4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
5. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления со-
временных исследований. Профессиональное образование // Столица. - 2008. - N° 1. - С. 3-5.
6. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 141 б - техносферная безопасность. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 27 с.
УДК 796.01
Воронин Сергей Михайлович
кандидат биологических наук Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова
ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Сложившаяся в настоящее время тревожная ситуация в физической культуре и спорте требует решения. Необходимо развивать все формы физической культуры. Уровень спортивных достижений общества зависит от массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, оздоровление.
Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлена социальными причинами, в числе которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка является главной проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.
Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма, в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого. В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращается, многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований.
Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для всех категорий населения, включая молодежь, - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия «спортом для себя» улучшают
качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность и т.д., то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности. В современном российском обществе целями и задачами модернизации физической культуры и спорта являются: стратегической целью - повышение уровня здоровья населения, а также эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привычек, подготовке к защите Родины, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.
Стратегия обеспечения здоровья и активного долголетия граждан России путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний, как и любая стратегия, основанная на защите, не может привести к успеху. На смену ей должна прийти наступательная стратегия - стратегия здорового образа жизни. Основой этого образа жизни являются физическая культура и спорт, целенаправленно, естественным путем повышающие жизнеспособность систем и функций организма человека.
Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия.
250
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
© Воронин С.М., 2011
Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают её, и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.
Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.
К основным направлениям реформирования физической культуры и спорта относят следующее. Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит создать систему физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения. Нужно создать и необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий.
Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Нужно создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самостоятельные занятия в парках, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.
Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, «трудных» подростков, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.
Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования).
Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои насе-
ления, прежде всего детей, подростков, молодежи.
Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Задача средств информации - повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
Пропаганда физической культуры должна способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умения владеть своим телом, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на последних научных исследованиях и открытиях.
Одно из важных направлений развития физической культуры и массового спорта - усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующим культ насилия и жестокости.
Цель физического воспитания конкретизируется в его задачах. В отношении такой возрастной категории, как студенческая молодежь, можно выделить следующие задачи:
- оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости к заболеваниям организма и его закаливания, в формировании жизненно важных двигательных умений, навыков и знаний;
- воспитательная задача заключается в использовании средств физической культуры для воспитания активной личности, мобильного человека, способного быстро адаптироваться в условиях изменяющейся жизнедеятельности и использовать имеющиеся знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях;
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
251
- образовательная представляет собой освоение конкретных знаний в области физической культуры, формирование умений и навыков через развитие самостоятельности как ведущего качества личности современного человека в процессе субъектного включения студента в педагогический процесс и формирования у него рефлексивной позиции.
Перечисленные задачи можно отнести к первой группе задач.
Ко второй группе задач относятся задачи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно - нравственной, умственной, трудовой и эстетической.
Третья группа задач - это задачи общественно-политического характера, состоящие в привлечении молодежи к общественно-политической деятельности, в патриотическом воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами.
Решение обозначенных задач предполагает: понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в области физической культуры, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Содержание физической культуры включает две составляющие: во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры); во-вторых, позитивные результаты
использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).
Наряду с ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.
В совокупности с определяющими ее положениями система физического воспитания характеризуется:
- идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями всего общества;
- теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, объединяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания;
- программно-нормативными основами, т.е. программным материалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результате физического воспитания.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что систему физического воспитания характеризуют не столько отдельные явления практики физического воспитания, сколько ее общая упорядоченность и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной формации.
Общими принципами, на которых основывается современная система физического воспитания, являются: принцип всестороннего развития личности; принцип связи физического воспитания с трудовой практикой; принцип оздоровительной направленности.
252
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
Компонентами физической культуры выступают:
- спорт - часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей; это огромный мир эмоций, популярнейшее зрелище, в котором присутствует сложнейший процесс меж-человеческих отношений. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека;
- физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически здоровых людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду;
- профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особеннос-
тями трудового процесса;
- оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культур;
- фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).
Библиографический список
1. Воронин С.М. Личностно ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов. - Ярославль, 2009. - 282 с.
УДК 37.035.44
Иванова Людмила Анатольевна
Иркутский государственный лингвистический университет
media-lai@mail.ru
ОСВОЕНИЕ ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ МЕДИАМИРА: ГЕНДЕРНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА
В данной статье рассматривается проблема «гендерных стереотипов» и возрастных медиапредпочтений современного поколения. Цель исследования — на основании полученных данных определить приемы эффективного медиаобразования различных возрастных групп.
Ключевые слова: современные СМИ, гендерные стереотипы, возрастные медиапредпочтения, ценностные установки семьи, негативное влияние.
Статья основана на материалах многочисленных анкет, бесед, опросов дошкольников, школьников и их родителей, учителей, студентов, преподавателей высших профессиональных учреждений города Иркутска, проведенных сотрудниками секции «Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике» в течение 1990-2010 гг. (нами было охвачено опросом шесть тысяч респондентов). Вышеназванная секция является структурным элементом Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования Международной Академии наук педагогического обра-
зования (МАНПО). Помимо этого привлекались материалы средств массовой информации (СМИ); социологических опросов; справочные и отраслевые издания; официальные статистические данные; публикации отраслевых Интернет-порталов. В статье мы рассмотрим два аспекта: гендерную и возрастную обусловленность в отношении к СМИ.
Когда речь идет о постиндустриальном (информационном) обществе, нельзя рассматривать влияние современных СМИ на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения без учета гендерной и возрастной обус-
© Иванова Л.А., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
253