Научная статья на тему 'Основы синергетической эргономики сред'

Основы синергетической эргономики сред Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев С. Ф.

Рассматриваются базовые вопросы постклассической эргономики сред. Предложен методологический и теоретический базис синергетической эргономики, основанный на постклассических представлениях, рассматривающих среду деятельности человека как самоорганизующуюся систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы синергетической эргономики сред»

ОСНОВЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭРГОНОМИКИ СРЕД

© Сергеев С.Ф.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Рассматриваются базовые вопросы постклассической эргономики сред. Предложен методологический и теоретический базис синергети-ческой эргономики, основанный на постклассических представлениях, рассматривающих среду деятельности человека как самоорганизующуюся систему.

Классическая методология эргономического обеспечения и проектирования эргатических систем, традиционно разделяющая задачи проектирования технической среды и деятельности в ней человека-оператора, малоэффективна при решении задач, возникающих при создании новых видов эргатических систем с «разумным» поведением технической компоненты, реализующих погружение оператора в искусственные среды обучения и профессиональной деятельности [1]. Требуется более серьёзное внимание к анализу отношений «субъект-объект с разумным поведением», возникающих в сложных видахдеятельности [2].

Существующие подходы к среде, описывающие её как часть мира и окружающие условия, не позволяют сформировать модели обучения и профессиональной деятельности, корректно учитывающие особенности работы человека как самоорганизующейся аутопоэтической системы.

При эргономическом обеспечении проектирования новых видов технических систем неконструктивно классическое физическое понятие «среда», не учитывающее специфику процессов, возникающих и протекающих во внутреннем плане психики оператора в процессе решения учебной и/или профессиональной задачи. В результате проектировщик сложной эргатиче-ской системы не понимает, как связаны с содержанием и свойствами технического компонента разрабатываемой им системы обучающее и профессиональное поведение человека. Алгоритмические модели, традиционно используемые при описании деятельности оператора, некорректны и малопродуктивны при управлении сложными системами, содержащими искусственные динамические среды. Возникающие в них формы отношений оператора с интерфейсом приобретают характер социальных и межличностных управляющих коммуникаций, не подчиняющихся законам формальной логики, положенным в основание алгоритмического подхода.

* Доцент кафедры Информационных систем в гуманитарных науках и искусстве СПбГУ, заведующий лабораторией Дизайна интерфейсов СПбГУИТМО, доктор психологических наук.

По настоящее время в эргономике не сформулирован теоретико-методологический базис, позволяющий с единых позиций объединить в процессе эргономического проектирования технологии тематического, технического, организационно-педагогического и психологического проектирования обучающих и профессиональных сред.

Вместе с тем накоплен большой объём данных, свидетельствующих о специфике работы человека как социобиологического существа, реализующего себя и действующего в обществе как самоорганизующаяся система. Внедрение идей синергетики в эргономику позволяет расширить возможности данной дисциплины и, прежде всего, в сфере создания сложных технических сред, деятельность в которых требует учёта особенностей динамической самоорганизации человека.

Можно говорить о зарождении комплекса знаний, который уместно назвать конструктивистской, или синергетической эргономикой. В нём сделана попытка последовательного внедрения идей самоорганизации в процессы проектирования иммерсивных обучающих и профессиональных сред [3].

Философско-методологический базис данного направления основан:

- на философских взглядах постмодернизма и, в частности, концепции радикального конструктивизма и его формах, нашедших своё отражение в работах П. Ватцлавика, Э. фон Глазерсфельда, К. Дж. Джер-джена, Н. Лумана, С. Шмидта;

- на идеях междисциплинарности и самоорганизации, связанных с именами И. Пригожина и Г. Хакена.

Естественнонаучные основы конструктивизма развиты в работах Ф. Ва-релы, У Матураны, Г. Рота, Ханца фон Фёрстера, К. X. Уодингтона, М. Эй-гена и др.

Междисциплинарность в эргономике предполагает взаимосогласованное использование образов, представлений, методов и моделей дисциплин как естественнонаучного, технического, так и социогуманитарного, педагогического и психологического профиля при решении задач проектирования и эксплуатации эргатических систем и их элементов.

В качестве общеметодологических научных оснований синергетиче-ской эргономики используются объединённые в междисциплинарном ракурсе вокруг понятия «среда», основные положения современной теории систем, биологии, физиологии, когнитивной и педагогической психологии, в которых отражено представление о человеке как о самоорганизующейся, аутопоэтической, познающей системе.

Постклассическая конструктивистская эргономика основана на следующих взглядах на понятия «среда», «обучающая среда»:

1. среда эргатической системы является продуктом конструирующей деятельности психики человека-оператора и не может быть рассмотрена вне её психического содержания;

2. среда отражает феномен динамической целостности циклически формирующихся цепей отношений человека с физической и социальной реальностью в процессе обеспечения его жизнедеятельности. Среда выступает перед субъектом одновременно в виде субъективной реальности и как внешняя предметная, объективная структура мира, в котором действует субъект [4];

3. обучающая среда в содержательном плане возникает всегда как динамический процесс формирования сети отношений в субъекте обучения, в который им лично (не всегда осознанно) избирательно вовлекаются самые разнообразные элементы внешнего и / или внутреннего окружения с целью обеспечения: аутопоэзиса организма, стабильности личности и непрерывности её истории.

Понятие «знание» в постклассической эргономике также имеет смысл отличный от понятий «знание», принятых в традиционных инструмента-листских теориях:

- знание, в отличие от информации, не может быть извлечено из человека, в котором оно существует;

- знание нельзя передать непосредственно от человека к человеку. Оно может быть построено только самим учеником, выращено в нем;

- знание зарождается и развивается вместе с человеком, совершенствуется в процессе жизни, приобретает свойства, учитывающие опыт субъекта;

- знание не обладает материальной формой, к нему не применимы операции, аналогичные операциям с физическими, материальными объектами;

- знание связано с работой механизма понимания;

- знание носит черты социального конструкта, отражающего интерпретации, порождаемые и разделяемые членами общества;

- язык выступает в качестве средства конструирования знаний, которые являются социальным продуктом, возникающим в процессе языковой деятельности в процессе коммуникаций [5].

На базе конструктивистской эргономики сформулирована теория обучения в иммерсивных средах, которая включает следующие базовые принципы: самоорганизации, селективности, погружения, присутствия, конструирующей активности обучаемого, взаимной ориентации (человек-машина, человек-человек) в процессе обучающей коммуникации, физической непосредственности и субъектной (сознательной) опосредованности -интерпретативности, историчности.

Иммерсивная обучающая среда является динамическим системным самоорганизующимся психологическим конструктом, обладающим свойствами: иммерсивность; присутствие; интерактивность; внесубъектная пространственная локализация; избыточность; наблюдаемость; доступ-

ностъ когнитивному опыту (конструируемостъ); насыщенность; пластичность; целостность; мотивогенность, проявляющимися в форме активного обучения [6].

Обучение в иммерсивной среде сопровождается чувством присутствия в среде. Присутствие в иммерсивной обучающей среде - это динамический процесс включения человека (его психологической и психофизиологической систем) в среды человеческого опыта в процессе их конструирования и освоения [7].

Практика применения постклассической эргономики показывает её эффективность при создании тренажёрных обучающих систем и перспективность при создании авиационных систем повышенной автоматизации [2, 8, 9].

Таблица 1

Основные различия между классической и синергетической эргономикой

Критерий сравнения Классическая эргономика сред Синергетическая эргономика сред

Философский базис Материализм Конструктивизм

Среда Окружающая физическая реальность Конструируемая часть действительности

Знание Структурированная информация Часть индивидуального опыта

Обмен знаниями Возможна передача через носители информации Невозможен, знание индивидуальный продукт человека

Взаимодействие систем Любые формы Взаимная ориентация. Сетевые структуры

Когнитивная система человека Открытая система Операционально-закрытая система

Методы проектирования Техническое проектирование среды системы «человек-машина» как инженерного объекта Проектирование среды как психологического объекта, обладающего свойствами аутопоэтической системы

* * *

Для решения задач, возникающих в связи с усложнением техносферы и появлением сложных эрготехнических систем, требуются изменения и дополнения в методологический и понятийный базисы эргономики и инженерной психологии в виде постклассических представлений концептов «среда», «техническая среда», «эрготехническая среда», «знание», «умения» и «навыки» с учётом синергетического характера взаимодействий, возникающих в системе «оператор-среда».

Список литературы:

1. Сергеев С.Ф. Инженерно-психологическое проектирование сложных эрготехнических сред: методология и технологии [Текст] / С.Ф. Сергеев // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. - Вып.1. - Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 429-449.

2. Сергеев С.Ф. Методология эргономического проектирования бортовых систем искусственного интеллекта самолетов 5-го поколения [Текст] / С.Ф. Сергеев // Мехатроника, автоматизация, управление. - 2007. - № 11. -С. 6-11.

3. Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория, практика [Текст]: дисс. ... д-ра псих. наук: 19.00.03: защищена 7.04.10: утв. 28.01.11 / С.Ф. Сергеев. - СПб., 2010. - 420 с.

4. Сергеев С.Ф. Базовые понятия педагогики конструктивизма: Реальность, действительность, виртуальность [Текст] / С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. - 2009. - № 2. - С. 9-11.

5. Сергеев С.Ф. Конструктивизм: концепт «знание» [Текст] / С.Ф. Сергеев // Философия образования. - 2008. - № 1 (22). - С. 286-294.

6. Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды [Текст] / С.Ф. Сергеев. - М.: Народное образование, 2009. - 432 с.

7. Сергеев С.Ф. Погружение в обучении: обучение в погружении [Текст] / С.Ф. Сергеев // Материалы XX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26-27 июня 2009, г. Троицк. - Троицк: ЦНПТ, МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2009. - С. 547-549.

8. Сергеев С.Ф. Методология проектирования тренажёров с иммер-сивными обучающими средами [Текст] / С.Ф. Сергеев // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. - 2011. - № 1 (71). - С. 109-114.

9. Сергеев С.Ф. Виртуальные тренажёры: проблемы теории и методологии проектирования [Текст] / С.Ф. Сергеев // Биотехносфера. - 2010. -№ 2 (8). - С. 15-20.

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© Федяева И.Ю.*

Филиал Вятского государственного гуманитарного университета, г. Кирово-Чепецк

Сложившаяся социально-экономическая ситуация оказывает определенное влияние на формирование и развитие личности современного человека, в том числе и в профессиональном плане. Растут ожидания организации и требования, предъявляемые к сотрудникам, поэтому, актуальными проблемами на сегодняшний день являются: адекватная интеграция

* Старший преподаватель кафедры Экономики и управления, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.