Научная статья на тему 'Основы традиционной культуры эскимосов'

Основы традиционной культуры эскимосов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1804
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
ЭСКИМОСЫ / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / ESQUIMAU / LANGUAGE / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стариков Владимир Вячеславович, Колыхаев Ростислав Игоревич

Дается краткое описание происхождения, названия, языка эскимосов, традиционные верования, особенности культуры и современной социально-политической жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITIONAL CULTURE OF THE ESQUIMAU

A brief description of the origin, name, language, of esquimau, indigenous beliefs, cultures and contemporary socio-political life

Текст научной работы на тему «Основы традиционной культуры эскимосов»

УДК 39:323(045)

ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОМ КУЛЬТУРЫ ЭСКИМОСОВ

THE TRADITIONAL CULTURE OF THE ESQUIMAU

© Стариков Владимир Вячеславович, студент 4 курса кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: vlstarikov@yandex.ru

© Starikov Vladimir Vyacheslavovich. 4th year

student of the ____

Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: vlstarikov@yandex.ru

© Колыхаев Ростислав Игоревич, студент 4 курса кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: rostik6@yandex.ru

© Kolihaev Rostislav Igorevich., 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after Lomonosov. E-mail: rostik6@yandex.ru

Аннотация. Дается краткое описание проис- Abstract. A brief description of the origin,

хождения, названия, языка эскимосов, тра- name, language, of esquimau, indigenous be-

диционные верования, особенности культу- liefs, cultures and contemporary socio-political

ры и современной социально-политической life жизни

Ключевые слова: эскимосы, язык, культура Keywords: esquimau, language, culture

Вопросы происхождения эскимосов, их культуры, социально-политической жизни представляют как научный, так и познавательный интерес, имеют практическую значимость для будущих специалистов по регионоведению.

Эскимосы (инуиты — самоназвание эскимосов; с древнеиндейского «тот, кто ест сырую рыбу») — северный народ, проживающий на Аляске, севере Канады, острове Гренландия и в РФ. Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные — юпиками. Говорят на языках эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. В нее входят инуитские языки (или

инупик), распространенные в Канаде, Гренландии и на севере Аляски, четыре юпикских языка на Аляске и Чукотке и вымерший сиреникский язык1.

В современной России эскимосы проживают на территории Чукотского автономного округа и в Камчатском крае. По переписи 2010 г. их численность составляет 1 738 человек, в том числе 835 мужчин и 903 женщины, 628 в городах и 1 110 на селе . Динамика изменения численности эскимосов за 1926—2010 гг. представлена в диаграмме из Википедии.

Численность эскимосов в России

Рис. 1. Динамика численности эскимосов в России.

URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F1%EA%E8%EC%EE%F1%FB (дата обращения: 08.05.2013)

Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Предки эскимосов закрепились первоначально на побережье Аляски и частично на Чукотском побережье. Здесь они заложили основу особой цивилизации арктических охотников на оленя и морского зверя, которая с течением веков распространилась от Берингова пролива по всему арктическому побережью Северной Америки вплоть до Гренландии [3]. Эскимосы замечательно приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского

1 Эскимосы. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эскимосы#.D0.92.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8. D1.8F (дата обращения: 14.05.2013).

2 Всероссийская перепись населения 2010 г. Том 4, табл. 19. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis 2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-19.pdf (дата обращения: 07.05.2013).

зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду3. Однако А. Тойнби относил общество эскимосов к застывшим, неразвившимся цивилизациям.

Из языческих религиозных верований у эскимосов наиболее ярко был выражен анимизм. Вера в проницаемость духа — основа и особенность эскимосской мифологической структуры. Согласно эскимосской поговорке, «Великая опасность нашего существования в том, что наша пища целиком состоит из душ», все вещи имеют души, подобные человеческим. Следовательно, убийство животного мало отличается от убийства человека. Одновременно охота не считалась убийством, так как зверь сам приходит к человеку в гости, только привести его надо с помощью гарпуна или копья. После съедения часть животного кидали обратно в море или в тундру, чтобы он мог восстановиться. Мотив воскрешения съеденного животного используется в многочисленных сказках [3]. Как только душа мертвого животного или человека освобождается от тела, она вольна отомстить. Считалось, что дух мертвеца может быть умиротворен только соблюдением обычаев, табу, ритуалов. Северное сияние трактовалось как души умерших детей, играющих на небе в мяч; дождь — слезы душ умерших, переселившихся в верхний мир. Хотя дух у каждого свой собственный, сформированный жизнью и телом, в котором он обитает, он является и частью некоего большего целого.

- «4

Это дает возможность занимать энергию или свойства, принимая его имя .

В настоящее время традиционная система верований сохранена лишь в слаборазвитых и малозаселенных районах, где эскимосы продолжают жить в общинах (Чукотка). В XVIII в. на Аляске, Канаде, Гренландии начинается процесс христианизации эскимосов, которые легко усваивали то, что связано со спецификой мировоззрения народа, а именно преклонение перед неизбежностью судьбы [2].

Фольклор эскимосов отличается богатством жанров мифологического содержания, а также сюжетов преданий и сказок. Самый распространенный жанр устного повествовательного творчества — волшебно-мифологические сказки о чудесных похождениях героев в различных мирах, об их столкновениях с гигантами, карликами, птицами-великанами, злыми духами, с дружественными и враждебными человеческими и животными персонажами, о содружестве человека и животного, о брачных союзах между ними. В основе этого жанра лежат представления о единстве человека и зверя. Эти сказки включают сюжеты о персонификации животных персонажей, о животных — чудесных помощниках и покровителях чело-

3 URL: http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/127/158.htm (дата обращения: 07.05.2013).

4 Эскимосы. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эскимосы#.D0.92.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8. D1.8F (дата обращения: 14.05.2013).

века, о брачном союзе женщины с животным, о превращениях человека в животное и наоборот.

Особое место занимает цикл сказок о вороне. Этот персонаж в устном повествовательном творчестве распространен по всему региону. С древнейших времен ворон был героем не только мифов и сказок, но также обрядовых танцев, песен, шаманских заговоров и игр. У инуитов Аляски он создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил животных и вдохнул в них жизнь. Ворон научил людей, как жить на земле, как добывать пищу. Одновременно Ворон — создающий и разрушающий мироздание, в азиатском регионе исполнял роль обманщика, шута, простака [4].

Музыка эскимосов преимущественно вокальна, хотя музыкальные инструменты выполняют в культуре эскимосов важную акустико-эталонирующую (бубен), имитационно-аккомпанирующую (хордофоны) и сигнально-звуковую (погремушки) функции. В музыке эскимосов следует выделить песенно-нарративную (лирика, эпос) и танцевально-обрядовую (танец, пантомима, игра) сферы. Песни подразделяются на общественные песни-гимны и «малые», интимные «песни души». Общественные песни поются ансамблем в сопровождении бубна, ведет мелодию запевала — «ангутарак». Мелодиям присуща жесткая структура: зачин, начальная попевка, попевка-антитеза, развитые мелодичные формулы и тональное

5

заключение; характерен принцип симметрии, тональной соразмерности .

Декоративно-прикладное искусство: шитье одежды из оленьих и тюленьих шкур. Традиционную одежду отделывали вышивкой или аппликацией кусочками меха. Эскимосы украшали лица моржовыми зубами, костяными кольцами и стеклянными бусинами, протыкая перегородку носа или нижнюю губу. Мужская татуировка — кружки в уголках рта (возможно, пережиток ношения губной втулки), женская — прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировали также руки, кисти, предплечья. Традиционная женская прическа у эскимосов — две косы с пробором посередине, мужчины стригли волосы, оставляя длинные пряди на макушке, либо гладко выстригали макушку с кружком волос вокруг нее6.

Сегодня многие основы традиционной культуры живы. Эскимосы продолжают соблюдать праздники и обряды хозяйственного циклов: праздник кита, праздник первого ягненка и др. Сохраняются и возрождаются основы декоративно-прикладного искусства, музыкального и устного народного творчества. В Чукотском АО популярны фольклорные ан-

5 Эскимосы. URL: http://raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/305-2009-09-02-14-23-44.html (дата обращения: 14.05.2013).

6 Эскимосы. Там же.

самбли: «Уэлен» (село Уэлен), «Солнышко» (село Новочаплино), «Атасикун» («Дружба», город Анадырь), «Кегугъяк» («Северное сияние», поселок Сиреники), «Белый парус» (село Лаврентия). В репертуаре государственных ансамблей «Эргырон» («Рассвет», город Анадырь) и Ансамбля танца народов Севера (город Магадан) представлены эскимосские танцевальные миниатюры и игры7.

Анализируя современное состояние образования эскимосов, следует отметить, что их трудно назвать однородным. Государственная политика ведущих европейских стран, в том числе Канады и США относительно образования коренных народов, прошла ряд этапов: период полного игнорирования традиций и образования аборигенов; период ассимиляции или полного их поглощения европейским обществом (с 1948 г.); период интеграции в европейское общество, предоставление аборигенам гражданских прав, в том числе и права на получение образования на родном языке (конец 1960—1980-е гг.) [1].

Однако политика ассимиляции дала свои результаты. На 2010 г. среди инуитов Аляски удельный вес владеющих родным языком не превышал 31 %. Практически была утрачена традиционная система приобретения знаний. 94,5 % коренных жителей имели начальное образование. Несколько лучше обстояла ситуация в арктических районах Канады. Здесь 66,4 % инуитов владели родным языком. В связи с отдаленностью и слабой заселенностью территорий в значительной степени продолжает сохраняться традиционная система приоб-

" « г»

ретения знаний и сложившийся уклад жизни. В частности, процесс ассимиляции в современных школах прошли 80 % из них. Преобладающее большинство инуитов Канады (62 %) имеют только начальное образование [1].

Особняком стоит Гренландия, где 88 % населения составляют аборигены8. Образование здесь общедоступно. В настоящее время количество школ и интернатов удовлетворяет потребность населения в получении среднего общего образования. Всего на острове около 100 школ на 13 тыс. учеников и четыре интерната для старших учеников средней школы. Длительное время большинство учителей были датчане, не знающие или слабо знающие эскимосский язык. Так, в 1974 г. 500 из 900 педагогов говорили только по-датски. В настоящее время положение меняется благодаря деятельности педагогических семинарий, а также Нуукского педагогического института. Однако желающим получить высшее образование приходится выезжать в Данию .

7 Эскимосский народ. URL: http://mesoamerika.narod.ru/eskimoci.html (дата обращения: 14.05.2013).

8 Гренландия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3992/ГРЕНЛАНДИЯ (дата обращения: 01.03.2011).

9 Современное образование. Гренландия и гренландцы. URL: http://grenlandes/ru/sovremennoe-obrazovanie-chast-2/ (дата обращения: 08.12.2012).

Аналогичные тенденции, за небольшим исключением, типичны для эскимосов Чукотки. По данным переписи 1897 г., среди эскимосов и чукчей грамотных не было. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., тогда же вышел первый эскимосский букварь. В 1937 г. письменность была переведена на русскую графическую основу. По данным Всероссийской переписи 2002 г., родным языком владели 51,6 % российских эскимосов, 99,9 % из них имели начальное образование. В Чукотском АО в трех школах

113 учащихся изучают эскимосский язык (2011). Издан «Русско-чукотско-эскимосско-

10

эвенский разговорник» .

Анализ общественно-политической самоорганизации эскимосов свидетельствует, что общинный уклад жизни наблюдается у эскимосов Чукотки, племенной на Аляске. Хотя количество общин на Чукотке традиционно велико, постепенно происходит процесс интеграции — эскимосы живут с русскими, чукчами и другими народами. Преобладающей частью населения они являются лишь в двух селах — Новое Чаплино и Сиреники. Достаточно крупные эскимосские общины имеются также в поселке Провидения, в селах Лаврентия, Ло-рино, Уэлькаль и Уэлен. 63,8 % российских эскимосов — сельские жители (ВПН, 2010). На Аляске в настоящее время существует 566 признанных на федеральном уровне племен, и более чем 100 государственных признанных племен11. Преобладающая часть инуитов Канады живут в городских и сельских поселках.

В 80—90-х гг. ХХ в. расширился процесс политической самоорганизации на региональном и общегосударственном уровне. В Канаде существует организация эскимосов Канады «Inuit Tapirisat of Canada», которая работает в тесном сотрудничестве с региональными ассоциациями инуитов и представителями Ассоциации инуиток «Пауктуутит». Благодаря ее деятельности 1 апреля 1999 г. эскимосы-инуиты получили свою государственную автономию. Арктические острова и часть континентальных тундр, где они живут, стали самостоятельной территорией Нунавут (на языке эскимосов это слово означает «Наша земля»). Новая федеральная территория Нунавут заняла 1,9 млн кв. км — около 1/5 площади всей Канады c населением всего лишь 30 тыс. человек (2003), из которых 85 % — инуиты12. Согласно результатам референдума, остальные инуиты предпочли остаться в составе северо-западных территорий. Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Кве-

10 Российская педагогическая энциклопедия. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/12. php (дата обращения: 07.05.2013).

11 American Indian/Alaska Native Profile. URL: http://minorityhealth.hhs.gov/templates/browse.aspx?lvl=2&lvlID=52 (дата обращения: 06.11.2012).

12 Эскимосский народ. URL: http://mesoamerika.narod.ru/eskimoci.html (дата обращения: 07.05.2013).

бекской части полуострова эскимосский округ Нунавик (Nunavik) постепенно увеличивает свой уровень автономии. В 2005 г. в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунациавут (Nunatsiavut)13.

На Аляске инуиты были впервые избраны в законодательные органы правления в 1940 г. В настоящее время идут бесконечные дискуссии по поводу предоставлении им права неподотчетного владения своими территориальными землями. Однако в Конституции США записано, что все граждане страны имеют равные права. По этой причине самоопределение коренных народностей невозможно разрешить в государственном масштабе. Основные организации инуитов носят общественный характер экологического толка. Среди них: Совет эскимосов Арктического склона Аляски; Район Северный Склон; Служба Рыбы и Живой при-

14

роды, Эскимосская Комиссия по Моржу .

Автономный округ на Чукотке, созданный в 1930 г. в составе Дальневосточного края, в настоящее время является полноправным субъектом РФ. Исполнительные и законодательные органы округа как национально-территориального образования призваны, в первую

II */ */

очередь, отстаивать интересы коренного населения. К сожалению, в повседневной хозяйственной и политической практике это случается далеко не всегда. Эскимосы в силу своей малой численности, особенностей их хозяйственной деятельности, не являются для местной власти приоритетной частью населения.

В Думе Чукотского АО, в его исполнительных структурах эскимосы представлены незначительно, их голос здесь почти не слышен. Решения исполнительной власти, местное законодательство ориентируются на все население. Функции органа самоуправления коренного населения в настоящее время выполняет Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки, в состав которой входят и эскимосы. Созданы также межрайонное общество эскимосов «Юпик», Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты (ЧАЗТО). В населенных пунктах работают местные отделения ассоциации, которые занимаются, главным образом, проблемами развития национальной культуры, экологии, традиционных промыслов15.

Таким образом, анализ роли общественно-политических организаций эскимосов в различных районах мира демонстрирует различное отношение государств к исследуемой

13 Эскимосский народ. URL: http://mesoamerika.narod.ru/eskimoci.html (дата обращения: 07.06.2011).

14 Нефть в Беринговом проливе. URL: http://www.padficwalrus.ru/index-ru.php?page=Poslednie-novosti-o-nahozhdenii-nefti-na-tyulenyah-Beringova-proliva- (Дата обращения: 14.05.2013); Как эскимосы Аляски «Shell» победили. URL: http://2010.gazetayakutia.ru/node/10983 (дата обращения: 14.05.2013).

15 Эскимосы. URL: http://raipon.info/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/305-2009-09-02-14-23-44.html (дата обращения: 07.06.2011).

проблеме. Интересы инуитов в плане защиты своих прав и интересов наиболее представлены в Канаде.

Резюмируя в целом, следует отметить, что основы традиционной культуры и языка в большей степени сохранились у эскимосов отдаленных регионов, в частности Канады и особенно Чукотки, где высока концентрация аборигенного населения.

Литература

1. Майорова И. И. Тенденции развития обучения и воспитания коренных народов Канады и Австралии. URL: http://www.dissercat.com/content/tendentsii-razvitiya-obucheniya-i-vospitaniya-korennykh-narodov-kanady-i-avstralii (дата обращения: 06.11.2012).

2. Петушков В. Сила древнего проклятья // Литературная Россия. Москва, 2007. № 50—51. С. 25—27.

3. Сказки и мифы эскимосов Сибири, Аляски, Канады и Гренландии / Отв. ред. С. А. Арутюнов, М. А. Членов; Сост., предисл. Г. А. Меновщикова. М.: Наука, 1985. 672 с.

4. Таксами Н. Ч. Традиционная культура Аляски в конце XX — начале XXI века // Известия РГПУ, 2009, № 9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-kultura-alyaski-v-kontse-hh-nachale-xxi-veka#ixzz2ESLk8EnS (дата обращения: 06.11.2012).

Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор

Рис. 2. Иглу эскимосов. URL: http://www.graycell.ru/picture/big/iglu.jpg; http://ihorosho.yomu.ru/wp-content/uploads/2013/01/iglu.jpg (дата обращения: 12.0572013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.