Научная статья на тему 'Основы реализации информационного взаимодействия в системе логистической поддержки жизненного цикла продукции'

Основы реализации информационного взаимодействия в системе логистической поддержки жизненного цикла продукции Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
389
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЯ / ПОДСИСТЕМА ЭКСПЛУАТАЦИИ / LIFE CYCLE / INTEGRATED INFORMATION MEDIUM / INTEGRATED LOGISTIC SUPPORT / INFORMATION SUPPORT OF PRODUCT LIFE CYCLE / EXPLOITATION SUBSYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Александров Александр Анатольевич

Рассматриваются вопросы создания интегрированной информационной среды и основы концепции логистической поддержки жизненного цикла продукции. Исследуется взаимодействие основных участников жизненного цикла продукции в едином информационном поле. Разработана принципиальная функциональноалгоритмическая схема информационной системы поддержки жизненного цикла продукции на этапе эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Александров Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basics of Information Interaction Implementation in the System of Logistic Support of Product Life Cycle

Issues of creation of the integrated information medium and basics of the concept of logistic support of product life cycle are considered. The interaction of main participants of the product life cycle in the united information field is investigated. The schematic functional-algorithmic diagram of the information system for support of the product life cycle at the exploitation stage is developed. Refs.. Figs.. Tabs..

Текст научной работы на тему «Основы реализации информационного взаимодействия в системе логистической поддержки жизненного цикла продукции»

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ

УДК 658.7

А. А. Александров

ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ

Рассматриваются вопросы создания интегрированной информационной среды и основы концепции логистической поддержки жизненного цикла продукции. Исследуется взаимодействие основных участников жизненного цикла продукции в едином информационном поле. Разработана принципиальная функционально-алгоритмическая схема информационной системы поддержки жизненного цикла продукции на этапе эксплуатации.

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: жизненный цикл, интегрированная информационная

среда, интегрированная логистическая поддержка, информационная поддержка жизненного цикла изделия, подсистема эксплуатации.

Многообразие процессов в ходе жизненного цикла (ЖЦ) продукции и необходимость их интенсификации требуют активного информационного взаимодействия субъектов (организаций), участвующих в создании и эксплуатации изделий машиностроения. С ростом числа участников ЖЦ растет объем используемой и передаваемой информации.

В табл. 1 систематизированы процессы обмена информацией об изделии, ключевых процессах и используемых ресурсах в ходе ЖЦ продукции.

Потребность в создании интегрированной системы поддержки ЖЦ изделия и систематизации информационного взаимодействия компонентов такой системы привела к необходимости создания интегрированной информационной среды (ИИС). В основе ИИС лежит использование открытых архитектур, международных стандартов, совместное использование данных и апробированных программно-технических средств.

Круг конкретных задач, решаемых в результате создания современной ИИС, включает в себя:

— объединение в единое информационное пространство большого числа территориально удаленных друг от друга объектов и подразделений компании;

— высокоскоростную передачу по каналам связи любых видов информационных потоков;

— поддержку деятельности всех подразделений и объектов предприятия;

— автоматизацию всех технологических и бизнес-процессов компании, оперативный контроль и управление процессами производства, транспортировки и сбыта, взаиморасчетов с потребителями и поставщиками, управление персоналом и т.д., а также мощные средства обработки и анализа получаемой информации, расчет плановой и фактической себестоимости продукции;

— обеспечение необходимого уровня безопасности и защиты информационных ресурсов предприятия.

Новые информационные технологии позволили добиться существенных достижений в области автоматизации и информационной интеграции в процессах проектирования и производства техники. Больше внимания стало уделяться вопросам,

Таблица 1

Информационные процессы в среде в ЖЦ продукции

Субъекты/ участники ЖЦ продукции Ключевые процессы ЖЦ продукции

Маркетинг Проектирование продукции Закупки, производство Упаковка и хранение Реализация Эксплуатация

Заказчик И, П И И п, р

Разработчик И, П И, П, Р И, П И И, П И, П, Р

Производитель И, П, Р И, П, Р И, П, Р И

Дистрибьютер И, П И, Р

Потребитель И, П, Р

Поставщик И, П, Р И, П, Р И, П, Р И, П, Р

Сервисные организации И И п, р

Обозначения: И — данные об изделии; П — данные о процессах; Р — данные об используемых ресурсах.

связанным с информационной и организационной поддержкой эксплуатационного этапа ЖЦ изделий (это следует из табл. 1), проблеме организации и взаимодействия участников постпродажных процессов, в частности, таких как закупка и поставка, ввод в эксплуатацию, наладка, монтаж, эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание, техническое обслуживание и ремонт, поставка запасных частей и др. В западной терминологии перечисленные стадии объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП), являющейся важной составной частью концепции CALS.

Физическая реализация системы ИЛП представляет информационно-организационное сопровождение ЖЦ изделия, т.е. совокупность организационных документов, выполняемых процессов и соответствующих компьютерных систем.

На рис. 1 приведена общая схема системы информационного обеспечения ИЛП ЖЦ изделий машиностроения. На схеме выделены следующие блоки: агрегат (или конечное изделие), системы диагностики, системы сбора, накопления и хранения информации, блоки анализа и принятия решения, средства связи.

Каналы связи могут быть реализованы на основе стандартов построения локальных сетей на витой паре или оптоволокне. В зависимости от расстояний до центра обработки информации не исключен вариант использования спутниковых систем. Основной задачей здесь является построение общего информационного пространства между всеми участками. Безусловно, в эпоху глобализации и компьютеризации фундаментом для построения подобного информационного пространства может послужить глобальная сеть Internet.

В блоках обработки и анализа по мере обработки информационного потока формируются алгоритмы для управленческих решений, осуществляется постоянное заполнение хранилища цепочками "исходные данные-принятие решения-результат", что в дальнейшем способствует стандартизации происходящих событий и снижению времени реакции системы на внештатные ситуации. Следует признать, что матема-

Рис. № 1 Система информационного обеспечения ИЛИ ЖЦ

Рис. 1. Система информационного обеспечения ИЛП ЖЦ

тические модели для подобного анализа представляют собой широкое поле деятельности для многих научных работников, а сам процесс накопления статистических данных весьма растянут во времени и требует серьезных финансовых вложений в НИОКР, однако, по опыту зарубежных предприятий, после внедрения такая система довольно быстро окупается.

На рис. 2 приведена схема взаимодействия участников ЖЦ продукции в общем информационном поле. Здесь более четко показаны место и роль именно логистической поддержки ЖЦ в структуре организации взаимосвязей между участниками. Показаны основные задачи, решаемые информационной системой (ИС). Взаимодействие с сервисными и ремонтными службами в процессе эксплуатации выделено в отдельный цикл.

На рис. 3 структура ИС показана более подробно, выделены основные блоки внутри системы, показаны схемы взаимодействия между внутренними блоками и внешними агентами.

Выбор стратегии и программы технического обслуживания обуславливается степенью критичности отказов основных элементов изделия. Для промышленного оборудования предлагается использовать следующие категории критичности:

Группа А — оборудование, выполняющее основную функцию, например выработку или коммутацию электрической энергии, или обеспечивающее энергетическую безопасность. Останов актива приводит к существенным потерям мощности или снижает безопасность и надежность до критического уровня (по РД 153-34.020.801-2000 — АВАРИЯ и ИНЦИДЕНТ).

Группа В — оборудование, поддерживающее основное производство, важный (критичный) компонент основной производственной единицы. Останов актива снижает выработку или нарушает коммутацию электрической энергии либо снижает безопасность и надежность до потенциально опасного уровня или является причиной проведения дополнительных действий (переключений, изменений режимов работы, включения резервного оборудования) для предотвращения снижения выработки или нарушения коммутации электрической энергии, или снижении безопасности и надежности.

Рис. 2. Схема взаимодействия участников ЖЦ

Рис. 3. Основные элементы ИС ИЛП ЖЦ

Группа С — не основной (вспомогательный) актив. Останов актива никак не отражается на основном производстве (выработке или коммутации электрической энергии) или снижении безопасности и надежности.

Конечную форму можно представить в форме табл. 2

На рис. 3 отдельным блоком указан модуль анализа диагностических данных, в котором происходит определение стратегии и программы ремонта на основе ЭЭД (электронной эксплуатационной документации на изделие), матрицы "тип оборудования-критичность" и фактических режимов и параметров эксплуатации. В этом модуле также формируются решения о дальнейших действиях относительно подсистем ТОиР (технического обслуживания и ремонта) и МТО (материально-технического обслуживания).

Таблица 2

Тип оборудования Категория критичности оборудования Программа проведения ТО

по отказам по регламенту (плановое) по фактическому состоянию (на основе диагностики)

А — актив, выполняющий основную функцию

В — актив, поддерживающий основное производство, важный (критичный) компонент основной производственной единицы

С — не основной (вспомогательный) актив

Рис. 4. Схема движения информационных потоков между участниками ИЛП ЖЦ (МТО + ТОИР)

Основные информационные потоки и направления их движения показаны на рис. 4. Здесь можно увидеть взаимосвязь в ИС ИЛП ЖЦ двух подсистем: подсистемы эксплуатации и подсистемы МТО и ТОиР. Под "управляющим воздействием" понимается изменение параметров (режимов) функционирования или проведение ремонтно-восстановительных (или каких-либо других видов) работ.

Организационные взаимосвязи подсистемы эксплуатации и подсистем ТОиР и МТО показаны на рис. 5. Здесь дополнительно указан контур взаимодействия системы с персоналом, выполняющим, в данном контексте, роль систем внешнего мониторинга.

Рис. 5. Схема организационных связей процесса эксплуатации и процессов МТО + ТОИР

Фильтр «Критичность -Тип оборудования - вид работ»

Фильтр «Критичность -Тип оборудования -вид работ»

Расчет обм -роков, мов

Заказ необходимого

II 1|| пение рса

Ремонтные организации

Завод, распред. центр

Состояние

запасов (локальный склад)

Рис. 6 Принципиальная схема работы ИС ИЛП ЖЦ

Принципиальная функционально-алгоритмическая схема информационной системы представлена на рис. 6, где показана взаимосвязь основных элементов на уровне системы, показаны информационные потоки и их значения.

Первый канал (канала получения статистических данных) информация формируется на основании накопления данных с начала функционирования изделия. Данный канал на выходе может иметь сигналы для расчета следующих статистических величин (например): вероятности безотказной работы (вероятность отказа), средней наработки до отказа, средней наработки на отказ, коэффициент готовности и т.д.

Во втором канале проводится съем сигнала непосредственно с узлов и агрегатов изделия, т.е. в каждый момент времени имеется значение одного из технических параметров. После съема сигнала происходит проверка сигнала по уровню относительно полей допуска. В результате формируется сигнал "норм" либо "отказ по уровню".

Множественный съем подобных сигналов с элементов изделия позволяет построить функцию (вектор) состояния системы, анализируя и прогнозируя поведение которой, можно в любой момент времени сказать о характере происходящих внутри системы процессов, есть ли тенденции к возникновению отказов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бром А. Е., Колобов А. А., Омельченко И. Н. Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции: Учебник / Под ред. А.А. Колобова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

2. Бром А. Е., Александров А. А. Специфика структуры, длительности и учета затрат жизненного цикла наукоемкой продукции // Известия вузов. Машиностроение. - 2008. - № 4.

3. С у д о в Е. В., Л е в и н А. И., П е т р о в А. В., Ч у б а р о в а Е. В. Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения. - М.: ООО Издательский дом "ИнформБюро", 2006. - 232 с.

Статья поступила в редакцию 12.09.2011

Александров Александр Анатольевич — канд. техн. наук, доцент кафедры "Промышленная логистика" МГТУ им. Н.Э. Баумана.

A.A. Aleksandrov — Ph. D. (Eng.), assoc. professor of "Manufacture Logistic" department of the Bauman Moscow State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.