Научная статья на тему 'ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ'

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY ASSESSMENT / PROCESS APPROACH / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапагатов С.Р., Иванова Т.И., Майкова Е.Н.

В данной статье рассматривается понятие качества, его свойства, основные компоненты. Приведены примеры эффективных концепций качества используемых на предприятиях. Проведен анализ применения компьютерных технологий в процесс управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT BASICS

This article discusses the concept of quality, its properties, the main components. Examples of effective quality concepts used in enterprises are given. The analysis of the use of computer technology in the quality management process.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»

М.П. Александров. М.: Высшая школа, 2015. 520 с.

4. Справочник механика машиностроительного завода: в 2 т. Т. 1. Организация и конструкторская подготовка ремонтных работ / Р.А. Нос-кин [и др.]. 2-е изд. М.: Машиностроение, 2016. 263 с.

5. Ануфриев В.И. Ремонт строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин: учебное пособие / В.И. Ануфриев, В.И. Коноплев. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. Ч. 1. 298 с.

6. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2016. 208 с.

УДК 658.562

Шапагатов С.Р. студент, 1 курс, Иванова Т.И. студент, 4 курс, Майкова Е.Н. студент, 4 курс, Институт финансов, экономики и управления, Тольяттинский Государственный

Университет, Тольятти (Россия) Shapagatov S.R., student,1th year, Ivanova T.I., student,4th year, Maykova E.N., Student,4th year, Institute of Finance, Economics and Management, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Аннотация: В данной статье рассматривается понятие качества, его свойства, основные компоненты. Приведены примеры эффективных концепций качества используемых на предприятиях. Проведен анализ применения компьютерных технологий в процесс управления качеством.

Ключевые слова: качество, управление качеством, оценка качества, процессный подход, контроль качества.

QUALITY MANAGEMENT BASICS Abstract: This article discusses the concept of quality, its properties, the main components. Examples of effective quality concepts used in enterprises are

given. The analysis of the use of computer technology in the quality management process.

Keywords: quality, quality management, quality assessment, process approach, quality control.

Управление представляет собой обобщенную функцию организованных подсистем, которая гарантирует сохранность их структур, поддержку режимов работ, а также исполнение в жизнь программ и поставленных задач. Управление - ряд определенных организационных структур и хозяйственных аппаратов, подразделение или управленческие влияния в чистом виде. Социальное управление представляет собой оказание направленного воздействия на общество с целью улучшения ряда его определенных особенностей. Социальное управление делится на регулирование государственным и хозяйственным органом, иными словами, предприятием, компанией и т.д. Понятие управление качеством тесно взаимодействует с терминами общее регулирование качеством и регулирование качества оперативной деятельности. [1].

Общее регулирование качеством представляет собой ряд подходов всеобщей функции управления, которое определяет задачи и всю ответственность в масштабах качества. Оно применяется при помощи планирования качества, регулировании им, гарантии качества и его совершенствование в данной области.

Оперативное регулирование качества понимается как способы и типы деятельности, которая носит оперативный характер и применяется для исполнения требований качества.

Всеобщее управление качеством представляет собой подход к управлению предприятием, который нацелен на качество и основывается на вовлечении всего персонала в достижение надежных успехов при помощи удовлетворения потребностей клиента и извлечения выгоды для всех членов компании и общества в целом.

Регулирование качеством происходит за счет осуществления определенных операций управления:

• планирование качества;

• политика в области качества;

• взаимодействие с внешней средой.

• обучение и мотивация персонала;

• организация работы по качеству;

• информация о качестве продукции, потребностях рынка и НТП;

• разработка необходимых мероприятий;

• реализация мероприятий;

• контроль качества.

Рассмотренные операции взаимосвязаны и их реализация является процессом регулирования качества товара. Данный процесс должен включать в себя все стадии производства.

Целесообразно объединить общее управление и оперативное регулирование качества в один общий процесс, так как они касаются управленческой сферы деятельности.

Особое внимание качеству стало уделяться наряду с зарождением труда человечества по всему миру. Виды и методы этого регулирования не перестают меняться и улучшаться.

Подготовка и проведение обучения сотрудников является одной из основных критериев эффективной деятельности по качеству. В период проведения обучения каждый сотрудник предприятия обязан быть вовлечен в него. А также необходимо проводить обучение при помощи вовлечения профессионалов, консультантов качества. Общие данные о работе в сфере качества, которые предоставляются в ходе обучения, должны быть соотнесены с четкими дальнейшими рекомендациями. Следует помнить, что каждое предприятие придерживается своей индивидуальной программы обучения, которая зависит от определенных целей и задач. [2].

Применение компьютерных программ.

В последнее время чаще акцентируется внимание на введении деловых игр по качеству и применением компьютерных программ. В данном случае ученики сами принимают решения и стремятся сформировать представляемой компании максимально лучшие условия, чтобы вывести товар на конкурентоспособную нишу. Обучение проводят мастера и руководители отделов. По окончанию обучения проводится аттестация, в которой принимают участие абсолютно все сотрудники и руководители компании. Осуществлять аттестацию необходимо при помощи специалистов. Цикличность таких аттестаций проводится в соответствии с категорией сотрудника, от одного раза в три месяца до одного раза в год. Определенная категория сотрудников наравне с внутрифирменной сдают государственную аттестацию. Обучение, проводимое перед такой аттестацией, оплачивается отправляемым предприятием. Персонал, который успешно сдал тестирование, награждается ежемесячной доплатой к основной заработной плате. Итоги проведения аттестации оглашаются и повещаются в компании на рабочем месте.

Проведение таких программ в компании приводит к коррекции отношений сотрудников к сфере качества. Руководителям остается лишь поддерживать благоприятную обстановку.

Концепция 5 нулей.

Большое количество японских компаний разрабатывают для своих сотрудников программу принятия участия в гарантии качества. Такая программа приобрела название концепция 5 нулей и заключается в ряду простых правил:

• не передавать бракованный товар на следующий этап производства;

• не принимать бракованный товар с предыдущего этапа производства);

• не корректировать режимы;

• не дать ошибкам повториться.

Данные правила детально проанализированы для каждой стадии развития производства и приведены к ознакомлению каждому сотруднику компании.

Полное регулирование качеством. Данный подход к регулированию положил начало в странах США и Японии. Это непрерывное совершенствование процесса за счет улучшения сотруднических отношений между сотрудниками, поставщиками и покупателями. При нем применяются разнообразные методы регулирования, нацеленные на рост ценности и качества продукции при уменьшении ее стоимости. [3].

Понятие полного регулирования качеством появилось в Японии на производстве примерно в 1950 году. Оно подразумевает непрерывное улучшение процессов посредством применения различных методов и преследует цель непрерывного увеличения уровня качества для потребителей. Причем коррекция товара и затраты уменьшаются за счёт отлаженного рабочего процесса.

Полное регулирование качеством показывает руководителю взаимосвязь всех процессов, и показывает, что гарантия сотрудничества влечет за собой взаимное усиление процессов. Также для обеспечения полного регулирования необходимо чтобы все цеха производства оказывали друг другу поддержку, потребители были удовлетворены, росла прибыль.

Для тотального контроля качества необходима полная корректировка деятельности изготовителей. На эту тему было написано множество книг, проведены консультации и ряд семинаров. Следует крайне внимательно слушать информацию по вопросу полного контроля качества. Эти данные помогут вам в совершенствовании процессов как внутри компании, так и вне ее.

Регулирование качеством базируется на использовании и формировании передовых стандартов необходимого уровня и подготовке элементов измерительных приборов, которые максимально высоко оцениваются по системе качества продукции. Уменьшение расходов компании на качество является одной и главных задач регулирования качеством. Расходы по качеству формируются исходя из расходов производителя. В них входят затраты на планирование, организация, формирование необходимой методики, введение системы по качеству, затраты на проведение оценки по качеству, затраты из-за потерь и отказов клиента.

Выделение определенных потребностей или перевоплощение их в количественно и качественные требования к критериям объектов, с целью наличия возможности их проверить и реализовать является главным требованием к качеству. Они должны четко отражать все возможные потребности клиентов. Понятие требования включает в себя внутренние, контрактные и рыночные требования компаний. На разных ступенях осуществления планирования, требования могут проходить актуализацию, могут быть сформированы и детально рассмотрены. Например, требования к количественным критериям заключаются в номинальных, относительных значениях, допустимых отклонениях и допусках. Требования по качеству необходимо оформлять документально на первых этапах деятельности компании.

Проведение оценки качества представляет собой регулярную проверку объекта на возможности его способностей исполнять необходимые требования.

Проведение оценки может осуществляться для выявления определенных возможностей поставщиков по качеству. Таким образом, в соотношении с определенными условиями результаты проведения оценки могут быть применены для проведения аккредитации, определенных одобрений и квалификации.

С понятием проведения оценки качества, как правило, применяют определенные понятия в соотношении со сферой деятельности и времени, к примеру, сотрудник, система, до востребования. [4].

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что система регулирования качеством состоит из:

1) проведения анализа фактического качества изготовляемого товара;

2) осуществление планирования степени качества для новейших исследований;

3) осуществление контроля и гарантия качества.

Использованные источники:

1. Тебекин А. В. Управление качеством. М. : Юрайт, 2016. 371 с.

2. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. -- М.: РИА «Стандарты и качество», 2015

3. М.Г. Миронов. Управление качеством: учебное пособие. — М. : Проспект, 2016. — 288 с.

4. Элия М. Гольдратт, Джеф Кокс. «Цель. Процесс непрерывного улучшения». - Попурри, 2017. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.