Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ БЕСТСЕЛЛЕРОВ'

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ БЕСТСЕЛЛЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕРСОНАЖИ ФЭНТЕЗИ-ФИЛЬМОВ / ВЕРОВАНИЯ И ФОЛЬКЛОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Божедонова Анна Петровна, Дедюкина Марфа Ивановна

В статье рассмотрены вопросы воспитания основ нравственных качеств и формирования ценностного отношения к традициям своего народа у детей старшего дошкольного возраста на основе верования, мифологии в сравнении с персонажами мировых бестселлеров. Определены основные условия знакомства детей старшего дошкольного возраста с героями фэнтези-фильмов и персонажами фольклора русского и якутского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Божедонова Анна Петровна, Дедюкина Марфа Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF RAISING VALUES FOR THE TRADITIONS OF THEIR PEOPLE AMONG CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE IN THE BESTSELLER ASPECT

The article deals with the issues of education of the foundations of moral qualities and the formation of a value attitude towards the traditions of their people in children of senior preschool age on the basis of beliefs, mythology in comparison with the characters of world bestsellers. The basic conditions for acquaintance of older preschool children with the heroes of fantasy films and characters of the folklore of the Russian and Yakut people have been determined.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ БЕСТСЕЛЛЕРОВ»

6. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 280-289.

7. Тоторкулова К.А. Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения / К.А. Тоторкулова. - Текст: непосредственный // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 285-284.

Педагогика

УДК 376.42

кандидат педагогических наук Божедонова Анна Петровна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ БЕСТСЕЛЛЕРОВ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы воспитания основ нравственных качеств и формирования ценностного отношения к традициям своего народа у детей старшего дошкольного возраста на основе верования, мифологии в сравнении с персонажами мировых бестселлеров. Определены основные условия знакомства детей старшего дошкольного возраста с героями фэнтези-фильмов и персонажами фольклора русского и якутского народа.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные качества, персонажи фэнтези-фильмов, верования и фольклора.

Annоtation. The article deals with the issues of education of the foundations of moral qualities and the formation of a value attitude towards the traditions of their people in children of senior preschool age on the basis of beliefs, mythology in comparison with the characters of world bestsellers. The basic conditions for acquaintance of older preschool children with the heroes of fantasy films and characters of the folklore of the Russian and Yakut people have been determined.

Keywords: moral education, moral qualities, characters of fantasy films, beliefs and folklore.

Введение. Влияние СМИ на современное подрастающее поколение весьма актуальна. И на данный момент дети дошкольного возраста также подвержены такому явлению. Разные мультипликационные, художественные фильмы влияют на их ценностное отношение к окружающим людям и среде в целом. В данном аспекте немаловажную роль играют мировые бестселлеры, которые завоевали многомиллионных поклонников. К ним, например, относятся такие франшизы как «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Игра престолов».

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста остается основной проблемой в сфере дошкольного образования. По ФГОС ДО определены основные моменты по пяти образовательным областям. Однако, если до распада СССР было более 45 направлений воспитания, то на данный момент их насчитывается мало.

Нравственное воспитание - многоуровневый и организованный процесс, результатом которого является нравственная воспитанность.

Нравственное воспитание направлено на становление лучших человеческих качеств, таких как: доброта, забота, защита себя, семьи, близких, малой родины, отечества и др. Все это составляет основу ответственности и гражданственности -гражданина РФ.

С воспитания нравственных чувств имеет начало ценностного отношения у подрастающего поколения. Нравственное отношение к своей семье, родным, близким, друзьям, традициям, работе, Родине выступает одним из важных сторон всей жизнедеятельности человека.

Нравственные отношения - это отношения, которые складываются между людьми при реализации ими моральных ценностей. Примерами нравственных отношений можно считать отношения любви, солидарности, справедливости или, напротив, ненависти, конфликтности, насилия и т.п. [8].

Объект исследования состоит в рассмотрении идей зарубежных и национальных мифологий по нравственному воспитанию.

Предметом исследования выступает отражение персонажей разных мифологий о персонажах, несущих разные ценностные образы.

Цель данной статьи состоит в сравнении положительного потенциала зарубежных и традиционных фольклорных персонажей по аспектам верования, былин и мифологии.

В философии мировых бестселлеров режиссеры в основном опирались на скандинавские легенды и мифы, в которых речь идет о борьбе добра и зла.

В них представлены аспекты нравственного воспитания и качеств, присущие людям.

Так, например, в трилогии Д. Толкина действуют рыцари, короли, эльфы, орки, хоббиты, маги - но не жрецы и шаманы. Этот мир населяют: люди, хоббиты, гоблины, орки, тролли, эльфы, гномы, энты и другие существа. В средиземье присутствует понятие добра и зла, дружбы, вины, греха, прощения, ответственности. В основной в данном фильме представлен средний и нижний мир.

Так, по Д. Толкину высшее существо Эру Илуватар сотворил мир для людей и эльфов [4].

Эльфы - персонажи, которые могут быть непредсказуемы. Могут помочь, а также и навредить. Эта раса в вселенной Д. Толкиена практически бессмертна. Им присущи такие качества как мудрость, выносливость, хитрость. У них своя саиобытная культура, которая может быть непонятна другим.

Вторыми детьми Эру Илуватара стали люди. Они представлены как более слабая, но многочисленная раса, которая делится на народности. Людям в данной франшизе присущи свои отличительные черты и как положительные, так и отрицательные качества.

Гномы - малочисленная раса. Им Д. Толкиен придал образ хитрых, немного грубых, алчных и одновременно преданных персонажей.

Хоббиты являются главными персонажами трилогии. Данная раса миролюбива, в некоторой степени беспечна и трудолюбива. В образах хоббитах показана преданность, забота о ближнем.

Орки Средиземья - злобный народ, подчинявшийся темной силе.

Еще одна раса Средиземья - энты. Своего рода существа, которые заботятся о растительном мире.

Поскольку дети дошкольного возраста увлекаются мобильностью сюжета и спецэффектами зарубежных фильмов, можно использовать это в сравнении с персонажами данных фэнтези-фильмов с персонажами фольклора своего народа. Показать, например, такие понятия как [3]:

- хороший - плохой;

- добрый - злой;

- смелый - трусливый;

- честный - лживый;

- шедрый - жадный;

- справедливый - несправедливый;

преданный - вероломный и др.

В народном исконно русском фольклоре есть такие персонажи как: богатырь, кикимора, Яга-Баба, Леший, черт и др. Таким образом, присутствуют несколько миров.

Например, русский богатырь - защитник своего народа, владел не только военным искусством, но и грамотой (берестяная грамота).

Баба-Ягя по своей сути представляет собой старожителя и носителя традиций русского народа (травница, умела навыки разговаривать с животными и птицами, в совершенстве владела основами гравитации летать на метле до Гарри Поттера) [5].

Кикимору трактуют по-разному. Кикимора выступает в качестве добродушного персонажа, которая укачивает детей, в некоторых случаях пытается помогать хозяйке дома [6]. Кикимору и домового можно рассматривать как гномов, которые представлены в фильме про Гарри Поттера.

Леший - дух-хозяин леса в мифологии восточных славян, который заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений. Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, но, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку [7].

По понимаю народа саха нравственность представляет собой «итиилээх буолуу». Иит - зарядить. В таком понимании иитии - воспитание отражает подготовку ребенка к будущей жизни. Высоко нравственный человек называется у якутов «киьи киьитэ» - «совершенный человек». В совокупности все нравственные качества и следовательно ценностное отношение к окружающему миру представлены в персонажах фольклора нарда саха.

Так, у народа саха, в таких эпосах как, «Ньургун Боотур», «Дьырыбына Дьырылатта кыыс бухатыыр», «Быыра Баадьай» показано строение мира по верованию народа саха: верхний, средний и нижний миры, где живут «боги», люди и существа, принадлежащие к нечистой силе, а также описаны все лучшие и худшие качества людей и других существ, населяющих все три яруса.

Так, по представлениям народа саха, в древности мир был трёхъярусный: он состоял из верхнего, среднего и нижнего миров. Верхний мир, то есть, небеса, был многоярусным, средний и нижний - одноярусными [1].

На каждом из небесных «этажей» живут сверхъестественные существа - «айыы». Они похожи на людей, но, в отличие от них, бессмертны и могущественны. Чтобы поговорить с людьми айыы спускаются на самое нижнее небо и высовываются из него до пояса.

Айыы - доброе начало как благополучие человеку, доброе и в видимом и не в невидимом, общее название высших существ олицетворяющих собою начало творчества и добра, бог, божество, творец создатель [2].

Самый главный из этих существ, создатель вселенной и людей, живёт на самом верхнем небе. Это Юрюнг Айыы Тойон - создатель и верховное божество по верованию народа саха.

Ниже живут божества, которые награждают и карают людей, дарят людям скот, покровитель птиц и бог грома, бог, который записывает судьбу человека при его рождении в специальную книгу. Якуты верили, что их судьба уже предопределена свыше.

Нюургун Боотур (якут. НьYргун Боотур) - главный герой одноименного эпоса, представляет собой образ мужчины у народа саха. Богатырь - защитник племени Айыы. «Строен станом, словно копье, стремителен, как стрела, был он лучшим среди людей, сильнейшим среди людей, красивейшим среди людей, храбрейшим среди людей».

Туйаарыма Куо - персонаж многих олонхо, женщина «айыы аймака». Является суженой героя эпоса или его сестрой. Туйаарыма - эпический женский идеал, наделенная красотой, устойчивой нравственной чистотой, настоящая представительница слабого пола, находящаяся под защитой и покровительством всего рода (племени) и богатырей.

Иччи - хозяин, владыка, хранитель, дух-властитель, таинственная сила. По верованию народа саха иччи влияют на благосостояние человека. Его имеют озера, реки, вода, дерево, лес, камень, земля, участок покоса, горы, ущелья, водовроиы и др. Эти существа не относятся ни к разряду айыы, ни к роду абаасы. При соблюдении известных условий бережного и уважительного отношения к окружающей среде они всегда полезны человеку [2]. Аналог энтов в некоторой степени, но намного превосходящий их по своим возможностям.

По якутской мифологии эльфы практически единичны с ирики-дьирики (дети природы, которые практически невидимы и могут предсказать или даже определить судьбу человека).

Кроме айыы, по соседству с людьми живут другие бессмертные существа - «абасы». Зло, злое начало все неблагополучие враждебное человеку причиняющее ему вред, всякое непонятное настроение, дурное качество, свойство, которое кто-либо не всегда может в себе подавить или неприятности, дурное настроение. Они обитают во всех трёх мирах, невидимы для человека и порой занимаются вредительством: могут украсть душу, наслать болезнь или смерть [2].

Нижний мир находится под землёй. Чтобы спуститься в нижний мир, богатыри превращаются в ледяной шест или железный кол, а шаманы залетают туда на бубне.

Представленные образы и персонажи дают понятие о нравственности и морали, в частности определяют:

- нравственный облик (терпеливость, гуманность, добродушие и сострадание к ближним);

- нравственную позицию (способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, умение различать границу между плохим и хорошим);

- нравственные чувства (честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, любовь к родине, уважение к старшим);

- нравственное поведение (благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).

При этом следует учесть такие педагогические условия: определение нравственного содержания фильмов и фольклора и знакомство с ними ребенка; раскрытие нравственного смысла поведения персонажей; обыгрывание ребенком ролей персонажей.

На практике воспитания ценностного отношения к традициям своего народа и формирования представлений о нравственных качествах у детей дошкольного возраста можно использовать образы, представленные в фэнтези-фильмах в сравнении с персонажами самобытного фольклора русского и якутского народа.

Выводы. Таким образом, в зарубежных франшизах представлены персонажи среднего и нижнего миров. А в русском и якутском фольклоре мир представляет собой три яруса, обитателями которых выступают множество существ, имеющие свою сущность и обладающие разными качествами.

Данные образы можно сопоставить с образами известных зарубежных фэнтези-фильмов и в сравнении знакомить детей старшего дошкольного возраста с персонажами родной культуры, подчеркивая их качества, способности.

Воспитательная работа по выделенной проблеме требует определённой подготовки педагога ДОО и реализации соответствующих педагогический условий.

Педагогическими условиями воспитания ценностного отношения ценностного отношения к традициям своего народа у детей старшего дошкольного возраста в аспекте зарубежных бестселлеров являются:

- совместный просмотр эпизодов с нравственными поступками героев фильма;

- обсуждение действий и поступков героев, их качеств;

- сопоставление героев фильма с персонажами фольклора своего народа и их качеств;

- организация предметно-развивающей среды с необходимыми атрибутами по содержанию образа жизнедеятельности персонажей;

- обыгрывание ролей по образам персонажей.

Литература:

1. Портнягин, И.С. Этнопедагогика «кут-сюр» / И.С. Портнягин. - М.: Академия, 1998. - 184 с.

2. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка. - Т. 1. - Л.: Академия наук СССР, 1959. - 1279 с.

3. Трошин, П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П.Л. Трошин // Молодой ученый. - 2016. -№ 8 (112). - С. 884-887.

4. https://inplanet.net/rasy-sredizemya

5. https:// mifolog.com/baba-jaga/

6. https://ru.wikipedia.org/кикимора

7. https://ru.wikipedia.org/ леший

8. https://sci-book.com/etika/nravstvennyie-otnosheniya-nravstvennaya-79620.html

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Бутко Галина Анатольевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Киселева Наталья Юрьевна Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Шашкина Гульнара Рустэмовна Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются технологии изучения педагогических профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению специального (дефектологического) образования, по результатам проведения Всероссийской Олимпиады «Я - профессионал», отношение студентов к проблемам специального и инклюзивного образования, а также анализ содержания рабочих программ по формированию у них профессиональных компетенций.

Ключевые слова: педагогические компетенции, педагогическая олимпиада, инклюзивное образование, специальное (дефектологическое) образование.

Annоtation. The article discusses the technologies for studying the pedagogical professional competencies of students studying in the direction of special (defectological) education, based on the results of the All-Russian Olympiad "I am a professional", the attitude of students to the problems of special and inclusive education, as well as an analysis of the content of work programs to form their professional competencies.

Keywords: pedagogical competencies, pedagogical Olympiad, inclusive education, special (defectological) education.

Введение. Студенческие олимпиадные состязания являются одной из продуктивных форм взаимодействия высших учебных заведений, индикатором для выявления компетенций и творческого потенциала обучающихся. Всероссийская олимпиада студентов «Я - профессионал» относится к головным проектам президентской платформы «Россия - страна возможностей» и осуществляется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Олимпиада «Я - профессионал» охватывает 72 направления профессиональной подготовки высших учебных заведений. Она направлена на выявление одаренных, мотивированных студентов, позволяет получить новые образовательные навыки, стимулирует продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, предоставляет возможность начать карьеру в престижной организации.

В 2020-2021 учебном году на портале этого масштабного практико-ориентированного состязания было зарегистрировано 576 012 участников. Из них по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» прошли регистрацию 4803 студента из 466 высших учебных заведений 10 федеральных округов Российской Федерации [https://yandex.ru/profi/]. В отборочном этапе приняли участие 1248 студентов.

Одной из первостепенных задач высшего образования является подготовка специальных педагогов для работы с детьми с нейропсихологическими и лингвокультурными особенностями. Политика государства в области непрерывного инклюзивного образования отражается в работах Г.А. Бутко [2], И.В. Евтушенко и И.Ю. Левченко [3], Е.А. Екжановой и Е.М. Резниковой [4] и других. Проблема изучения и анализа владения профессиональными компетенциями будущих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.