СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
9) Аналитическая база собственников и операторов подвижного состава [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mashportal.rU/Portals/0/Research/Demo_Baza500_2017.pdf
© Ушаков С.И., 2019
УДК 338
Ходжева Д. О.
Студентка 1 курса ФГАОУ ВО «СКФУ» г. Ставрополь, РФ Е-mail: khodzhevadarina@gmail. com Научный руководитель: Рябов В.Н. канд. Экон. наук, доцент СКФУ, г. Ставрополь, РФ E-mail: [email protected]
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА
This article presents and discusses the basics of modern marketing.
Ключевые слова:
маркетинг, современный маркетинг.
Эффективность рыночного механизма проявляется через обеспечение сбалансированности экономики, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, создание гибких производств, которые восприимчивые к запросам клиентов и достижениям научно-технического прогресса. В рыночных условиях предприятие - это главный объект хозяйствования, экономическое пространство которого является не ограниченным, но полностью зависит от умения не допускать ошибки, адаптироваться к условиям изменчивой экономической среде, и именно от того, как реализуется маркетинговая деятельность, зависит эффективность работы предприятия.
Термин «маркетинг» (marketing) происходит от англ. слова «market» (рынок) и означает «процесс продвижения на рынок», «деятельность в сфере рынка». Сейчас в литературе по маркетингу насчитывается более 2500 его определений. Каждое из них отражает его назначение, функции, задачи и основное содержание. Приведем наиболее распространенные из них [4].
Маркетинговая деятельность является социальным и управленческим процессом, за счет которого определенные лица и группы лиц могут удовлетворять свои нужды и потребности путем создания товаров и потребительских ценностей и обменивая их. Маркетинг является предвидением, управлением и удовлетворением спроса на товары, услуги, предприятия, людей, территории и идеи путем обмена. Маркетинг представляет собой систему управления деятельностью предприятия по разработке, производства и сбыта товаров на основе изучения рынка и с целью получения прибыли [2].
Маркетинг можно трактовать так:
- принцип поведения предприятия, суть которого заключается в последовательном направлении всех решений, которые касаются рынка, требования и нужд потребителей и покупателей (маркетинг как принцип управления предприятием);
- усилия для получения преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами путем использования комплекса специальных рыночных мероприятий (маркетинг как средство);
- систематический поиск решений, который опирается на современный инструментарий (маркетинг
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
как метод) [3].
Несмотря на длительную историю развития, российский маркетинг является относительно молодым явлением. Необходимость в применении маркетинга возникла в начале рыночных реформ.В России популярен и активный, и пассивный маркетинг. Особенно активно используется прямой маркетинг. Это прямая почтовая рассылка, активная реклама, телереклама, реклама по телефону. Также проводятся различные рекламные форумы, конференции, на которых можно узнать предпочтения и желания потребителей, выявить их отношение к качеству товаров и т. д.
Пассивный маркетинг - это различные публикации в печатных СМИ, где расписываются достоинства компаний.
Современный маркетинг в России включает:
• исследование спроса и предложения, в особенности на приоритетных сегментах рынка;
• определение соотношения затрат на осуществление хозяйственной деятельности по сравнению с другими компаниями;
• проведение рекламной работы на современном уровне [5].
Несмотря на существенное движение вперед, в России еще не сформирована экономическая среда для ведения маркетинговой деятельности как философии бизнеса. Отсюда основные особенности российского маркетинга:
1. Активное развитие теории, а не практики маркетинга;
2. Ограниченность в получении достоверной и актуальной информации для развития маркетинговой деятельности;
3. Существенное внимание уделяется отдельным маркетинговым моделям: международного маркетинга и маркетинга средств производства (развитие экспортной торговли России машинами и оборудованием);
4. Применение на практике только некоторых маркетинговых функций;
5. Недостаточно развитая инфраструктура рынка;
6. Низкий уровень культуры в применении маркетинговых методик и инструментов. Маркетинг является одновременно философией бизнеса и активным процессом. Как философия
бизнеса данная наука выступает системой мышления и идеологической основой предпринимательской деятельности. Как активный процесс маркетинг выполняет ряд задач, которые возникают при функционировании предприятия в рыночных условиях, и рассматривается как основа для достижения целей предприятия [1].
Таким образом, сложность и неоднозначность сущности маркетинга обусловила тот факт, что в последнее время многие исследователи стали избегать прямых определений, предлагая рассматривать несколько возможных методологических подходов к характеристике маркетинга. Выявление на основе разнообразного анализа тех видов продукции могут обеспечить организации наиболее высокий уровень прибыли, и ориентация деятельности через планирование на продажу именно таких видов продукции является важнейшей задачей маркетинговой деятельности предприятия. Список использованной литературы:
1. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Особенности маркетинга в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. - 140 с.
2. Московченко И.В., Новикова Т.В. Использование зарубежного опыта формирования комплексной системы маркетинга современными отечественными предприятиями // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 10-3 (42). С. 25-29.
3. Попов Ю.Л. Маркетинг: учебник. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2015. - 189 с.
4. Решетько Н. И., Каптюхин Р. В., Алдатова Д. Ч. Место и роль маркетинга в деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 44-47.
5. Шумеева М.А. Воздействие маркетинга на современную культуру // Интеграция наук. 2017. Т. 2. № 2 (6). С. 82-84.
© Ходжева Д.О., 2019