Научная статья на тему 'ОСНОВЫ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ОСНОВЫ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

гих. Кодекс периода социалистической реконструкции должен быть документом, обязывающим к действию, отвечающему во всем интересам грандиознейшего0 процесса социалистического строительства, документом вполне выдержанным с точки зрения марксистско-ленинской методологии. Мы вправе отнестись к нему строго критически.

Он должен пройти ряд фильтров раньше, чем поступит на рассмотрение правительства. Такими фильтрами должны быть Комака-демия, научные институты системы здравоохранения—центральные и периферические, — научные медицинские общества, профсоюзные и др. массовые рабочие организации, заинтересованные ведомства, ыестные органы здравоохранения и т. п.

В настоящее время редактированием проекта занимается специальная комиссия, назначенная НКЗдравом. Мы выражаем пожелание, чтобы проредактированный комиссией проект после одобрения его коллегией НКЗдрава был опубликован, чтобы его можно было подвергнуть широчайшей дискуссии, в которой должны принять участие все, кому дороги интересы советского здравоохранения1. Очень удачно было бы приурочить это издание к с'езду санитарных врачей, чтобы на нем можно было поставить обсуждение проекта кодекса.

Санитарный кодекс реконструктивного периода не должен быть продуктом кабинетной работы; на нем должна лежать печать коллективного творчества.

ОСНОВЫ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА в ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2

Т. М. Брон (Москва) Из opr.-план. отдела Ин-та саниприи и гигиены ОЗДяП (дир. ин-та А. Я. Гольдфельж

зав. отделом А. В. Мольков) Поступила 14.IV.1932 '

Начатая ныне НКЗдравом и проводимая при участии его научных институтов работа по составлению и изданию Санитарного кодекса РСФСР должна воспо жить давно существовавший пробел в законодательном нормировании санитарных мероприятий и в приведении в стройную систему изданных ранее законоположений в области здравоохранения.

На практике отсутствие у нас санитарного кодекса приводило к тому, что в общем потоке различных декретов и распоряжений издававшихся ad hoc и при изменившихся обстоятельствах часто терявших прежнее значение, в потоке скрещивающихся веяний и течений разных периодов и различных источников терялись нередко основные установки, основная целеустремленность законодательной мысли. В результате мы встречались сплошь и рядом и встречаемся еще до сих пор с тем явлением, что осуществление на местах практики санитарных мероприятий вело и ведет к немалым затруднениям ввиду отсутствия в соответствующих областях точно регламентированных законоположений или ввиду явной противоречивости исходящих от различных ведомств распоряжений. В интересующей нас практике охраны здоровья детей и подростков это сказывается, может быть, в большей мере, чем в других областях здравоохранения.

1 К моменту выхода настоящей книжки в свет «Проект санитарного кодекса» опубликован (Медгиз, Москва, 193.:).

* В порядке обсуждения.

Прямым следствием часто является малая эфективность достижений в области ОЗДиП, недостаток практических результатов, тенденция исследовать и изучать явления, вместо того, чтобы изменять их в сторону действительного оздоровления.

В части раздела по охране здоровья детей и подростков составление проекта Санитарного кодекса выпало на долю Центрального ин-та ОЗДиП. Не вдаваясь в подробности работы по существу, мы хотели бы коснуться здесь только основных принципов, положенных нами в основу проекта Санитарного кодекса в разделе ОЗДиП, принциов, которыми, по нашему мнению, должно быть проникнуто наше санитарное законодательство по отношению детей и подростков.

Первое, что мы хотели бы подчеркнуть и из чего мы старались исходить при составлении нашего проекта, это то, что законодательство по охране здоровья детей в нашей стране должно самым широким образом отражать действительную сущность советского здравоохранения вообще, и в частности то особенное чрезвычайное внимание, которое уделялось с первых дней советской власти и неизменно уделяется и в настоящее время охране здоровья детей и подростков. Наше санитарное законодательство должно полностью отражать значение ОЗДиП в нашем социалистическом строительстве, борьбу за здоровые промышленные кадры, за обороноспособность страны и т. п.

Следующее, что должно быть отмечено, это то, что при составлении проекта Санитарного кодекса мы старались быть ближе к. жизненной действительности. Законы не выдумываются; законы творятся жизнью, ее потребностями и необходимостью. И законы в области охраны детства также не должны являться только мыслимым, идеалом, как бы он ни был красив и привлекателен, а должны представлять сабой нечто реальное, осуществимое в данных конкретных условиях. Из этого не следует, что нам не нужно было учитывать при работе по законодательству также тенденций.и перспектив развития. В отношении охраны здоровья детей и подростков особенно предстояло учесть всю изменчивость условий, весь быстро идущий процесс развития. Предстояло, забегая так сказать вперед, предвосхищать ближайшее будущее, осознавать положение и потребности ОЗДиП на ближайшем этапе социалистического строительства.

Далее, законодательство не может быть олнородным для всего пространства РСФСР с ее чрезвычайно разнообразным населением, с ее обилием местных особенностей. Эти местные и краевые особенности должны найти отражение также и в области законодательства по ОЗДиП. Производственные, климатические и бытовые условия данной местности, данного района создают ту конкретную обстановку, из которой следует исходить при применении закона, которая однако не может быть учтена составителем общего Санитарного кодекса, почему Санитарный кодекс должен находить дополнение в местном законодательстве. Постановление коллегии НКЗ от 21.VI. 1931 г. предусматривает развитие общего Санитарного кодекса путем законодательной работы в областном и краевом масштабе. Излагая в нашем проекте раздела ОЗДиП Санитарного кодекса то, что имеет общее республиканское значение, мы сознавали необходимость дальнейшего углубления работы и пополнения ее по линии отражения в законодательстве местных краевых и областных особенностей путем 16

привлечения к участию в работе край и облздравы и областные институты ОЗДиП или соответствующие отделы институтов—организации здравоохранения.

Совершенно ясно также, что работа по составлению Санитарного кодекса, в частости и по разделу ОЗДиП, должна базироваться на ранее изданных законодательных актах. Новое законодательство должно было вырасти из основ старого в том смысле, что прежде изданные законодательные акты, циркуляры, инструкции и т. д. подлежали тщательному просмотру и критической проверке: из всего материала должно было быть отброшено в сторону и отметено все то, что устарело, все, что не соответствует духу и тенденциям политики настоящего дня, все, что имело временный характер и ограниченное значение. В разделе ОЗДиП, где взгляд на сущность охраны здоровья детей, ее цели и задачи многократно менялись, многие законодательные акты прошлого сохранили лишь исторический интерес. Предстояло выделить то, что сохранило значение для настоящего, предстояло согласовать законодательное творчество и тенденции различных ведомств, соприкасающихся с охраной здоровья детей и подростков, органов здравоохранения, органов народного образования, органов труда, хозяйственных организаций и т. д. ив результате найти общую равнодействующую. Просеянный и многократно прочищенный таким образом материал надлежало затем привести в стройную систему законодательного характера.

Давая общую линию направления законодательной мысли, санитарный кодекс не должен быть загроможден специальными нормами, правилами и инструкциями. От составителей проекта Санко-декса требуется здесь особая осторожность, чтобы не лишить закона необходимой гибкости и эл.астичности. Фиксированные нормы, окаменелые в своей неподвижности, вообще опасны. Невозможно например создать нормы строительства детских учреждений, единые и обязательные для разных местностей, с разными климатическими, производственными и всякими иными условиями. Понятно также, что с развитием наших гигиенических знаний, с усовершенствованием техники, с расширением и углублением культуры, те нормы, которые мы считаем непреложно верными в настоящий момент, могут быть значительно поколеблены в своих основах. При изменившихся обстоятельствах нынешние нормы могут оказаться слишком недостаточными, а в некоторых случаях невыполнимыми. Требуемые нормы кубатуры воздуха в школьных помещениях например обусловлены, как известно, определенной кратностью обмена воздуха, т. е. условием не всегда в действительности осуществимым, так как кратность обмена представляет собой изменчивую величину. Такая же условность наблюдается и в отношении других норм напр. норм освещения, режима дня школьника и т. д. Если бы мы стали на точку зрении необходимости применения твердых нсрм, мы столкнулись бы во многих случаях с интересами экономики, повелительно сильными в наш период бурного строительства, когда приходится преодоле: вать трудности роста и считаться с колоссально расширившимися потребностями, решительно во всех областях. Механически применяемые нормы, создавая тесные рамки ограничений, могли бы связывать свободу действий, могли бы парализовать свободу творчества и развития. Сила закона, напротив того, в том, что создавая ограничения и связывая произвол, он в то же время должен стимулиро-

2—Гиг. и соц. здр., М 10 1 /

вать действие и не припяТствовать свободному течению творческого процесса.

Но если кодекс не должен содержать в себе норм, как тако вых, то все же в соответствующих местах кодекса должны иметься, ссылки на необходимость дополнительной нормировки и на то, в каком направлении нормирование должно идти и кем нормы должны быть изданы. Школьная гигиена давно знает много норм, принятых для общего руководства. Тем не менее составитель проекта Санко-декса по разделу ОЗДиП старался норм в тексг кодекса не вводить и только по указанию редакционной комиссии при Сан. гигиеническом ин-те допустил введение некоторых норм, самых необходимых и существенных. Было бы по нашему мнению целесообразным, если бы в вид^ особого приложения к разделу ОЗДиП Счнитарного ко декса дать сборник типовых норм по детским и подростковым учреждениям.

Говоря о принципиальных установках Санитарного кодекса в части нашего раздела, мы должны отметить также то, что кодекс должен быть средством борьбы с обезличкой. В законе должно быть точно оговорено, на кого возлагается организация оздоровительных мер, кто несет ответственность за выполнение, кто отвечает за контроль. В проекте Санитарного кодекса по ОЗДиП, где на деле много хозяев и много исполнителей, это разграничение в законе функций и обязанностей яв ляется особенно важным. Особенно важно было поставить грани между различными ведомствами, уделив каждому его место в общей работе по ОЗДиП. Эту линию работы мы старались проводить.

Мы старались также не упускать из виду, что весь Санитарный кодекс в разделе ОЗДиП должен быть выдержан не в духе опеки над малолетними, а в духе максимального обеспечения свободного творчества детей и подростков и свободного развития их сил и способностей в здоровой советской среде правильно направленного и свободно развивающегося коллектива, в атмосфере коммунистнче ского воспитания.

И наконец мы ставили себе целью, чтобы проект санитарного кодекса в интересующем нас разделе отражал систему ОЗДиП и ее задачи и чтобы он был увязан с экономикой страны, с развертывающейся 2-й пятилеткой, с всеобучем и т. п.

Переходя к внутреннему содержанию раздела ОЗДиП Санитарного кодекса, нужно сказать, что важнейшие главы его общей части касаются органов и учреждений, ведающих делом ОЗДиП, прав и обязанностей главных исполнителей по охране здоровья детей и подростков и взаимоотношений между различными ведомствами и организациями, соприкасающимися в этой области. В отдельных главах специальной части кодифицированы и регламентированы требования как по отношению к оздоровлению материальной среды и социального окружения детей и подростков, так и оздоравлению самих детей и подростков и о>еспечению их надлежащей оздоровительно - профилактической, лечебной и врачебно - педологической помощью.

Ограничиваясь здесь весьма кратким и далеко неполным перечнем важнейших отделов Санитарного кодекса в интересующей нас часги, мы хотели бы только привести несколько примеров, указывающих на то „новое" и характерно „советское', особенно для на-18

стоящего момента, что составитель проекта считал нужным включить в раздал ОЗДиП Санитарного кодекса и что представляет из себя его существенное огличие от кодексов западных стран.

В нашем проекте Санкодекса нашю отражение наше социалистическое строительство и широко развертывающееся строительство промцентров, новых городов и поселков. Проект санитарною кодекса задается целью обеспечить охрану здоровья детей на этих новостройках, предусматривая различные моменты—соответствующее планирование, развитие сети учреждении и т. д. Нашло отражение конечно и наше политехническое воспитание; в законе уделено достаточно внимания обеспечению здоровых условий производственного обучения. Характерным для нашего законодательства является также то значительное место, которое уделяется в нем узаконению детской и подростковой самодеятельности общественных сил, как базы оздоровительных мероприятий. Введенный у нас недавно институт школьно-санитарной ин -лекции нашел также достойное место в проекте Санитарного кодекса. Характерно советским является предусматриваемый в кодексе и уже вмеденный в жизнь Ин т общественных шкотьно-санитарных инспекторов. В проекте Санитарного кодекса получила также отражение забота государства о калечестве, законодательство о ребенке неполноценном по своему физическому или психическому состоянию здоровья, детях физически слабых, больных, калеках, умственно отсталых, психопатах и т. д. Если в отношении этой части нашего законодательства многое как бы имеется на Западе и кое что пришлось нам даже позаимствовать из кодекса западных стран, то характерно советским и новым является то, что советское законодательство предусматривает не „попечение" о малых сих, как это принято на Западе, и не опеку над детьми, а правильную, государственно организованную, при содействии общественности, заботу об обеспечении возможности подготовки неполноценных ио состоянию здоровья детей и подростков к трудовой жизни, приобщения их к производственному труду, к участию в социалистическом строительстве.

В заключение мы должны признать, что некоторые выставленные в проекте положения нуждаются в проверке и уточнении с учетом голоса периферии, основанном на опыте мест. Неясным для нас самих является прежде всего вопрос о перспективе. Достаточно ли охвачена перспектива, достаточно ли учтены предстоящие сдвиги при нашем колоссально быстром шествии по пути культурной революции. Ведь надо помнить, что Санитарный кодекс составляется не на один год. Мы так быстро живем, что многое из того, что намечено в проекте, к моменту издания Санитарного кодекса окажется, может быть устаревшим и не вполне адэкватным потребностям того дня. Далее не окончательно решенным можно считать ряд следующих вопросов. Вопрос например о профиле врача ОЗДиП, вопрос о том, отделимы ли его исполнительные функций от функций инспекторских школьно-санитарного инспектора или эти функции должны быть слиты в одном лице. Мы предвидим возражения также по вопросам междуведомственных отношений, по вопросу например о профессионально-консультационной работе и об ответственности за нее органов здравоохранения, органов труда и хозор-ганов. Подлежит обсуждению и наше отношение к некоторым хроническим инфекциям и выставляемым ограничительным мерам. Есть 2* 19

много других пунктов, где скрещивание мнений должно помочь найти правильную линию и предохранить возможность перегибов и уклонов в важном деле составления одной из наиболее ответственных частей Санитарного кодекса советской республики.

Выполняя по поручению ин-та ОЗДиП эту ответственную работу, мы сделали, что могли. Из сказанного выше должно быть ясно, что пришлось преодолеть много трудностей. Должны отметить, что в качестве материалов для проекта мы использовали, поскольку могли,, разные источники и сборники законоположений, а также различные ранее проработанные нашим ин-том материалы для оперативных и инструктивных целей, равю специально подобранные некоторыми отделами материалы. Особо также должны отметить весьма полезную консультативную помощь высоко авторитетного правоведа 4 П. И. Люблинского.

В настоящее время первая наметка закона в разделе ОЗДиП сделана. Основа отлита. Предстоит отточка и отшлифовка деталей. Проект просмотрен редакционной комиссией при Санитарно гигиеническом ин-те и увязан в общей редакции с прочими отделами Сан-кодекса. Этим однако работа далеко не может считаться законченной. Таково свойство кодификационной работы, что она нуждается в коллективной мысли, что она требует длительного и разностороннего просмотра специалистов и общественной критики и проработки.

Из того, что сказано, понятно, что прежде, чем проект Санитарного кодекса приобретает силу закона, он должен еще много раз просматриваться и обсуждаться как в стенах ин-та, из которого он вышел, так и в областных институтах, в об'единениях и обществах врачей и пр. И в первую очередь он должен подвергнуться общественному просмотру на местных конференциях, с'ездах и совещаниях работников ОЗДиП. Только пропущенный через горнило местной ьритики врачебных и рабочих общественных организаций, раздел ОЗДиП Санитарного кодекса республики явится действительно правильно отточенным и надежным орудием оздоровления нашей смены^

ТРАВМАТИЗМ В КАМЕННОУГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И БОРЬБА С НИМ1

И. А. Арнольди (Сталин-Донбасс)

В связи с темпами развертывания каменноугольной промышленности вопрос о пр< мышленном травматизме приобретает огромную» роль в борьбе за выполнение пятилетнего плана социалистического строительства.

Механизация становится важнейшим рычагом социалистического отроигельства, а механизация добычи угля—важнейшая задача Донбасса. Исследователи „об'ективного труда" утверждают, что механизация увеличивает травматизм, не учитывая того факта, что механи-

1 Доложено Веедонецкому с'езду по борьбе с травматизмом в каменноугольной промышленности при Донецком институте гигиены и патологии труда, в декабре 1931 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.