Научная статья на тему 'ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)'

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

757
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нутрициология / вкусовые предпочтения детей / основные подходы к детскому питанию / отзывы родителей о питании детей / виды детей по предпочтению в еде. / nutritional science / children's taste preferences / basic approaches to baby food / parents' reviews of children's nutrition / types of children by food preference.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекашова Анастасия Михайловна

Данная статья посвящена проблеме питания детей дошколь-ного и школьного возраста. Изучены статьи нутрициологов, а также психологов, которые считают, что правильное питание это неотъемлемая часть формирования детского организма. Рассмотрены основные наборы продуктов, которые необхо-димо вводить в детское питание для наилучшего развития молодого организма. В статье проанализированы предпочтения детей, а также способы решения проблем детского питания, с точки зрения матерей. Сделан вывод о том, что здоровое пита-ние – важная составляющая в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, однако для того чтобы ребёнок предпочитал здоровую пищу, родителям нужно усердно следить за своим питанием. Кроме того, намечены виды детей по вкусовым предпочтениям, а также отмечено, что статья является перспективной в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекашова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF RATIONAL NUTRITION OF PRESCHOOL AND SCHOOL-AGE CHILDREN (FORMULATION OF THE PROBLEM)

This article is devoted to the problem of nutrition of preschool and school-age children. The articles of nutritionists, as well as psychologists, who believe that proper nutrition is an integral part of the formation of a child's body, have been stud-ied. The main sets of products that need to be introduced into baby food for the best development of a young organism are considered. The article analyzes the preferences of children, as well as ways to solve the problems of baby food from the point of view of mothers. It is concluded that a healthy diet is an important component in preserving and strengthening the health of the younger generation, however, in order for a child to prefer healthy food, parents need to diligently monitor their nutrition. In addition, the types of children according to taste preferences are outlined, and it is also noted that the article is promising in development.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)»

XVМеждународная научно-практическая конференция УДК 613.2

Чекашова Анастасия Михайловна ChekashovaAnastasiaMikhailovna

Студент Student

ЕлабужскийинститутКФУ Yelabuga Institute KFU

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

FUNDAMENTALS OF RATIONAL NUTRITION OF PRESCHOOL AND SCHOOL-AGE CHILDREN (FORMULATION OF THE PROBLEM)

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме питания детей дошкольного и школьного возраста. Изучены статьи нутрициологов, а также психологов, которые считают, что правильное питание - это неотъемлемая часть формирования детского организма. Рассмотрены основные наборы продуктов, которые необходимо вводить в детское питание для наилучшего развития молодого организма. В статье проанализированы предпочтения детей, а также способы решения проблем детского питания, с точки зрения матерей. Сделан вывод о том, что здоровое питание - важная составляющая в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, однако для того чтобы ребёнок предпочитал здоровую пищу, родителям нужно усердно следить за своим питанием. Кроме того, намечены виды детей по вкусовым предпочтениям, а также отмечено, что статья является перспективной в развитии.

Abstract: This article is devoted to the problem of nutrition of preschool and school-age children. The articles of nutritionists, as well as psychologists, who believe that proper nutrition is an integral part of the formation of a child's body, have been studied. The main sets of products that need to be introduced into baby food for the best development of a young organism are considered. The article analyzes the preferences of children, as well as ways to solve the problems of baby food from the point of view of mothers. It is concluded that a healthy diet is an important component in preserving and

«Инновационные аспекты развития науки и техники» strengthening the health of the younger generation, however, in order for a child to prefer healthy food, parents need to diligently monitor their nutrition. In addition, the types of children according to taste preferences are outlined, and it is also noted that the article is promising in development.

Ключевые слова: нутрициология, вкусовые предпочтения детей, основные подходы к детскому питанию, отзывы родителей о питании детей, виды детей по предпочтению в еде.

Key words: nutritional science, children's taste preferences, basic approaches to baby food, parents' reviews of children's nutrition, types of children by food preference.

В современном мире многие исследователи заинтересованы изучением здорового питания детей. В начале XXI века появляется всё больше статей на данную тему, так как правильное питание обеспечивает наиболее благоприятное течение процессов роста и развития организма. Под правильным питанием принято понимать «рациональное, сбалансированное питание, обеспечивающее поступление пищевых, биологически активных веществ, в соответствии с физиологическими потребностями, поддерживающее функциональное состояние организма на высоком уровне, организованное с учетом принципов щадящего питания» [1, с. 12].

Кандидат технических наук Х.Б. Иноятова в статье «Питание детей дошкольного возраста» отмечает, что физиологические особенности ребёнка дошкольного возраста характеризуются перестройкой пищеварительной системы, в связи с этим «ребёнок должен получать необходимое количество различных продуктов в определенном соотношении» [2, с. 2]. Между тем пищевые привычки дошкольников находятся на стадии формирования, так как молодой организм только начинает перенимать их под влиянием семьи и детского сада, потому в данном возрасте стоит уделить большое внимание питанию детей.

Важно заметить, что многие дети склонны категорично относиться к некоторым продуктам питания, в таком случае можно либо

XVМеждународная научно-практическая конференция «приукрасить» еду, например, выложив интересный узор из орехов, сухофруктов или капусты, в зависимости от того, какой приём пищи происходит на данный момент, либо способствовать прививанию ребёнку культуры правильного питания через чтение книг. По мнению Р.Г. Алексеевой, чтение художественной литературы помогает воспитать культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор [3].

В XXI веке питание детей сильно нарушено, так как «.. .из-за занятости родителей основной пищей становятся полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления» [4, с.3]. Однако стоит контролировать данный фактор, потому как именно из-за потребления нежелательных продуктов, содержащих большое количество жиров и других вредных веществ, у детей появляются проблемы со здоровьем с раннего возраста.

Подходить к выбору продуктов питания в течение дня стоит, учитывая их разнообразие,детям необходимо потреблять разную еду, то есть обед и ужин не могут состоять из одного продукта, например, супа. В организации питания дошкольников важное значение имеет режим, то есть обязательное наличие завтрака,перекуса,обеда, полдника и ужина в установленное время, так как это способствует хорошему усвоению пищи, а работа пищеварительных органов будет выполняться ритмично. Соответствующее распределение продуктов также является значительной составляющей в правильном питании, поэтому, например, в первую половину дня рекомендуется включать продукты, содержащие белок и жиры, так как пища богатая именно данными двумя составляющими является тяжелоусваеваемой и требует большего количества пищеварительных соков. Следовательно, завтрак должен содержать горячее блюдо, напиток, такой как чай, какао, а также бутерброд; во время перекуса должны быть фрукты, соки, либо йогурты; обед, в свою очередь, должен состоять из первого и второго блюда; полдник

«Инновационные аспекты развития науки и техники» аналогичен перекусу, а на ужин наилучшим вариантом будет мясное или рыбное блюдо и гарнир в виде пюре, макарон или каши[5]. «В правильной организации питания детей дошкольного возраста большое значение имеет и соблюдение необходимых объёмов блюд. В этом возрасте общее количество пищи составляет примерно 1500 г.» [2, с. 3].Стоит учитывать и то, что многие дети посещают детские сады, в связи с этим у них присутствует сбалансированное полноценное пяти-разовое питание, отвечающее всем требованиям дошкольного возраста.

Детям дошкольного возраста свойственна высокая двигательная активность, сопровождающаяся большими затратами энергии, поэтому стоит в первую очередь обратить внимание на наличие в продуктах питания таких минеральных веществ, как кальций, фосфор, железо и магний. Перечисленные микроэлементы часто встречаются в молочных продуктах, орехах, фруктах. Стоит отметить, что потребность детей в минеральных веществах намного больше, чем у людей старшего возраста. Молочные продукты, такие как кефир, сливки, сметана, творог -необходимы детскому организму, подобная пища значительно улучшает работу пищеварения.Стоит отметить, что дошкольники чаще всего выбирают из кисломолочных продуктов кефир за его вкусовые качества, нередко родители добавляют к нему сахар, что также влияет на данное предпочтение. Следует внимательно относиться к творожным сыркам и сгущённому молоку, так как в них содержится большое количество сахара, что может навредить молодому организму. Немалое значение стоит уделять также витаминам, которые играют важную роль в жизнедеятельности организма, так как при их недостатке будет развиваться авитоминоз. Многочисленные витамины находятся в таких продуктах, как каша, хлеб, печень, яйца. Однако стоит учитывать, что, например, перловую и пшеничную крупы можно включать в рацион только в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 лет.

XVМеждународная научно-практическая конференция

Богатыми источниками витаминов являются также фрукты и овощи, так в их составе содержится клетчатка. «Из фруктов наибольшее распространение в питании здоровых детей имеют яблоки» [1, с. 34]. Зачастую у родителей нет возможности приобрести свежие фрукты и овощи,как минимум это бывает связано с сезонами выращивания, тогда на помощь приходят консервированные пюре. Немаловажно отметить, что витаминная ценность в таких изделиях будет меньше, чем в самих фруктах, однако для поддержания иммунитета ребёнка в осенне-зимний период данная пища является самым оптимальным вариантом, тем более, что очень актуально в современном мире, в их составе содержится сахар, пищевые добавки, что делает подобную еду более насыщенной, следовательно,дошкольники предпочитают пюре больше, чем те же овощи в свежем виде.

В детском питании также можно использовать мясо и субпродукты. Как отмечает А.С. Алексеева «наиболее часто применяют блюда из маложирной говядины, телятины, кур, цыплят, мяса кролика» [1, с. 26]. Рыба и яйца - очень ценные пищевые продукты для детей дошкольного возраста, следовательно,блюда, содержащие в своём составе два приведённых ингредиента, будут содержать самый полноценный белок. Важно обратить внимание на то, что солёные и копчёные рыбные изделия давать ребёнку не стоит, данная пища тяжело усваивается организмом и не принесёт никакой пользы дошкольнику. Стоит также исключить острые приправы в процессе приготовления блюд из мяса и рыбы,они могут быть опасными для слизистой желудка и кишечника.

Обращая внимание на напитки, стоит отметить, что лучше предлагать детям дошкольного возраста некрепкий чай, желательно разбавленный молоком. В первую очередь стоит включить в рацион воду, сок и компот, так как содержания вредных веществ в данных жидкостях минимальное, в то время как в чае наблюдается кофеин и танин,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» способствующие возбуждению нервной системы. Д.Н. Лир отмечает, что дети дошкольного возраста в современном мире потребляют чрезвычайно много сладкой газированной воды, что «.. .повышает риск заболеваний пищеварительной системы, снижают резистентность организма и способствуют увеличению массы тела» [6, с. 6].Многие дети любят сладкое, однако нужно быть внимательным, так как чрезмерное употребление кондитерских изделий и сахара может привести к появлению многочисленных нарушений в молодом организме. В качестве заменителя сахара можно использовать мёд в небольших количествах, однако следует быть осторожным, у некоторых детей может быть аллергическая реакция. Наилучшим решением будет заменить кондитерские изделия на фрукты, так как находящаяся в них фруктоза будет намного полезнее.

Резюмируя вышенаписанное, ежедневно дети должны получать такие полноценные продукты, как мясо или рыба, молоко, сливочное и растительное масло, овощи, сахар, хлеб. Стоит отдельно отметить, что перечисленные продукты лучше предлагать дошкольникам и младшим школьникам в отварном, либо тушёном виде. Молочные продукты, такие как сметана, сыр, яйцо, творог могут быть использованы через день, либо два раза в неделю.

Говоря о вкусовых предпочтениях дошкольников и младших школьников, можно также обратиться к отзывам родителей в интернет-источниках. Проанализированные нами статьи показывают, что в современном мире матери заинтересованы вопросами правильного питания, а также рядом иных вопросов, касающихся темы о том, как побудить в ребёнке желание есть ту или иную пищу при его категоричности к блюду. Так, например, одним из актуальных вопросов является, как накормить «ребёнка-малоежку», то есть ребёнка, который не хочет есть. Одним из способов решения подобной проблемы, предложенного мамами дошкольников, является выкладывание фигур из еды,

XVМеждународная научно-практическая конференция например, тело из картошки, руки и ноги - кружки морковки [7], подобные картинки из пищи зачастую нравятся детям, даже если они не съедят всё блюдо, то начнут привыкать к употреблению того или иного продукта. Также альтернативным способом является непосредственное участие ребёнка в процессе готовки, то есть можно разрешить ребёнку выбрать овощ или фрукт, который он хочет есть, либо же предложить ему самому решить, что он желает сегодня видеть в салате. Нередко мамы детей называют такое решение «игрой в повара», отмечая, что дети часто увлечены процессом готовки, следовательно, то, что дошкольники приготовили «сами» они едят порой с большим аппетитом [7].

Также к актуальным проблемам в питании дошкольников стоит отнести и то, что многие дети не желают есть полезную пищу, например, печень, рыбу, некоторые овощи и даже фрукты. В подобных ситуациях найти оптимальный выход бывает тяжело, так как даже после беседы с ребёнком, он может не понять, что в будущем это негативно скажется на его организме. В интернет-источниках мамы с опытом предлагают следующие интересные способы решения подобной проблемы. Во-первых, следует продукты нарезать небольшими кусками,напри-мер, предлагать пюре и супы с овощами, смешивать кабачок с мясом курицы, как правило, дети не замечают мелконарезанную пищу [8]. Во-вторых, в процессе приготовления тех же блюд можно поэкспериментировать с формой овощей: вырезать из морковки звёзды, из брокколи представить деревья в картофельном пюре. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка есть то, что он категорически не хочет, так как подобные действия вызывают в детях отторжение от блюд. Можно попытаться в игровой форме предложить ребёнку то или иное блюдо, например, некоторые родители советуют интерпретировать сказки, делая вид, что к дошкольнику приходит герой произведения или мультфильма: Степашка, Айболит и другие.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» В противовес проблеме «детей-малоежек» появляется вопрос у матерей, чьи дети дошкольного возраста любят вкусно поесть, либо едят чрезмерно много для своих лет, что приводит к ожирению. Зачастую подобная проблема связана с тем, что в современном мире появляется всё больше вредной еды, пищевые добавки в которой приводят к привыканию. Однако не обязательно это связано с фастфудом, чипсами или другими подобными продуктами, порой ребёнок ест полезную пищу, но в объёмах,которые позволительны только для взрослых. В первом случае, мамы детей дошкольного возраста предлагают заменять, например, чипсы - слабообжаренной картошкой, газированные напитки - компотами, что будет намного полезнее для молодого организма. Во втором случае предлагается давать детям порции меньших объёмов, либо увеличить количество приёмов пищи, но давать их с меньшей калорийностью [9]. Очень распространённой едой в наше время являются сухие завтраки, из которых большую популярность получили хлопья. В подобной пище содержатся полезные вещества, например, злаки и витамины, однако советуют не злоупотреблять хлопьями или мюслями, так как в их составе наблюдается большое количество сахара [11].

Говоря об отдельных продуктах питания, таких как копчёная, жареная рыба и икра, следует отметить, что подобную пищу советуют давать только с трёх лет и в маленьких количествах, так как в них содержится много соли, что оказывает негативное влияние на слизистую желудка. Свежую рыбу стоит тушить, либо варить на пару, только в этом случае рыба будет нести в себе пользу, а также сохранит в себе полезные вещества. Красную икру советуют родителям, чьим детям нужно повышать железо в организме [10].

Также можно отдельно обозначитьто, что есть дети, которые не пьют чай и компот, в таком случае в интернет источниках рекомендуют разбавлять сок с водой, в крайней ситуации, когда ребёнок негативно

XVМеждународная научно-практическая конференция относится ко всем видам жидкости, родители ничего не предпринимают и дают воду. Нами также отмечено, что многие мамы покупают газированные напитки для своих детей и никак не стараются их заменить [12].

Таким образом, в современном мире наблюдается всё большая тенденция к тому, что родители не успевают готовить блюда из полезной еды, отдают предпочтение пище быстрого приготовления, газированным напиткам, следовательно, у детей в будущем могут возникнуть серьёзные проблемы с желудком и пищеварением. Однако немалое количество родителей прививают своим детям культуру питания, стараются способствовать тому, чтобы дошкольник ел здоровую пищу. В связи с разными предпочтениями детей, мы хотим предложить классификацию, по которой в дальнейшем будем классифицировать героев-дошкольников в литературе:

Дети-малоежки, те,кто отказываются есть, либо выборочно едят предоставляемые им блюда;

Дети, которые любят вкусно поесть, к таким детям мы будем относить тех, кто ест много для своего возраста, либо тех, кто любит вредную пищу;

Дети-зрители,то есть те, кому требуются развлечения во время приёма пищи;

Дети-фантазёры - это дошкольники, которые ничего не ели, но придумали, что сыты.

Таким образом, мы проанализировали статьи нутрициологов, психологов, которые сходятся во мнении, что необходимо следить за правильным питанием детей и способствовать пищевой культуре. Все учёные отмечают, что в семье, где придерживаются правильного питания, намного проще воспитать здорового ребёнка. А вот форумы и интернет-сайты мам и бабушеквыявляют озабоченность взрослых не только тем, какие продукты способствуют здоровому росту, но и тем,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» как накормить детей или наладить режим питания. В связи с этим появляется большое количество полезных практических советов.

Эта информация является лишь постановкой проблемы, поскольку нами запланирована серия статей, основанных на контент-анализе, при этом материалами для изысканий станет художественная литература, ведь многие писатели не просто предлагают арт-терапию в качестве приёма борьбы с отсутствием аппетита у детей дошкольного и школьного возрастов, но и изображают схожую проблематику в художественной литературе.

Библиографический список:

1. Алексеева А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении: пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. — М.: Просвещение, 1990. — 210 с.

2. ИноятоваХ.Б., НуриддиновШ.Ф., МамадияроваМ.А., Рахмато-ваД.Г. Питание детей дошкольного возраста // Academy. - 2020. -№1 (52). -С. 6 - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pitaniedeteydoshkolnogo vozrasta (дата обращения: 05.10.2021).

3. Алексеева Р.Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р.Г. Алексеева: выступление на педагогическом совете из опыта работы. - URL: http://www.moi-detsad.ru/konsultac621.html(дата обращения: 05.10. 2021).

4. Григорьева О.В. Особенности и перспективы развития питания детей в дошкольном учреждении/ О.В. Григорьева // Сервис в России и за рубежом. - 2007. - №4. - С. 7-11.

5. Тапешкина Н.В. Особенности структуры питания дошкольников в выходные дни (краткое сообщение) / Н.В. Тапешкина // Вопросы питания. - 2014. - Т. 83, - № 2. - С. 2-3.

XVМеждународная научно-практическая конференция

6. Лир Д.Н., Перевалов А.Я. Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы питания. - 2019. - Т. 88, - № 3. - С. 69-77.

7. Сибмама - о семье, беременности и браке. -URL: https: //forum.sibmama.ru/viewtopic. php?p= 104688114&highlight=% E4%EE%F8%EA%EE%EB%FC%ED%E8%EA#104688114 (дата обращения: 08.10.2021).

8.Накормить привереду. URL: https://forum.sibmama.ru/viewtopic. php?t=41385&highlight=%F8% EA%EE%EB%FC%ED%E8%EA (дата обращения: 08.10.2021).

9. Лишний вес у младшего школьника. - URL: https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=319238(дата обращения: 08. 10.2021).

10. С какого возраста ребёнку можно давать икру?https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?p=72061&higЫight=%E4% EE%F8%EA%EE%EB%FC%ED%E8%EA#72061 (дата обращения:08. 10.2021).

11. Сухие завтраки. URL: https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php? t=31480&highlight=%F8%EA%EE%EB%FC%ED%E8%EA&star t=45&sid=afbceb082428a12f7e82bb5127471bda (дата обращения: 08.10. 2021).

12. А вы покупаете сок своим детям, или варите компоты. - URL: https://deti.mail.ru/forum/nashi_deti/detskoe_pitanie/a_vy_pokupaete_soki _svoim_detjam_ili_varite_kompoty/page_2/(дата обращения: 08.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.