Вопросы повышения доступности розничных финансовых услуг имеют не только большое экономическое, но и важное социальное значение для экономики страны. России нужна сильная и диверсифицированная финансово-кредитная система, доступная для всех слоев населения и построенная на принципах партнерства различных финансовых институтов. Увеличение выдаваемых микрозаймов в России сдерживается конкуренцией микрофинансовых организаций, но с не банками, а с ростовщическими организациями, в первую очередь, в небольших населенных пунктах. Существуют также системные проблемы российского рынка микрозаймов - это важность установления системы надзора, аналогичной банковскому, необходимость принятия комплекса мер, направленных на защиту потребителей микрофинансовых услуг. Следует также обратить внимание на существующие высокие риски, связанные с микрозаймами, что влечет за собой более высокие процентные ставки.
При государственном правовом регулировании и поддержке самоорганизации микрофинансирования, государство решает две важнейшие задачи: во-первых, развитие малого бизнеса, а во-вторых, содействие преодолению бедности и безработицы.
Литература
1. Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (вступил в силу 4 января 2011 г.).
2. Доклад генерального секретаря ООН «Роль микрокредитования и микрофинансирования в ликвидации нищеты» [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.rusmicrofinance.ru/news/microfinance/525/.
Н.К. Рожкова Чан Нгок Чанг
ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВО ВЬЕТНАМЕ PRINCIPLES OF ACCOUNTING IN VIETNAM
Аннотация: статья посвящена проблемам основ ведения бухгалтерского учета во Вьетнаме. Особое внимание уделено вопросам нормативного регулирования бухгалтерского учета. В статье изучена система плана счет и стандартов бухгалтерского учета. Отмечены положительные и отрицательные стороны системы бухгалтерского учета.
Ключевые слова: план счетов бухгалтерского учета, стандарты, счета, принципы бухгалтерского учета.
Abstract: the article deals with the problems of accounting in Vietnam. Particular attention is paid to the regulatory of accounting. The paper studied the system of accounts and accounting standards. The positive and negative aspects of the accounting system are mentioned.
Keywords: chart of accounts, standards, invoices, accounting principles.
Регламентация бухгалтерского учета необходима для того, чтобы учет осуществлялся по единой методологии, как в отдельных странах, так и в мире. Регламентация сохраняет преемственность тех достоинств, которые накоплены в бухгалтерской науке в отдельных странах и в мире. Однако, степень регламентации
© Н.К. Рожкова, Чан Нгок Чан, 2012
бухгалтерского учета не одинакова в разных странах и зависит от принципов управления экономикой в каждой стране.
Во Вьетнаме степень регламентации бухгалтерского учета остается очень жесткой, поскольку имеет место метод централизованного управления экономики. Хотя в настоящее время во Вьетнаме признается существование многоукладной экономики и необходимость перехода народного хозяйства на рыночные условия хозяйствования, бухгалтерский учет все еще перестраивается достаточно медленно. Учет во Вьетнаме стал предметом государственного регламентирования в 1961 году, когда было издано «Положение об организации государственного учета», утвержденное Постановлением Правительственного совета № 175-СР от 28 октября 1961 года. В этом Положении впервые указана необходимость организации учетной работы на государственных предприятиях и организациях, в отраслях и министерствах в целях обеспечения сохранности государственной собственности и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
На Севере страны в 50-е годы были достигнуты большие успехи в коллективизации производственных отношений в сельском хозяйстве и кустарном производстве, а также установлены коллективные отношения на промышленных предприятиях. Издание постановления о положении учета было вызвано именно необходимостью защиты завоеванной государственной собственности. Постановлением правительственного совета № 176-СР от 10 сентября 1970 года были внесены изменения и дополнения в Положение об организации государственного учета. В этом постановлении было предусмотрено дальнейшее повышение роли учета (особенно бухгалтерского учета) в борьбе с бесхозяйственностью, в экономном использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов, что имело особенно важное значение при укреплении экономической базы тыла в условиях войны против американских захватчиков. В Постановлении впервые предусмотрено положение о главном бухгалтере государственных предприятий. Здесь были указаны место главного бухгалтера, его права и обязанности. Однако самым важным юридическим документом, подтверждающим роль государственного учета, выступает Указ Государственного Совета об учете и статистике, принятый лишь в 1988 году.
Этим Указом предусматривается организация учета и статистики на государственных предприятиях, в объединениях, общественных и частных производственно-предпринимательских хозяйствах, бюджетных органах и организациях. Указом регламентируются наиболее общие положения бухгалтерского учета и его постановка на предприятиях, в объединениях и организациях. Установлена единая система государственной статической информации, которая включает в себя две системы информации:
1) система централизованной статистической информации о социально-экономическом положении страны, обрабатываемая Центральным статистическим управлением;
2) система статистической информации, публикуемая министерствами, государственными комитетами и другими органами при Совете Министров и местными народными Советами.
Единая система государственной статистической информации обеспечивается единой системой учета и статистики. Единство учета и статистики реализуется через систему первичных документов: методов исчисления финансовых и экономических показателей; классификацию народнохозяйственных отраслей и форм хозяйствования; единицы измерения; периодичность учета и статистики. Руководство учетными работами во Вьетнаме возлагается на Министерство финансов. Как указано в 38-ом пункте «Положения об организации государственного учета», принятого постановлением Советом Министров № 25-НДБТ от 18 марта 1989 года: «Министерство финансов, являясь органом при Совете Министров, руководит учетной работой во всей
стране» [1]. Центральное статистическое управление совместно с Министерством финансов устанавливает порядок первичного учета и статистической и финансовой отчетности.
Организация бухгалтерского учета во Вьетнаме осуществляется по трем принципам:
- территориальному;
- отраслевому;
- территориально-отраслевому.
По территориальному признаку аппарат бухгалтерского учета организуется в каждом местном финансовом органе для руководства бухгалтерским учетом. По отраслевому признаку в каждом министерстве и ведомстве образуется отдел учета для руководства бухгалтерским учетом на принадлежащих данному министерству и ведомству предприятиях и организациях. По территориально-отраслевому признаку в каждой области областной финансовый орган руководит учетом расположения на областной территории отраслей, но в свою очередь, каждая отрасль контролирует учетную работу на принадлежащих ей предприятиях.
Наглядная структура управления системой учета во Вьетнаме представлена на рисунке. Из данной схемы видно, что на одной и той же территории находятся предприятия и организации, в которых учетные работы введутся под методическим руководством различных вышестоящих организаций, что отрицательно сказывается на организации контроля.
Теоретически Министерство финансов по единой методологии устанавливает требования, но, практически, соблюдение регламентированных требований часто нарушается из-за искажения в ведомствах установленных правил и неверного их толкования в первичных звеньев. Кроме того, представленная схема демонстрирует предметную регламентацию учета. Поэтому система организации учета во Вьетнаме требует дальнейшего совершенствования.
На основе Указа Государственного Совета об учете и статистике было принято Постановление Совета Министров от 18 марта 1989 года о главных бухгалтерах на государственных предприятиях. В этом положении регламентированы общие положения о главном бухгалтере, его правах и обязанностях, и предусмотрен порядок оплаты и труда главного бухгалтера. В целом положение, права и обязанности главного бухгалтера, установленные по этому документу, те же, что в свое время отражались в положении о главных бухгалтерах в бывшем Советском Союзе. Существуют лишь некоторые незначительные отличия.
На государственных предприятиях и в организациях Вьетнама главный бухгалтер должен обеспечить не только организацию учета и работу учетного аппарата, но и статистическую работу, а также анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Лица, назначаемые на пост главного бухгалтера, должны иметь теоретическую и профессиональную подготовку по бухгалтерскому учету и установленный Министерством финансов стаж практической работы бухгалтером. Эти лица обязаны пройти обучение на курсах подготовки главных бухгалтеров по программе, утвержденной Министерством финансов и получить свидетельство о прохождении данного курса. При этом не требуется, как обязательное, высшее образование главных бухгалтеров. Главный бухгалтер по организации учета подчиняется не только главному бухгалтеру вышестоящих организаций, но и начальникам финансовых и статистических органов. Необходимо отметить, что продолжительное время во Вьетнаме на главного бухгалтера и его аппарат возлагается осуществление функций государственного контроля. Главный бухгалтер выступал в качестве блюстителя выполнения законов и защитника интересов государства.
Рис. Структура управления системой учета во Вьетнаме
Во Вьетнаме, как и в Российской Федерации, объектом строгой регламентации является первичная документация. В Указе государственного совета об учете и статистике отмечено, что все финансово-хозяйственные операции, возникающие на любом участке, должны быть своевременно оформлены первичными документами в строго регламентированном Министерством финансов и ЦСУ порядке. Однако, соблюдение строгой регламентации первичной документации на практике имеет лишь формальный характер, так как предприятие стремиться разработать удобные первичные документы для учетной работы.
Государство может требовать от предприятия строгого соблюдения лишь форм отчетности, где должны быть отражены обобщенные достоверные показатели, которые удовлетворяют интересам государства и других имеющих отношение к данному предприятию органов. Поэтому Министерство финансов, ЦСУ должны разрабатывать только рекомендательные, а не обязательные формы документов предприятий всех
форм собственности. Важно при этом, чтобы собственные первичные документы предприятия отвечали юридическим требованиям, предъявляемым к таким документам.
Основополагающим документом регламентации бухгалтерского учета на государственном уровне является единый план счетов, веденный в действие с 01.01.95 г. До перехода к новому плану счетов используемый план счетов во Вьетнаме соответствовал плану счетов бывшего СССР. План счетов распространялся на предприятия, организации, объединения всех экономических укладов и включал 41 основной счет. Счета были сгруппированы в 10 разделов. Необходимо отметить, что этот план счетов отвечал требованиям управления экономикой, служил основой для ведения бухгалтерского учета того времени. Однако с изменением механизма управления, в условиях рыночной экономики этот план счетов перестал отвечать новым требованиям.
Введенный в действие в январе 1995 года новый план счетов существенно отличается от предыдущего и по структуре, и по составу и по названиям счетов. Новый план счет имеет следующие разделы:
Раздел 1 «Оборотные средства»
Раздел 2 «Основные средства»;
Раздел 3 «Долги к оплате»;
Раздел 4 «Капитал владельца»;
Раздел 5 «Выручка»;
Раздел 6 «Расходы на производство и предпринимательство»;
Раздел 7 «Доходы от другой деятельности»;
Раздел 8 «Расходы на другую деятельность»;
Раздел 9 «Результат предпринимательства»;
Раздел 0 «Внебалансные счета».
Коды счетов - трехзначные, а субсчетов - четырехзначные. Например, первый раздел «Оборотные средства» включает в себя такие счета, как счет 111 Деньги (касса) и субсчета к нему:
111 - вьетнамские деньги (донг);
112 - валюты;
113 - золото, серебро, драгоценные камни ;
счет - 112 - «Расчетный счет» и субсчетах к нему;
1121 - вьетнамские деньги;
1122 - валюты; 1123 - золото, серебро, драгоценные камни;
счет 113 - «Деньги в пути» и субсчета;
1131 - вьетнамские деньги;
1132 - валюты;
счет 121 - «Краткосрочные капитальные вложения и ценные бумаги» и субсчета к нему по усмотрению каждого предприятия;
счет 128 - «Другие краткосрочные капитальные вложения»;
счет 129 - «Запасы на уценку краткосрочных капитальных вложений» и т.д.
Преимуществом и достоинством нового плана счетов, на наш взгляд, является то, что он значительно приближен к требованиям международных учетных стандартов. Новый план счетов позволяет вести учет объектов бухгалтерского учета, которые возникли в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения (валютные средства и финансовые операций, нематериальные активы, право на собственность и земли, ценные бумаги, коммерческие кредиты, финансовые вложения в дочерние и иностранные предприятия и т.д.). Кроме того, план счетов дает возможность иностранным партнерам и контрагентам без особых усилий и реформации баланса понимать бухгалтерскую и финансовую отчетность вьетнамских предприятий; он пригоден и применяется всеми предприятиями, организациями и объединениями независимо от их хозяйственной подчиненности и формы собственности.
Для завершения правовой базы бухгалтерского учета в процессе международной интеграции Министерство финансов, начиная с 2005 года, опубликовало стандарты бухгалтерского учета. Вьетнамские бухгалтерские стандарты (VAS) были разработаны на основе серьезного и научного исследования международных бухгалтерских стандартов и фактической учетной системы во Вьетнаме. Стандарты, утвержденные в 2005 году, являются значительным улучшением системы бухгалтерского учета по сравнению с предыдущими правилами. Они выступают основой бухгалтерского учета имущества и обязательств современных предприятий.
В течение многих лет экономическая политика в области бухгалтерского учета во Вьетнаме остается более или менее под влиянием старого механизма. Поэтому создание Вьетнамских бухгалтерских стандартов является значительным шагом к новым, серьезным и качественным методам бухгалтерского учета. Становление системы бухгалтерского учета прошло несколько этапов:
1 этап - принято четыре первых бухгалтерских стандарта Вьетнама (31 декабря 2001 года);
2 этап - принято шесть бухгалтерских стандартов (31 декабря 2002 года);
3 этап - принято шесть бухгалтерских стандартов (31 декабря 2003 года);
4 этап - принято шесть бухгалтерских стандартов (15 февраля 2005 года).
Бухгалтерская система во Вьетнаме, начиная с 1996 года до настоящего времени
с изменениями, совершенствованиями соответствует требованиям обновления экономики, что создает благоприятные условия для организации бухгалтерского учета. Вьетнамский бухгалтерский учет, принятый в 1995 году, строится на отдельных бухгалтерских принципах, стандартах IAFC, используя опыт бухгалтерского учета в развитых странах. Однако, это всего лишь первый шаг по пути применения международных принципов бухгалтерского учета. Хотелось бы отметить, что хотя Вьетнамские бухгалтерские стандарты построены на основе международных бухгалтерских стандартов и соответствуют экономической политике страны, они требуют дальнейшего совершенствования. Исходя из внутренней потребности экономики, а также требований интеграции бухгалтерский учет на предприятиях был введен с 01 января 2005 года и официально обнародован решением Министра финансов № 1141ТС/СДКТ.
Бухгалтерский учет на государственных предприятиях после почти 10 лет использования имеет следующие преимущества:
- впервые во Вьетнаме бухгалтерская система синхронно обнародована, применяется единообразно для всех типов предприятий, создает благоприятные условия для руководства предприятием и контроля функциональных органов, а также для организации бухгалтерского учета предприятия;
- бухгалтерская система предприятия построена на основе соблюдения некоторых общих принципов, которые признаются в мире, что гарантирует ее интеграцию;
- бухгалтерская система предприятия устанавливает основные бухгалтерские стандарты, на основе которых предприятия организуют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. Причём, показатели финансовой отчетности отражаются в соответствии с положениями международных бухгалтерских стандартов, что позволяет сравнить отечественные и зарубежные предприятия.
Литература
1. Положение об организации государственного учета // Экономика Вьетнама. 1995. № 6, с.32.
2. О главных бухгалтерах на государственных предприятиях. Постановление Совета Министров Вьетнама от 18 марта 1989 года.
Ю.А. Тихонов
МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ФИНАНСОВЫХ ПУЗЫРЕЙ» THE MECHANISM OF THE «FINANCIAL BUBBLES» DEVELOPMENT
Аннотация: в статье рассматривается механизм возникновения финансовых пузырей. Описываются этапы существования финансового пузыря от зарождения до краха и его последствия для реального сектора экономики. Даются рекомендации по предотвращению образования финансовых пузырей.
Ключевые слова: финансовый пузырь, фондовый рынок, банковский мультипликатор, секьюритизация.
Abstract: this article discusses the developing mechanism of the «financial bubbles». The author discusses all the stages of the «financial bubbles» development from their formation to the collapse. He also analizes the influence of this phenomena on the real sector of economy and gives some recommendations how to prevent the formation of the «financial bubbles».
Keywords: the financial bubble, the stock market, the banking multiplier, securitization.
Наиболее общим мнением о причине столь глубокого финансового кризиса на ипотечном рынке США в 2007 году является наличие и углубление реальных диспропорций в экономической и финансовой структурах общества, что проявляется в наличии (надувании) так называемых «финансовых пузырей». Сейчас публикуется довольно много работ, описывающих различные примеры возникновения и схлопывания финансовых пузырей на различных финансовых рынках. Но все они носят описательный характер и в них не дается описание механизма возникновения финансового пузыря.
Для возникновения финансового пузыря необходимы следующие предпосылки
[5].
1. Длинный (бесконечный) срок жизни объекта инвестиций, «инвестиционный» характер сделки купли-продажи. Начнем с того, что пузыри не надуваются на рынке потребительских товаров, то есть тех, которые покупаются для конечного потребления, а не перепродажи. Возможность перепродать объект в будущем - ключевое условие надувания пузыря. В этой связи важен не только «инвестиционный» характер актива, но и срок его жизни; желательно, чтобы это была вечность. К таким объектам относятся акции, предметы искусства, антиквариат, земля и, с небольшой натяжкой, недвижимость в виде зданий, но не облигации с фиксированным сроком погашения.
2. Труднооцениваемый объект. Объективные сложности с оценкой объекта ведут к широкому расбросу оценок относительно его справедливой стоимости и в такой ситуации цена на активы может формироваться мнением оптимистичных инвесторов относительно его стоимости. Разброс оценок критичен для надувания рационального пузыря. Некоторые теоретики труднооцениваемыми активами называют любые активы, в спросе на которые есть инвестиционная составляющая, например золото. Для непрофессионального инвестора таким инструментом является любая акция. У брокеров США даже есть выражение: «Акции не покупают, а продают» [3]. Нобелевский лауреат по экономике Вернон Смит, один из пионеров
© Ю.А. Тихонов, 2012