Научная статья на тему 'Основы социокинетики детства: к постижению сущности'

Основы социокинетики детства: к постижению сущности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
319
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / МЕТОДИСТ / ПОСОБИЕ / СОЦИОКИНЕТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трухачёва Тамара Викторовна, Кирпичник Анатолий Григорьевич

Представляем читателям новую книгу, которая увидит свет в конце 2009 года Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2009. 528 с. Пособие подготовлено Ассоциацией исследователей детского движения при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы и при участии преподавателей Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, Новосибирского государственного педагогического университета, Российского государственного социального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Трухачёва Тамара Викторовна, Кирпичник Анатолий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы социокинетики детства: к постижению сущности»

КНИЖНАЯ ПОЛКА

УДК 37

Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник

ОСНОВЫ СОЦИОКИНЕТИКИ ДЕТСТВА: К ПОСТИЖЕНИЮ СУЩНОСТИ

Представляем читателям новую книгу, которая увидит свет в конце 2009 года — Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред. : Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. — М., 2009. — 528 с.

Пособие подготовлено Ассоциацией исследователей детского движения при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы и при участии преподавателей Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, Новосибирского государственного педагогического университета, Российского государственного социального университета.

Ключевые слова: детское общественное движение, методист, пособие, социокинетика.

Есть области человеческой деятельности, в которых разбираются все или почти все, без сомнения. И точно знают, как действовать. Трудно себе представить человека, который бы решился давать советы пилоту скоростного лайнера или капитану подводной лодки. Тут, все знают, должен сказать свое слово специалист. Но как только речь заходит о детях, их деятельности, об организации работы с ними в условиях школы или на свободном пространстве, советчиков хоть отбавляй.

Почему мы говорим об этом? Потому что к актуальной, многогранной проблеме, которой посвящено настоящее пособие, отношение именно такое: сложного здесь нет ничего. Речь об участии детей и подростков в общественных объединениях, о детском общественном движении.

Почти два десятилетия действует Ассоциация исследователей детского движения, и чем дальше идет погружение исследователей в этот мало изученный феномен, тем больше приходится убеждаться в его сложности.

Судите сами. Совсем простой вопрос: объединение детей или объединение для детей? Почти одни и те же слова, а насколько разный смысл: проявлять свою активность или принимать ее от кого-то. В детской интерпретации это звучит еще точнее: «Мы хозяева в своем объединении» - «Не мы хозяева в объединении».

В том же ряду другой вопрос: движение или организация? Многие удивляются: а так ли это важно для многих мальчишек и девчонок, включенных в общую полезную работу? Но именно

для них и важно. Включенность в движение предполагает принятие провозглашаемых целей и присоединение к совместным действиям, проводимым акциям. В организации все это тоже имеет место, но с существенной поправкой. В нее вступают, принимая на себя обязательства следовать выработанным нормам и правилам. В движении участвуют, а в организации еще и состоят.

Можно было бы не обращать внимание на такие, как иным кажется, тонкости. Но за их пониманием следуют сугубо практические вопросы: кто, куда, зачем может призывать подростков, что и как делать детскому объединению, какие отношения выстраивать внутри детского сообщества и с его окружением, каковы место и роль взрослого в общественных делах детей.

Кстати о делах. Еще не так давно безуспешно спорили: «дело» или «мероприятие». Теперь все больше говорят о проектах. По сути, спор не о словах. Речь о технологиях. Проект - это документ, отражающий результат определенной последовательности действий (проектирования): рождение и обоснование замысла, определение способов и средств его осуществления, уточнение этапов, форм взаимодействия исполнителей и т.п. Опыт проектирования важен для детей, осваивающих процесс организации деятельности. Проекты необходимы для обоснования необходимости поддержки детского объединения со стороны властных органов или спонсоров.

Не станем приводить примеров больше. Скажем только, что, как в любой другой области знания, в детском общественном движении есть свой

242

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

© Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник, 2009

Основы социокинетики детства: к постижению сущности

язык, свои технологии и свои лидеры, владеющие тем и другим. И складывалось все это не в одночасье. Да и не завершилось еще это сложение. Как говорится, в процессе. Но сделано уже многое.

Создан первый словарь-справочник, положивший начало осмыслению языка детского общественного движения, некоторых страниц его истории и представивший лишь частично круг исследователей и руководителей детского движения России и Советского Союза. Это одна из самых серьезных коллективных работ Ассоциации. Разработаны отдельные аспекты этого сложного феномена общественной жизни: сущностные основы нового, общественного статуса детских сообществ, особенности лидерства взрослого в детском сообществе, взаимодействие школы и детского общественного движения, семьи и детского общественного движения, стратегии и тактики детского движения и другие. Те, кто всерьез интересуются детским движением, наверняка не пропустили книги по истории детского движения, подготовленные Михаилом Богуславским, Владимиром Кудиновым, Людмилой Алиевой, Ириной Руденко, Николаем Басовым, по технологии деятельности - Еленой Титовой, по осмыслению признаков современного детского движения -Еленой Сорочинской, по проблеме социальных ресурсов детского движения - Анатолием Кирпичником и Олегом Решетниковым, статьи и книги по стратегии развития детского общественного движения, подготовленные Ксенией Радиной и ее последователями - Ириной Кудряшовой, Светланой Качалиной, Зоей Лаврентьевой, Сергеем Боб-рышовым, по осмыслению сущности и существования детского общественного движения -Еленой Дмитриенко. Все они - члены Ассоциации исследователей детского движения.

На этот раз группа исследователей (И.С. Зара-хович, А.Г. Кирпичник, А.В. Малиновский, О.В. Решетников, Т.А. Ромм, Т.В. Трухачева, В.В. Чекмарев, Л.И. Швецова) подготовила пособие, которое адресовано учителям взрослых организаторов, вожатых, инструкторов, т.е. методистам, осуществляющим их обучение на специальных отделениях в профильных училищах, на факультетах дополнительных профессий в институтах и университетах, на тематических семинарах в учебных центрах и курсах повышения квалификации.

Выбор этого пользователя продиктован, во-первых, нашей уверенностью, что методист - ключе-

вая фигура в развитии детского общественного движения. Он ближе всего к взрослому организатору, вожатому, инструктору детского общественного объединения. Он его учитель, его консультант, а порой и научный руководитель. Компетентный методист - добрая половина успеха в обучении взрослых организаторов, вожатых, инструкторов, которые, в свою очередь, обеспечат эффективность взаимодействия с детьми и подростками.

Во-вторых, выбор этого пользователя продиктован информационным вакуумом. И в пионерский период, и в наступивший постпионерский таких пособий вышло очень мало.

И, в-третьих, встречи и беседы с практиками убедили нас в необходимости создания пособия в таком формате.

Это первое коллективное пособие. Именно потому оно не смогло и не ставило своей целью осмысления всех сторон, всех аспектов сложного феномена и предлагает лишь основы, опорные точки организационных сторон детского общественного движения.

Сущностные признаки феномена. Структура. Деятельность. Взаимодействие. Взрослые. Лидерство. Информация. Имидж. Финансы.

Значима каждая «опора» и нельзя сказать, какая из них важнее. Постижение сущности общественного позволит по другому посмотреть на роль структуры. Постижение участия (деятельности) подростков в решении вопросов, которые касаются их жизни в школе, обществе, государстве, на взаимодействии с семьей и школой. Постижение миссии взрослых - на лидерство. Постижение имиджа - на значение информации в жизни объединения и его, взрослого лидера.

Конечно, можно читать пособие отдельными главами. Но авторы рассчитывают на последовательное знакомство и изучение материалов. Именно изучение. Это не литературное произведение, но и здесь необходимо погружаться в замысел авторов на глубину проблемы. А каждая из выбранных авторами точек - опор, проблема мало или вовсе не разработанная. Да и предлагаемая глава не есть ее полная и окончательная разработка. Это лишь заявка на разработку.

Строительство, созидание общественного института в детской среде - дело новое и не простое. Как утверждает К.Д. Радина, одна из главных причин этой сложности - ситуация, когда общественные идеалы приходят в противоречие с ценностями сегодняшней жизни и их утверждение требует

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

243

КНИЖНАЯ ПОЛКА

борьбы. С этим нельзя не согласиться. Можно лишь подчеркнуть, что эта ситуация требует для детского общественного движения взрослого особого типа. Осознающего значение общественных идеалов и готового отстаивать их вместе с детьми. Уважающего права ребенка и способного их отстаивать в необходимых случаях, равно как и формирующего ответственность подростков. Понимающего сложность стоящих перед ним задач и силу партнеров в процессе их достижения, а потому вовлекающего в их решение семью, школу, общественных и государственных деятелей, вместе с которыми только и достигается успех.

Помочь взрослому (организатору, вожатому, инструктору), желающему соответствовать столь высоким требованиям, может более всего методист. В его руках компетентность кадрового корпуса. Потому и адресуется это пособие ему.

Авторы осознают, что пособие не сможет ответить на все вопросы. Не освещены правовые основы. Не раскрыты основы развития. Нет мо-тивационных основ участия подростков в общественных объединениях. И еще многого, что требует разработки исследователей. Но начало положено. И авторы с нетерпением ждут оценки читателей.

244

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.