Научная статья на тему 'Основы современного законодательства Об особых экономических зонах в Российской Федерации'

Основы современного законодательства Об особых экономических зонах в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
761
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЭЗ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы современного законодательства Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Основы современного законодательства об особых экономических зонах в Российской Федерации

А.В. Чистов

(Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)

До недавнего времени в Российской Федерации не было общефедерального законодательства, регулирующего создание и деятельность особых (свободных) экономических зон на территории страны. Легально же, то есть на основании адресных федеральных законов действовали две особые экономические зоны (ОЭЗ) - в Калининградской и Магаданской областях. Все прочие, а их в иные времена насчитывалось около двух десятков, были результатом самодеятельности местных органов власти и некоторых административных и предпринимательских структур.

Ситуация изменилась коренным образом с вступлением в силу Федерального закона (далее - "Закон") "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"(№ 11 6-ФЗ от 22 июля 2005 года), по которому функционирование всех особых (свободных) зон, кроме упомянутых двух - прекращалось. Таким образом, с 2005 года существование и деятельность института ОЭЗ в России регулируется как бы двояко. С одной стороны, соответствующими законами о Калининг-радской1 и Магаданской2 зонах, с другой -Законом и дальнейшими поправками к нему. При этом действие положений Закона на эти две зоны не распространяется, равно как и установленные для них нормативы на вновь создаваемые.

Законотворчество об ОЭЗ в период 2005-2006 годы активно развивалось3. Ре-

зультатом стало принятие целого ряда подзаконных актов, дополняющих и разъясняющих наиболее принципиальные положения Закона об ОЭЗ, поправок и дополнений как к нему, так и к ряду других законов. Так, кроме уже отмеченного нового закона о Калининградской зоне, в 2006 году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"" № 76-ФЗ от 3 июня 2006 года (далее - "Поправки к Закону"). Важность этого документа заключается в том, что в соответствии с ним в Российской Федерации появилась возможность учреждать в дополнение к уже существующим промышленно-производственным (ППЗ) и технико-внедренческим (ТВЗ) особым экономическим зонам еще и туристско-рекреационные зоны (ТРЗ).

В предлагаемой далее статье предпринята попытка систематизировать и проанализировать важнейшие положения современного российского законодательства об особых экономических зонах.

1. Общие положения

Как сказано в преамбуле Закона, зоны создаются с целью развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, а также для производства новых видов продукции, развития транспортной

инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Отметим сразу виды деятельности, заниматься которыми на территории ОЭЗ запрещено. Это: добыча и переработка полезных ископаемых (за исключением их некоторых видов для ТРЗ), металлургическое производство, в том числе переработка лома черных и цветных металлов, а также производство подакцизной продукции, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. Вместе с тем, Закон об ОЭЗ делегирует Правительству России право определять и давать (либо не давать) соответствующие разрешения на иные виды деятельности в ОЭЗ.

Земельные участки для ведения необходимой деятельности предоставляются исключительно во временное владение и только на правах аренды. Договор аренды действует в течение всего срока существования зоны, однако, в случае досрочного прекращения своей деятельности участником зоны по тем или иным причинам, он сразу теряет свою силу. Размер арендной платы за предоставленные участки определяется постановлением Правительства Российской Федерации.

Пользователи земельными участками не вправе сдавать их в поднаем и, что важнее

- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал создаваемых, в том числе с иностранными фирмами, компаний. Вместе с тем, закон говорит о том, что арендаторы земельных участков в пределах ОЭЗ - собственники созданных ими объектов недвижимости - имеют право выкупа расположенных под ними земельных участков.

На территории ОЭЗ, за исключением ТРЗ, не допускается размещение объектов жилищного фонда. Хотя, признаться, этот запрет для участников промышленно-производственных и технико-внедренческих зон кажется малооправданным. В самом деле, трудно представить, чтобы на территории в 20 км2, в случае, к примеру, Липецкой ППЗ или, скажем, в Академгородке города Томска - ТВЗ, не было бы жилых зданий, это во-первых. Во-вторых, почему, собственно, резиденты зоны не вправе построить на своей территории для своих же работников жилье, хотя бы с целью удобства проживания рядом с местом работы и экономии и времени, и транспортных расходов?

Срок деятельности ОЭЗ ограничивается 20 годами и продлению не подлежит. Досрочное прекращение деятельности зон возможно только в случаях, если:

1. это связано с вопросами обороноспособности страны и безопасностью государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей;

2. в течение трех лет с даты регистрации зоны не заключено ни одного соглашения о ведении соответствующей деятельности, либо все ранее заключенные договоренности расторгнуты;

3. в течение трех лет подряд резиденты зоны не занимаются разрешенной деятельностью.

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением. Соискатели с целью учреждения зоны подают в Правительство соответствующие заявки с приложением необходимых документов, в которых должны быть обоснованно изложены целесообразность и эффективность создания зоны для решения конкретных задач федерального, регионального и местного значения. Отбор заявок проходит на конкурсной основе.

В течение 30 дней с момента принятия положительного решения о создании зоны Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых размещаются ОЭЗ, заключают соответствующие соглашения.

Наиболее важные моменты, которые устанавливаются в этих Соглашениях, следующие:

1. объемы и сроки финансирования создания инфраструктуры зоны (инженерной, транспортной, социальной) за счет федерального, регионального и местного бюджетов;

2. комплекс мероприятий по обеспечению обустройства и материально-технического оснащения зоны;

3. мероприятия по разработке перспективных планов по развитию ОЭЗ;

4. размеры принадлежащих государству, субъекту РФ, муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инфраструктуры зоны, а также порядок их эксплуатации, содержания и ремонта;

5. обязательства субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ;

6. порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ.

Согласно законодательству, управление особыми зонами возлагается на особый уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные отделения, - таким образом предполагается создание единой централизованной системы управления ОЭЗ. Таким органом является Федеральное Агентство по управлению особыми экономическими зонами - указ под № 855 об образовании такой структуры был подписан Президентом 22 июля 2005 года.

Территориальные органы - это структуры, которые, собственно, и будут заниматься оперативными вопросами управления деятельностью зонами. В их компетенцию, в частности, входят вопросы регистрации резидентов и ведение реестра их участников, а также контрольные функции. Кроме того, в каждой зоне для координации деятельности, наблюдения и рассмотрения могущих возникнуть проблем, и определения перспективных планов развития создаются Наблюдательные Советы. Конкретно их полномочия будут зафиксированы в положении о наблюдательном совете ОЭЗ.

Среди многочисленных полномочий, приданных органам управления зонами, выделим следующие:

1. регистрация юридических и физических лиц в качестве резидентов ОЭЗ;

2. подготовка и предоставление ежегодных отчетов о деятельности зон не позднее 1 июля соответствующего года;

3. контрольные функции;

4. оформление по заявкам резидентов приглашений на работу на территории ОЭЗ иностранным гражданам и др.

2. Промышленно-производственные зоны

Промышленно-производственные зоны могут создаваться на территории не свыше 20 км2. Запрещено их размещение на территории нескольких муниципальных образований, либо включение в их состав какой-либо административной территории полностью (республика, край, область, район, город и проч.). Кроме того, земли, отводимые для учреждаемых зон, должны находится только в государственной и (или) муниципальной собственности.

Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и переработка товаров с целью их дальнейшей реализации.

Для ведения в такой зоне предпринимательской деятельности резидент зоны заключает с органами управления зоны соответствующее Соглашение. Резидентом ППЗ признается российская коммерческая организация (за исключением унитарной), зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрации на территории муниципального образования, в границах которого расположена зона. Статус резидента ППЗ предприниматель получает с момента внесения руководящим органом зоны в соответствующий реестр. Следует обратить внимание на эту формулировку Закона. Из нее следует, что иностранным предпринимательским структурам (нерезидентам Российской Федерации - в привычном понимании этого термина) доступ в ОЭЗ, очевидно, закрыт. Откровенно, это выглядит странно и мало согласуется с мировой практикой о свободных зонах.

По Соглашению о ведении деятельности в ППЗ резидент такой зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро. В первый год своей деятельности резиденту вменено в обязанность инвестировать не менее 1 млн евро (в рублях по соответствующему курсу).

Соискатели статуса резидента ППЗ в органы управления ОЭЗ подают заявку на заключение с ними соответствующих Согла-

шений. Несмотря на то, что форма такой заявки строго не регламентирована, в ней в обязательном порядке должны содержатся следующие сведения:

1. Предполагаемая деятельность резидента.

2. Территория, необходимая для развертывания своего бизнеса.

3. Предполагаемые капиталовложения, в том числе в первый с момента регистрации год.

Помимо этого соискатель направляет в руководящие органы следующие документы:

1. Копии свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом ведомстве, а также копии своих учредительных документов.

2. Бизнес-план. Это документ должен иметь положительное заключение, подготовленное либо банком, либо иной финансовой организацией, имеющей соответствующую лицензию и опыт работы.

Управляющие органы зоны в десятидневный срок после получения указанных документов от заявителя либо заключают с ним соответствующее Соглашение, либо направляют ему отказ. Законом предусмотрено 5 случаев, когда Соглашение может быть не заключено. Среди них: неполный комплект требуемых документов; отсутствие на территории ОЭЗ свободных для предпринимательства территорий; несоответствие вида деятельности, выбранного заявителем, разрешенным в зоне; несоответствие размеров капитальных вложений, требуемым Законом, и некачественный бизнес-план.

Еще одним важным требованием Закона является предоставление резидентом проектной документации для экспертизы в органы управления ОЭЗ. (При этом, правда, не совсем понятны по крайней мере два момента. Во-первых, какие при этом имеются в виду органы - федерального либо местного значения и, во-вторых, почему экспертиза проводится после заключения Соглашения, то есть когда прошел экспертную оценку и одобрен бизнес-план проекта).

3. Технико-внедренческие зоны

Территория, на которых может быть организована такая зона (ТВЗ), не должна превышать 3 км2. Такой размер установлен Поправками к Закону - в первоначальном варианте ее территория составляла 2 км2.

Также как и в случае ППЗ, их территории не могут охватывать несколько муниципальных образований или включать в свой состав какую-либо административную единицу полностью. Кроме того, земли, отводимые для учреждаемых зон, должны находится только в государственной и (или) муниципальной собственности.

Резидентом ТВЗ, в отличие от ППЗ, признается не только коммерческая организация (за исключением унитарной), но и индивидуальный предприниматель. Также как и в случае ППЗ, резиденты должны быть зарегистрированы по российскому законодательству на территории муниципального образования, где располагается зона. Кроме того, они заключают с руководящими органами зоны Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, после чего заносятся в специальный регистр.

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и внедрение (реализация) в производство научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Перед резидентами зоны, планирующими заниматься технико-внедренческой деятельностью, не стоит обязанности осуществлять конкретно обозначенные капитальные вложения, как это обязаны делать резиденты промышленных зон. Однако, резиденты технопарков должны заключить арендный договор на муниципальное имущество, расположенное на земельных участках в пределах зоны и необходимое им для ведения соответствующей деятельности.

Процедура получения статуса резидента ТВЗ и документы, необходимые для этого, в целом схожи с теми, которые требуются от кандидатов на получение статуса резидента ППЗ. Небольшое отличие связано с тем, что резидентами здесь могут быть и не юридические лица. Так, соискатели направляют в руководящие органы зоны заявки на заключение соответствующего Соглашения, в которой должны присутствовать сведения о предполагаемой деятельности и перечень государственного имущества, для этого необходимого. Помимо этого к заявке прилагаются: копии свидетельства о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговых органах, для юридических лиц - копии учредительных документов, а также бизнес-план.

4. Туристско-рекреационные зоны

Под ТРЗ понимается территория, определяемая Правительством Российской Федерации, и могущая располагаться на одном или нескольких участках, в том числе включающих частично либо полностью территории нескольких административно-территориальных образований. Кроме того, земельные участки, входящие в зону, могут находиться во владении (пользовании) граждан и юридических лиц и, как уже отмечалось, на территории могут размещаться жилые объекты. Также в ТРЗ могут включаться особо охраняемые территории. Это одни из принципиальных отличий туристско-рекреационных зон от российских зон другого типа.

Туристско-рекреационная деятельность для целей настоящего Закона определена как деятельность физических и юридических лиц по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, а также объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан и туризма. В зонах этого типа, в отличие от ППЗ и ТВЗ, разрешается разработка, добыча и использование некоторых полезных ископаемых. Например, минеральных вод, грязей, других природных ресурсов, имеющих лечебное значение.

Резидентами ТРЗ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие

организации (за исключением унитарных), зарегистрированные на территории, которую занимает ТРЗ, и заключившие с органом управления зоны соглашение об осуществлении соответствующего вида деятельности.

Соглашение о туристско-рекреационной деятельности подразумевает заключение с резидентами зоны договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, расположенного на территории зоны. Арендные и иные платежи при этом зачисляются в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Срок соглашений на создание ТРЗ, также как и для прочих ОЭЗ в России, не может превышать 20 лет.

С целью получения статуса резидента соискатель направляет в органы управления ОЭЗ заявку, включающую в себя сведения: о предполагаемой деятельности, исходя из специфики ТРЗ; о площади земельного участка и о государственном и/или муниципальном имуществе, необходимом для избранного вида деятельности. Кроме того, к заявке прилагаются:

1. Копия свидетельства о государственной регистрации;

2. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах;

3. Копии учредительных документов;

4. Бизнес-план4 и положительное заключение на него от банка или иной кредитной организации; в случае необходимости могут быть затребованы и иные документы.

Срок для рассмотрения заявок и вынесения положительного либо отрицательного решения определен в 10 рабочих дней5.

* * *

Заканчивая разговор о типах особых экономических зон, нельзя не высказать несколько замечаний относительно зон туристско-рекреационной направленности, изложение характеристик которых, по сути, и является содержанием Поправок к Закону.

Если говорить в целом, то внесенные поправки не вызывают больших сложностей для понимания. Вопрос, однако, по нашему

мнению, заключается в другом - какой смысл в порождении нового типа зон, тем более, что и предыдущие два находятся в стадии становления, а по большому счету и эксперимента.

Нет сомнения в том, что туризм и санаторно-курортное обслуживание - есть одни из важнейших сфер экономики и сулящие, при грамотно поставленном управлении, значительный социально-экономический эффект. Однако, вызывает сомнение, что именно формат ОЭЗ даст достаточный стимул для интенсификации этих значимых отраслей народного хозяйства.

Во-первых, потому, что в законе нет ограничений на территорию этих образований. Трудно представить, как, к примеру, будет управляться зона, расположенная на территории нескольких субъектов Российской Федерации, имеющих и разные финансовые возможности, и интересы, и инфраструктуру, и степени инвестиционного риска и привлекательности.

Во-вторых, имеются, на наш взгляд, противоречия рассмотренного Закона (вернее Поправок к нему) с уже существующими законодательными актами. Например, по закону о недрах, концессионному и лизинговому законодательству особо охраняемые природные объекты к сдаче в аренду запрещены, также как и добыча и использование их природных ресурсов.

Далее, не совсем понятен весьма расплывчатый термин "другие природные лечебные ресурсы". Дело в том, что среди них могут присутствовать относящиеся к стратегическим и обороннозначимым, либо просто редкие и уникальные нигде в других местах не встречающиеся, например, радон, радоновые, серебросодержащие воды и др. То же можно сказать и в отношении лекарственных объектов и не только флоры, но и фауны, особенно являющихся эндемиками или занесенных в "Красную Книгу".

Бесконтрольное (просто нерегулируемое) использование таких ископаемых и объектов живой природы, очевидно, недопустимо. Между прочим, эти вопросы находятся в контексте проблемы, которая в последнее время чрезвычайно активно обсуждается, в том числе на законодательном уровне (прения в Государственной Думе на эту тему идут уже не первый год) - ограничения (зап-

рета) доступа иностранного капитала в определенные сферы экономики, на предприятия и территории.

Ни слова в законе не сказано о природоохранных и экологических мероприятиях, которые, без сомнения, обязаны проводить резиденты зон. В современном мире такое невнимание к проблемам, связанным с земле- и природопользованием, ни в одной развитой стране представить себе просто невозможно. И, кстати, почему бы в случае с ТРЗ, наподобие ППЗ, не обязать резидентов к осуществлению первоначальных инвестиционных взносов, разумеется, в разумных размерах, и направляемых исключительно на природно-охранные цели.

Таким образом, представляется, что деятельность ТРЗ должна регулироваться не только рассматриваемым Законом, но и другими нормативными актами (или хотя бы не противоречить им) - здравоохранительного, экологического, природоохранного и т.п. содержания. Хорошо бы также учитывать рекомендации на эту тему и солидных международных организаций, например Всемирной Организации Здравоохранения ООН или World Wide Fund.

На наш взгляд, представляется, что более эффективным способом реанимации туристического и санаторно-курортного дела могли бы стать концессии, закон о которых принят год назад. Как раз в нем-то и говорится, что в концессию могут быть сданы " медицинские объекты, объекты социальнокультурного и социально-бытового назначения".

Вспомним, что используемые в международной практике типы концессионных контрактов весьма разнообразны. Например, в одном случае государство предлагает концессионерам создать некий объект, который после срока полной окупаемости затрат немедленно передается в государственную собственность. По другой схеме существующая государственная недвижимость передается в частные руки для ее модернизации и эксплуатации на определенный срок с принятием концессионером конкретных обязательств. Еще одна форма - контракт на управление государственным имуществом, при этом выгоду концессионер получает за счет снижения управленческих издержек.

С точки зрения доступности для пользователей объектов, являющихся составными частями таких зон, концессия, по нашему мнению, также могла бы оказаться более полезной и, что ли, демократичной. Дело в том, что среди прочих обязанностей, предусмотренных концессионным законодательством, концессионер обязан предоставлять потребителям весь пакет льгот, предусмотренный федеральным или местным законодательством при приобретении ими тех или иных товаров или услуг. Иными словами, если в концессию сдан, к примеру, санаторий или туристический маршрут с соответствующими сервисными службами, то все существующие при этом преференции для пользователей должны быть сохранены.

Наконец, не следовало бы сбрасывать со счетов мировой опыт создания, развития и эксплуатации природных, в том числе с лечебным акцентом, парков и заказников с тщательно отработанными маршрутами, познавательными мероприятиями, проживанием, питанием, медицинским обеспечением и т.д.

5. Преференции и гарантии

Налогообложение. Согласно законодательству о российских ОЭЗ, "налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" (статья 36 Закона). Однако, подробнее о фискальных особенностях в отношении резидентов зон говорится в другом законе, но при этом никакой ссылки на него в Закона и Поправках к нему нет. Речь идет о Федеральном законе "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"" (№ 11 7-ФЗ от 22 июля 2005 года). Кроме этого, следует иметь в виду Федеральный закон № 75 от 3 июня 2006 года "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...".

Таким образом, если попытаться свести воедино предоставляемые налоговые льготы для резидентов всех типов ОЭЗ, можно получить следующую табличку:

Таблица

№ Содержание льготы Тип ОЭЗ

ППЗ ТВЗ ТРЗ

1 Освобождение от налога на имущество на первые 5 лет + + +

2 Освобождение от земельного налога на первые 5 лет + + +

3 Возможность применения специального коэффициента по амортизационным отчислениям (не более 2) + - +

4 Возможность без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы + - -

5 Максимальная ставка ЕСН в 14% - + -

6 Возможность установления законами субъектов Российской Федерации пониженной налоговой ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов, от деятельности, осуществляемой на территории зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории зоны и вне ее. Размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%. + + +

Законодательством о зонах наряду с этим разрешено регионам и муниципалитетам в пределах своей компетенции предоставлять участникам ОЭЗ свои дополнительные льготы.

Таможенный режим. На территориях, принадлежащих ОЭЗ промышленного и технико-внедренческого типов, применяется режим свободной таможенной зоны (СТЗ), при котором иностранные товары размеща-

ются и используются здесь без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта с уплатой акцизов, но без уплаты вывозных пошлин. Эти правила распространяются, разумеется, лишь на ту продукцию, которая необходима резидентам для ведения их деятельности - промышленной, либо технико-внедренческой. При вывозе товаров, помещенных под режим СТЗ, за пределы зоны или при передаче их нерезиденту использование этого таможенного режима прекращается. Исключением является перемещение таких товаров из одной зоны в другую, но лишь в целях их использования в таком же режиме свободной таможенной зоны.

С размещенными таким образом то -варами разрешается производить любые операции, сообразно условиям заключенных соглашений о ведении соответствующей деятельности. Вместе с тем, Правительство РФ может устанавливать перечни запрещенных операций с ввозимой продукцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На весь срок существования ППЗ и ТВЗ под режим СТЗ могут быть помещены товары:

1. Ввозимые на таможенную территорию России с территорий иностранных государств.

2. Ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной Российской территории.

3. Размещенные на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся их резидентами.

Если под режим СТЗ помещаются зарубежные товары, ввозимые с остальной территории России или приобретенные у нерезидентов, суммы уплаченных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами, однако, при условии, что такая льгота предусмотрена таможенным законодательством Российской Федерации при фактическом вывозе этих товаров с таможенной территории страны.

Иностранные товары, а также продукты их переработки, помещенные ранее под режим СТЗ и выпускаемые с зоны для свободного обращения на остальную российскую территорию, или передаваемые нерезиден-

там зоны, таможенные пошлины, НДС и акцизы взимаются по действующим на дату принятия таможенной декларации ставкам. В отношении таких же, но российских товаров, перемещаемых аналогичным образом, таможня взимает лишь НДС и акцизы.

Следующий вариант трансграничных перемещений - вывоз российских и иностранных товаров с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории Российской Федерации. В такой ситуации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются. Вывозные же пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. Исключение составляют товары иностранного происхождения, ввезенные на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и экспортирующиеся из России в неизменном состоянии.

И, наконец, о судьбе оборудования и объектов недвижимости, ввезенных в зону в соответствии с режимом СТЗ, или же товаров, изготовленных из размещенных подобным образом комплектующих, полуфабрикатов и т.п. на момент прекращения деятельности зоны. Такая продукция получает статус находящейся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, считается и остается собственностью лиц, бывших резидентами зоны. Таможенные налоги и сборы при этом не уплачиваются.

Что касается особенностей таможенных льгот для участников ТРЗ, то очевидно, дело здесь обстоит следующим образом.

Следует обратить внимание на поправку, вносимую Законом 2006 года в часть 7-ю статьи 37 Закона об ОЭЗ в РФ 2005 года. Заметим, что это единственная поправка в одну из ключевых статей, содержащую целых 41 часть, законодательства об ОЭЗ. В первоначальном варианте этот раздел читался так: "Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов". Новый вариант звучит следующим образом: "Ввоз в особую экономическую зону резидентами особой экономической зоны товаров, предназначенных для осуществления промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, и вывоз из особой экономической зоны

любых товаров как резидентами особой экономической зоны, так и нерезидентами осуществляются с разрешения таможенных органов". Таким образом, становится очевидным, что на резидентов ТРЗ не распространяется таможенный режим свободной таможенной зоны при завозе товаров на ее территорию.

Резидентам особых зон государством предоставляется гарантия - стабилизационная оговорка. Суть ее состоит в том, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные документы аналогичного содержания субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ухудшающие положение налого-плательщиков-резидентов зон, к ним не применяются в течение срока действия соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой деятельности и туристско-рекреационной деятельности. Исключение составляют лишь нормативные акты, касающиеся налогообложения акцизной продукции.

6. Некоторые сведения о создающихся особых зонах

Процесс создания новых особых экономических зон, похоже, набирает обороты . Поэтому, представляется, будет небезынтересным привести ряд сведений о тех из них, работа по организации которых идет полным ходом в результате подписанных 18 января 2006 года соглашений - двух промышленно-производственных и четырех техниковнедренческих.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа в ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. Территория ОЭЗ "КАЗИНКА" примыкает к промышленной зоне г. Липецка (Центральный федеральный округ).

Финансирование (в %): федеральный бюджет - 49, бюджет субъекта Российской Федерации - 51.

Предприятия, подтвердившие свое участие в качестве резидентов ОЭЗ: "METR

S.p.A." - производство роторов и статоров электродвигателей; "VERGOKAN" - производство лотков для укладки кабеля; "SIGNODE SYSTEM GmbH" - производство систем по упаковке с применением стальной ленты;

"VITERIE ITALIA CENTRALE" - производство крепежных изделий; "EKINLER ELEKTRONIK"

- производство электрокабеля; "BEEPLAST"

- производство комплектующих изделий из пластмассы для бытовой техники; "CIAMAGLIA" - производство мебели; "INDESIT COMPANI" - производство газовых плит, комплектующих изделий для изготовления стиральных машин, холодильников; "ELECTROLUX" - производство стиральных машин; "SEST" - производство испарителей для холодильных прилавков и витрин; "PROMOULD" - производство оснастки для изготовления изделий из пластмассы; "VERNIGLASS" - производство изделий из стекла; "ELEKTROWERKZEUGE" - производство электроинструмента; "ODENWALD FASERPLATTENWERK GmbH" - производство плит из минерального волокна; "B/S/H BOSCH und SIEMENS HAUSGER?TE GmbH" -производство автомобильных запчастей, диагностического оборудования и электроинструментов, бытовой техники, систем безопасности и промышленного оборудования; "SIEMENS GmbH" - производство сложнобытовой техники и оборудования; "AKZO NOBEL"

- производство медикаментов, покрытий и химикатов; "SISU DIESEL" - производство двигателей; "BUNDY REFRIGERATION" - производство испарителей, конденсаторов и прочих жидкостных охладительных систем для холодильников и бытовой техники.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа в РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН. ППЗ "АЛАБУГА" размещена на территории Елабужского района Республики (Приволжский федеральный округ).

Финансирование (в %): федеральный бюджет - 49, бюджет субъекта Российской Федерации - 51.

Предприятия, подтвердившие свое участие в качестве резидентов ОЭЗ: "HYUNDAI MOTOR COMPANY" - организация автосборочных производств; "KFZ" - производство стальных дисков автомобильных колес; "GMT", "GEORG FICSHER", "RBL", "MANDO" - производство автомобильных компонентов; "NALKO" - производство химических реагентов; "ZASS", "ALABUGA INTERNATIONAL S.A." - производство бытовой техники; "GORENJE" - производство бы-

товой техники; "NILSSON" сборочное производство специальных автомобилей; "UNICO FILTER" - производство фильтрующих элементов; ОАО "ТАТНЕФТЬХИМ ИНВЕСТ-ХОЛДИНГ" - производство изделий из поликарбонатов, полипропилена и полистирола; ОАО "ПО ЕлАЗ" - производство колесных тракторов и спецтехники по лицензиям Минского тракторного завода, производство специальных автомобилей на автомобильных шасси; ЗАО "Елабужский завод ориентированного полистирола" - организация производства из пластмасс; "КРЕЗ" - производство полиэфирного гранулята и изделий из него.

Особая экономическая зона техниковнедренческого типа г. МОСКВА, Административное образование ЗЕЛЕНОГРАД. Состоит из двух участков - ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС МИЭТ (1-й участок) и ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (2-й участок).

Финансирование (в %): федеральный бюджет -50, бюджет субъекта Российской Федерации - 50.

Направления деятельности: микро- и наноэлектроника; оптоэлектроника, информационные и коммуникационные технологии; биоинформационные и биосенсорные технологии; нанотехнологии и наноматериалы.

Потенциальные резиденты: ОАО "ЗАВОД КОМПОНЕНТ", ОАО "АНГСТРЕМ", ЗАО "НТ МТД", ОАО "ЭЛМА", ОАО "ЭЛВИС-ПЛЮС", НИЦ "МИКРОЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ", "CISCO SYSTEMS Inc.".

Особая экономическая зона техниковнедренческого типа МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. ДУБНА. Состоит из двух участков: ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ с размещением здесь зоны разработок и чистых производств, площадью 136 га и ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ - зона размещения опытных производств, с территорией в 52 га.

Финансирование (%): федеральный бюджет - 70, бюджет субъекта Российской Федерации - 17,7, местный бюджет - 12,3.

Направления деятельности: заказное программное обеспечение; программные комплексы разведки и мониторинга месторождений нефти и газа; программно-аппаратные комплексы для таможенной службы;

цифровые системы защиты информации; системы контроля и управления доступом; сетевые вычислительные системы; дизайн и центры обработки данных; силовая электроника; биотехнологии: инсулины, интерферо-ны; нанотехнологии и новые материалы; проектирование летательных аппаратов.

Потенциальные резиденты: "IBS", "1ВМ", "АМР", "ВОЕтС, "АСАУА", Лаборатория информационных технологий "ТРАСТ", "АСПЕКТ", "ТРАНСКОМСОФТ", "ОПТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ", "ТЕНЗОР", "СПЕЦОБОРУДО-ВАНИЕ", "ЛАБОРАТОРИЯ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ", АФК "СИСТЕМА", "ТЕХНОКОМПЛЕКТ", "БИОСАТ", "АПАТЕК", ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР ПРИКЛАДНОЙ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ, "ПРОГРЕССТЕХ".

Особая экономическая зона техниковнедренческого типа г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Размещается на двух площадках: первая очередь - район территории "НОЙДОРФ" (поселок Стрельна), площадь 30 га и вторая очередь - район лесопарка "НОВО-ОРЛОВСКИЙ", площадью 1 70 га.

Финансирование (%): федеральный бюджет - 50, бюджет субъекта Российской Федерации - 50.

Направления деятельности: про-

граммное обеспечение; средства связи; конечное коммуникационное оборудование; системы автоматизации производства; медицинская техника; точное и аналитическое приборостроение.

Потенциальные резиденты: ФИЗИКОТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РАН им. А.Ф. ИОФФЕ; ЗАО "АЛКАТЕЛЬ", ЗАО "ЗАВОД им. КОЗИЦКОГО" и др.

Особая экономическая зона техниковнедренческого типа г. ТОМСК (Сибирский федеральный округ). Предполагается размещение на двух участках: СЕВЕРНОМ - территория 4,7 га и ЮЖНОМ - 197 га.

Финансирование (в %): федеральный бюджет - 74, бюджет субъекта Российской Федерации - 22, местный бюджет - 4.

Направления деятельности: медицинские биотехнологии; промышленные биотехнологии; сельскохозяйственные технологии; информационно-коммуникационные технологии и электроника; ядерная энергетика и

альтернативные источники энергии; нано-размерные наноструктурные материалы.

Потенциальные резиденты: "SISCO SYSTEMS Inc.", "B.A.B.C.", ОАО "АК СИБУР", УГМК, "ТЕХСНАБЭКСПОРТ", АФК "СИСТЕМА", ФГУП "МИКРОГЕН" и др.

7. Основные нормативные документы об особых экономических

зонах в Российской Федерации

1. Федеральный закон " Об особой экономической зоне в Магаданской области" от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ.

2. Федеральный закон " Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ.

3. Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ.

4. Указ "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" от 22 июля 2005 года № 855.

5. Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10 января 2006 года № 16-ФЗ.

6. Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 3 июня 2006 года № 75-ФЗ.

7. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ.

8. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон" от 13 сентября 2005 года № 563.

9. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны" от 13 сентября 2005 года № 564.

10. Постановление Правительства Российской Федерации " Об утверждении Правил применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области" от 30 марта 2006 года № 171.

11. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области" от 31 марта 2006 года № 184.

12. Постановление Правительства Российской Федерации " Об утверждении списка подакцизных товаров, на производство которых не может быть направлен инвестиционный проект, реализуемый резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области" от 31 марта 2006 года № 1 85.

13. Постановление Правительства Российской Федерации "О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области" от 31 марта 2006 года № 186.

14. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации "О проведении в 2005 году открытых конкурсов по отбору заявок на создание особых экономических зон" от 14 сентября 2005 года № 223.

15. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации "Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой деятельности), критериях отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам" от 23 марта 2006 года № 75.

16. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской

Федерации "Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны" от 31 марта 2006 года № 84.

17. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации "Об утверждении формы заявления резидента особой экономической зоны и требований к сведениям,указываемым в заявлении резидента особой экономической зоны" от 22 апреля 2006 года № 105.

18. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального Агентства по управлению особыми экономическими зонами "Об утверждении порядка ведения и формы единого реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области" от 25 апреля 2006 года № 59.

Примечания:

1 1 апреля текущего года вступил в силу новый Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10 января 2006 года № 1 6-ФЗ. По этой причине действие закона 1996 года прекращается.

2 Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31 мая 1 999 года № 1 04-ФЗ (с позднейшими поправками и дополнениями ).

3 В заключении приводится список наиболее важных на сегодня документов, имеющих отношение к созданию и деятельности ОЭЗ в Российской Федерации.

4 Очевидно, основой для его составления послужит приказ МЭРТ Российской Федерации от 23 марта 2006 года № 7 5, в котором приводятся рекомендуемые формы этого документа для ППЗ и ТВЗ.

5 Заметим, что приказом МЭРТ РФ от 22 апреля 2006 года № 1 05 утверждены форма заявления резидента особой экономической зоны и требования к сведениям в нем содержащимся. Однако, кажется, нет оснований говорить о том, что рекомендуемая форма годна для участников ТРЗ. Дело в том, что рекомендации касаются, главным образом, порядка ввоза-вывоза товаров, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны, и используемых для производственной или технико-внедренческой деятельности, а этим резидентам ТРЗ заниматься запрещено. Таким образом, вероятно, что для участников туристско-рекреационных зон МЭРТ РФ составит особые рекомендации по форме составления заявления.

И.И. Дюмулен

Всемирная торговая организация от «А» до «Я».

Теоретический справочник.

- М.: ВАВТ, 2006. - 215 с.

Переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) вызвали оживленный интерес к вопросам международной торговли, ее организации, правилам, определяющим порядок взаимодействия стран при осуществлении внешнеэкономических связей.

Поэтому очень важно, чтобы в ходе обсуждения проблем было обеспечено единое понимание применяемой специальной терминологии. Конечно, в данной книге удалось интерпретировать далеко не все необходимые термины и понятия. Но то, что представлено, уже немало.

Работа рассчитана на всех, кто интересуется вопросами деятельности ВТО и проблемами присоединения России к этой организации.

Ознакомиться со справочником можно в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.