Научная статья на тему 'Основы управления строительным потоком'

Основы управления строительным потоком Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
231
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС / МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАТРАТЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОТОКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПОТОКОМ / TRANSPORT PROCESS / MATERIAL RESOURCES / COSTS / PERFORMANCE / CONSTRUCTION FLOW / COST EFFECTIVENESS / THE ORGANIZATIONAL LEVEL OF CONTROL THE FLOW OF THE BUILDING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Демиденко Ольга Владимировна

Представлена математическая модель функционирования строительных потоков, предусматривающая их неразрывную связь с процессом доставки материальных ресурсов на объекты возведения. Разработанная модель позволит повысить организационный уровень управления строительными потоками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of construction management flow

A mathematical model of the building flows, providing their inextricable link with the process of delivery of material resources for construction objects is developed. The developed model will increase organizational level of construction management streams.

Текст научной работы на тему «Основы управления строительным потоком»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

УДК 33:624

О. В. ДЕМИДЕНКО

Омская гуманитарная академия

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПОТОКОМ___________________________________

Представлена математическая модель функционирования строительных потоков, предусматривающая их неразрывную связь с процессом доставки материальных ресурсов на объекты возведения. Разработанная модель позволит повысить организационный уровень управления строительными потоками.

Ключевые слова: транспортный процесс, материальные ресурсы, затраты, производительность строительного потока, экономическая эффективность, организационный уровень управления строительным потоком.

Строительное производство представляет собой сложную материально-производственную и инфор-мационно-управляющую систему, деятельность которой направлена на преобразование ресурсов и переработку информации с целью возведения зданий и сооружений.

Задачей поточного строительства являются повышение экономической эффективности и улучшение технико-экономических показателей капитального строительства. Проектирование строительного потока заключается в установлении технологической и организационной последовательности выполнения, взаимоувязки специализированных потоков и расчете их параметров.

Под специализированным потоком понимается совокупность частных потоков, технологически взаимосвязанных между собой, развивающихся по общей схеме на одних и тех же захватках и объединенных общей строительной продукцией, которой являются отдельные конструкции и виды работ. Специализированные потоки выполняются комплексными или специализированными бригадами. Специализация бригад при поточном методе строительства позволяет максимально механизировать труд, обеспечить лучшую организацию и более высокую производительность труда. Каждый специализированный поток выпускает свойственную только ему продукцию и потребляет необходимые только для нее материальные ресурсы. Следовательно, для реализации графика производства работ наиболее важным является фактор бесперебойного обеспечения строительных потоков материальными ресурсами. Специализированный поток, с точки зрения выполнения им конечной цели, можно рассматривать состоящим из производственного звена и транспортного (звено обеспечения).

Функционирование производственного звена определяется как последовательность во времени технологических и вспомогательных операций, определяемых графиком производства работ, при разработке которого необходимо учитывать общую длительность отдельных операций и процесса в целом, необходимость технологических перерывов в работе оборудования и приспособлений, их переналадки, и прочее. Наиболее существенные ограничения связаны с наличием материальных ресурсов для осуществления операций.

Материальные ресурсы для производства строительно-монтажных работ могут быть получены либо с предшествующей по технологической схеме операции, что для строительных потоков практи-

чески нехарактерно, либо в ходе выполнения транспортного процесса. График поставки материальнотехнических ресурсов на объекты с распределением их по исполнителям, поставщикам, объектам и срокам составляется на основе календарного плана работ строительно-монтажной организации.

Транспортное обеспечение численно описывается количеством и типом транспортных средств, их грузоподъемностью и грузовместимостью, продолжительностью использования, номенклатурой доставляемых и хранимых строительных материалов, изделий, полуфабрикатов и конструкций; материальными затратами на доставку и хранение единицы продукта в единицу времени. Транспортный процесс характеризуется объемами и сроками поставки, способностью обеспечивать производственное звено необходимыми материалами и в случае необходимости сохранять помещенные в нем количества продуктов в течение некоторого отрезка времени. Календарное планирование автомобильных перевозок строительных грузов включает в себя графики производства строительно-монтажных работ на объектах, графики потребности и поступления строительных конструкций, материалов, изделий и полуфабрикатов на объекты.

Таким образом, качественно структура производственной строительной системы представлена как результат объединения производственных звеньев, связанных между собой транспортным обеспечением, работа которого регламентируется расписанием, увязанным с графиком технологического процесса (рис. 1). В большинстве случаев при отказе даже одной из ветвей прекращается деятельность всей производственной системы. Автотранспортные средства и устройства обеспечивают передвижение материальных ресурсов между технологически зависимыми постами их обработки и отдельными самостоятельными технологическими потоками общего процесса возведения зданий и связывают его в единую систему. Задачами технологии грузовых автомобильных перевозок являются разработка основ проектирования процессов доставки грузов, выбор эффективных средств, методов и способов производства транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, разработка мероприятий по минимизации затрат труда и времени на доставку грузов, определение основных принципов согласованной работы всех участников процесса доставки и потребления грузов. Одной из важных проблем строительства является совершенствование его транспортного обеспечения, что обусловлено значительными затратами на пере-

Рис. 1. Схема производства монтажно-кладочных работ

возку строительных материалов, а также взаимным влиянием транспортного и строительно-монтажного процессов между которыми существует тесная взаимосвязь. От ее совершенства и надежности зависят своевременность и равномерность поставки материальных ресурсов на объекты строительства, их погрузки и разгрузки, а следовательно, производительность строительных потоков.

Функционирование строительного потока описывается математически как процесс изменения состояния технологических процессов (переходов с одной операции на другую) и процесс изменения состояния складов (правила поставки и движения материальных ресурсов). Его функционирование также зависит от принимаемых решений информационно-управля-ющей подсистемы.

Таким образом, производственная и информаци-онно-управляющая подсистемы представляют собой единую замкнутую систему.

Исследование этой сложной системы можно начать, считая, что управляющие решения заданы согласно программе, т. е. для любого момента времени t, принадлежащего изучаемому периоду функционирования [0, Т] указано, какая операция l(t) должна в этот момент выполняться на каждом производственном звене.

Задание программы эквивалентно заданию графика работы производственных звеньев, разделение каждого специализированного потока на части, в течение которой должна выполняться операция с определенным номером 1.

Изменение состояния элементарной производственной системы при управлении по программе в любой момент времени te Т1 определяется дифференциальными выражениями [1]:

для наличия материалов на входных складах Яр (у поставщиков)

= [- ар при Яр > 0 , (1)

дt | 0 при Яр = 0

для наличия продуктов на выходных складах Яр (у потребителя)

д^ =Г- а+, при Яр > Яр , (2)

дt [ 0 при Яр = Яр

где - а+р — компоненты векторов интенсивностей затрат и выпуска р-го материала в 1-й операции;

Яр — объем поставки р-го материала или емкость склада р-го материала.

Состояние системы в произвольный момент времени должно характеризоваться не только количеством материалов на складе, но и фазой выполняемой операции. Переход на новую операцию при незакон-

ченной старой приводит к тому, что в этом периоде затраты производятся, а выпуск исчезает. Это не всегда допустимо по технологическим возможностям. Учитывая особенности реального производства, при математическом моделировании принимается условие непрерывности единичных операций, т.е. переход на новую операцию допускается только после окончания периода старой.

Условие непрерывности в программе моделируется следующим образом. При teтI должна выполняться операция 1. Пусть для определенности ^ — начало отрезка, где по программе должна выполняться операция 1=1, тогда проверка реализуемости требует установления:

— наличия на складах количества материальных ресурсов, необходимых для начала операции в объеме а-;

— фронта работ в момент времени + т1 (где т1 — длительность периода) для потребления поставляемых материальных ресурсов в объеме а1+ ;

— достаточности отрезка времени Т1 для выполнения операции.

В случае выполнения трех условий возможна реализация одного цикла операции 1. При этом проверка реализуемости последующего периода производится только после окончания предшествующего.

Обозначим tп — очередной существующий момент, а наличие материалов на складах величинами Яр(п). Тогда дальнейшее описание сводится к следующему.

Если tne^I, то должна выполняться операция 1. Она реализуется, если выполнены все условия

ярп)- а-р > 0, (3)

где а-р — количество материалов на складе Р, необходимое для начала операции 1.

Ярп) + а+р £ Яр , (4)

где а+р — количество материалов Р, потребленное за один период tn+^|e Т.

Если операция реализуется, то вычисляется следующий планируемый период ^+1=^+^, и состояние системы в этот момент

для входных складов

Зрп+"= Ярп)- а-р , (5)

для потребления

Ярп+Ц= Ярп) + а+р . (6)

Если операция не реализуется, то выбирается следующая технологически возможная операция к моменту Т , причем Яр(п+1>= 5р(п>.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

Таким образом, основные принципы организационно-технологического проектирования строительных потоков предусматривают их неразрывную связь с процессом поставки материалов. Управление системой потоков должно осуществляться в соответствии с программой, заданной в проекте производства работ, в которой рассчитывается продолжительность каждой операции и возможности ее обеспечения необходимыми материальными ресурсами. Проект производства работ разрабатывают для определения наиболее эффективных способов выполнения строительно-монтажных работ, снижения всех видов затрат, сокращения продолжительности строительства, наиболее полного использования средств механизации, обеспечения безопасности производства работ. В проекте производства работ должны разрабатываться мероприятия, позволяющие функционировать системе при различных отклонениях от графиков производства работ и поставки материалов.

Важным при проектировании специализированных потоков является условие их непрерывности, которое реализуется наличием необходимых материальных ресурсов на складе или своевременной их поставкой, обеспечение фронтом работ и строгим соблюдением продолжительности выполнения каждой операции в соответствии с графиком производственного процесса. Должны предусматриваться возможности перехода к следующей операции при

нарушении каких-либо условий, предусмотренных в программе. При проектировании необходимо стремиться к максимально возможному снижению затрат по всей цепочке операций, критерием эффективности должен быть минимум трудовых, топливноэнергетических, финансовых, материальных затрат по всему комплексу операций.

Выполнение этих принципов позволит повысить организационный уровень управления строительными потоками, а главное иметь варианты программ их функционирования, что обеспечит непрерывность и равномерность производства работ и потребления материалов, следовательно, и всех технических средств, включенных в поток.

Библиографический список

1. Первозванский, А. Математические модели в управлении производством / А. Первозванский. — М. : Наука. 1995. — 616 с.

ДЕМИДЕНКО Ольга Владимировна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Коммерция, маркетинг и реклама».

Адрес для переписки: dovanddms@yandex.rn

Статья поступила в редакцию 28.06.2012 г.

© О. В. Демиденко

Книжная полка

Лопатин, Д. Н. Риск-менеджмент : учеб. пособие / Д. Н. Лопатин ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 87 с.

Рассмотрены основные вопросы оптимизации деятельности в условиях нарастания рисков: понятие риск-менеджмента, классификация рисков, анализ рисков, управление рисками, учет и использование отраслевой специфики рисков, разработка и внедрение инвестиционной стратегии в условиях риска.

Грекул, В. И. Методические основы управления ИТ-проектами : учеб. для вузов по направлению «Бизнес-информатика» / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Ю. В. Куприянов. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний ; М. : Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2011. - 391 с.

При создании ИТ-решений перед всеми сторонами, вовлеченными в жизненный цикл проекта, возникает целый ряд вопросов, связанных с определением и дательным структурированием необходимых работ, с распределением прав и обязанностей, с управлением и контролем за исполняемыми работами. Одним из действенных инструментов для решения данных вопросов является использование унифицированных подходов, закрепленных в современных международных и российских стандартах и методологиях управления проектами.

Представленный учебник содержит детальное описание процедур управления проектами внедрения информационных технологий. Отличительной особенностью данной книги является изложение материала с привязкой к этапам жизненного цикла создаваемого продукта, а не к фазам некоторого абстрактного проекта. Это позволяет читателю сформировать целостное представление о необходимых в ИТ-проекте управленческих процедурах, а также использовать материал последовательно во времени, по мере перехода от одного этапа технологического цикла создания продукта к другому.

Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования : учеб. пособие для вузов по специальности 040201 «Социология» / Е. П. Тавокин. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 236 с.

В учебном пособии излагаются принципы разработки программы социологического исследования и основные методы получения эмпирической информации: наблюдение, контент-анализ, опрос, социометрия, экспертные оценки, фокус-группы. Рассматривается методика обработки эмпирических данных.

Рекомендовано студентам вузов, аспирантам, научным работникам и управленцам, а также слушателям различных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в которых предметом изучения являются исследования социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.