Научная статья на тему 'Основы управления качеством жизни населения региона'

Основы управления качеством жизни населения региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / REGIONAL PROGRAM / MANAGEMENT ORGANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергеев Григорий Витальевич, Рассанова Ольга Евгеньевна

Раскрыты теоретические основы управления качеством жизни населения с позиции характеристики объекта, субъекта, принципов и методов управления. Дана оценка действующего механизма управления качеством жизни населения Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS OF LIFE QUALITY MANAGEMENT OF THE REGION POPULATION

Theoretical basis of life quality management of a population are described through the characterization of the object and the subject as well as the principles and methods of management. The assessment of the operational mechanism of life quality management of the population of the Chuvash Republic is given.

Текст научной работы на тему «Основы управления качеством жизни населения региона»

тала природные ресурсы обладают свойством экзогенности. Но экзогенные (внешние) факторы взаимодействуют с внутренними согласно общему закону взаимодействия природы и общества. Наконец, особенностью природных ресурсов является то, что все они есть даровые силы природы, что, однако, не исключает их платности использования в условиях рынка.

Итак, в отличие от людских ресурсов и ресурсов капитала, природные ресурсы как полезности характеризуются специфическими особенностями, влияющими на ценообразование и платежи за их пользование.

Список литературы

1. Водный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 28.06.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 23, ст. 2381.

2. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5278.

3. Косое Н.С. Основы макроэкономического анализа: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 144 с.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 416 с.

РАИМОВА Валентина Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: v.a.raimova@rucoop.ru

RAIMOVA, Valentina Aleksandrovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: v.a.raimova@rucoop.ru

УДК 338.2:332.14

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Г.В. Сергеев, О.Е. Рассанова

Раскрыты теоретические основы управления качеством жизни населения с позиции характеристики объекта, субъекта, принципов и методов управления. Дана оценка действующего механизма управления качеством жизни населения Чувашской Республики.

Ключевые слова: качество жизни; управление; органы управления; механизм, региональная программа.

G.B. Sergeev, O.E. Rassanova. BASICS OF LIFE QUALITY MANAGEMENT OF THE REGION POPULATION

Theoretical basis of life quality management of a population are described through the characterization of the object and the subject as well as the principles and methods of management. The assessment of the operational mechanism of life quality management of the population of the Chuvash Republic is given.

Keywords: quality of life; management; management organs; mechanism; regional program.

Теория и практика управления испытывают потребность в исследованиях, основанных на комплексном подходе к повышению качества жизни населения в масштабах всей страны и ее территориальных образований - регионов.

В современных условиях российской действительности проблема повышения качества жизни населения особо актуальна, в связи с этим ей уделяется существенное внимание в государственной и региональной политике. Процесс управления качеством жизни, ори-

ентированный на улучшение качества жизни всех слоёв населения и предоставление всем жителям равных возможностей на получение различных социальных благ, становится ведущим фактором, характеризующим развитость региона и страны в целом.

С позиции регионального управления качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей, отражающих

весьма существенные социальные результаты и, одновременно, условия экономического развития регионов России.

Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ Качество жизни предполагает: чистую окружающую среду; личную и национальную безопасность; политические и экономические свободы; другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.

Исходя из этого, управление качеством жизни населения включает в себя:

- управление развитием качества личности;

- управление качеством среды обитания;

- управление процессами безопасности (человека, региона);

- управление качеством образования;

- управление развитием населения;

- управление состоянием здоровья населения и др.

Главная цель управления качеством жизни - повышение уровня развития потребностей каждого отдельного человека посредством создания равных условий и возможностей для их удовлетворения, а также обеспечения свободы выбора человеком способа их удовлетворения, не оказывающего негативного воздействия на общество и экосистему.

Качество жизни населения региона обеспечивается посредством:

- реализации полномочий органов государственной власти региона по обеспечению качества жизни населения;

- регулирования материального благополучия граждан путем установления за счет средств регионального бюджета дополнительных надбавок к минимальным размерам заработной платы, пенсиям, социальным выплатам, обеспечивающим достижение установленного в регионе прожиточного минимума для малообеспеченных категорий населения в соответствии с законодательством;

- разработки и реализации целевых программ обеспечения качества жизни населения региона;

- осуществления активного жилищного строительства и обеспечения отдельных категорий граждан социальным жильем в порядке, определяемом правительством региона;

- создания социокультурной среды и развития социальной инфраструктуры региона;

- проведения научных исследований в области качества жизни населения региона;

- информирования населения о фактическом положении дел в области обеспечения качества жизни населения, о мерах государственной политики региона по повышению качества жизни населения и др.

В соответствии с общепринятой методологией управления при характеристике основ управления качеством жизни населения региона следует уточнить объект управления, субъект управления, принципы и методы управления, функциональные формы управления.

Объектом управленческого воздействия выступает качество жизни населения региона, рассматриваемое как особая системно-целостная категория, характеризующая уровень материального благосостояния, социальной безопасности, здоровья, демографического благополучия, культурного, духовного благосостояния населения и экологической безопасности региона. Субъекты управления -региональные органы власти и управления, человек. Помимо них субъектами управления качеством жизни населения Чувашской Республики выступают [2]:

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти:

- Главное управление МЧС России по Чувашской Республике;

- Государственная инспекция труда в Чувашской Республике;

- Министерство внутренних дел по Чувашской Республике;

- Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике;

- Управление федеральной миграционной службы по Чувашской Республике;

- Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике;

- Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике и др.;

- органы местного самоуправления;

- иные государственные органы (Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике; Уполномоченный по правам ребенка в Чувашии);

- общественные организации (Чувашский республиканский совет женщин; Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов).

Механизм управления качеством жизни населения на примере Чувашской Республики представлен на рисунке.

Исходя из состава субъектов, принципы

Механизм управления качеством жизни населения Чувашской Республики [2]

Принципы управления качеством жизни населения региона

Принципы управления качеством жизни населения региона

общесистемные на федеральном уровне на региональном уровне

- системности; - иерархичности; - целенаправленности; - легитимности; - учета влияния факторов внешней среды; - обязательного ресурсного обеспечения; - информационной достаточности; - адекватности - равноправия регионов; - разделения ответственности между федеральным и региональным уровнями власти; - децентрализации власти; - учета дифференциации регионов; - согласования интересов РФ и интересов субъектов РФ - комплексности; - устойчивости; - учета потребностей и поддержания баланса интересов социальных групп населения региона; - полисубъектности; - инновационности; - преемственности; - научности; - операциональности показателей; - эффективности

управления качеством жизни населения региона можно разделить на три группы (таблица) [2].

При управлении качеством жизни населения региона наиболее распространены две группы методов: административные и экономические. Первая группа необходима при разработке государственных социальных стандартов и гарантий, обеспечивающих минимально гарантированное качество жизни населения (минимальные гарантии в области образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, безопасности жизни, правовой защиты и др.). Экономические методы основаны на применении стимулов и рычагов, поощряющих поведение хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, если оно во «благо» общества, либо наказывающих (экономические санкции), если их деятельность вредит обществу.

К основным функциональным формам управления качеством жизни населения региона относят:

- прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров качества жизни населения региона на основе анализа источников финансирования, социально-экономической структуры;

- региональное программирование - целенаправленное вмешательство государственных органов в развитие региона с формулировани-

ем целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов;

- региональное планирование - установление конкретных задач и целей с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.

В сложившихся условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Основными методами решения вопросов качества жизни являются повышение общего уровня социально-экономического развития страны и региона, а также разработка и реализация соответствующих программ.

Список литературы

1. Михеев А.С. Принципы управления качеством жизни населения региона. URL: http: zd.pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt13/wt13_ 49.pdf.

2. Рассанова О.Е., Голова Е.А. Управление качеством жизни населения региона // Актуальные аспекты современной науки: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Липецк, 20 дек. 2013) / отв. ред. Е.М. Мосолова. Липецк: РаДу-ши, 2013. С. 43-51.

РАССАНОВА Ольга Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: olgarussl@mail.ru

СЕРГЕЕВ Григорий Витальевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: olgarussl@mail.ru

RASSANOVA, Olga Evgenyeva - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olgarussl@mail. ru

SERGEEV, Grigoriy Vtalyevich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olgarussl@mail. ru

УДК 338

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Э. Судакова

Рассматривается необходимость государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности корпораций, цели и современные направления государственного регулирования финансовых отношений корпораций, положительное и отрицательное влияние государственного регулирования на финансовую деятельность корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.