Научная статья на тему 'ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОАО "РЖД"'

ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОАО "РЖД" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никорюкин А.В., Коваценко Т.П.

Статья посвящена осуществления учету затрат и их планирования в ОАО «РЖД». Обеспечения необходимой информацией управленческого аппарата компании для своевременного принятия решений, эффективного управления затратами на производстве. В статье рассматриваются учет затрат в ОАО «РЖД» осуществляемый по единой номенклатуре. Систематизированный перечень расходов и доходов и классификация с учетом особенностей деятельности железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никорюкин А.В., Коваценко Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОАО "РЖД"»

Красноярск. 2011. № 7. 0421100132/0050 - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ «Информрегистр» (дата обращения: 31.10.2016) 4.Гапсаламов, А.Р. История создания первых Советов народного хозяйства на материалах РТ / А.Р. Гапсаламов // Вестник Екатерининского института. 2013. № 1. С.76-77.

5.0арва1ашоу, A.R. Яе§1опа1 Industry in Ше Репоё оf КайопаШайоп: Бавеё оп Ше Ма1ег1а1Б оf Tаtаrstаn Rеpub1ic (Russiа) / A.R. Gаpsа1ашоv // Midd1е-Еаst 1оита1 оf Sciеntific Rеsеаrch 15 (11): 1487-1495, 2013. http://www.idоsi.оrg/mеjsr/mеjsr15%2811%2913 htm (дата обращения: 7.09.2016).

6.Gаpsа1аmоv, A.R. Rеgiоnа1 БеаШ^ оf Nаtiоnа1izаtiоn Pо1icy (1917-1921) / A.R. Gаpsа1ашоv // Wоr1d App^d Sciеncеs 1оита1 28 (5): 620-624. http://idоsi.оrg/wаsj/wаsj28(5)13/4.pdf (дата обращения: 11.09.2016).

7.Рязанов В.Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. / В.Т. Рязанов. - СПб.: Наука, 2014. - 560 с. 8.Островский В.П., Уткин А.И. История России: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2015. - 512 с.

9.Покидченко М.Г. Пути развития экономики России: теория и практика: учебное пособие / М.Г. Покидченко, Л.Н. Сперанская, Т.А. Травин, Д.Я. Очерки новейшей истории России / Д.Я. Травин. - 2012. - СПб.: Норма, 2012. -230 с.

10.Новейшая история Отечества. 20 век: учебное пособие / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 448 с.

УДК 33

Никорюкин А.В, кандидат экономических наук доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа хозяйственной

деятельности и аудита» Саратовский социально-экономический институт

Россия, г.Саратов Коваценко Т.П. студент

3 курс, факультета магистратуры «Экономика» Саратовский социально-экономический институт

Россия, г.Саратов ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОАО "РЖД"

Статья посвящена осуществления учету затрат и их планирования в ОАО «РЖД». Обеспечения необходимой информацией управленческого аппарата компании для своевременного принятия решений, эффективного управления затратами на производстве.

В статье рассматриваются учет затрат в ОАО «РЖД» осуществляемый по единой номенклатуре. Систематизированный перечень расходов и доходов и классификация с учетом особенностей деятельности железнодорожного транспорта.

Инфраструктура ОАО «РЖД» является ядром перевозочного процесса и представляет собой функциональную вертикально-интегрированную подсистему управления бизнес-процессами транспорта.

Железнодорожный транспорт приравнивается к естественным монополиям. Контроль за тарифным регулированием в компании осуществляет государство. В связи с этим большое внимание при повышении эффективности управления затратами уделяется оптимизации затрат.

Обеспечение необходимой информацией управленческого аппарата компании для своевременного принятия решений, эффективного управления затратами на производство - является главной целью учета затрат и их планирования. Учет осуществляется в ОАО «РЖД» по единой номенклатуре, представляет собой систематизированный перечень расходов и доходов и обоснованную классификацию с учетом особенностей деятельности железнодорожного транспорта. Перечень утвержден РЖД и согласован Минэкономики России, Минфином России и Федеральной службой России по регулированию естественных монополий на транспорте.

До 2007 года в компании статьи расходов группировались только по четырем видам деятельности из десяти. Для учета расходов применялся Отчет по форме № 6-жел по основным показателям производственно-финансовой деятельности, а именно: грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем следовании; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; прочие виды деятельности.

В настоящее время ведется раздельный учет доходов, расходов и финансовых результатов по всем видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» в соответствии с утвержденным Порядком по формам №7-у, 7-д, 7-р.

В ОАО РЖД все виды деятельности разделяются на две группы -основное производство и вспомогательное производство: 1) основное производство - если выполняемые в компании работы и услуги относятся к основной деятельности. Затраты на эти виды деятельности возмещаются за счет тарифа: осуществление перевозок, предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги; 2) вспомогательное производство - это виды деятельности, не связанные с осуществлением перевозочного процесса, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги. То есть все производства, обслуживающие перевозочный процесс.

Также на железнодорожном транспорте существует дополнительная деятельность. Особенность ее заключается в том, что продукция дополнительной деятельности не потребляется основной и в себестоимость перевозок не включается и которая состоит из транспортной обработки грузов, их хранения, экспедиции грузов и так далее.

Затраты РЖД можно классифицировать по следующим признакам: по видам деятельности; по отношению к перевозочному процессу; по способу включения в себестоимость перевозок и продукции; в зависимости от изменения объема перевозок и производства; по способу детализации; по периодичности образования; по степени экономической однородности; по целесообразности осуществления.

Ведение бухгалтерского и налогового учета в компании осуществляется Общим центром обслуживания (ОЦО), согласно утвержденной в компании 4 апреля 2007 года Концепции формирования системы бухгалтерского и налогового учета ОАО "РЖД" на принципах организационной и функциональной централизации (ОЦО). Все большую популярность централизация бухгалтерского обслуживания получает в России и на примере ОАО РЖД, хочу рассмотреть возникшие при такой организации проблемы более подробно.

Создание ОЦО позволяет предприятиям РЖД сосредоточить свои ресурсы на решении целевых задач. Такая модель бизнеса, при которой типовые оперативные функции предприятий переданы в специализированный общий центр очень напоминает аутсорсинг - передачу непрофильных функций в специализированную компанию. Однако разница заключается в том, что общие центры обслуживания создаются и контролируются самой компанией.

В ОАО РЖД внедрена региональная модель централизованного бухгалтерского обслуживания. Такая модель рекомендована для крупных корпораций, предусматривает создание множества ОЦО, находящихся в различных регионах. Плюсом является простота обслуживания в конкретном регионе, с учетом региональной специфики. Минусом является небольшой эффект от сокращения затрат.

Создание ОЦО позволило оптимизировать в компании управление бизнес-единицами, повысить прозрачность и достоверность информации об их деятельности. Основное преимущество централизованного бухгалтерского обслуживания заключается в прямом доступе акционеров компании к более оперативной, достоверной и стандартизированной информации по всем входящим в нее бизнес-единицам.

Чтобы ОЦО эффективно функционировал, необходимо обратить внимание на ряд присущих данному процессу проблем и рисковых зон, учитывая опыт компаний, которые развивают данное направление.

В практике российских ОЦО в переходный период неизбежно возникают определенные проблемы. Этой участи на переходном этапе не избежала и наша компания. Условно все проблемы можно рассмотреть с трех позиций: руководителя ОЦО, работников ОЦО и заказчика услуг. Руководителям ОЦО, как правило, бывает трудно определиться с приоритетами, поскольку высший менеджмент корпораций фактически не принимает участие в управлении ОЦО. Так как в ОЦО переходили прежние работники бухгалтерий подразделений компании, их недовольство может было связано с тем, что в переходный период возросли требования к срокам и качеству ее исполнения, сама работа усложнилась, ее объем увеличился, но при этом статус работников снизился: начальники отделов стали ведущими или старшими бухгалтерами, главные бухгалтеры стали начальниками структурных подразделений или руководителями направлений. Заработная плата осталась на прежнем уровне. Заказчик услуги очень часто сталкивается с низким качеством услуг и плохим обслуживанием. При этом заказчик практически лишен права выбирать обслуживающую организацию, поэтому начинает «ностальгировать» по внутренней бухгалтерии.

В основе распределения функций и ответственности в рамках учетного процесса между подразделениями ОАО "РЖД лежит общий принцип, в соответствии с которым функции по совершению хозяйственной операции и подготовке и оформлению первичной документации выполняются территориальным или функциональным филиалом Компании (или их структурными подразделениями), а функции по отражению операции в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности, осуществлению внутреннего бухгалтерского контроля, архивному хранению первичных документов - ОЦО.

Основной проблемой является формализация порядка взаимодействия и графика документооборота между предприятиями заказчика и ОЦО. Так, при учете первичных отчетных документов (актов выполненных работ, счетов, счетов-фактур), обязательных для принятия к учету затрат в соответствии с Налоговым кодексом РФ, заказчик сталкивается со сложностью своевременной отработки документов по причине длительного процесса согласования и подписания оригиналов документов на бумажном носителе установленным в компании порядком. Анализ ситуации с прохождением документов выясняется, что достаточно много времени тратится на различные (зачастую дублирующие друг друга) утверждения. Разделение функций между ОЦО и предприятиями заказчика затягивают срок подписания, который составляет минимум пять рабочих дней. И если при географической удаленности контрагент несвоевременно предоставляет первичные документы, то это приводит к несвоевременному отражению фактических расходов структурного подразделения заказчика. Внедрение и совершенствование системы

электронного документооборота с применением электронных цифровых подписей должностных лиц позволит значительно сократить подписание отчетных документов. При этом очень важно закрепить ответственность обеих сторон за не предоставление документов в предусмотренные сроки. Документооборот необходимо организовать таким образом, чтобы сократить до минимума/исключить риск потери информации. При этом процесс предоставления документов может быть автоматизирован посредством электронного документооборота в действующих автоматизированных системах на базе Я-3 (ЕК АСУФР - управление финансовыми ресурсами, ЕРД - единый реестр договоров, ЕАСД - система документооборота и прочие), что существенно упрощает процесс передачи документов в ОЦО. Кроме того, электронный документооборот позволит генерировать отчеты по соблюдению сроков предоставления документов, а также использовать базы данных для распечатки копий документов внешним пользователям по требованию.

Множество проблем при создании и при дальнейшем функционировании централизованной системы бухгалтерского обслуживания в РЖД в виде общих центров обслуживания ОЦО очевидным преимуществом действующей модели обслуживания является для учредителей компании оперативная, достоверная информация о деятельности дочерних компаний, гарантированное качество получаемых услуг.

Использованные источники:

1. Общие центры финансового обслуживания: российская практика применения (Иванова Т.) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2010, п 17);

2. Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД».

3.Концепция "Формирование системы бухгалтерского и налогового учета ОАО "РЖД" на принципах организационной и функциональной централизации" (Общие центры обслуживания) от 04 апреля 2007 г. N 361

4.Н.Г.Смехова, А.В. Шобанов Новые принципы управления расходами ОАО «РЖД»// Экономика железных дорог 2009 №3, стр. 62-76

5.Петров Ю.Д., Купоров А.И., Шкурина JI.B. Планирование в структурных подразделениях железнодорожного транспорта М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008308 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.