Научная статья на тему 'Основы стандартизации деятельности по налоговому консультированию как приоритетное направление развития его института'

Основы стандартизации деятельности по налоговому консультированию как приоритетное направление развития его института Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / РАЗДЕЛЫ / ГРУППЫ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ / ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ (СТРУКТУРА) СТАНДАРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барулин Сергей Владимирович, Козельский Виктор Николаевич, Минвалиев Антон Викторович

В статье исследуется проблема разработки и внедрения в России комплексной системы стандартов (правил) осуществления деятельности налоговых консультантов, их профессиональных объединений и организаций по оказанию услуг налогового консультирования, решение которой является сейчас одним из наиболее приоритетных направлений формирования в нашей стране полноценного института налогового консультирования. Раскрываются содержание, состав и поэлементная структура общей системы стандартов деятельности по налоговому консультированию, включающей в себя: федеральные стандарты, локальные внешние стандарты профессиональных объединений налоговых консультантов и локальные внутренние стандарты налоговых консультаций. Разрабатывается состав общей системы федеральных стан-дартов деятельности по налоговому консультированию, которая делится на группы и виды по следующим их разделам: «Общие федеральные стандарты» и «Специальные федеральные стандарты», а также предложен конкретный авторский перечень этих стандартов в разрезе указанных их групп. Представлены авторские подходы и предложены развернутая группировка, состав и поэлементная структура локальных внешних и локальных внутренних стандартов налогового консультирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барулин Сергей Владимирович, Козельский Виктор Николаевич, Минвалиев Антон Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of developing and introducing of an integrated system of standards (rules) for tax consultants in Russia, their professional associations and organizations that provide tax consulting services; the solution to that problem is the top priority for establishing a full-fl edged institution of tax consulting in Russia. The authors consider the overall system of standards for tax consulting activities, including: federal standards, local external standards of professional associations of tax consultants and local internal standards of tax consultants. The general system of federal standards for tax consulting services is further divided into groups and types in the following sections: “General Federal Standards” and “Special Federal Standards”; the authors also suggest an original list of these standards in terms of their groups. The article presents the authors’ original approach and a more detailed grouping and element-wise structure of local external and local internal standards for tax consulting services.

Текст научной работы на тему «Основы стандартизации деятельности по налоговому консультированию как приоритетное направление развития его института»

Sergey Vladimirovich Barulin,

Doctor of Economics,

professor of the department of taxation and tax management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Viktor Nikolaevich Kozelsky,

Doctor of Economics,

professor of the department of taxation and tax management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics head of the Saratov Office of the Federal Tax Service of Russia

Anton Viktorovich Minvaliev,

Master's program student of the department of taxation and tax management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Сергей Владимирович Барулин,

доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Виктор Николаевич Козельский,

доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова, руководитель Управления ФНС России по Саратовской области

[email protected]

Антон Викторович Минвалиев,

магистрант кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

УДК 336.226

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАЛОГОВОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ЕГО ИНСТИТУТА

В статье исследуется проблема разработки и внедрения в России комплексной системы стандартов (правил) осуществления деятельности налоговых консультантов, их профессиональных объединений и организаций по оказанию услуг налогового консультирования, решение которой является сейчас одним из наиболее приоритетных направлений формирования в нашей стране полноценного института налогового консультирования. Раскрываются содержание, состав и поэлементная структура общей системы стандартов деятельности по налоговому консультированию, включающей в себя: федеральные стандарты, локальные внешние стандарты профессиональных объединений налоговых консультантов и локальные внутренние стандарты налоговых консультаций. Разрабатывается состав общей системы федеральных стандартов деятельности по налоговому консультированию, которая делится на группы и виды по следующим их разделам: «Общие федеральные стандарты» и «Специальные федеральные стандарты», а также предложен конкретный авторский перечень этих стандартов в разрезе указанных их групп. Представлены авторские подходы и предложены развернутая группировка, состав и поэлементная структура локальных внешних и локальных внутренних стандартов налогового консультирования.

Ключевые слова: налоговое консультирование, федеральные и локальные стандарты налогового консультирования, разделы, группы и виды стандартов, требования к содержанию (структура) стандарта.

FUNDAMENTAL ASPECTS OF STANDARDIZATION OF TAX CONSULTANT AGENCIES AS A PRIORITY IN THEIR DEVELPMENT AS AN INSTITUTION

The article examines the problem of developing and introducing of an integrated system of standards (rules) for tax consultants in Russia, their professional associations and organizations that provide tax consulting services; the solution to that problem is the top priority for establishing a full-fledged institution of tax consulting in Russia. The authors consider the overall system of standards for tax consulting activities, including: federal standards, local external standards of professional associations of tax consultants and local internal standards of tax consultants. The general system of federal standards for tax consulting services is further divided into groups and types in the following sections: "General Federal Standards" and "Special Federal Standards"; the authors also suggest an original list of these standards in terms of their groups. The article presents the authors' original approach and a more detailed grouping and element-wise structure of local external and local internal standards for tax consulting services.

Keywords: tax consulting, federal and local tax consulting standards, sections, groups and types of standards, requirements for the content (structure) of the standard.

НБЫ1994-5094 ♦-

97 -♦

Одним из наиболее актуальных и востребованных направлений развития института налогового консультирования в России является разработка системы стандартизации этой профессиональной деятельности. Система стандартов (правил) налогового консультирования должна включать в себя федеральные и локальные (термин авторский) стандарты. Первые должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогообложения при участии в их обсуждении уполномоченного органа, регулирующего деятельность по налоговому, а вторые - непосредственно указанным уполномоченным органом при участии представителей Палаты налоговых консультантов или будущих других профессиональных объединений налоговых консультантов и независимые представители профильных вузов.

Федеральные стандарты деятельности по налоговому консультированию - это правила, регулирующие деятельность налоговых консультантов, налоговых консультаций и профессиональных объединений налоговых консультантов. Эти стандарты налогового консультирования должны разрабатываться уполномоченным органом.

Локальные внешние (по отношению к консультирующим лицам) стандарты деятельности по налоговому консультированию представляют собой дополнительные к федеральным стандартам и конкретизирующие их правила и нормы, регулирующие деятельность налоговых консультантов и налоговых консультаций, которые разрабатываются сейчас Палатой налоговых консультантов, а в будущем будут разрабатываться другими профессиональными объединениями налоговых консультантов. Кроме того, налоговыми консультациями и индивидуальными налоговыми консультантами должны разрабатываться локальные внутренние стандарты, уточняющие и дополняющие локальные стандарты профессиональных объединений налоговых консультантов (при необходимости, если локальные внешние стандарты не устраивают их по отдельным содержательным положениям, методикам и степени их конкретизации).

Таким образом, в нашем представлении, общая система стандартов деятельности по налоговому консультированию должна включать в себя следующие их группы:

1) федеральные стандарты;

2) локальные внешние стандарты аккредитованных профессиональных объединений налоговых консультантов;

3) локальные внутренние стандарты налоговых консультаций и индивидуальных налоговых консультантов.

Эта система стандартов должна удовлетворять следующим основополагающим требованиям:

1) стандарты консультационной деятельности включают в себя единые правила и нормы порядка и процедур осуществления деятельности по оказанию услуг в области налогового консультирования, ее оформления и оценки качества, подготовки налоговых консультантов, оценки их квалификации и многие другие правила и нормы;

2) федеральные стандарты консультационной деятельности должны быть универсальными и обязательными к исполнению для всех налоговых консультаций и налоговых консультантов, а также для консультируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер;

3) федеральные стандарты утверждаются ФНС России при участии в обсуждении спорных положений и правил всего сообщества профессиональных налоговых консультантов; локальные внешние стандарты утверждаются профессиональными объединениями налоговых консультантов; локальные внутренние стандарты - исполнительным органом налоговой консультации или индивидуальным налоговым консультантом;

4) профессиональные объединения налоговых консультантов вправе разрабатывать для своих членов на основе федеральных стандартов свои локальные внешние (по отношению к налоговым консультациям и консультантам) стандарты консультационной деятельности по вопросам налогообложения, которые не должны противоречить федеральным стандартам, но могут конкретизировать и пояснять последние, включая методическое обеспечение;

5) налоговые консультации (индивидуальные налоговые консультанты) также вправе устанавливать собственные локальные внутренние стандарты деятельности по налоговому консультированию, которые не должны противоречить федеральным стандартам и локальным внешним стандартам профессиональной организации налоговых консультантов, членом которой они являются, но могут уточнять, пояснять последние, конкретизировать методики предоставления консультационных услуг с учетом своих особенностей;

6) налоговые консультации и индивидуальные налоговые консультанты в соответствии с требованиями федеральных и локальных внешних стандартов вправе самостоятельно выбирать методы и приемы в своей работе на конкретный предмет налогового консультирования и с учетом специфики видов оказываемых ими консультационных услуг.

Стандарты консультационной деятельности в целом и каждый из них в отдельности должны иметь единую структуру и содержать, как правило, следующие разделы: общие принципы, нормы и правила; основные понятия и определения, используемые в стандарте; сущность стандарта деятельности по налоговому консультированию; организационные и другие практические приложения стандарта [3, с. 15-22].

В разделе «Общие принципы стандарта» раскрываются следующие моменты: цель и необходимость разработки стандарта, объект стандартизации, сфера его применения, взаимосвязь с другими стандартами.

Раздел об основных понятиях стандарта дает их определение, а также определяет правила, используемые в стандарте, если это необходимо.

В разделе о сущности стандарта формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ, определяются способы решения и порядок осуществления консультационной деятельности.

Наконец, последний раздел может включать в себя, опять же по мере необходимости, таблицы, схемы, формы документов и т.д.

Стандарт консультационной деятельности должен содержать также следующие реквизиты: номер, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения, анализ проблемы налогового консультирования конкретного вида, возможные процедуры решения проблемы. В состав документа для оформления стандарта могут входить: титульный лист, содержание, сам текст стандарта, приложения.

Общую систему федеральных стандартов деятельности по налоговому консультированию можно разделить на две группы по следующим разделам:

1. Общие федеральные стандарты;

2. Специальные федеральные стандарты.

Первый раздел (группа) этих стандартов определяет цель, принципы, порядок документирования, порядок планирования деятельности и другие общие действия, термины и понятия, используемые и необходимые для проведения налогового консультирования независимо от вида консультационных услуг. Второй раздел (группа) федеральных стандартов конкретизирует деятельность налоговых консультантов по каждому виду такого рода услуг с учетом их особенностей.

Федеральные стандарты должны не только сыграть положительную роль в развитии института налогового консультирования в России, помочь налоговым консультантам, повысить их квалификацию и качество работы, но и могут использоваться в суде для защиты интересов налоговых консультантов (консультаций) и доказательства качества оказания ими услуг по налоговому консультированию. В зависимости от того, насколько консультант отступил от стандарта, будет определяться мера его ответственности с объяснением причин такого отступления. Если налоговый консультант вообще не отступал, а действовал исключительно в рамках федеральных стандартов, то он вообще не должен нести какой-либо ответственности за свои действия.

Опираясь на подходы к стандартизации аудиторской деятельности и содержанию системы (составу) федеральных стандартов этой деятельности, мы предлагаем следующий авторский перечень системы федеральных стандартов деятельности по налоговому консультированию, которые требуют своей содержательного наполнения, утверждения и внедрения:

I. Общие федеральные стандарты деятельности по налоговому консультированию1:

Стандарт № 1. Цель, основные принципы налогового консультирования.

Стандарт № 2. Документирование результатов налогового консультирования.

Стандарт № 3. Планирование налогового консультирования.

Стандарт № 4. Существенность в налоговом консультировании.

Стандарт № 5. Контроль качества оказания консультационных услуг.

1 Нумерация стандартов и их названия условные.

Стандарт № 6. Понимание деятельности консультирующего лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков налогового консультирования.

Стандарт № 7. Связанные стороны.

Стандарт № 8. Согласование условий проведения налогового консультирования.

Стандарт № 9. Экспертная выборка (при оказании услуг по экспертизе налоговой отчетности, налоговых платежей и налоговых обязательств).

Стандарт № 10. Аналитические процедуры.

Стандарт № 11. Особенности анализа оценочных значений финансовых показателей.

Стандарт № 12. Сообщение информации, полученной по результатам налогового консультирования, руководству консультируемого лица.

Стандарт № 13. Основные принципы федеральных стандартов (правил) деятельности по оказанию услуг налогового консультирования.

Стандарт № 14. Сопоставимость данных налоговой отчетности, сделок и операций.

Стандарт № 15. Использование результатов работы другого налогового консультанта.

Стандарт № 16. Рассмотрение и использование результатов деятельности внутренних налоговых консультантов (налоговых менеджеров).

Стандарт № 17. Выполнение согласованных процедур в отношении информации, полученной в ходе налогового консультирования.

Стандарт № 18. Использование налоговым консультантом результатов работы другого эксперта, аудитора.

Стандарт № 19. Обзорная экспертиза налоговой отчетности, правильности исчисления и уплаты налоговых платежей, налоговых (фискальных) обязательств.

Стандарт № 20. Контроль качества предоставления услуг и ответственность налоговых консультантов и налоговых консультаций.

Стандарт № 21. Контроль деятельности и ответственность профессиональных организаций налоговых консультантов.

Стандарт № 22. Заключение налогового консультанта (налоговой консультации) о налоговой отчетности и формирование профессионального мнения о ее достоверности и правильности составления.

Стандарт № 23. Заключение налогового консультанта (налоговой консультации) о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, о состоянии налоговых (фискальных) обязательств консультируемого лица.

Стандарт № 24. Модифицированное мнение в заключении налогового консультанта (налоговой консультации).

Стандарт № 25. Обязанности налогового консультанта (налоговой консультации) по рассмотрению действий (бездействий) налогоплательщика, нарушающих законодательство о налогах, сборах и других обязательных платежах.

Стандарт № 26. Проверка прогнозной финансовой и налоговой информации.

НБЫ1994-5094 ♦-

99 -♦

Стандарт № 27. Требования, предъявляемые к локальным стандартам профессиональных организаций налоговых консультантов, и порядок их разработки.

II. Специальные федеральные стандарты деятельности по налоговому консультированию:

Стандарт № 28. Консультирование по вопросам применения законодательства и нормативных правовых актов о налогах, сборах и других обязательных платежах.

Стандарт № 29. Особенности консультирования по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Стандарт № 30. Особенности оказания консультационных услуг по информированию об изменениях в законодательстве и нормативных правовых актах о налогах, сборах и других обязательных платежах.

Стандарт № 31. Особенности консультирования по вопросам применения налоговых льгот и преференций.

Стандарт № 32. Особенности оказания консультационных услуг по информированию и подготовке рекомендаций о ведении налогового учета доходов и расходов, учета других объектов налогообложения (платежа).

Стандарт № 33. Оказание консультационных услуг, в том числе на условиях аутсорсинга, по стратегическому и оперативному налоговому планированию, оценке налоговых и других финансовых рисков.

Стандарт № 34. Оказание консультационных услуг, в том числе на условиях аутсорсинга, по постановке (организации) и внедрению системы информационно-сервисного обеспечения налогового планирования, по ведению управленческого налогового учета и составлению управленческой налоговой отчетности.

Стандарт № 35. Оказание услуг аутсорсинга по составлению налоговой (фискальной) отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и других документов, по представлению их в налоговый орган.

Стандарт № 36. Предоставление услуг аутсорсинга по разработке учетной политики для целей налогообложения.

Стандарт № 37. Оказание услуг по представлению и защите законных прав и интересов консультируемых лиц, разрешению налоговых споров и проведению взаимосогласительных процедур, по сопровождению налоговых проверок.

Стандарт № 38. Предоставление услуг по экспертизе (аудиту) налоговой (фискальной) отчетности, правильности исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Стандарт № 39. Особенности оказания услуг по экспертизе налоговых и других фискальных обязательств, разработка мер по защите консультируемого лица от привлечения к налоговой (фискальной) ответственности.

Стандарт № 40. Оценка налоговых последствий предполагаемых к совершению (будущих) сделок и операций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стандарт № 41. Виды и особенности оказания разрешенных сопутствующих услуг.

Содержание общих федеральных стандартов налогового консультирования близко к содержанию общих федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые нужно просто адаптировать к специфике деятельности по налоговому консультированию. Поэтому ближайшей задачей сейчас является разработка специальных федеральных стандартов налогового консультирования в разрезе укрупненных групп и видов консультационных услуг: стандарты деятельности по оказанию информационно-консультационных услуг; стандарты деятельности по предоставлению аутсорсинговых услуг налогового консультирования; стандарты деятельности по оказанию услуг представления и защиты прав и интересов налогоплательщиков; стандарты деятельности по предоставлению экспертных услуг налогового консультирования.

Локальные внешние стандарты деятельности по налоговому консультированию профессиональных объединений налоговых консультантов пока еще не имеют четкой методологии и классификации, в том числе по причинам отсутствия системы саморегулирующих организаций и Совета по налоговому консультированию при ФНС России, утвержденных федеральных стандартов, на которые должны опираться локальные стандарты, и наличия множества других причин. Хотя Палатой налоговых консультантов предпринимались уже попытки разработки таких стандартов, но они малодоступны и информативны, а также недостаточно конкретны.

Тем не менее уже сейчас можно выделить среди них три основные группы локальных внешних стандартов:

1) стандарты, конкретизирующие положения федеральных стандартов налогового консультирования;

2) стандарты, раскрывающие методы, приемы и методики проведения налогового консультирования по видам услуг;

3) стандарты, определяющие требования к локальным внутренним стандартам налоговых консультаций (индивидуальных консультантов), правила регулирования, контроля качества услуг, оказываемых налоговыми консультантами (консультациями), и их ответственности в рамках конкретного профессионального объединения налоговых консультантов.

Локальные внутренние стандарты налоговых консультаций и индивидуальных налоговых консультантов представляют собой документы, регулирующие и детализирующие правила и нормы локальных внешних стандартов профессиональных объединений налоговых консультантов, уточняющие требования к оказанию и оформлению консультационных услуг с учетом особенностей конкретной налоговой консультации (индивидуального налогового консультанта) с целью обеспечения эффективности деятельности по налоговому консультированию и адекватности утвержденным федеральным стандартам и локальным стандартам первого уровня.

Применение локальных внутренних стандартов будет способствовать соблюдению требований локальных внешних стандартов налогового кон-

сультирования с учетом особенностей деятельности конкретной налоговой консультации, уменьшению трудоемкости консультационной работы, использованию для оказания услуг налоговых консультантов-ассистентов и увеличению объема предоставляемых услуг; позволит определить единые требования к сотрудникам налоговой консультации при оказании услуг консультируемым лицам.

Система локальных внутренних стандартов налоговых консультаций (индивидуальных консультантов) должна включать в себя следующие разделы:

1) структура налоговой консультации, технология организации налогового консультирования по видам услуг и другие особенности ее функционирования;

2) стандарты, конкретизирующие, дополняющие и уточняющие положения федеральных и локальных внешних стандартов налогового консультирования;

3) конкретизирующие и уточняющие методики проведения налоговых консультаций по видам услуг (по мере необходимости, если эти методики внешних стандартов недостаточно конкретны и детализированы);

4) правила предоставления сопутствующих налоговому консультированию услуг.

В первый раздел должны входить стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности налоговой консультации, права и обязанности ее сотрудников, систему оплаты их труда, порядок заключения договоров на оказание консультационных услуг и др.

Второй раздел этих стандартов призван дополнять и конкретизировать положения федеральных и локальных внешних стандартов профессиональных объединений налоговых консультантов. Указанные стандарты налоговых консультаций (индивидуальных налоговых консультантов) можно разделить на следующие группы: ответственность налоговых консультантов; планирование консультационной деятельности; изучение и оценка системы налогообложения консультируемого лица; обоснование результатов консультационной работы, рекомендаций и решений налоговых консультантов; правила использования работы третьих лиц; порядок формирования выводов, оформления содержания и составления заключений по результатам налогового консультирования; специальные внутренние стандарты для отдельных видов экономической деятельности. При этом к последним могут относиться, например, стандарты, отражающие специфические аспекты проведения консультаций для профессиональных участников финансового рынка (банков, страховых организаций, инвестиционных фондов и др.), а также особенности налогового консультирования организаций иных отдельных видов экономической деятельности, требующих разработки специальных стандартов.

В третьем разделе локальных внутренних стандартов должны найти отражение более развернутые и подробные (по сравнению с внешними локальными стандартами) методики проведения налоговых консультаций, включая процедуры, рабочие

таблицы, макеты, классификаторы, инструкции и др. Эти стандарты необходимы для того, чтобы не допустить грубых ошибок и принимать правильные решения в процессе налогового консультирования.

Четвертый раздел рассматриваемых стандартов должен разрабатываться и использоваться в случаях, если налоговая консультация оказывает клиентам сопутствующие виды услуг, например, по анализу финансового состояния организации, ведению бухгалтерского учета, автоматизации налоговой отчетности и другой информации. При этом такого рода сопутствующие непосредственно налоговому консультированию услуги должны найти отражение в уставе налоговой консультации в качестве одного из вида консалтинговой деятельности.

И последнее, локальные внутренние стандарты налоговых консультаций (индивидуальных налоговых консультантов) должны удовлетворять следующим требованиям: 1) целесообразности (при их разработке следует учитывать практическую значимость, актуальность и важность этих стандар-тов);2) единства понятийного аппарата (единой трактовки основных терминов и подходов к налоговому консультированию); 3) преемственности и не противоречия федеральным и локальным внешним стандартам налогового консультирования; 4) полноты, конкретности и подробной детализации (эти стандарты должны в комплексе охватывать все вопросы предмета налогового консультирования и детально, методически описывать их).

Разработка локальных внутренних стандартов налоговых консультаций и индивидуальных консультантов является непростой, трудоемкой и продолжительной работой, порядок проведения которой должен найти отражение в одном из локальных внешних стандартов налогового консультирования «Требования и правила разработки локальных внутренних стандартов налоговой консультации (индивидуального налогового консультанта)». Нужно также иметь в виду, что без утвержденных федеральных стандартов и локальных внешних стандартов профессиональных объединений налоговых консультантов вряд ли смогут налоговые консультации разработать свои качественные и полноценные стандарты налогового консультирования.

1. Громов Н.А. Комментарии к проекту Федерального закона «О налоговом консультировании». URL: http://www. nalog-forum.ru/php/content/php?d=4517.

2. Мазурина Л.А. Стратегия налогового консультирования // Актуальные вопросы экономических наук. С. 102. URL: htpp://www.misbfm.ru/mazurina_2012_1_str77_80.pdf.

3. Подольский В.И., Савин А А., Сотников Л.В. Стандарты аудиторской деятельности: учеб. пособие / под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 15-22.

4. Проблемы становления и пути развития налогового консультирования в России. С. 6-7. URL: www.mirkin.ru/_ docs/articles05-025.pdf.

5. Урман Н.А. Налоговое консультирование: развитие и проблемы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4 (24). URL: www.cyberleninka. ru/article/n/nalogovoe-konsultirovanie-razvitie-i-pr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.