договора работодателем может происходить и по основаниям, не связанными с виной работника. Однако и в данном случае для каждого основания, предусмотренного в ст. 70 ТК АР, есть свой порядок прекращения трудового договора. Например, при сокращении штатов или численности работников, работодатель должен официально предупредить работника о прекращении с ним трудового договора в сроки, указанные в ч.1 ст. 77 ТК АР (продолжительность сроков зависит от стажа работника). При возникновении трудового спора и рассмотрении дела в суде, устанавливается, был ли соблюден срок предупреждения, а также иные требования ТК АР, необходимые для соблюдения при прекращении трудового договора по данному основанию.

Однако, требования ТК АР могут нарушаться и при расторжении трудового договора по инициативе работника, а также при его прекращении по иным основаниям, перечисленным в ст. 68 ТК АР. Например, прекращение трудового договора по инициативе работника согласно ч. 1 ст. 69 ТК АР, осуществляется подачей письменного заявления за один месяц до расторжения трудового договора. Работник обладает свободой волеизъявления. Это означает, что работо-

датель не может принудить работника написать заявление, либо без отсутствия такого заявления расторгнуть с ним трудовой договор по ч.1 ст. 69 и ч. 3 69 ТК АР.

Итак, каждое основание прекращения трудового договора имеет свой порядок прекращения. При нарушении правил прекращения трудового договора каждый работник имеет право обратиться в суды Азербайджанской Республики в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством Азербайджанской Республики, с требованием о восстановлении нарушенного права.

Незаконное прекращение трудового договора влечет определенные правовые последствия. Во-первых, сюда относится восстановление на работе. Это означает, что работнику предоставляется прежняя работа (должность), оплачивается время вынужденного прогула, восстанавливается его непрерывный стаж. Т.е., работник восстанавливается во всех правах. Во-вторых, помимо восстановления всех своих нарушенных прав, работник имеет также право на возмещение морального ущерба, нанесенного ему незаконными действиями работодателя.

Таким образом, государство устанавливает определенные способы ограничения прав работодателя на прекращение трудового отношения, которые выражаются в обязательных для работодателя нормах, нарушение или невыполнение которых влечет для него определенные неблагоприятные правовые последствия, в частности, в виде признания увольнения работника необоснованным. В качестве способов ограничения права работодателя на прекращение трудового отношения можно выделить: 1) установление в правовых актах обязанности работодателя обосновать увольнение работника; 2) установление в законодательстве особой роли в осуществлении работодателем своего права на увольнение работников, органов, представляющих интересы работников и органов государственной власти4.

Как видно, функция государства по вопросу регулирования трудовых отношений включает в себя два направления деятельности: 1) четкая регламентация оснований и порядка прекращения трудового договора; 2) восстановление нарушенных прав работников и возмещение им понесенного материального и морального ущерба в лице правоохранительных органов (судов).

Учитывая вышесказанное, мы понимаем необходимость государственного регулирования трудовых отношений. Как видно, особое значение оно приобретает именно при регулировании прекращения трудового договора. Государственное регулирование предотвращает случаи злоупотребления правами со стороны работодателей.

Таким образом, мнения ученых о децентрализации правового регулирования трудовых отношений являются весьма необоснованными. Ведь если нет четких правил, регулирующих отдельные вопросы по трудовым отношениям, то каждая из сторон может подвергаться нарушениям прав и интересов другой стороной. Трудовая деятельность является важнейшим элементом жизни человека и гражданина. Для большинства граждан рабочее место - это средство обес-

4Набиев Э.Э. Способы ограничения права работодателя на прекращение трудового отношения/ Актуальные проблемы государственного и правового строительства в Азербайджанской Республике. 22-ой выпуск, 2008, с.139-144

печения жизни, финансового благополучия. Поэтому увольнение регулируется нормами закона в целях защиты интересов как работника, так и работодателя.

Для полного достижения поставленных перед государством задач, оно, как один из регуляторов трудовых отношений, призвано усовершенствовать механизм регулирования. Достичь этого можно осуществлением следующих мер: 1) усовершенствованием нормативной базы; 2) усилением деятельности органов государственного надзора и контроля; 3) осуществлением просветительской деятельности.

Во-первых, государство участвует в регулировании трудовых отношений посредством принятия нормативных актов. На сегодняшний день Азербайджанская Республика обладает многообразием нормативных актов. Вопросы прекращения трудового договора четко урегулированы законодательством. Известно, что во многих странах наблюдаются тенденции к частым изменениям законодательства, особенно трудового. Эти изменения не обходят и нашу страну. Такие изменения продиктованы объективными потребностями развития. Законодатель АР также не остается равнодушным к происходящим изменениям. Трудовое законодательство непрерывно усовершенствуется: с учетом происходящих общественных изменений одни нормы исключаются, другие добавляются или изменяются. С принятием нового ТК АР 1 февраля 1999 г., вступившего в силу 1 июля того же года, были приняты во внимание происходящие в общественной жизни изменения, новые тенденции в развитии трудовых отношений, либерализация экономики и это стало важным шагом в направлении соответствия методов правового регулирования новой экономической форме и требованиям.

Во-вторых, усиление деятельности органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. К числу юрисдикционных способов (форм) защиты трудовых прав работников и их законных интересов кроме судебного порядка относится также административный порядок5. Известно, что одним из конституционно-правовых средств защиты прав и свобод граждан в нашей стране является право на обращение. Так, ст. 60 Конституции Азербайджанской Республики устанавливает право граждан на судебную защиту. Судебная защита, в свою очередь, проявляется в двух юрисдикционных формах: в порядке искового судопроизводства и в порядке обращения с жалобой на незаконные действия работодателя в вышестоящие органы. Кроме того, одним их механизмов необходимых для поддержания правопорядка в сфере наемного труда является надзор и контроль над трудовым законодательством, что является возможным при создании системы инспекций труда. Данное положение было предусмотрено в Конвенции МОТ №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», хотя в Азербайджане такая система была создана еще до подписания соответствующей Конвенции. В эту систему входят: органы прокуратуры, Государственная инспекция по труду, специально уполномоченные органы, такие как государственные надзоры (Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор), Государственный энергетиче-

5 Касумов А.М., Джафаров З.И.. Правовое регулирование трудовых споров в контексте способов защиты трудовых прав. Монография. М., 2013, с.142

ский надзор, Государственный санитарный надзор и т.д.

В-третьих, осуществление просветительской деятельности. Частые нарушения прав работников происходят именно по той причине, что многие из них не знают свои законные права. Мы думаем, что именно эту сферу следует и усилить. Обучающиеся на юридических факультетах, в частности специализировавшиеся на трудовом праве обладают достаточными знаниями в этой сфере. Однако, остальная масса остается вне этого обучения.

Список литературы:

1. Варшавский К.М. Трудовое право СССР. Л., 1924

2. Касумов А.М., Джафаров З.И.. Правовое регулирование трудовых споров в контексте способов защиты трудовых прав: Монография. М., 2013

3. Куренной А.М. Проблемы правового регулирования труда в начале 21 века//Российский ежегодник трудового права. СПб., 2011

4. Набиев Э.Э. Способы ограничения прав работодателя на прекращение трудового отношения/ Актуальные проблемы государственного и правового строительства в Азербайджанской Республике. 22-ой выпуск, 2008

5. Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918

Отзыв

На статью докторанта кафедры трудового и экологического права юридического факультета Бакинского Государственного Университета Аслановой Фариды Азад кызы под названием «Особая значимость государственного регулирования трудовых отношений при прекращении трудового договора»

Избранная автором тема является актуальной, поскольку в современных условиях наблюдается децентрализация правового регулирования трудовых отношений и все более расширяется договорной метод регулирования, которое не должно повлечь за собой снижения уровня государственного регулирования, поскольку оно всегда будет сохранять свою значимость.

Целью данной статьи является обосновать значимость государственного регулирования трудовых отношений, что особенно проявляет себя при решении вопросов, связанных с прекращением трудового договора.

Следует отметить, что договорной метод регулирования трудовых отношений, конечно же, способствует демократизации общества, поскольку работники и работодатели сами включаются в процесс создания правовых норм. Однако субъекты договорного регулирования условий труда не могут снижать того уровня, которое установлено государством в централизованном порядке. Необходимо гармоничное сочетание государственного и договорного правового регулирования трудовых отношений. Итак, государство занимало и будет занимать важную позицию в регулировании трудовых отношений.

Автор делает попытку обосновать значимость регулирования порядка прекращения трудового договора и подчеркивает преобладающую роль государства при регулировании данного вопроса. Автор отмечает, что без государственного вмешательства могут происходить частые нарушения прав работников.

К сожалению, на практике часто встречаются случаи нарушения порядка прекращения трудового договора. Работодатели часто не соблюдают процедурных моментов, что вызывает необходимость усиления деятельности органов государственного контроля и надзора.

В статье поднимается ряд дискуссионных вопросов, подтверждающих актуальность представленной темы.

Безусловно, некоторые выводы и предложения автора не бесспорны, однако заслуживают внимания и представляют определенный интерес.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что представленный текст статьи соответствует предъявляемым требованиям и подтверждает умение автора вести последовательный анализ материала и аргументировать собственные выводы. Представленную статью можно рекомендовать к опубликованию.

Научный руководитель:

Заведующий кафедрой трудового и экологического права юридического факультета Бакинского Государственного Университета, д.ю.н., проф. Касумов Алыш Мамиш оглы

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 76,2 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.