Научная статья на тему 'Основы реформирования физической культуры и спорта'

Основы реформирования физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / HEALTH IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Сергей Михайлович

Сложившаяся в настоящее время тревожная ситуация в физической культуре и спорте требует решения. Необходимо развивать все формы физической культуры. Уровень спортивных достижений общества зависит от массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL-TRAINING CULTURE AND SPORTS REFORMING BASES

A present day alarming situation in physical culture and sport needs finding a way out. It is necessary to develop all forms of physical culture. The level of the society track record depends on mass sport and physical fitness of children, teenagers and youth.

Текст научной работы на тему «Основы реформирования физической культуры и спорта»

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

5. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления со-

временных исследований. Профессиональное образование // Столица. - 2008. - N° 1. - С. 3-5.

6. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 141 б - техносферная безопасность. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 27 с.

УДК 796.01

Воронин Сергей Михайлович

кандидат биологических наук Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Сложившаяся в настоящее время тревожная ситуация в физической культуре и спорте требует решения. Необходимо развивать все формы физической культуры. Уровень спортивных достижений общества зависит от массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, оздоровление.

Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлена социальными причинами, в числе которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка является главной проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.

Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма, в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого. В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращается, многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований.

Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для всех категорий населения, включая молодежь, - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия «спортом для себя» улучшают

качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность и т.д., то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности. В современном российском обществе целями и задачами модернизации физической культуры и спорта являются: стратегической целью - повышение уровня здоровья населения, а также эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привычек, подготовке к защите Родины, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

Стратегия обеспечения здоровья и активного долголетия граждан России путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний, как и любая стратегия, основанная на защите, не может привести к успеху. На смену ей должна прийти наступательная стратегия - стратегия здорового образа жизни. Основой этого образа жизни являются физическая культура и спорт, целенаправленно, естественным путем повышающие жизнеспособность систем и функций организма человека.

Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия.

250

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

© Воронин С.М., 2011

Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают её, и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.

Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.

К основным направлениям реформирования физической культуры и спорта относят следующее. Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит создать систему физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения. Нужно создать и необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий.

Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Нужно создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самостоятельные занятия в парках, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.

Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, «трудных» подростков, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.

Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования).

Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои насе-

ления, прежде всего детей, подростков, молодежи.

Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Задача средств информации - повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Пропаганда физической культуры должна способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умения владеть своим телом, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на последних научных исследованиях и открытиях.

Одно из важных направлений развития физической культуры и массового спорта - усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующим культ насилия и жестокости.

Цель физического воспитания конкретизируется в его задачах. В отношении такой возрастной категории, как студенческая молодежь, можно выделить следующие задачи:

- оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости к заболеваниям организма и его закаливания, в формировании жизненно важных двигательных умений, навыков и знаний;

- воспитательная задача заключается в использовании средств физической культуры для воспитания активной личности, мобильного человека, способного быстро адаптироваться в условиях изменяющейся жизнедеятельности и использовать имеющиеся знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

251

- образовательная представляет собой освоение конкретных знаний в области физической культуры, формирование умений и навыков через развитие самостоятельности как ведущего качества личности современного человека в процессе субъектного включения студента в педагогический процесс и формирования у него рефлексивной позиции.

Перечисленные задачи можно отнести к первой группе задач.

Ко второй группе задач относятся задачи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно - нравственной, умственной, трудовой и эстетической.

Третья группа задач - это задачи общественно-политического характера, состоящие в привлечении молодежи к общественно-политической деятельности, в патриотическом воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами.

Решение обозначенных задач предполагает: понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в области физической культуры, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Содержание физической культуры включает две составляющие: во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры); во-вторых, позитивные результаты

использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).

Наряду с ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.

Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.

В совокупности с определяющими ее положениями система физического воспитания характеризуется:

- идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями всего общества;

- теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, объединяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания;

- программно-нормативными основами, т.е. программным материалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результате физического воспитания.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что систему физического воспитания характеризуют не столько отдельные явления практики физического воспитания, сколько ее общая упорядоченность и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной формации.

Общими принципами, на которых основывается современная система физического воспитания, являются: принцип всестороннего развития личности; принцип связи физического воспитания с трудовой практикой; принцип оздоровительной направленности.

252

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

Компонентами физической культуры выступают:

- спорт - часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей; это огромный мир эмоций, популярнейшее зрелище, в котором присутствует сложнейший процесс меж-человеческих отношений. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека;

- физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически здоровых людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду;

- профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особеннос-

тями трудового процесса;

- оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культур;

- фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

Библиографический список

1. Воронин С.М. Личностно ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов. - Ярославль, 2009. - 282 с.

УДК 37.035.44

Иванова Людмила Анатольевна

Иркутский государственный лингвистический университет

media-lai@mail.ru

ОСВОЕНИЕ ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ МЕДИАМИРА: ГЕНДЕРНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА

В данной статье рассматривается проблема «гендерных стереотипов» и возрастных медиапредпочтений современного поколения. Цель исследования — на основании полученных данных определить приемы эффективного медиаобразования различных возрастных групп.

Ключевые слова: современные СМИ, гендерные стереотипы, возрастные медиапредпочтения, ценностные установки семьи, негативное влияние.

Статья основана на материалах многочисленных анкет, бесед, опросов дошкольников, школьников и их родителей, учителей, студентов, преподавателей высших профессиональных учреждений города Иркутска, проведенных сотрудниками секции «Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике» в течение 1990-2010 гг. (нами было охвачено опросом шесть тысяч респондентов). Вышеназванная секция является структурным элементом Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования Международной Академии наук педагогического обра-

зования (МАНПО). Помимо этого привлекались материалы средств массовой информации (СМИ); социологических опросов; справочные и отраслевые издания; официальные статистические данные; публикации отраслевых Интернет-порталов. В статье мы рассмотрим два аспекта: гендерную и возрастную обусловленность в отношении к СМИ.

Когда речь идет о постиндустриальном (информационном) обществе, нельзя рассматривать влияние современных СМИ на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения без учета гендерной и возрастной обус-

© Иванова Л.А., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.