Научная статья на тему 'Основы теории массовой коммуникации'

Основы теории массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1615
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы теории массовой коммуникации»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1 л ^

Романов Э.В. , Лелецкий А.В. , Лабунин К.А.

1 Романов Эдуард Викторович - студент, кафедра английской филологии, институт иностранных языков;

Лелецкий Александр Владимирович - студент;

Лабунин Кирилл Анатольевич - студент, кафедра зоологии, институт естественных наук и биотехнологии

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Понятие коммуникации можно определить, как смысловое взаимодействие. Информация - фундаментальное, неопределимое понятие.

Существует информация без коммуникации. Примером может служить газета на китайском языке, если вы его не знаете. В ней полно интересной информации, но контакт не может состояться.

Структуру массовой коммуникации изучал Гарольд Ласуэлл, она имеет следующий вид: кто передает информацию (коммуникатор), что передает (сообщение), кому передают (адресат), по какому каналу (канал), с каким эффектом осуществляется коммуникация (цель, эффективность, функции) [1].

Коммуникатором выступает тот, кто озвучивает сообщение, оно может быть в виде текста, в виде радио-записи или видеоролика для телевидения. Адресатом коммуникаций обычно называют целевую группу или целевую аудиторию. Эти группы принято описывать в терминах маркетинга или социальной психологии.

Современная теория коммуникации продвинулась дальше. Коммуникатором способен выступать журналист, блогер и отдельный человек. Сообщение может иметь

несколько визуальных, текстовых и аудиальных рядов.

106

Многие СМИ записывают передачи и рядом публикуют текстовую расшифровку диалога. Это делается для того, чтобы читатель сам выбрал, в каком формате он хочет изучить тему. Коммуникация может разделяться по количеству людей, включенных в процесс: межличностная, групповая, массовая [1].

Массовая коммуникация отличается от всех остальных видов, потому что для нее необходимы технические средства связи. Всегда есть определенный медиум, посредник.

Массовая коммуникация может быть синхронной, проводиться в виде прямого эфира. Но чаще всего такая коммуникация является отсроченной: через какое-то время люди могут почитать книгу, статью или посмотреть передачу в записи.

Не только массовая коммуникации имеет посредника, межличностное общение и межгрупповая связь тоже может осуществляться при помощи телефона или программы для обмена сообщениями (мессенджера).

Американский социолог Пол Лазарсфельд критически отнёсся к теории Ласуэлла. В ней есть изъян: предполагается, что люди изолированы друг от друга в процессе взаимодействия. Он ввел термин «лидеры мнений». Человек всегда погружен в социальную среду, является членом одной или нескольких малых социальных групп [2]. Включенность в группы предполагает выполнение определенной роли. Лидер группы почти всегда выделяется, он может быть формальным или неформальным.

Лидер мнения может противостоять навязанному мнению или же поддерживать его. От его реакции зависит, как тему воспримет вся группа.

Механизм формирования общественного мнения тесно связан с эффектом межличностного взаимодействия. Ведь прежде чем выработать какое-то отношение к новости, люди обсуждают ее в кругу доверенных лиц.

Обращение к лидерам мнения - один из самых эффективных способов массовой коммуникации. Но нельзя без конца апеллировать только к ним. Это может сыграть

против коммуникатора. Возникает эффект бумеранга: результат взаимодействия оказывается прямо противоположным целям коммуникатора.

Современные ученые критикуют Лазарсфельда, потому что он не учитывал обратную связь. В любом коммуникативном процессе существует обратная связь, формы ее могут быть разными, например: непосредственная обратная связь, социологические опросы и другие способы исследования общественного мнения, обращение в суд, выступления в СМИ [2].

В сети обратную связь получать стало еще проще: отметки «нравится», комментарии позволяют понять, какие идеи или новости компании интересны публике, а какие раздражают или проходят незамеченными.

Список литературы

1. Васильева В.П. Психология массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы, эффекты и эффективность: Хрестоматия. / Челябинск. ЮУрГУ, 2007. Под ред. канд. филол. наук К.В. Киуру. 265 с.

2. Харитонов М.В. Психология современных массовых коммуникаций / М.В. Харитонов. М.: СПБАУЭ, 2010. 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.